Мастер-класс
«Технология
изготовления плиссе и гофре».
Занятия на
уроках по курсу «Конструирование и моделирование швейных
изделий» проводятся с детьми 14-17лет. Они
включают в себе много возможностей по формированию художественного вкусаи
развитию творческих способностей учащихся.
Главной
целью является построение системы
подготовки молодежи к самостоятельной трудовой жизни в условиях рыночной
экономики.
Основные
цели и задачи обучения:
- развитие
творческой самостоятельности, фантазии,
- создание
индивидуального стиля,
- умения использовать
имеющиеся знания и опыт в практической деятельности, в конструировании и
моделировании одежды, их систематизации,
-
формирование образного и пространственного мышления, трудового и эстетического
воспитания,
- умение
выразить свою мысль в рисунке модели, знакомиться с истоками
декоративно-прикладного искусства и изучать современное декоративное искусство.
Программа рассчитана на 4 года обучения, включает в себя
практическую, творческую, демонстрационную и экскурсионную деятельность
учащихся.
В программу введен раздел «Декоративно- отделочные детали и
элементы в изделиях». Его наличие значительно расширяет возможности учащихся в
выборе средств художественной отделки изготовляемых ими изделий, повышает их
художественный вкус, общий эстетический и культурный уровень.
Художественная отделка дополняет и украшает изделие, подчеркивая
особенности модели. Широкое распространение получила отделка, выполненная из
основной или отделочной ткани: бейки, буфы, защипы, канты, кокилье, оборки,
воланы, плиссе и гофре.
Плиссе – мелкие параллельные складочки на ткани, обработанные
специальным раствором.
Гофре – мелкие складочки на ткани, запрессованные на ребро путем
специальной обработки. Технология изготовления гофре и плиссе относится к
разделу декоративно- отделочные детали и элементы в изделии, изучается учащимися
в старших классах (во второй группе обучения).
Общая дидактическая цель: создать условия для развития творческих
способностей учащихся при работе с применением гофре и плиссе в швейных
изделиях.
Развивающий аспект – способствовать развитию умений учащихся
применять в изделии отделочный элемент плиссировки и гофре в зависимости от
индивидуальных особенностей человека.
-способствовать обучению учащихся изготавливать форму для
выполнения плиссе и гофре.
Познавательный аспект – создавать условия для систематизации
знаний в технологии обработки плиссе и гофре, подбору ткани к модели, создания
своего индивидуального стиля.
Воспитательный аспект – способствовать формированию личностных
качеств, обеспечивающих успешную творческую деятельность: интереса,
целеустремленности, любознательности, гуманности, активности, способности
работать в группе, находить компромисс.
Цели учащихся: учащихся уметь представлять образ будущей модели с
применением отделки плиссе и гофре, выполнять форму для закладки гофре и
плиссе, подбирать ткань к модели, анализировать, приводить в систему.
Оборудование для занятий:
бумага – ватман 2 листа
Линейка 60см
Карандаш «Конструктор Т»
Экран,
DVD
Рейка из дерева
Раствор для закладки
Груз «угольник»
Электроутюг
Проутюжильник
Швейная машина
Инструменты и принадлежности для ручных работ
Учитель делает вступление в тему. История украшения одежды
складками уходит корнями в Древний Египет – эпоху фараонов. Разного вида
складки и складочки придавали одежде элегантность и подчеркивали высокое
положение в обществе ее обладателя. Если отдельные виды одежды со временем
изменяются, а некоторые исчезают вообще, то отделка существует постоянно,
одежда всегда нуждается в украшении. И сегодня в центре внимания плиссировка и
гофре. При движении складки создают оптический эффект калейдоскопа, в котором
цвета меняются постоянно. Плиссировку можно встретить везде: на юбках, блузках,
туниках, рюшах и рукавах. Милые мелкие складочки уместны на любой ткани: в
атласе и шифоне. Плиссе – «изюминка» любого вечернего наряда. (Показ моделей по
DVD
с отделкой
плиссе и гофре).
Учащиеся просматривают модели с гофре и плиссе и отмечают наиболее
интересные, объясняют свой выбор.
Применение на практике: учитель показывает изготовление форм для
закладывания плиссе и гофре.
Гофре – это ряд складок запрессованных на ребро, т.е. стоячих:
общий вид гофрированной ткани напоминает гармошку.
Гофрировка также бывает прямой или расклешенной с различными
вариантами и группировками складок. Бумага для изготовления форм гофре должна
быть плотная, плохо впитывающая влагу. Изготовление формы начинается с
разметки. Листы бумаги расстилают и закрепляют. На коротких сторонах листа
(верхней и нижней) остро отточенным простым карандашом по линейке проводят
первоначальные линии , отступая от края примерно 2-3см. точки наносят так:
линейку прикладывают к первоначальной линии и карандашом или иголкой накалывают
точки с расстояниями, например 1;1см, потом опять 1;1см и т.д. до конца линии.
Первую точку ставят на расстоянии, равном ширине складки. При сборке формы
гофре надо следить, чтобы складки верхней части формы точно входили в складки
нижней. Чтобы сделать форму эластичной и прочной, улучшить качество гофре, я
рекомендую проутюжельник смачивать в мыльном растворе с добавлением уксуса и
сахара – по 1столовой ложке на 1 литр воды. Мокрый проутюжельник слегка
отжимают и ровно расстилают по форме. Необходимо следить, чтобы вся форма
пропарилась равномерно, в особенности края. Форму для гофрирования складывают
гармошкой, обвязывают на концах бельевой резинкой и запаривают горячим утюгом,
лишь слегка касаясь им ребер складок, чтобы не испортить форму (показ по
DVD
).
Прямое
гофре.
Складки
гофре отличаются от плосколежащих складок плиссе тем, что они имеют вид гармошки
(показ по
DVD
). При гофре
данного вида складки и сгибы формы равны. Мелкое прямое гофре обычно применяют
на бантиках и жабо к блузке или платью.
Гофре расклешенное
«полусолнце».
В точке «О»
строят прямой угол, на сторонах которого откладывают по 12см (т. Т1)
и 97см ( т. Н1) затем из т. О проводят дуги радиусом 12см и 97см.
после этого на дуге НН1 наносят точки через каждые 40мм и проводят
линии складок через намеченные точки в точку «О». сгибают складки по линиям
следующим образом: первую линию сгибают справа на лево, делая ребро сгиба.
Затем сгибают по второй линии, получая опять ребро сгиба складки. После этого
совмещают линии первых сгибов и делают внутренний сгиб. И вот таким образом до
конца листа. Аналогичное выполнение формы «солнце». Также из наиболее
распространенных видов гофре существует так
называемое расположение «кустиками». Выполнение формы можно выполнить по
рисунку (показ по
DVD
).
Учащиеся.
Изготовливают форму гофре, плиссе (можно по выбору).
Педагог.
Примерный расчет расхода ткани.
Гофрированные юбки могут быть прямыми, расклешенными, «полусолнце»
и полный клеш «солнце»; можно шить юбки с несколькими складками и с
промежутками на ткани. Фасон и покрой юбки выбирают в зависимости от
особенностей фигуры и выработки ткани. Рекомендации. Гофрированные юбки лучше
шить из тонкой шерстяной ткани, шелкового полотна, вискозных тканей. Можно
также из тафты, полотна льняного или штапельного, но лучше всего гофре держится
на шерстяной или шелковой ткани, а также на ткани с лавсановым волокном. Юбки для гофре обычно шьют из двух
или трех прямых стачных полотнищ, расклешенные – с одним швом, расклешенную из
квадрата 1м50см х 1м50см. Ткани на гофрированную юбку нужно в три раза больше,
чем на обычную юбку прямого кроя. Если ширина шерстяной ткани 1м 40см, из нее
кроят два полотнища, следовательно на юбку пойдет 2м 80см (показ по
DVD
, страница
из журнала Ателье №41).
Учащиеся.
Выполняют расчет расхода ткани на конкретную фигуру по своим размерным
признакам.
Педагог.
Ткани для гофрирования и их подготовка.
Ткань можно брать любую: штапельное полотно, нетолстую шерсть,
полушерсть, маркизет, крепдешин, тонкий трикотаж, вискозную ткань. Все
перечисленные виды тканей предварительно надо декатировать
(ткань смачивают в чистой воде, слегка отжимают, дают немного
просохнуть и еще влажную проглаживают горячим утюгом в продольном направлении,
через тонкий проутюжельник). Обработанная таким образом ткань при
гофрировании не будет садиться. В последнее время промышленность выпускает
полушерстяные ткани с синтетическим волокном. Из них особенно интересен лавсан.
Лавсановое полотно отличается высокой прочностью, ткани с лавсаном не мнутся,
после стирки их не надо гладить. Ткань с лавсаном очень устойчиво держит
складки гофре, они не расходятся даже после стирки.
В процессе гофрирования таких тканей необходимо тщательно следить
за правильным положением складок, чтобы не допустить заломов и зажимов, которые
потом очень трудно или совсем невозможно устранить дополнительной утюжкой. Юбку
из ткани с лавсановым волокном надо
выдерживать в форме до полного высыхания, не снимая груза, по крайней мере
5-6часов (показ образцов ассортимента ткани).
Домашнее задание – подобрать ткань для изделия.
Педагог.
Раскрой юбки плиссе или гофре.
При выборе фасона юбки нужно учитывать особенности фигуры и
возраст. Для полных женщин юбка должна быть строго прямого покроя с прямыми складками гофре и плиссе. Можно
применять фигурное гофре, т.к. эта форма складок скрадывает полноту. Девушкам
обычно подходят все виды и фасоны гофрированных юбок. Чтобы выкроить прямую
юбку, измеряют окружность талии и мерку записывают в половинном размере (Ст).
Окружность бедер измеряют по выпуклым частям таза с учетом выпуклости живота,
записывают в половинном размере (Сб). Это делается потому, что
выкройка обычно составляется на половину фигуры, кроят в большинстве случаев из
ткани сложенной вдвое. Припуск на свободное облегание фигуры определяют при
изготовлении выкройки.
Чтобы выкроить расклешенную юбку «полусолнце» или «солнце»,
измеряют только талию, мерку записывают в половинном размере, как для плиссе,
так и для гофре. Юбки «полусолнце» и «солнце» можно шить, как с одним швом,
сзади или спереди юбки, так и с двумя швами по бокам юбки. Ткань при раскрое
складывают по диагонали, в два слоя. Если длина юбки не проходит по ширине
ткани, то притачивают надставку, строго следя за тем, чтобы куски ткани
стачивались по долевой нитке. Припуски на швы: верхний срез – 0,7см, нижний и
боковые срезы по 2см.
Учащиеся.
Выполняют раскрой изделия.
Педагог.
Процесс гофрирования ткани.
Гофрирование заключается в закладывании ткани в форму и
пропаривания ее утюгом. Этот процесс для всех видов гофрировки один и тот же
(показ по
DVD
). После
раскроя юбки, ее располагают между нижней и верхней формами, закрепляя начало
булавками. Растягивая форму с тканью, другой край закрепляем грузом (железный
угольник). Далее перебираем каждое ребро, каждую складку в форме и закрепляем
деревянными рейками. Затем производим пропитку раствором: 1литр воды, 1столовая
ложка стирального порошка, 1столовая ложка сахарного песка и пропариваем с
помощью утюга. После этого нужно просушить на батарее (в домашних условиях) или
в сушильном шкафу (на производстве) в течение 24часов. Вынимаем ткань из формы
и подравниваем верхние и нижние срезы и обрабатываем нижние срезы (показ по
DVD
).
Учащиеся.
Обрабатывают низ изделия и выполняют пошив всего изделия.
Материально-техническое
оснащение кабинета
1.
ножницы для
раскроя ткани
2.
швейные
машины
3.
спецмашины:
оверлок, петельная
4.
манекен
5.
раскроечный
стол
6.
гладильная
доска
7.
электроутюг
8.
рабочие
коробки для ручных работ
·
ножницы
·
ручные иглы
·
наперсток
·
мел
·
нитки
·
английские
булавки
9.
масштабные
линейки
10.
универсальные
выкройки с 26 по 60размер
11.
лекала
различных деталей: воротники, рукава и т.д.
12.
учебно-методическая
литература по конструированию и технологии обработки швейных изделий
Оформление
кабинета. Стенды.
·
«Знай и
умей» - распорядок кабинета и правила техники безопасности
·
«Лучшие
работы»
·
«Сегодня на
занятиях»
·
«Терминология
выполнения ручных, машинных, утюжных работ»
·
«Экран,
DVD
, диски»
·
«Банк
проектов»
·
«Структура
выполнения проекта»
·
«Интересно
знать»
http://
www.proshkolu.ru/user/tvs1974/file/297584/