|
`Эмоциональное здоровье школьника
Неуспеваемость

|

|
| 
|  Тревожность ощущается как напряжение, озабоченность, беспокойство, нервозность и переживается в виде чувств неопределенности,беспомощности, бессилия, незащищенности, одиночества, грозящей неудачи, невозможности принять решения.
Тревожность, наряду с тревогой, страхом и надеждой - особая предвосхищающая эмоция.
Проблема тревожности - проблема цивилизации - это жизненная проблема современности, состояния страха и переживания за судьбу человечества и личную безопасность в этом социальном и окружающем мире.
А.М. Прихожан в своей книге `Психология тревожности пишет: `Тревожность показатель `предневротического состояния`. её роль в нарушениях поведения (делинквентность (проступочность), аддикция (зависимость) чрезвычайно высока. Значение профилактики тревожности, её преодоления важно при подготовке детей к трудным ситуациям (экзамены, соревнования), при овладении новой деятельностью [c. 6].
Некоторый уровень тревожности необходим всем людям для оптимального приспособления человека к действительности и в ней различают три аспекта: когнитивный (мыслительный), эмоциональный и операциональный.
Я. Рейковский считает А.М. Прихожан удачно обозначает связь тревожности с неудовлетворением ведущих потребностей как следствие внутриличностного конфликта. (Я- концепции):
- потребность сохранение тождества (интегрального Я);
- потребность сохранения собственной ценности;
- потребность сохранения контроля над собой и окружающими (1976).
Тревожность рассматривается как переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, предчувствием грозящей опасности.
Сегодня рассматривается страх как реакция на конкретную, определенную, реальную опасность, а тревожность - как переживание неопределенной, смутной, без объектной угрозы преимущественно воображаемого характера.
Ф.Перлз считал, что всякая тревога есть боязнь пред публикой связанная с исполнением чего-то.
К.Изард считал, что тревожность состоит из доминирующей эмоции страха и взаимодействий страха с одной или несколькими другими функциональными эмоциями, особенно - со страданием, гневом, виной, стыдом и интересом (16).
И.Сарансон и др. проводят различие между тревожностью и страхом, исходя из направленности внимания: при страхе внимание индивида направлено вовне, при тревожности - внутрь, человек фиксируется на своем внутреннем состоянии (1972).
У детей определение внешней и внутренней, витальной и социальной тревоги возникает довольно поздно (к 16годам).
Тревожность и стресс
Как локализуется тревожность в зависимости от источника тревоги?
Существуют два типа источников устойчивой тревожности:
1. Длительная внешняя стрессовая ситуация, в результате частого переживания состояний тревоги (Ю.Л.Ханин, Ч.Д. Спилбергер и др.);
2. Внутренние - психологические и психофизиологические причины.
Л.А.Китаев-Смык и др считают что существует экстремальный внешний источник тревожности - посттравматический ( при авариях, катастрофах, разводах родителей, насилии, разлука).
Различают тревожность личностную (иногда как свойство темперамента) и ситуативную.
Факторы обуславливающие ситуативную тревожность:
1. Социальные - политическая, социально-экономическая нестабильность в обществе, в том числе безработица, социальные конфликты,проблемы в семье.
2. Социально-психологические -позиционные и эмоциональные конфликты, коммуникативные проблемы, отдельные неблагоприятные проявления малой группы.
3. Личностные факторы - кризисы, стрессы, фобии, фрустрации, особенности темперамента, наличие `прошлого стрессового опыта`, неадекватная самооценка, повышенная тревожность, напряженность, агрессивность, ригидность, мотивационные особенности и особенности высшей нервной деятельности.
4.Особенности учебной, досуговой деятельности, информационные и эмоциональные перегрузки, низкий уровень познавательных способностей, лень и `разгильдяйство`.
А.Н. Леоньтьев и А.Р. Лурия пишут в своей работе ` Экзамен и психика`:
`Вызывающая аффект ситуация ...нарушает высшие ассоциативные процессы, лежащие в основе мышления и воспроизведения (память) ведёт к искажению регуляции интеллектуальной деятельности. ... Экзамен травматизирует в первую очередь тех, кто принадлежит к реактивно-лабильному типу, обладает лабильной нервной системой. Такие испытуемые, как обладающие аффективной неустойчивостью и возбудимостью, переутомленные и истощенные - такие лица, прежде всего, нарушают свое поведение под влиянием экзамена. Экзамен травматизирует их, поведение принимает характер резко-невротического, появляется сильное торможение центральной деятельности и признаки сильнейшего распада и возбуждения моторики, наблюдается картина острого психоневроза, совершенно отсутствующего у лиц, принадлежащих к категории реактивно-стабильных. ... экзамен ставит их (реактивно-лабильных) а максимально невыгодные условия для выполнения их познаний` (Психолого-педагогическое сопровождение ЕГЭ. М.А. Павлова , О.С. Гришанова. Волгоград: Учитель, 2011. с. 9).
Н.П. Локалова в книге `Школьная неуспеваемость: причины, психокоррекция, психо Автор: Aleks Veniamin Gadaev Источник: интернет
|
|


| Автор: | Алексей Вениаминович Гадаев | Прислано: | 2013/05/02, 18:23:23 | Участвует: | Алексей Вениаминович Гадаев, `Эмоциональное здоровье школьника |
|
|
|