|
|
Блог - Литература 9
Портреты М.Ю.Лермонтова
Это самый ранний портрет Лермонтова 3-4 -летнего ребёнка, выполненный неизвестным художником, возможно, крепостным. Малыш изображен во весь рост, в белом платьице. Поскольку мальчик-то был одарённый, то художник показал и его склонности к рисованию: правой рукой ребёнок что-то чертит на грифельной доске, в левой держит полуразвернутый лист бумаги с какими-то зарисовками. Можно предположить, что художнику удалось уловить основные черты оригинала: широкий открытый рот, большие глаза, с выражением доброты и задумчивости, нежно очерченные губы и немного вздернутый нос. Честно говоря, создается впечатление милого, нежного малыша, просто душечка с ангельским голосочком и, думаю, характером тоже. У него собственный мир, в котором он главный герой, стоящий на страже добра, защитник своих друзей и близких, который ничего не просит взамен.
Что касается истории портрета, то после смерти его заботливой, хотя и строгой бабушки Е.А. Арсеньевой , портрет попал в имение её брата, А.А. Столыпина, в Саратовскую губернию, а из его семьи позже в Мурановский музей. Оттуда в ГЛМ.
ПОЧЕМУ ЛЕРМОНТОВ В ПЛАТЬЕ????
Смертность мальчиков выше, чем девочек, и малышей до 5-7 лет рядили в девчоночьи платья. Считалось, что таким образом можно обмануть судьбу, повысить шансы на выживание. Тем более, что Лермонтов был очень болезненным ребенком.
Подобная практика была широко распростанена.
Это уже второй детский портрет Лермонтова, выполненный в 1820-22году, тоже, наверное, крепостным. На портрете мы видим шести восьмилетнего мальчика с каштановыми, гладко причесанными волосами, умным сосредоточенным взглядом, одетого в красную курточку и синий костюм с золотым шитьём.
Портрет не документирован и у некоторых специалистов вызывает сомнения (И. Зильберштейн, Е. Ковалевская), однако сходство с первым, достоверным портретом, позволяет отнести его к бесспорным.
Если не считать этих двух детских портретов, то все остальные созданы за очень короткий промежуток времени с конца 1834 до начала 1741 (до отъезда Лермонтова из Петербурга в апреле 1841), то есть за шесть с небольшим лет.
Он одет в специально пошитую крепостными военную форму! В неё одевались он и его друзья, когда играли в траншеях на территории поместья. Бабушка очень хотела сделать из внука военного.
Этот портрет, как свидетельствует А.М. Меринский, товарищ Лермонтова по Школе юнкеров, Арсеньева заказала в 1834 году, сразу по производству внука в корнеты. Здесь Поэт изображен в натуральную величину, погрудно, в вицмундире лейб-гвардейского гусарского полка, в шинели, наброшенной на правое плечо, с треуголкой в левой руке. Несмотря на некоторую нарядность изображения и явное, по-видимому, стремление художника приукрасить натуру удлиненное лицо, прямой нос, пышная шевелюра портрет внушает доверие не только верно переданными, безусловно красивыми линиями лба, очертанием губ, но и очень мягким, приятным выражением лица и глаз, глубиной взгляда. А.М. Меринский писал: Лермонтов был брюнет, с бледно-желтоватым лицом, с черными, как уголь глазами. До 1865 года о существовании портрета не было известно. Впервые он был опубликован в виде гравюры Брокгауза в 1865г., при первом отдельном издании Песни про купца Калашникова, однако в 1923 году через потомков Столыпиных портрет из саратовского имения поступил в Мурановский музей, где его и обнаружил Н.П. Пахомов.
Этот портрет Лермонтова относится к январю – февралю 1837. Выполнен он П.Е. Заболотским, учителем живописи Лермонтова, по заказу Е.А. Арсеньевой. Как мы видим, поэт изображен в расстёгнутом ментике с золотыми шнурками. Правду сказать, Заболотский не был крупным мастером, однако портрет, выполненный в реалистической манере, имеет преимущества перед другими и свидетельствует о прекрасном знании художником натуры и дружественном расположении к портретируемому. «Приземистый, маленького ростом, с большой головой и бледным лицом, – пишет Меликов, – он обладал большими карими глазами, сила обаяния которых до сих пор остаётся для меня загадкой. Глаза эти, умные, с чёрными ресницами, делавшими их ещё глубже, производили чарующее впечатление на того, кто бывал симпатичен Лермонтову. Во время вспышек гнева они были ужасны. Я никогда не в состоянии был бы написать портрет Лермонтова при виде неправильностей в очертании его лица, и по-моему, один только К. П. Брюллов совладал бы с такой задачей, так как он писал не портреты, а взгляды (по его выражению, вставить огонь в глаз). Хотя на этот счёт Карл Брюллов держался иного мнения: «Я как художник,– сказал он однажды, вспомнив лермонтовские стихи,– всегда прилежно следил за проявлением способностей в чертах лица человека; но в Лермонтове я ничего не нашел ».
Впрочем, и сам Лермонтов смеялся над собой, говоря, что судьба, будто на смех, послала ему общую армейскую наружность.
Возвратимся снова к портрету: до смерти Арсеньевой он находился в Тарханах, затем через потомков А. А. Столыпина в 1925 был передан в ГТГ.
Это автопортрет, сделанный самим писателем в том же 1837, но уже на Кавказе, в ссылке, на фоне кавказского пейзажа. На нём мундир Нижегородского драгунского полка: красный воротник, эполеты, газыри, бурка на плече. Акварельный автопортрет, в котором поэт запечатлел собственное представление о себе, выразил свою затаённую думу, печаль и скрытый трагизм, передал душевную мягкость и доброту,– одно из самых значительных явлений лермонтовской иконографии. На обороте картонной подложки наклейка с надписью по-немецки: «Michael Lermontoff Russischer Officier und Dichter von ihm Selbst gemalt» («Михаил Лермонтов, русский офицер и поэт, им самим нарисованный »). Сам портрет не столь интересный, сколько его история: он предназначался любимой женщине – В. А. Лопухиной (Бахметевой), которой Лермонтов и вручил его в июне 1838 при их последней встрече, перед её отъездом в Германию. Там она отдала акварель на хранение А.М. Верещагиной. Около 80 лет портрет считался утерянным, но в 1934 на аукционе в Хохберге его купил профессор М. Винклер, в 1955 передавший два слайда (автопортрет Лермонтова и изображение Лопухиной) искусствоведу В. Н. Лазареву, который, в свою очередь, передал их Пахомову, опубликовавшему портреты в журнале «Огонёк », 1961, №31, с. 9. В 1962г Андроников вместе с другими материалами привёз из ФРГ оригинал портрета.
Это наиболее популярный портрет работы А.И. Клюндера – из коллекции князя В. А. Меншикова (Гравюра на стали; ИРЛИ, Музей Лермонтова в Тарханах). Портрет значительно отличается от предыдущих: иная прическа, иной поворот головы, более живое выражение лица. На портрете нет ни подписи, ни даты. Долгое время считалось, что оригинал не сохранился (но с него успели сделать снимок, по которому и была изготовлена гравюра). В 1936 в ГЛМ поступил портрет, очень близкий этой гравюре, – скорее всего, именно считавшийся утраченным оригинал работы Клюндера.
Чрезвычайно ценен портрет, выполненный в июле 1840 с натуры однополчанином Лермонтова, бароном Д.П. Паленом, после валерикского боя, в палатке барона Л.В. Россильона. Это – оплечное изображение: у поэта усталый вид, он небрит, в глазах грусть; фуражка помята, ворот сюртука расстегнут, без эполет. Это – единственный профильный портрет Лермонтова и, возможно, наиболее схожий с оригиналом из всех прижизненных изображений.
В тот же период жизни Лермонтова создаются еще два его портрета, один из них – Заболотского: поэт одет в темный двубортный сюртук с красными обшлагами. Внизу подпись художника и дата «1840» (славянскими литерами). Этот портрет, как и портрет 1837, выполнен опытным художником-реалистом с теплотой и любовью: умный сосредоточенный взгляд, твердость выразительных губ обнаруживают волю и, видимо, соответствуют состоянию поэта в начале 1840 года.
Портрет Лермонтова работы К.А. Горбунова (1841)
Последний прижизненный портрет Лермонтова — 1841 год (до мая) — выполнен во время короткого отпуска поэта, вернувшегося в Петербург из кавказской ссылки. А.А. Краевский заказал его К.А. Горбунову (бумага, акварель). Изображение поясное, Лермонтов одет в сюртук Тенгинского полка. В 1875 году П.А. Ефремов, со слов Горбунова, сообщил, что художник не успел закончить работы «за отъездом Лермонтова на Кавказ и доделал уже после его смерти». В том же году Ефремов обнаружил портрет у Горбунова (он взял его у Краевского для копирования), но уже испорченным от сырости (в Лермонтовский музей портрет поступил от художника в 1882 году). В Музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина и в Институте русской литературы хранятся акварельные копии, на которых повреждения не переданы. В 1842 году по акварельному портрету Горбунова К. Поль изготовил литографию, которая была разослана подписчикам «ОЗ» одновременно с январским номером журнала. Портрет Горбунова был приложен также к первой части «Стихотворений» Лермонтова (1842—44). Таким образом, работа Горбунова оказалась первым изображением Лермонтова, с которым познакомились читатели, и единственным в течение почти 22 лет, по которому делалось множество гравюр и литографий. Портрет хранится в Институте русской литературы.
Как часто пестрою толпою окружен..
Художник Ю.В.Иванов
Это портрет кисти Зарянко Сергея Константиновича (1818-1870). Портрет написан не ранее 1842 г
Лермонтов на смертном одре. Портрет работы Р.К. Шведе
На второй день после гибели поэта Р.К. Шведе создал портрет Лермонтов на смертном одре. Живопись нехороша, но память дорога, так как это единственный снимок, писал в 80-х годах Д.А. Столыпин об этой работе. Здесь поэт лежит в белой рубашке, прикрытый до пояса простыней; волосы коротко острижены, рот и глаза полуоткрыты. По свидетельствам современников, Шведе точно запечатлел облик погибшего. Портрет, написанный по заказу А.А. Столыпина, много лет находился у него, а в 1882 году А. Столыпиным был передан в Лермонтовский музей. Портрет Шведе условно был отнесен к прижизненным, так как писался с натуры. Портрет оставляет тяжелое впечатление.
|
| 2011-01-30 11:34:41 - Татьяна Вячеславовна Найденова Валентина Сергеевна, у Вас очень интересный и нужный блог. Спасибо, что затронули эту тему. | | 2011-01-30 11:38:46 - Валентина Сергеевна Рябизова Уважаемые коллеги, прошу ВАС: добавляйте другие портреты и автопортреты этого удивительного русского поэта.
1837г. Автопортрет.
Вы можете нажать на это фото для перехода на его страницу
Лермонтов. Неизвестный художник
Вы можете нажать на это фото для перехода на его страницу
А.И.Клюндер. Портрет М.Ю.Лермонтова в гусарском сюртуке. 1839 г. Бумага, акварель
Вы можете нажать на это фото для перехода на его страницу
Второй портрет работы А.И. Клюндера авторское повторение 1839 года (из коллекции однополчанина поэта В.Д. Бакаева) почти не отличается от предыдущего портрета Фотография №6 этого альбома), нарисованного тем же художником разница лишь в том что Лермонтов повернут в другую сторону и в небольших изменениях (бумага, акварель; с 1917 находится в Институте русской литературы).
Григорий Яковлев Портрет М.Ю Лермонтова
Вы можете нажать на это фото для перехода на его страницу
это Портрет Михаила Николаевича Лермонтова. М. Н. Лермонтов происходил из того же основанного Георгом Лермонтом дворянского рода, что и М. Ю. Лермонтов, и приходился поэту родственником (хотя и не очень близким); между тем какие бы то ни было сведения об их общении (оба в 1830-х гг. жили в Петербурге) отсутствуют.
М. Н. Лермонтов (1792 1866), капитан-лейтенант, служил в Гвардейском экипаже, участвовал в сражениях под Смоленском и Бородином, затем в боях при Бауцене и Кульме. В 1825 г. возглавлял следствие об отношении Гвардейского экипажа к декабрьским событиям. Вышел в отставку в чине адмирала.
Щербаков Борис Валентинович Портрет М.Ю.Лермонтова
Вы можете нажать на это фото для перехода на его страницу
Илья Глазунов Портрет М.Ю.Лермонтова 1964.
Вы можете нажать на это фото для перехода на его страницу
А. Челышев Портрет М.Ю.Лермонтова 1830-е гг
Вы можете нажать на это фото для перехода на его страницу
Портрет Лермонтова в сюртуке Тенгинского пехотного полка.
Вы можете нажать на это фото для перехода на его страницу
Автор: Неизвестный художник
Лермонтов. Художник П. П. Кончаловский
Вы можете нажать на это фото для перехода на его страницу
Лермонтов. Автор - Б.Л. Пастернак.
Вы можете нажать на это фото для перехода на его страницу
Другие портреты с подробным описанием Вы найдёте по ссылке
http://www.proshkolu.ru/user/ryabizova/folder/89122/
А это все портреты одним архивом
| | 2011-01-30 12:34:59 - Татьяна ТЕОдоровна Гридина Спасибо,замечательный материал! | | 2011-01-30 13:15:17 - Галина Владимировна Лузан
Вы можете нажать на это фото для перехода на его страницу
У Вас, Валентина Сергеевна, есть такой портрет Лермонтова. Но здесь он, будущий поэт, более выразителен. Только сегодня посмотрела фильм Натальи Боднарчук `Пушкин. Последняя дуэль`. Грустное после него настроение. Лермонтов в нём, как и Пушкин, - великолепен. Их пути с Дантесом пересеклись... Последний, конечно, струсил... А то бы рука Мишеля не дрогнула... | | 2011-01-30 13:30:53 - Елена Евгеньевна Никулина Спасибо ВАМ большое! Очень интересный и своевременный материал!!! Удачи ВАМ и творческих успехов!!! | | 2011-01-30 13:57:56 - Валентина Сергеевна Рябизова В.А. Фаворский (1931) создал портрет-композицию Лермонтова.
Вы можете нажать на это фото для перехода на его страницу
У истоков современной иконографии поэта стоят видные мастера: В.А. Фаворский (1931) создал портреткомпозицию Лермонтова. Поэт изображен в расстегнутом сюртуке, с эполетами; он полулежит на бурке, рядом фуражка. Портрет глубоко психологичен; душевное состояние Лермонтова подчеркнуто образами природы: в глубине одинокое дерево, на горизонте гора и небо с облачком.
Лермонтов, Вульфертовский портрет, автор неизвестен
Вы можете нажать на это фото для перехода на его страницу
М.Ю. Лермонтов в бурке гравюра на дереве Ф. Д. Константинова, 1964 год
Вы можете нажать на это фото для перехода на его страницу
Врублевский Юрий. Портрет М. Лермонтова
Вы можете нажать на это фото для перехода на его страницу
Ашурова-Дудина Татьяна Портрет М.Ю.Лермонтова
Вы можете нажать на это фото для перехода на его страницу
Лермонтов. Неизвестный художник
Вы можете нажать на это фото для перехода на его страницу
Лермонтов. Неизвестный художник
Вы можете нажать на это фото для перехода на его страницу
Лермонтов. Неизвестный художник
Вы можете нажать на это фото для перехода на его страницу
Портрет Лермонтова кисти Челышева
Вы можете нажать на это фото для перехода на его страницу | | 2011-01-30 14:13:07 - Кристина Алексеевна Ермолаева Коллеги! Большущее спасибо. Теперь можно создавать галерею в Интерактивной доске, а то в ней по литературе ничего нет. Как обычно, для математиков и естественников всего полно, а для филологов нет.
Всем удачи и спасибо зв встречу с бескорыстными людьми. | | 2011-01-30 14:14:54 - Ольга Андреевна Бельская Спасибо от математиков за то, что видите наш труд!:) | | 2011-01-30 14:17:08 - Марина Робертовна Хуснутдинова На него надевали девичье платье еще и потому, что ноги были больные, так бабушка была уверена, что ноги у внука в тепле. | | 2013-11-16 10:44:40 - Рафия Габделахатовна Ахтямова Очень хорошая подборка, замечательные тексты к портретам. Большое спасибо за предоставленную возможность использовать Ваш материал -ёмкий, полезный,позволяющий сэкономить время. |
Прокомментируйте!Выскажите Ваше мнение:
Зарегистрироваться
|
Вакансии для учителей
|
|
|
|
|
Copyright © ПроШколу.ру
2007-2024. Все права защищены.
|
|
|
|
Использование материалов данного ресурса допустимо только с письменного разрешения администрации сайта.
|
|
|
|
Поиск по порталу
|
|
| ▫ Спасибо ▫ Большое спасибо, Татьяна Геннадьевна!
▫ Не горюй, сестра - всё наладится с божьей помощью. Новогодние приготовления отвлекут и порадуют - так займёмся ими с креативом, задором и весельем... как в детстве! Обнимаю тебя! ▫ Любовь Александровна, попробуйте: правый клик на `Скачать`, затем `Сохранить ссылку как`. ▫ Благодарю Вас,Нина Николаевна,- за Ваш талант , щедрость души и вдохновение! ▫ Николай Прокофьевич! Спасибо за визит и оценку! Очень приятно!
Представлю едва ли не последнюю скульптуру, которую встретили перед уходом с Фестиваля.
Называется она `Большие планы`.
6820991-a151550
Естественно, авторы никаких подсказок на этот счет не дают.
Интерпретирую интуитивно, мысль, которая стрелой проносится в связи с созерцанием!
Чтобы не попасть в капкан,
Чтобы в темноте не заблудиться,
Чтобы никогда с пути не сбиться,
Чтобы в нужном месте приземлиться,
приводниться, -
Начерти на карте план.
И шагай и пой беспечно -
Тири-тири-там-там-тирам!..
Встреча обеспечена -
В плане всё отмечено
Точно, б езупречно
и пунктиром.
Тири-тири-там-там-тирам -
Жирненьким пунктиром...
Если даже есть талант -
Чтобы не нарушить, не расстроить,
Чтобы не разрушить, а построить,
Чтобы увеличиться, удвоить и утроить,-
Нужен очень точный план. (отрывок)
В.С.Высоцкий
1973 https://clck.ru/3F57zN `Алиса в Стране Чудес`.
Песня о планах.
6820990-a151550
Мнения о необходимости строить и жить по плану могут быть разными.
А как Вы к этому относитесь, дорогие друзья?
|
|
|
|
|