Динамичность и мобильность социальной жизнедеятельности человека, его
деловая и профессиональная
http://svladimirsky.ru/page.php?lang=rus&menu_uid=29&uid2=207
Сергей Владимирский
Удивительны и
непредсказуемы дороги судьбы, порой дающие нам возможность соприкоснуться с
творческими личностями космического масштаба, которые создают и определяют
непрерывность духовного движения человечества. Уникальным явлением в жизни
людей разных интересов и поколений, представителей разных стран и культур стал
выдающийся музыкант, исследователь, композитор, руководитель Народного ансамбля
России «Гренада» Сергей Владимирский. Его называют
супермультиинструменталистом, так как Сергей в совершенстве владел секретами
игры абсолютно на всех музыкальных инструментах мира, когда-либо изобретенных
человечеством. Его музыкальная лаборатория насчитывает более 760 инструментов,
которые жили полноценной жизнью в руках выдающегося музыканта, служили
средством общения и средством единения людей разных стран и континентов.
Неоднократно и с большим успехом проходили гастроли Сергея Владимирского в США,
Великобритании, Канаде, Аргентине, Парагвае, Италии, Бельгии, Финляндии, Перу,
Эквадоре, на Кубе, в Греции, Болгарии, Германии, Польше, Малайзии, Никарагуа,
Испании, Коста-Рике, Панаме и многих других странах, выступления в лучших
залах, в том числе дважды в самом престижном зале мира – Королевском Альберт Холле
(Великобритания).
Лауреат
международных фестивалей, Академик Международной академии духовного единства
народов мира, Заслуженный работник культуры РФ Сергей Владимирский был автором
и ведущим просветительской передачи «Странствия музыканта» на телеканале
«Культура», консультантом телепрограммы «Без репетиций» (канал ТВЦ), ведущим
экспертом Российского альянса мастеров музыкальных инструментов, автором ряда
книг и статей, посвященных музыкальной культуре народов мира. Спектр проявлений
его таланта поражает: музыкант-мультиинструменталист, филолог, специалист по
сравнительному языкознанию, владеющий свободно целым рядом иностранных языков
(немецкий, английский, испанский, польский, болгарский и др.), певец,
композитор, исследователь, руководитель, автор и ведущий теле- и радиопередач,
художник, звукорежиссер, оператор, фотохудожник, Учитель. Для нас, его учеников
и последователей, Сергей Николаевич был проводником в познании миров и культур,
человеком, подарившим возможность реализации наших самых сокровенных мечтаний и
стремлений.
Благодаря
уникальным записям произведений Сергея Владимирского, наше общение с этим
светлым и неземным человеком не заканчивается. Диск инструментальной музыки
«ГОЛОС ВСЕЛЕННОЙ» содержит композиции, созданные, аранжированные, исполненные и
записанные Сергеем на разных этапах творческой деятельности. Через звуки этих
волшебных мелодий, в которых столько света, вечности, глубины, мы продолжаем
приобщаться к его космическому гению, черпать в нем силы и вдохновение. Сияние
его яркой звезды навсегда останется с нами, открывая все новые и новые пути
восхождения человеческого духа к вершинам мировой культуры.
* * *
В процессе
подготовки к изданию диска инструментальной музыки С.Н.Владимирского мы,
ученики Сергея Николаевича, продолжаем открывать для себя все новые и новые
грани его космической личности. Наше бесценное общение с ним, прерванное так
внезапно, продолжается сегодня в самых разных формах… Одной из них является
музыка. Слушая его произведения, воистину неземные, мы вновь убеждаемся, что
Сергей был не просто уникальным музыкантом, композитором, исследователем, а
человеком, которому был открыт путь в высшие сферы Вселенной. Иначе невозможно
объяснить его сверхъестественные способности: владение игрой на всех
музыкальных инструментах мира, знание многих языков, искусств, быстрое освоение
новейших звуковых и визуальных технических средств. Сергей понимал разные
временные эпохи и культурные миры, кажется, даже глубже, точнее, богаче, чем
сами их представители. Он сразу проникал в самую суть, остро чувствовал скрытый
от обывателя музыкальный код, через который открывал и нам тайны понимания
музыки и души жителей далеких стран.
Загадочными,
космическими видятся произведения Сергея Владимирского, написанные к
документальным фильмам, посвященным духовной культуре Индии: «Судьба», «Карма».
История создания этих композиций связана с многолетней дружбой ансамбля
«Гренада» с управляющей Международным центром-музеем имени Н.К.Рериха в долине
Кулу (Индия) Аленой Адамковой. Выступая в качестве режиссера-постановщика
фильма о традиционном индийском празднике прославления Матери Ганги «Кумба
Мэла», Алена предложила Сергею Владимирскому написать музыку к фильму.
Вдохновленный этой интересной работой, Сергей создал изумительные произведения,
каждое из них – настоящий шедевр, в котором раскрываются самые неожиданные
грани его внутреннего мира, а вместе с тем – восточная философия, мистицизм
звуков космоса, голоса иных сфер вселенной…
К 100-летию
со дня рождения сына Рерихов Юрия Аленой был подготовлен документальный фильм
«Звезда героя». Алена вместе со своим супругом, кинооператором Олегом
Мартыновым прошли по самым далеким и закрытым от туристских троп маршрутам
Центрально-Азиатской экспедиции Рерихов, побывали в Восточных и Западных
предгорьях Гималаев, в Индии, Монголии, на Алтае. В результате работы над
фильмом на свет появились чудесные композиции Сергея. Одна из них – «Гэсэр
непобедимый» – посвящена легендарному народному герою Тибета Гэсэр Хану. По
всей Центральной Азии известны древние пророчества о Гэсэре, вооруженном
громовыми стрелами-молниями, о его непобедимом воинстве, о походе для борьбы со
злом и восстановления всеобщей справедливости. В культовой практике Гэсэр
выступает как покровитель воинов, защитник, победитель демонов, всегда готовый
выйти в новый поход за спасение мира. Все качества этого легендарного героя
Тибета были близки и Сергею: он был истинным воином и защитником, подвижником
духа, провозвестником главных ценностей жизни.
Для
воплощения общечеловеческих идей добра, единства и взаимопонимания между
народами Сергею был дан уникальный дар – владение самым мощным по силе
воздействия, самым звездным из искусств – музыкой. Его выступления вместе с
ансамблем «Гренада» за рубежом сыграли неоценимую роль в сближении народов
разных стран и континентов, в формировании образа Новой России. Исключительные
артистические способности и высокие человеческие качества Сергея Владимирского
помогали укреплять мосты дружбы между Россией и Великобританией, Испанией,
Кубой, Канадой, Аргентиной, Финляндией, США, Парагваем, Италией, Малайзией,
Индией и многими другими странами. Блистательное владение игрой на греческих
народных инструментах, а также глубокое знание Сергеем Владимирским секретов
греческой народной музыки, побуждало зарубежных импресарио десятки раз
приглашать ансамбль «Гренада» на гастроли в Грецию. Многократные поездки на
остров Крит стали для Сергея источником вдохновения для написания «Критской
сюиты». Вошедшая в нее композиция «Палеохора» посвящена одному из самых
сказочных и гостеприимных мест Греции – прибрежному городку, куда мы неизменно
возвращались после многочисленных концертов, экскурсий и поездок. Пьеса
«Кноссос», написанная после посещения легендарного дворца короля Миноса,
приобщает слушателей к одной из древнейших культур – минойской, которую считают
прародительницей европейской цивилизации. Именно здесь родились прекрасные мифы
о Дедале и Икаре, о красавице Ариадне и о смелом Тесее, убившем Минотавра.
Путешествуя дорогами древних героев Эллады, участники ансамбля «Гренада»
неоднократно любовались величественным и прекрасным Храмом Посейдона. Именно на
этом месте царь Эгей ждал своего сына Тесея, отправившегося в Кноссос на битву
с Минотавром. Увидев вдали черный парус и считая, что это известие о гибели
сына, Эгей в отчаянии бросился в море. Этому легендарному храму и посвящена
пьеса Сергея Владимирского, написанная для греческого инструмента бузуки, «Храм
Посейдона».
Сергей
Владимирский был не только прекрасным музыкантом, но и превосходным
рассказчиком, увлекающим слушателей в загадочный мир музыки, истории, культуры,
неизменно восхищающий нас широтой и глубиной своих знаний, умений,
способностей. И не зря любимой передачей для людей в самых разных уголках нашей
страны стала авторская программа Сергея Владимирского на канале «Культура»
«Странствия музыканта» (Телекомпания «Класс!!!»). В апреле 2001 года Сергей
Владимирский был удостоен Диплома Правительства Греции за программу
"Странствия музыканта в Греции", признанную лучшей зарубежной
телевизионной программой о Греции 2001 года.
С циклом
авторских программ «Дерево дождя» на молодежном канале радиостанции «Юность»
связана одноименная музыкальная композиция Сергея Владимирского. В ее названии
отражена и этническая направленность передачи, и связь с древними цивилизациями
человечества, и особая роль музыкальных инструментов в традиционной культуре –
магическая, ритуальная. Ведь «Дерево дождя» (по-испански – palo de lluvia)
представляет собой древний ацтекский шумовой инструмент, имитирующий журчание
ручья или капли дождя. Согласно легенде, с помощью него ацтеки вызывали дождь в
засушливую пору. Звуки этого волшебного инструмента в музыкальной композиции,
написанной Сергеем, открывали и завершали эту интереснейшую передачу, благодаря
которой российские слушатели впервые слышали голоса экзотических музыкальных
инструментов из самых отдаленных уголков планеты, могли совершать незабываемые
путешествия в мир музыкальной культуры народов мира.
Не раз
радушно встречала ансамбль «Гренада» Аргентина. Сергею по сердцу были
музыкальные инструменты этой страны, ее жители, и в том числе, конечно, гаучо –
отважные искатели приключений, скитающиеся по аргентинской степи – пампе.
«Пампэро» – так называют этих колоритных персонажей аргентинского эпоса. Их
гитары неторопливы, а самба жителей пампы ничуть не похожа на зажигательную
бразильскую теску. Композиция «Zamba del pampero» в стиле аргентинской самбы
создана Сергеем во время нашего путешествия по далеким провинциям этой
южноамериканской страны Коррьентес, Энтрериос и Мисьонес.
Чрезвычайно близка
была Сергею Владимирскому православная культура. Когда наш самолет совершал
виражи над Кипром, внизу появились купола монастырей. Сергей, не отрываясь,
любовался белоснежными строениями и ярко-синей полоской моря. «Я слышу колокола
соборов», – сам тому поражаясь, сказал нам Сергей. Были ли то действительно
звоны, дошедшие через герметичные иллюминаторы, или колокола пели в душе Сергея
– кто знает. Ведь Сергей и вправду улавливал голоса Вселенной… Осталось только
записать музыку. Так родилась пьеса «Серебряный колокол».
Инструментальная
композиция «Прощание» связана с тяжелым периодом в жизни Сергея: в августе 1979
года ушел из жизни горячо любимый отец Николай Павлович Владимирский. В
результате бессонных ночей на свет появилась полная глубоких переживаний пьеса
для губной гармоники…
О Сергее
говорили: Человек-праздник. Радость с ним была повсюду и всегда. Даже «Дождь»
его радовал, даже о дожде он писал инструментальные пьесы.
Часто наши
занятия, репетиции, работа шли вне времени. О том, что позади – целый день,
порой давали знать лишь сумерки за окном. Не раз Сергей обращал наше внимание
на то, какой удивительный вид открывается из окна, особенно вечером, когда
садится солнце. Этому он и посвятил свое произведение «Перед заходом солнца». В
волшебных звуках кларнета снова и снова видится навсегда запечатленный в памяти
образ ставшего родным и общим для всей гренадской семьи его дома на берегу
озера.
Судьба
одарила супругов Владимирских огромным счастьем любви – воистину неземной,
трепетной, самоотверженной. Пьеса «Колыбельная» посвящена, как и многие другие
произведения Сергея, его любимой жене Татьяне. Их пример навсегда останется для
нас высшим проявлением духовного единства двух любящих друг друга людей.
Последние
годы жизни были самыми трудными, но и самыми плодотворными для Сергея.
Неукротимость его творческих замыслов и деяний не переставала нас поражать и
восхищать. Даже находясь в больнице, он не прекращал работать, продолжал вести
за собой и увлекать в неведомые миры. Наши посещения Сергея немедленно
превращались в очередные бесценные уроки жизни, наполняли нас вдохновением и
помогали не стоять на месте и уверенно идти вперед. Вскоре после выхода из
больницы на свет появилась запись удивительной композиции, наполненной
солнечным светом и радостью на пути новых свершений – «Весна пришла».
Как-то у нас
зашел разговор о джазе. Каково же было наше удивление, когда вскоре после
интереснейшей лекции Сергея на наших глазах стала рождаться его книга
«Размышления о джазе». Причем к этому вопросу, как и к любой работе, Сергей
подошел несказанно творчески. Параллельно с созданием монографии, он начал
писать аудиокнигу с классическими музыкальными примерами и произведениями
собственного сочинения. Очаровательная композиция «Uku blues» была написана
Сергеем для одного из самых любимых им инструментов укулеле (четырехструнной
гавайской гитары) работы Владимира Ажикулова, подаренной Сергею президентом
Российского альянса мастеров музыкальных инструментов Альфредом Гинзбургом.
Если верить,
что человек приходит на Землю не единожды, то в прошлой жизни Сергей, возможно,
жил в Польше. Он прекрасно знал культуру, историю Польши, любил ее музыку,
поэзию. Польский он знал настолько великолепно (хотя никогда специально его не
изучал), что порождал среди своих зрителей в этой стране замешательство – уж не
поляк ли он? Не раз Сергей Владимирский принимал участие в замечательном
польском Фестивале песенной поэзии «При свечах» в замке Коперника, где исполнял
свои песни, написанные по-польски. Немало сочинил он и инструментальных
композиций, в том числе «Полонез», о стране, которая никогда не была его
родиной. Но ведь Сергей Человек Мира.
Журналистка
Наталья Горобец когда-то рассказала Сергею Владимирскому, что «главный
кукольник России» – Сергей Образцов на склоне лет часто вспоминал яркое
впечатление своего детства: мама поет ему романс «Сердце». Стихи он запомнил на
всю жизнь, а вот мелодия забылась. В подарок этому уникальному человеку Сергей
Владимирский «реконструировал» мелодию – иными словами написал свою версию, и
романс зазвучал. Думаем, этот подарок пришелся по душе человеку, подарившему
так много радости многим миллионам зрителей Центрального театра кукол, и
маленьким, и взрослым. К сожалению, вскоре С.Образцов ушел из жизни. А потом мы
потеряли и Сергея Владимирского. Но его дивная музыка звучит – и не только как
романс, но и как инструментальная пьеса «Сердце».
Тема Космоса
всегда интересовала Сергея особенно. Он много читал о стремлении человека
открыть тайны Вселенной. В планах Сергея было написание масштабной композиции о
тех, кто в разные исторические эпохи пытался штурмовать небо. Возможно, пьеса
«Интеркосмос» должна была стать одной из составляющих этого крупного
произведения. К сожалению, многие вопросы мы не можем осветить столь
достоверно, как бы это сделал Сергей. Теперь он сам принадлежит Космосу, и как
Голос Вселенной звучит на Земле его музыка…