От блаженной Дуни до купчихи Сопляковой - Игорь Витальевич Олин
https://proshkolu.info/


Логин

Регистрация
Пароль
Забыли пароль?
http://proshkolu.info/

  О портале   Реклама   ТОП-100 школ   ТОП-100 участников   Рейтинги `Источника знаний`  

http://totaltest.ru/?promo=proshkolu&utm_source=site&utm_medium=proshkolu&utm_campaign=250x50 (edited)

https://ginger-cat.ru?from=proshkolu

https://diso.ru/?promo=proshkolu&utm_source=site&utm_medium=proshkolu&utm_campaign=250x50

https://mogu-pisat.ru/kurs/uchitel/?SECTION_ID=&ELEMENT_ID=1759325



ГЛАВНАЯ

ВСЕ ШКОЛЫ

НА КАРТЕ

КЛУБЫ

КОНКУРСЫ

БИБЛИОТЕКА

ИСТОЧНИК ЗНАНИЙ

ПОМОЩЬ













 МАТЕРИАЛЫ
 ▫ История. Всё что люблю
 ▫ История живописи
 ▫ История литературы
 ▫ Люди: великие и обыкновенные
 ▫ Интересные страницы
 ▫ Вятский край
 ▫ История русской культуры
 ▫ Историческая мозаика
 ▫ Презентации
 ▫ Вопросы истории. Личное мнение
 ▫ Уроки и внеурочные мероприятия
 ▫ Рабочие программы 9-11 класс
 ▫ История России. 8 класс
 ▫ Мероприятия
 ▫ Материалы к курсу всеобщей истории (10кл)
 ▫ Материалы к курсу всеобщей истории (11 кл.)
 ▫ Готовимся к экзаменам
 ▫ История
 ▫ Обществознание
 ▫ Любимые стихи
 ▫ Е.Евтушенко
 ▫ В.Высоцкий
 ▫ Э.Асадов
 ▫ А.Ахматова
 ▫ Любимые притчи
 ▫ Любимая музыка
 ▫ Классическая музыка
 ▫ Лучшая инструментальная (современная) музыка
 ▫ Музыка из кинофильмов
 ▫ Авторская песня
 ▫ А.Пахмутова. СССР - любовь моя
 ▫ Музыка телевидения СССР
 ▫ Самые трогательные композиции
 ▫ Рок. Любимое
 ▫ Станислав Пожлаков. Великий мелодист
 ▫ Любимые цитаты
 ▫ Публицистика и эссе
 ▫ Фотоэкскурсии
 ▫ Пермский краеведческий музей
 ▫ Нижегородский кремль и окрестности
 ▫ Дивеево
 ▫ Арзамас (проездом)
 ▫ Болдино
 ▫ Вятский край
 ▫ Пенза
 ▫ Нижний Новгород
 ▫ Памятки по дидактике
 ▫ Разное
 ▫ Полезное (может быть)
 ▫ Детство-2030
 ▫ Смешная политика
 ▫ Блог: личное мнение
 ▫ Школа сегодня
 ▫ Реформа школы
 ▫ Учитель и общество
 ▫ О современном уроке




















Конкурсы


Конкурсы не выбраны









Игорь Витальевич Олин


КАБИНЕТ

ФАЙЛЫ

БЛОГ

ДРУЗЬЯ

ШКОЛЫ

ОБЩЕНИЕ

НАСТРОЙКИ

ЗАКЛАДКИ
Вы здесь:  Игорь Витальевич Олин / Блог / От блаженной Дуни до купчихи Сопляковой


ЗАПИСЬ #926

КОММЕНТАРИИ (2)

ОБСУДИТЬ

В ЗАКЛАДКИ


19 сентября 2017, 15:07, автор - хозяин блога
Игорь Витальевич Олин

От блаженной Дуни до купчихи Сопляковой

Книга с дерзновенным (как определяют сами авторы - М.Громыко и А.Буганов) названием "О воззрениях русского народа" в начале нынешнего века удостоена премии митрополита Макария (Булгакова) и рекомендована ЦРО РАО в качестве учебного пособия для образовательных учреждений. Этот внушительный труд более чем в 500 страниц повествует, сказано в аннотации, о взглядах, характерных для большинства русского народа в течение длительного времени, а именно о православной вере, общине и соборности, национальном самосознании, отношении к царю и Отечеству. Всё бы ничего, для любителей истории работа действительно представляет определённый интерес, но, замахнувшись осветить духовную жизнь народа, авторы словно застряли в 19 столетии, трепетно рассказывая о свойственных тому времени молебнах, почитании Пресвятой Богородицы, хождениях на богомолье, подвижниках благочестия, православном воинстве. Складывается впечатление, что советский период, детьми которого исследователи являются, они провели будто в летаргическом сне или анабиозе. И вот проснулись, не зная о научно-технической революции, освоении космоса и атома, "физиках и лириках", уникальной общественной системе, достижениях медицины, генетики, электроники и т.п., а потому многие приводимые ими примеры "духовности" отдают такой затхлостью и даже мертвечиной, что вместо уважения к русским традициям возникает чувство скорее обратное, некая неловкость и обида за нашу дремучую темноту, невежество и суеверия, доходящие до комизма. 

Тщетно пытливый читатель будет искать авторские посылы к великой русской литературе, отечественной философии, жертвенному подвигу на поле брани или трудовому героизму народа, к образу порядочного, честного, благородного, возвышенного, тянущегося к свету знаний и выступающего за торжество справедливости человека, которого воспевала советская культура. Нет, в качестве образца высокодуховной жизни предложены персоны вроде Блаженной Дуни, Золотого Грица, Паши Саровской или Филиппушки из Пещер Гефсиманского скита. Типичный пример - судьба жительницы Тульской губернии Анисьи Романовой, которая в отрочестве "кормила себя сумою" и в 12 лет дала обет безбрачия, потом поселилась в землянке. "С помощью сумы, которая не сходила с плеч Анисьи, научилась она читать по церковной печати и начала добывать себе хлеб своим трудом. Этот труд состоял в чтении псалтири". Авторы практически не упоминают о созидателях, о тех, кто на Руси строил, хлебопашествовал, изобретал, кто посвятил себя науке или искусству - видимо, не замечают здесь духовную сторону. Зато паломники, какие-нибудь долголаптевские странники, носившие на груди пузырьки с ладаном и существовавшие подаянием, или векоуши, наполовину отрекшиеся от мира, вызывают у них необычайное умиление. Так, описываются "настоящие аскетические подвиги" келейника Илариона: на открытой поляне под лучами солнца полагал по три тысячи поклонов; летом и зимою питался одною редькою; под одеждой носил вериги. 

Вообще, повседневный труд в изложении Громыко и Буганова начисто утрачивает какую-либо ценность. Труду авторы противопоставляют силу молитвы и церковных обрядов, приводя невероятное множество изумительных и фантастических фактов, ставящее под сомнение стремление к познанию мира и желание добиваться высот в своем деле. 

Елейно расписывая борьбу с холерой методом совершения крестных ходов, в издании приводится факт понесения кары старой девицей старообрядкой Прасковьей Кашаевой за неблагоговейное отношение к подобному врачеванию. В 1848 г. заболевшие односельчане девицы при приближении крестного хода легли вдоль дороги, прося, чтобы чудотворная икона была пронесена над ними. Прасковья стала издеваться и поносить их. В итоге "вероломное глумление было поразительно наказано. Больные к вечеру того же дня стали все здоровыми, а изуверка Прасковья к вечеру заболела и ночью умерла". 

В селе Павловском Звенигородского уезда была прославлена Тихвинская икона Пресвятой Богородицы исцелением в 1849 г. припадочной бесноватой крестьянки Федосьи. Аналогичный случай известен в Ярославле, где крестьянка Гусева в течение 40 лет страдала мучительными припадками. Во время церковных служб и особенно в те моменты, когда она намеревалась приложиться ко кресту, у неё начинались ужасные конвульсии. Если кто-либо ограждал её крестным знамением, то лицо женщины искажалось, и вид её припадков был так страшен, что все от неё убегали. 

В середине 19 века в городе Рославле вспыхнул пожар и стал быстро распространяться. Жители послали за чудотворным образом, известным в крае, и произнесли общую молитву на площади: "Никогда не молились они с таким усердием, сокрушением и горячностью пред принесенным образом". Пламя утихло, пожар прекратился. Авторы ни словом не обмолвились о каких-либо иных действиях жителей, направленных на тушение огня. Похожая история произошла в городе Карачеве. В августе 1890г. в дополнение к засухе и неурожаю "испытующий сердца людские Господь послал новое бедствие". Случился пожар, угрожавший всему населённому пункту. Икону святителя обнесли вокруг пожарища, и огонь прекратился, и пошли дожди. Несколько ранее некий поляк и католик из ненависти к России сделал 17 поджогов в Данкове. Полиции не удавалось найти виновника преступлений, и жители города в соборе очень усердно, со слезами молились Царице Небесной, чтобы та открыла поджигателя. Вскоре поляк был схвачен при новой попытке поджога и во всём сознался. 

В годы Отечественной войны 1812г. крепостная крестьянка Параскева Алексеева видела Калужскую икону Богоматери на воздухе, окруженную Небесными Силами. А пленные французские солдаты признались, что тоже не раз видели на воздухе этот образ, и в этих случаях всегда побеждали русские. 

Приводя эти исторические анекдоты в качестве доказательств духовной жизни нашего народа, что пытаются донести авторы до современников? Что нам не нужны современные поликлиники, больницы? Не нужны противопожарные нормы и правила? Перевооружение армии не нужно? Достаточно построить церковь в шаговой доступности, и все беды как рукой снимет? 

Нравственная сторона отдельных описываемых случаев также вызывает вопросы. Примечательна легенда о затворнике Пантелеймоне, чьи приключения берут начало со встречи с купчихой Сопляковой в Сызрани. Купчиха не хотела расставаться с иконой, приглянувшейся будущему старцу, но после того, как икона трижды упала сама по себе со стены, уступила её. Не успел отойти он с иконой от Сызрани, как гонец из родного села сообщил, что дом Пантелеймона сгорел, и жена сильно обгорела. Тот сказал только: "Да будет во всем воля Господня". И продолжил свой путь. Впоследствии, став знаменитым схимником, Пантелеймон семь раз ездил в Петербург и однажды был представлен императору обер-церемониймейстером Дурасовым. 

Слободской монастырь Вятской епархии окреп при матушке Пульхерии. Выстроили четыре новых корпуса, купили три соседних с монастырем дома. Впрочем, хозяйка одного из домов долго не поддавалась на уговоры, являясь старообрядкой. Тогда матушка Пульхерия обратилась за помощью к портрету Серафима Саровского, возле которого молилась. И вот о.Серафим предстал перед непреклонной домовладелицей, которая была так поражена этим, что не только отдала дом, но и сама приняла православие. 

Двадцатый век удостоился от авторов всего нескольких упоминаний, комментарии к которым излишни. Например, в 1958 году работница свинофермы одного из сёл Самарской области в 4 часа утра спускалась к проруби набрать воды. И вдруг увидела над озерцом чуть затуманенный образ Божией Матери. Свинарка Зоя побежала по селу и с криком стучала в ворота, собралась толпа, но чудесный образ уже исчез. С того дня начались молебны у озерца, собиравшие по несколько тысяч верующих. Власти пытались уничтожить озеро: в него сливали отходы свинофермы, травили воду дизельным топливом, заливали туда бидоны карболки... Напрасно. Люди продолжали съезжаться к водоёму. "Говорят, что вода из озерка особенно помогает параличным". 

...В учебном пособии "О воззрениях русского народа" очень много слёз. Вот лишь одно из десятков подобных упоминаний: "Отец Андрей служил в Белокопытовской общине. На службах чтение молитвословий он сопровождал большими слезами. Стоящий народ, видя плачущего батюшку, заражался его примером и тоже начинал плакать". Осиливая "дерзновенный труд", мне порою тоже хотелось заплакать - от архаичных, средневековых рассуждений, особенно дивных, когда новостным фоном шли известия о планах американцев осваивать Марс.



ОБСУЖДЕНИЕ


Дмитрий Сергеевич Булатов2017-09-19 18:29:24 - Дмитрий Сергеевич Булатов
Да, реальный бред, эпилепсию пытаться лечить крестом.
А когда приступ логично не унимается, в ужасе бежать.
Нет изобрести лекарство, помочь при припадке не
задохнуться.

Но ведь понимать, что это не демоны а генетическая
болезнь, это же не скрепно, это же не духовно.

И вот этот бред лечения холеры, лечения эпилепсии
крестом... Будут преподавать нашей молодёжи. Эта
страна деградирует.
Александр Леонидович Ус2017-09-19 18:46:46 - Александр Леонидович Ус
Авторы застряли в 19 веке и хотят, чтобы ФСЕ туда, с ними заодно?

А не пошли б они... в смысле, дальше чудеса искать, коими не оскудевает и всё такое?

Но своего читателя найдёт. Может быть. Я так понимаю, кинутся же раскупать и делать из книги библиографическую редкость? То есть вероятен ажиотаж, невероятный читательский спрос и причисление труда к рангу `бестселлера`?

Ой, то бишь, по нашенски ежели ча штоб сказать, дак не этим поганым словом басурманским, а назвать тую книжицу следовает `добрО торгуемая`?
=============
А! А может, они всё это затеяли для того, чтобы `охват масс` обеспечить, да? В образовательных учреждениях государства, в котором Церковь по Конституции от этого государства отделена? Ну да же ведь, правда?

Ох, уж да чем бы не тешилось. Лишь бы кинотеатры не жгло...

Прокомментируйте!

Выскажите Ваше мнение:

Зарегистрироваться



Вакансии для учителей









  Copyright © ПроШколу.ру 2007-2024. Все права защищены.   О проекте | Реклама | Статистика | Контакты | Translate
Использование материалов данного ресурса допустимо только с письменного разрешения администрации сайта.

Поиск по порталу













Новые комментарии



Спасибо!!!
Христианство даёт право на расставание при измене супруга. Измена-дыра в лодке большого размера, не всякую пробоину можно залатать. Устойчивость достигается только от взаимного доверия. Как смертный грех, измена приравнивается к убийству(души, чувств, отношений, достоинства) Только взаимная любовь может служить основой воспитания детей. Измена-это травма несовместимая с жизнью, убивающая радость жизни всех поколений семьи. А без радости в семье -это концлагерь, всё делают противоестественные усилия над собой.
Спасибо!
Спасибо за комментарий, Татьяна Павловна.
О, как заумно! :) С др. стороны: каков вопрос - таков ответ.
Спасибо!





















 



http://www.roscomsport.com/

https://proshkolu.ru/user/robot/blog/568472/

https://roscomsport.com/

https://roscomsport.com/