Мы
публикуем сегодня статью Ф.Э.Шереги, руководителя научно-аналитического отдела
Центра социологических исследований Минобрнауки России. Статья подготовлена в
рамках плана исследовательских работ ФГАНУ «Центр социологических исследований»
Минобрнауки России на 2015 год и озаглавлена «
Педагоги общеобразовательных организаций:
труд или повинность?». В одной из
статей
на нашем сайте уже была ссылка на эту
статью, но нам кажется важным сделать ее более доступной для читателей.
Отметим, что это не исследование неких "оппозиционеров" в
педагогическом сообществе, а
данные
официального центра при Минобрнауки.
Важность
этой статьи в том, что она обосновывает необходимость умеренной урочной
нагрузки на учителя для поддержания нормального физического и психологического
состояния и обеспечения образовательного процесса.
18
урочных часов, предусмотренных ставкой учителя, не являются выдумкой - за этим
нормативом стоят расчеты экономистов, специалистов в сфере нормирования труда.
Сейчас в погоне за ростом производительности труда бюджетников, за счет
которого пытаются выполнить "майские указы", педагогам предлагают
брать все больше урочной нагрузки и других видов работ. И последствия этого мы
уже наблюдаем: либо учитель продолжает работать на совесть и через несколько
лет "сгорает", либо переходит в режим наименьших затрат, поставив
обучение "на поток".
Процитируем
статью: «Оценка педагогами своего физического состояния после последовательного
проведения определенного количества уроков свидетельствует о том, что в
физическом состоянии педагогов "перелом" к худшему происходит после
проведения непрерывно 5 уроков. ...
С
точки зрения физической утомляемости оптимальным для педагогов является
проведение не более 4 уроков в день, что несколько выше официальной нормы (3
урока в день). ... Оценка педагогами своего психологического состояния после
последовательного проведения определенного количества уроков свидетельствует о
том, что в психологическом состоянии педагогов "перелом" к худшему
происходит после проведения непрерывно 4 уроков. ... Общий вывод: проведение
педагогом в течение дня подряд 4 уроков есть тот оптимум, к который не приводит
к чрезмерной физической и психологической утомляемости». (Стр.253-255)
По результатам опроса педагогов, в 2015
году средний показатель на одного учителя составлял 6,2 урока в день, за
6-дневную рабочую неделю - 37,2 часов, что составляет от официальной нормы
206,7%. (Стр 255)
Не
менее чем в 80% школ несовершенство администрирования приводит к загрузке
педагогов сверх нормы или нагрузке работой, не имеющей отношения к
профессиональным обязанностям учителя.
В отношении не менее 40% практикуется
нарушение прав на отдых в форме административного прерывания отпуска.
"Несмотря
на наличие нормированного регулирования работы педагогов общеобразовательных
организаций, на практике имеет место игнорирование администрацией школ
официальных норм труда педагогов.
Загрузка
педагогов неравномерная, в следствие чего в отдельные месяцы происходит
чрезмерная перегрузка педагогов, достигающая 200% от нормы. Велика вариация
занятости педагогов по классам: количество классов, в которых педагогам приходится
проводить занятия, порой велико, еще больше общая численность учащихся, в ряде
случаев превышающая 200 человек, с которыми педагогу приходится работать в
течение учебного года. Запомнить такое количество имен непросто, а установить
контакты с каждым учеником в рамках педагогического процесса - еще
труднее." (Стр. 259)
Социологи
считают, что проблема в отсутствии контроля органов управления образованием за
соблюдением трудовых прав педагогов.
Примечание. Статья Ф.Э.Шереги опубликована
в сборнике
"Грани российского образования"
(М.:
Центр социологических исследований, 2015).
По результатам исследования издана также
книга Ф.Э.Шереги, А.Л.Арефьев, П.Е.Царьков, "Условия труда педагогов:
хронометрический и социологический анализ". Социоцентр, Москва, 2016.
Опубликовано на сайте профсоюза ""учитель"