Моя китайско-корейская
эпопея закончилась, и я вернулся в СССР. На Чкаловской меня ждала отдельная
двухкомнатная квартира, которую выхлопотал Артем Иванович Микоян, и приглашение
в китайское посольство, где я получил машину «Победа» и 4000 рублей на строительство
гаража. И вернулся к работе в НИИ ВВС.
В
то время в НИИ-17 разрабатывалась сверхмощная РЛС «Сокол» огромного веса и
габаритов. Считалось, что она будет гарантировать перехват практически любой
цели, что и требовалось в пору возможного применения атомного оружия. Создание
«Сокола» было поручено талантливому конструктору Андрею Борисовичу Слепушкину.
Для станции был даже создан специальный истребитель ЯК-25. Когда «Сокол» был
почти готов, дальнейшую разработку станции передали Г. М. Кунявскому.
Он
представил станцию на испытания в НИИ ВВС, где была создана государственная
комиссия из 20 генералов под председательством начальника НИИ ВВС
генерал-лейтенанта Благовещенского. Ждали невероятных успехов и наград.
Основное обеспечение испытаний было на радиолокационном отделе НИИ ВВС, которым
руководили полковники Коршунов и Сенькин.
Я
в испытаниях не участвовал. Но однажды увидел, как в слоях инверсии по прямой
движется цель — бомбардировщик ИЛ-28, а по кривой на него выходит
истребитель ЯК-25 со станцией «Сокол», и все происходит как в учебнике
геометрии: окружность и прямая. Я удивился: ну какой же бомбардировщик, когда
его атакуют, будет лететь по прямой? Он должен маневрировать!
Я
пошел Коршунову и Сенькину:
— Испытания
«Сокола» ведутся неправильно. Цель не маневрирует, поэтому истребитель ее
запросто перехватывает. А какая же цель будет идти по прямой, особенно если на
ней стоит станция предупреждения вроде «Сирены»?
[93]
Коршунов
взорвался:
— Не
умничай! В прошлом году ты со своей «Сиреной» еле остался в армии. Из-за твоей
станции были сорваны испытания «Позитрона», нарушились все планы вооружения
самолетов, так как ты опозорил хорошую разработку. Сиди тихо, иначе я наложу
взыскание. Слишком много на себя берешь!
Тогда
я пошел к пилотам, которые летали на самолете-цели:
— Испытания
проводятся неправильно! Вы летите по прямой линии. Вас, конечно, перехватят! А
вот если у вас на самолете будет стоять «Сирена»?
— Конечно,
с «Сиреной» мы будем маневрировать.
— Давайте
сделаем так. Я на двух самолетах-целях поставлю «Сирены», и вы во время обычных
полетов прислушаетесь к их сигналам. И тот, кто лучше усвоит работу «Сирены» во
время планирования полета на перехват маневрирующей цели, будет маневрировать
не произвольно, а по ее сигналам.
Идея
очень понравилась Борису Кладову. Этот боевой летчик, кавалер пяти орденов
Красного Знамени, прибыл в НИИ ВВС прямо с фронта — умный и очень
энергичный человек. Я оборудовал два самолета ИЛ-28 станциями «Сирена». Летчики
договорились, что в полете на перехват маневрирующей цели на самолете-цели
ИЛ-28 пилотом будет Борис Кладов.
Изобретатель Мицкевич Вадим Викторович