Декоративно - прикладное творчество в системе
дополнительного образования детей
Проблема
развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее
актуальных как в теоретическом, так и в практическом отношениях: ведь речь идет
о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на
первых этапах ее становления. Время наше сложное - это время социальных
перемен, политических бурь и потрясений. Воспитание гражданина-патриота,
знающего и любящего свою Родину - задача особенно актуальная сегодня, не может
быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа,
освоения народной культуры.
Кроме того, реальность сегодняшнего дня
диктует необходимость поиска способов взрастить в душах детей потребность освоения
таких вечных общечеловеческих ценностей, как добро, красота, вера, любовь; и, в
конечном итоге, приблизиться к достижению одной из целей педагогики -
воспитанию "человека будущего".
Приобщение
детей к народной культуре - наиболее прямой путь решения этой задачи. Оно
предполагает активную педагогическую деятельность с позиций возрождения
национальных устоев, формирование глубокого знания традиций и обычаев у
подрастающего поколения.
Введение
в обучение материалов по декоративно-прикладному искусству позволяет приобщить
детей к ценностной народной культуре, к нравственным основам народного
миропонимания. Это актуальный, значимый аспект в деле воспитания подрастающего
поколения.
Декоративно-прикладное искусство - вид
изобразительного искусства, создание
изделий, сочетающих художественные и
утилитарные функции. Произведения декоративно-прикладного искусства связаны с
бытовыми нуждами людей, составляют неотъемлемую часть среды человеческого
обитания. Основой и источником декоративно-прикладного искусства является
народное творчество. В сферу декоративно-прикладного искусства входят изделия
традиционных художественных промыслов и ремёсел, художественной промышленности
и профессионального авторского искусства. [Большая российская энциклопедия,
Т.Л.Астраханцева].
Декоративно
– прикладное искусство- составная часть
искусства народа. Оно несет в себе духовные и эстетические ценности,
накопленные трудом и талантом многих поколений.
Предметы
декоративно – прикладного искусства созданы талантом и душой наших предков,
любивших красоту и умевших ее творить. Самые простые изделия под рукой мастера
становились драгоценностью. Кроме того, народное искусство по своей природе
близко детскому творчеству: его отличает та же простота, завершенность форм,
обобщенность образов, передача окружающего мира условными символами, отказ от
излишней детализации. Именно поэтому оно близко восприятию ребенка, понятно и
доступно ему.
Народ
веками стремился в художественной форме выразить свое отношение к жизни, любовь
к природе, свое понимание красоты. Изделия декоративно – прикладного искусства,
которые видят дети, раскрывают перед ними богатство культуры народа, помогают
им усвоить обычаи, передаваемые от поколения к поколению, учат понимать и
любить прекрасное, приобщают к труду по законам красоты.
Декоративно
– прикладное искусство является одним из факторов гармонического развития
личности. Посредством общения с народным искусством происходит обогащение души
ребенка, прививается любовь к своему краю, родине. Народное искусство хранит и
передает новым поколениям национальные традиции и эстетическое отношение к
миру. Искусство народных мастеров помогает раскрыть детям мир прекрасного,
развивать у них художественно- эстетический вкус.
Воспитание
гражданина, патриота невозможно сегодня без глубокого познания духовного
богатства своего народа. Через произведения декоративно-прикладного искусства
этот процесс должен начинаться с раннего детства, чтобы оставить глубокий след
и вызвать интерес.
О
роли и значении народного декоративно – прикладного искусства в воспитании
детей писали многие ученые (А.В.Бакушинский, П.П.Блонский, Н.П.Сакулина,
Р.Н.Смирнова , Т.Я. Шпикалова и др.). Они отмечали, что искусство пробуждает
первые яркие, образные представления о Родине, ее природе, культуре, способствует
воспитанию чувства прекрасного, развивает творческие способности детей.
Красота
природы, особенности быта русского народа, его талант и трудолюбие предстают в
произведениях народных мастеров. Они раскрывают истоки духовной жизни народа, с
её моральными и эстетическими ценностями, помогают взглянуть на привычные вещи
по-новому, увидеть красоту окружающего мира.
Всем
известно, что маленькие дети обладают врожденной художественной способностью.
Однако проблема развития художественного мастерства приобретает остроту в
средних классах, когда уверенность детей в своей способности создавать
художественные произведения идет на убыль.
Дети,
не имеющие возможности учиться в школе искусств или посещать изостудию, начиная
заниматься изобразительным искусством, порою имеют ряд комплексов, таких как:
неуверенность в себе, заниженная самооценка, страх – «у меня не получится»,
«будет не красиво», «никому не понравится», «я вообще ничего не умею» и другие.
В связи с этим особую актуальность приобретает процесс изучения декоративно-прикладного
искусства в системе дополнительного образования, например, в кружках по
декоративно-прикладному искусству.
Посещение
факультативов и кружков по декоративно – прикладному искусству предоставляет возможность
ребёнку реализовать себя в творчестве и изменить своё отношение к различным
видам изобразительной деятельности.
Целями
современной системы дополнительного образования являются сближение с культурой,
повышение её значимости в жизни человека, совершенствование практических и
теоретических навыков. И в решение этих задач декоративно-прикладному искусству
отводится особая роль. Оно делает из ученика человека, увлечённого своим делом,
стремящегося к познанию нового, способного применить свои знания и умения,
формирует внутренне свободного человека, подготавливает его к будущей трудовой
деятельности.
Цель
обучения на занятиях по декоративно-прикладному искусству в системе дополнительного
образования - формирование знаний учащихся в области народного творчества,
знакомство с историей создания и развитием исторически сложившихся художественных
центров, творчеством мастеров. Задачи, поставленные перед педагогом
дополнительного образования:
- формирование практических навыков у учащихся
при работе с различными материалами,
-
развитие коммуникабельности, умение сотрудничать в коллективе.
Обучение
декоративной работе осуществляется в процессе выполнения творческих работ с
использованием разнообразных техник как традиционных, так и нетрадиционных,
каждая из которых обладает своими выразительными особенностями, что приводит к
развитию творческих способностей, индивидуальности и самовыражению учащихся.
Знакомство
с интересными техниками, применение новых материалов помогает детям почувствовать
себя более компетентными, что укрепляет их веру в свои силы, побуждает ребенка
к творчеству и самовыражению и помогает укрепить уверенность в своих
способностях. Дети с удовольствием выполняют совершенно разные по технологиям
работы: делают граттаж, занимаются живописью, графикой, аппликацией из круп, изготавливают
панно из бросового материала, занимаются бумагопластикой, рисованием в разных
техниках ( рисование гелевыми ручками и пр.), придумывают свои техники и т.д. В
конечном итоге каждый ребенок становится успешным, сам выбирает, как и где
может быть использована его законченная работа: поучаствует в выставке, будет
отправлена на конкурс или подарена в детский лом или больницу.
Занятия
строятся на постижении основных законов красоты: пропорции, ритмики, пластики,
симметрии и асимметрии, статики и динамики.
Тематика
занятий разнообразна. В основном, это природа: времена года, растительный мир,
животные и человек - то есть всё то, что нас окружает и волнует. На разных
возрастных этапах темы возвращаются, учитывая возрастастающий уровень восприятия
учащихся.
Познавая красоту народного творчества,
ребенок испытывает положительные эмоции, на основе которых возникают более
глубокие чувства (радость, восхищение, восторг), развиваются наглядно -
образное мышление и воображение. Все это вызывает у детей стремление передать
воспринятую красоту, запечатлеть те предметы народно – прикладного искусства,
которые им понравились. У них пробуждается и развивается созидательная
активность, формируются эстетические чувства и художественный вкус, формируются
разнообразные способности – как художественные, так и интеллектуальные.
Полюбив
то, что его окружает, ребенок лучше поймет и оценит то, что присуще всему
народному искусству.
Также
декоративно – прикладное искусство способствует формированию таких мыслительных
операций, как анализ, синтез, сравнение, обобщение. В узорах декоративных
росписей, характерных для различных народных промыслов, соблюдается ритм,
симметрия, соразмерность отдельных элементов, с четность в исполнении
орнамента. Это дает материал для развития математических представлений.
При
рассматривании подлинных предметов декоративно – прикладного искусства формируется связная речь, правильность
произношения, умение описывать увиденное, рассказывать о созданном изделии.
В
процессе ознакомления с народным декоративно – прикладным искусством у детей
воспитываются и нравственно – волевые качества: потребность доводить начатое
дело до конца, сосредоточенно и целенаправленно заниматься, преодолевать
трудности. При создании коллективных
работ у детей воспитываются умение объединяться для общего дела, учитывать
интересы друг друга, умение действовать согласовано, помогать другим.
На
занятиях учащиеся делают нужные и полезные изделия, украшающие интерьер, учатся
составлять эскиз и композицию с учетом бытового и сувенирного назначения
предметов.
Таким
образом, обучение декоративно-прикладному искусству в системе дополнительного
образования– это процесс формирования и развития творческой личности,
направленный на осмысление, освоение этнокультурного наследия, сохранение,
возрождение и развитие промыслов и ремёсел России.
Можно
констатировать, что декоративно – прикладное искусство помогает развивать в
детях эстетическое отношение к действительности, любовь к Родине, мышление,
воображение, речь.
Кроме
того, система дополнительного образования помогает сориентировать ребёнка в выборе дальнейшего творческого пути, а
может даже и профессии.