Тест на определение дисграфии у ребенка. Методика
выявления дисграфии
Своевременное выявление дисграфии у ребенка – одно из важнейших условий
дальнейшего эффективного исправления патологии. Проверка дошкольника на
предрасположенность к нарушению письменных навыков заключается в изучении
качества рисунков ребенка. Если малыш в возрасте 3-5 лет не умеет и совершенно
не любит рисовать, это может стать первым признаком склонности к дисграфии.
Нежелание брать в руки карандаши может быть связано с плохо развитой моторикой,
слабыми мускулами пальцев и сложностями при согласовании движений во время
изображения рисунков на бумаге. При этом нарисованные изображения у дисграфиков
отличаются прерывистыми, рваными линиями с неравномерным, слишком сильным или
слабым нажимом.
Методика выявления дисграфии у младших школьников заключается в проверке
умений анализировать речь и переносить ее на бумагу. Специальные тесты для
диагностики письменных нарушений позволяют выявить способность ребенка:
·
анализировать звуковой состав слов и их грамматическую составляющую;
·
разделять речевые конструкции на их части: слова, слоги, буквы;
·
воспринимать слова на слух и переносить их на бумагу;
·
определять отдельные звуки в словах;
·
самостоятельно составлять слова и предложения.
Тест для определения дисграфии у ребенка
Существует значительное количество различных методик, тестов и заданий,
позволяющих со стопроцентной точностью определить наличие дисграфии. Ниже
представлен тест, с помощью которого возможно выявить наличие определенного
типа дисграфии у ребенка.
Инструкция для выполнения заданий теста:
·
задания в каждом блоке необходимо выполнять в установленном порядке, не
пропуская;
·
если ребенок не может выполнить какое-либо задание, он может перейти к
решению следующего;
·
после завершения всех заданий следует вернуться к тем, которые не удалось
сделать с первого раза и снова попробовать их выполнить.
Аграмматическая дисграфия
1. Вставить пропущенную букву в окончание слова:
а) встать со стул_;
б) идти по дорог_;
в) налить в чашк_;
2. Записать название предмета в количестве трех и шести штук:
а) одна ложка, три ___, шесть ___;
б) один телевизор, три ___, шесть ___;
в) одно окно, три ___, шесть ___;
3. Составить словосочетания, поставив слово в скобках в нужном падеже, роде
и числе:
а) погладить (рыжий)______ котенка;
б) сделать (домашний)______ задание;
в) включить (любимый) ______ песню.
4. Вставить подходящие по смыслу предлоги:
а) пойти _ школу;
б) посмотреть _ окно;
в) сесть _ стул.
Выполняя задания, аграмматический дисграфик испытывает сложности при
согласовании слов в словосочетаниях, не может образовать множественное число
или делает это неуместно (например, «встать со стулья», «три телевизоры, шесть
телевизор», «погладить рыжему котенка», «сесть в стул» и т.д.).
Дисграфия с нарушением языкового анализа
и синтеза
1. Составить слова из букв:
а) б а с о к а______;
б) з а к р ю к______;
в) н а с в е______;
2. Составить слова со слогов:
а) га до ро ______;
б) то лис пад______;
в) лень ма кий___;
3. Составить словосочетания, поставив слово в скобках в нужном падеже, роде
и числе:
а) погладить (рыжий)______ котенка;
б) сделать (домашний)______ задание;
в) включить (любимый) ______ песню.
4. Указать количество слогов в словах:
а) пароход _;
б) сантиметр_;
в) февраль_.
Дисграфик с данным видом нарушений письма испытывает сложности с правильной
расстановкой слогов и букв в словах. Ребенок не может разделять слова на звуки,
в результате чего пропускает буквы и слоги либо же добавляет лишние. При
наличии патологии школьник не сможет неправильно составить слова и посчитать
слоги, либо же вовсе не выполнит задание.
Артикулярно-акустическая дисграфия
1. Вставить пропущенную букву:
а) яркий _остер нас со_ревает;
б) в небе сияет _елтая _везда;
в) ко_зина сп_етена из _озы;
г) _ильный ветер _уршит ли_твой;
д) _етыре _ыпленка;
е) _ерый зая_.
Данный вид дисграфии наблюдается у детей, которые не выговаривают
определенные буквы. Например, неправильно произнося букву «р» в устной речи, на
письме школьник записывает ее как «л». Другими словами, ребенок переносит на
бумагу звуки так, как он их слышит в устной речи. Выполняя тест, дисграфик
будет путать схожие по звучанию буквы и расставит их неверно (например, заменяя
к-г, ж-з,с-ш, ч-ц, с-ц и др.).
Акустическая дисграфия
1. Записать словосочетания под диктовку:
а) искренние улыбки, интересное открытие (и-ы);
б) красивая колыбельная, желтая астра (а-я);
в) морскую волну, сладкую булочку (у-ю);
г) четырнадцать цапель, полотенце в цветочек (ч-ц);
д) счастливый случай, красный чемодан (с-ч);
е) серая машина, шесть чашек (с-ш);
ж) тринадцатый понедельник, тихие дети (т-д).
При акустической дисграфии школьник заменяет на письме буквы схожие друг с
другом по звучанию. Следует учитывать, что ребенок с данным типом отклонения
умеет устно говорить совершенно правильно. Наиболее часто происходит замена
таких букв, как а-я, и-ы, у-ю, ч-ц, с-ч, с-ш, т-д и др. Выполняя задание,
дисграфик будет неверно записывать буквы, заменяя их на похожие по звучанию.
Оптическая дисграфия
При наличии оптической дисграфии ребенок неправильно записывает визуально
похожие символы. Например, происходит путаница между написанием букв а и о, е и
з, ч и у. При выполнении теста дисграфик не сможет вычеркнуть определенную
букву среди похожих на нее письменных знаков, а также будет испытывать
сложности, дополняя слова схожими по написанию символами.
При диагностике нарушений письма у детей
крайне важно уметь отличить обычную безграмотность или незнание грамматических
правил от реальной дисграфии. Следует помнить, что безошибочно диагностировать
отклонения в письменной речи у малыша может исключительно квалифицированный
логопед.
Тэги:
дисграфия,
виды дисграфии,
аграмматическая дисграфия,
дисграфия с нарушением языковго анализа и,
артикуляторно-акустическая дисграфия,
акустическая дисграфия,
оптическая дисграфия