Вероятностное проективное мышление
Разбрасываю мысли
Я продолжаю разбрасывать мысли.
Они разлетаются, как листья осенью.
Летят листья навстречу будущей, еще далекой весне.
Мы ждем ее. Готовимся к ней
- В.В. Налимов
Да, я пытаюсь внести математику
в философию. Математика делает
мысль четкой и, соответственно,
сурово требует аксиоматического
обоснования при построении концепций...
- В.В. Налимов
Вглядываясь в будущее, мы касаемся потенциального многообразия и
осуществляем выбор, опираясь на ценностные представления прошлого. Это
создает настоящее. При этом прошлое в нашей системе представлений – это
судьбинная составляющая, а будущее – этическая, поскольку речь идет о
выборе и свободе воли. Об этом я много пишу в своих книгах, разрабатывая
вероятностный подход [Налимов, 1989], [Налимов, Дрогалина, 1995].
Настоящее – это прошлое, свернутое по будущему, или судьба,
преобразованная этикой выбора
- В.В. Налимов
II. Исходные посылки модели
1 Будем считать, что весь воспринимаемый нами эволюционирующий Мир
можно рассматривать как множество текстов. Когда мы говорим о биосфере,
то текстами оказываются отдельные особи, виды и другие составляющие
биосферы. Когда мы говорим о социальной сфере, то текстами называем все
серьезные проявления сознания человека, направленные на коммуникацию с
другими, или даже с самим собой. Эго человека рассматривается как
особый, живой текст, способный самостоятельно измерять,
реинтепретировать самого себя
2 Тексты характеризуются дискретной
(семиотической) и континуальной (семантической) составляющими, последняя
из которых не видима нами непосредственно
3 Семантика определяется вероятностно задаваемой структурой смыслов. Смыслы - это есть то, что делает знаковую систему текстом
4 Изначально все возможные смыслы Мира как-то соотнесены с линейный
континуумом Кантора - числовой осью m, на которой в порядке возрастания
их величин расположены все вещественные числа. Иными словами, смыслы
Мира спрессованы так, как спрессованы числа на действительной оси
5 Спрессованность смыслов - это нераспакованный (непроявленный) Мир - семантический вакуум
6 Распаковывание (появление текстов) осуществляется вероятностной
взвешиваемостью оси m: разным ее участкам приписывается разная мера.
Метрика шкалы m предполагается изначально заданной и остающейся
неизменной
7 Соответственно, семантика каждого конкретного текста
задается своей функцией распределения (плотностью вероятности) - p(m). В
общем случае можно говорить о текстах, определяемых функцией
распределения вероятности, задаваемой на многомерном пространстве. В
тексте смыслы всегда оказываются заданными избирательно. Нам не дано
знать все. Напомним английскую пословицу - Знать все, значит не знать
ничего. Функция p(m) оказывается тем окном, через которое нам дана
возможность всматриваться в семантический мир
III. Вероятностная логика
Сконструированная нами модель заставила нас разработать соответствующую
ей вероятностную логику, которая выглядит несколько необычно. Будем
считать, что изменение текста (его эволюция) связано со спонтанным
появлением в некоей ситуации y фильтра p(y/m), мультипликативно
взаимодействующего с исходной функцией p(m). Положим, что это
взаимодействие задается известной в математической статистике формулой
Бейеса:
p(m/y) = k p(m) p(y/m),
где p(m/y) - функция
распределения, определяющая семантику нового текста, возникающего после
эволюционного толчка y; k - константа нормировки. Формула Бейеса в нашем
случае выступает как силлогизм: из двух посылок - p(m) и p(y/m) с
необходимостью следует текст с новой семантикой p(m/y). В силлогизме
Бейеса, в отличие от категорического силлогизма Аристотеля, как обе
посылки, так и возникающее из них следствие носят не атомарный, а
вероятностно размытый характер и хотя бы вторая из посылок носит
условный (обусловленный ситуацией y), а не категорический характер.
Существенным в бейесовской логике оказывается следующее:
1 признается открытость семантической системы - она открыта спонтанному появлению фильтров;
2 признается трансперсональность сознания: спонтанность появления
фильтров связывается с существованием трансличностного космического
сознания (см. ниже - Карта сознания);
3 бейесовский силлогизм
применяется к смыслам, размытым на континууме, - возможность появления
атомарных (точечных) смыслов исключена;
4 логические операции носят
числовой характер - в правой части формулы Бейеса стоит знак умножения,
имеющий числовое раскрытие;
5 исключена возможность сильной
дизьюнкции; язык оказывается свободным от закона исключенного третьего,
соответственно он свободен от разграничения истинности и ложности.
Из сказанного здесь следует, что творческое (дологическое) мышление по
своей природе оказывается мифологичным. Отметим здесь еще раз близость
нашего подхода к философской позиции Брауэра, настаивающего на
несостоятельности формальной логики, опирающейся на закон исключенного
третьего. Подчеркнем, что отказ от закона ислючения третьего у нас не
постулируется, а вытекает непосредственно из сконструированной модели.
Таким образом, мы идем дальше Брауэра в развитии его идеи
...
Три модуса времени: Прошлое, Настоящее и Будущее.
Хорошо известное высказывание Хайдеггера о неразложимости времени по
трем его модусам. Для него Прошлое - это не то, чего уже нет, но то, что
постоянно присутствует в Настоящем и определяет собой как Настоящее,
так и Будущее. Модус Будущего у него - это забегание вперед, именно
сосредоточенность на Будущем дает здесь-бытию подлинность существования.
Эти представления Хайдеггера легко эксплицируются на вероятностном
языке. Положим, p(m) - ценностная ориентация, порожденная Прошлым;
p(y/m) - вопрос, обращенный из Будущего к Прошлому в связи с возникшей в
Настоящем проблемой y; p(m/y) - ответ, раскрывающий вновь возникшую
ценностную ориентацию. Свобода воли осуществляет выбор из Будущего,
существующего только в нереализованной потенциальности. Будущее
приобретает возможность действовать на Настоящее через изменение
тяготеющего над ним Прошлого. Мы можем говорить о сейчасном
существовании Прошлого и Будущего, ибо в нашей модели в Настоящем
Прошлое свертывается по Будущему
В.В. Налимов. Разбрасываю мысли. В пути и на перепутье. Прогресс-Традиция, Москва, 2000
web.archive.org/web/20101228152334/http://kirsoft.com.ru/freedom/KSNews_961.htm
В.В. Налимов. Разбрасываю мысли. В пути и на перепутье. 2-е изд., испр.: Центр гуманитарных инициатив; Москва; 2015
vk.com/doc4605748_453044027 Василий Васильевич Налимов - математик и мыслитель
vk.com/doc399489626_569744211