В последние годы
исследователи приходят со все большее определенностью к заключению об
особой исторической роли Ладоги в первые века русской истории.
Развернуто об этом писал А.Н. Насонов. Он отнес Ладогу (а также и Псков)
к той части Новгородской области, которая вплоть до середины XI в.
складывалась самостоятельно.[1] Территория, на которую в древности
распространялось влияние Ладоги, а не Новгорода, по мнению А. Н.
Насонова, охватывала нижнее Поволховье, Ижорскую землю, Приладожскую
Карелию, наконец, область Обонежского ряда.[2] Эти заключения автора
оказались плодотворными и в какой-то мере нашли свое продолжение в
науке. Так, по мнению А. В. Кузы, Новгородская земля возглавлялась
Псковом, Новгородом и Ладогой. Именно эти три центра входили в состав
основной государственной территории и сформировали ее.[3] Значение
Ладоги в письменных источниках передается далеко не всегда. Объясняя
такого рода умолчания, Д. А. Мачинский справедливо отмечает, что события
VIII— IX вв. относились к периоду, который позднее очень неполно
зафиксирован в летописи. В дальнейшем, учитывая соперничество Новгорода и
Ладоги, роль последней в летописи была умалена. [4]
Ныне
исследователи перестали рассматривать Ладогу как некое самобытное
местное явление. Здесь добавились не только общерусские, но и
общеевропейские сравнения и сопоставления. В результате в работах
последнего времени заново оценено значение Ладоги как международного
раннесредневекового торгово-ремесленного поселения и важнейшего
ключевого места на евразийском торговом пути «из варяг в арабы» и «из
варяг в греки». В деле изучения Ладоги определенные результаты в
последние годы достигнуты Староладожской археологической экспедицией
ЛОИА АН СССР.[5] Отметим некоторые из них.
Установлена дата
создания поселения в низовьях Волхова — это средина VIII в. Намечены
этапы развития Ладоги, начиная с VIII в. Заново рассмотрена ее
экономика, культура, ремесло и деятельность проживавшего в ней общества.
Полиэтничный состав жителей ранней Ладоги не отрицает ее доминирующий
славянский массив. Выявлены достоверные основы ладожской версии
«Сказания о призвании варягов». Произведено представительное изучение
самой Ладоги, ее округи, окрестных курганов, сопок и поселений. Впервые
картографирована площадь посада и определены его границы по состоянию на
X— XI и XVI вв. Очерчена ладожская городовая волость, сложившаяся в
низовьях Волхова в VIII—IX вв.
Ладожская земля в конце X — начале XIII в. Граници показаны схематически (основа карты по А. М. Насонову).
1 — пороги на Волхов; 2 — границы Новгородской и Ростово-Суздальской земель; 3 — границы Ладожской земели с ее подразделениями
А.Н.
Кирпичников. Ладога и Ладожская земля VIII—XIII вв. В кн.:
Историко-археологическое изучение Древней Руси: Итоги и основные
проблемы. Славяно-русские древности. Выпуск I. Л., 1988. с. 38—79
http://www.russiancity.ru/dbooks/d14.htm А.Н. Насонов. Русская земля и образование территории древнерусского государства (перв. изд. 1951, втор. изд. 2006, карты)
vk.com/doc415041562_496486099
В «Аскольдовой летописи» излагалась другая точка зрения, нежели в
«Повести временных лет», согласно которой князь Рюрик (он же — Родериг)
был призван в 862 г. на Ладожское княжение из Полабской земли ободритов.
Тот Рюрик был сыном мекельского князя Годслава и словенской княгини
Умилы Гостомысловны. Перед смертью словенский князь Гостомысл завещал
князю Рюрику свое княжество. Однако события развивались не совсем так,
как хотелось бы словенам. Дело в том, что в Ладогу вместе с Рюриком
явились два его родных брата Сигнётри Торвардр и стали претендовать на
дележ высшей власти. Это было нарушением завещания Гостомысла, который
хотел, чтобы младшие братья оставались в Мекеле и не вмешивались в
управление Словенской землей; князь Годслав еще был тогда жив (он умер в
870 г.). Однако случилась беда. Норманны (шведы), прознав про
вокняжение Рюрика, приехали в Ладогу в количестве 1000 воинов, со
слугами, со всеми чадами и домочадцами и со всем имуществом, чтобы долго
и счастливо жить на чужих хлебах, и потребовали от князя Рюрика
признания своей власти на Руси. Ладожане и хольмгардцы не могли этого
стерпеть, и началась война с 863 по 865 г. включительно, в ходе которой
погибли князья Сигнётр и Торвардр, был убит и плесковский и новгородский
князь Вадимунд (Вадим), сын старшей дочери князя Гостомысла Радуны, и к
865 г. князь Рюрик стал обладать единоличной властью на северо-западе
Руси.
Так Словенская Русь стала Рюриковой Русью. Норманнские воины
там остались и превратились в господ, феодальный класс, стремившийся
распространить свою власть на Среднюю и Южную Русь вдоль великого
водного пути «И з варяг в греки». Это им удалось, и шурин Рюрика, князь
Олег Вещий, стал основателем Киевской Руси-2. Он был не норманном, а
рюгенским князем, сыном Инегельда, т.е. руянским славянином. Однако он
должен был считаться с военной силой норманнов, которые тогда
претендовали на власть в Киевской Руси, как об этом свидетельствуют
тексты договоров Руси с греками 911 и 945 г. в их полной версии,
сохранившейся в «Аскольдовой летописи». Власть норманнов (варягов)
сохранялась до 980 г., когда великий князь Киевский Владимир I выслал из
Киева в Константинополь всю варяжскую воинскую силу и стал отныне
опираться на природных князей и бояр Киевской Руси-2.
- Ю.К. Бегунов. Будинский Изборник - жемчужина греко-русской литературы середины IX - начала XIV вв.
А поiдЪ СловЪнь на полунощiе от IрмЪра а поча абiе гърадъ iной зiжьдатi
съ родъмъ своя на оустiе на рЪцЪ Моутъной а наречЪ сь гърадъ
Хълмъгаръдъ А посълЪжьдЪ нарекуть яко НовЪгърадъ а рЪкоу Моутъну наречЪ
Вълъхъвъ въ iмя съвараха своя от фЪнны Алъдъгьi
И пошел Словен на
север от Ильменя и начал вскоре новый город строить со своим родом в
устье реки Мутной, и назвал город Хольмгард - а потом его назвали
Новгородом, а реку Мутную, нарекли Волхвом - во имя первенца Словена от
финки Алдогьи (от фЪнны Алъдъгьi)...
...От Словена (СловЪнъ
РюгЪньскiя) и Алдогьи (Алдъгья) (жена от суми, пленница – жена от Сумi
бо пълоняна) союз в 350 (5858) -> дети Словеновы (чада СловЪнЪвЪ) –
словены (iже СловЪнЪ):
Волхв (Вълъхъвъ) (5860/352)
Буеслав (БуЪславъ) (5863/355)
Улеб (УлЪбъ) (5865/357)
Олева (ОлЪва) - а это роды, нарицаемые как словены ирмерские – а се роды iже нарiцахуся СловЪнЪ IрмЪрi
От Волхва и Шелони (ШЪлонъ) (жена от чуди – жена от чюдi) союз в 380. От них:
Ярмир (Яръмiръ) (в год 418-й от РХ ушел с родом своим на остров Руян,
называемый Рюген – а въ лЪто 5926 отыдi сь родъмъ своя на оттоку Руянь а
зъвомый РюгЪгь)
Негоярви (НЪгоярвi), Невоярви (НЪвоярвi), Олона
(Олона) - А это дочери Волхва (а се дъщЪрi ВълъховЪ ЪстЪ): вышли замуж в
Суми (а поятъ же Сумi) - живут со своими родами около озера Варяжского и
по рекам, и по озерам, и по островам – а вiтаютъ сь роды възълЪ Ъзерi
Варяжько а по рЪцы а ЪзЪрi мъногы а оттокы
Огълава
XII Се Рурiкова Русь а сътЪзя Ъя Запiсъкъ iзъ БудiнЪнькаго Iзъбърнiка о
лЪтЪхъ мiнувъшiхъ аже от оуспЪнiя ГостомысловЪ а до оуспЪнiя
ЯрославЪлЪго
Въ лЪто 6366 прiiдЪ от Гостомысла сълъ Годъславу
на Полабiе А просящЪ Гостомысль дабы прiслатi болъщего вънука РудЪрiга
на СловЪнЪхъ къняжЪнiя дъля на Ладожье А память въда сълъ Годъславу о
наслЪдънiцi ГостомысловЪ на СловЪнЪхъ А Оскълоду бытi оу ПолянЪхъ занежЪ
зятiй а сынЪ назъванъ Ольдiру А Вадiмiру бытi оу НовЪгърадЪ яко
старЪйшЪму А сыновъцЪ Будiгосту бытi на ПлЪсковЪ А РудЪрiгу бытi на
Ладожье А Iзъбору бытi на IзъборъстЪ яко отчiна Ъ А Iнару бытi на
БЪлеЪзЪрЪ А СiгънЪтръ съ Торвардъръмъ осташася на отчiнЪ Полабъской яко
наслЪдънiцi ГодъславовЪ оу ОбодрiтЪхъ
Въ лЪто 6368 оумЪрлъ кънязь
Русi СловЪнъской вЪлiй а бълагый Гостомыслъ А земъля въсплакася на вьсь
Русi СловЪнъской А гърЪбiщЪ Ъго ЪсьтЪ на ВълатовЪ додънесь А зача
къняжiтi оу НовЪгърадЪ кънязь Вадiмiръ а наречЪнъ оу варязЪй яко
Вадiмундъ А онъ же суть старЪйшiй вънучЪ Гостомыслъвъ iже по завЪту
дЪдовЪ прiiшЪдъ от ПлЪсковЪ
Въ лЪто 6369 оумЪрлъ Фруянъ отрочЪ едiнъ Iзъборъвъ а вънукъ Будiгостъвъ iже кънязь на ПлЪсковЪ А вiтанiя Ъго десятЪ годiнъ
Глава
XII. Рюрикова Русь и путь ее Записки из Будинского изборника о времени,
прошедшем от кончины Гостомысла и до кончины Ярослава
В год
858-й прибыл посол к Годславу на Полабие, с просьбой от Гостомысла,
что-бы Годслав прислал бОльшего (среднего, но не старшего) внука
Родерига (у Гостомысла было семь внуков и одна внучка) на Словенское
княжение в Ладогу (болъщего вънука РудЪрiга на СловЪнЪхъ къняжЪнiя
дъля). И посол память (завещание) отдал Годславу о наследниках
Гостомысла на Словенской земле. А Аскольду велел быть у полян, потому
что он зять и сын названый князю Олдиру, и Вадимиру велел быть в
Новгороде как старшему (яко старЪйшЪму) внуку, и племяннику Будигосту
велел быть в Плескове, и Родеригу велел быть в Ладоге, а Избору - в
Изборске, так как это отчина его. И Инару велел быть в Белоозере, а
Сигнётр и Торвардр остаются на отчине Полабской как наследники князя
Годслава у ободритов.
В год 860-й умер князь Руси Словенской
великий и благий (благий - творящий благо, добро) Гостомысл. И
восплакала вся земля Словенская, и доныне есть могила (гърЪбiщЪ)
Гостомысла на Волотовом поле. И начал (зача) княжить в Новгороде князь
Вадимир, нареченный у варягов (варягов-пруссов) Вадимундом, так как он
старший внук Гостомысла, который пришел по завещанию деда (завЪту
дЪдовЪ) из Плескова (Пскова).
В год 861-й умер отрок Фруян,
единственный сын князя Избора и внук князя Будигоста, который княжил в
Плескове, и было ему всего десять лет…
Въ лЪто 6370 дъня 27 дiоскорi мiнЪя прiiдутъ на Русь СловЪнъскую по
велЪнiю Годъслава въсЪ сыны Ъго же iже сьрЪдънiя вънучЪ Гостомысловы Iже
РудЪрiгъ а наречЪнъ на Русi яко Рурiкъ А СiгънЪтръ а наречЪнъ яко
СЪнЪусъ А Торъвардъръ а наречЪнъ Труворъ А iже съ нiмi прiiдутъ вьсь
чада а роды iхъ а съ чадiю а съ прiсънiю А множьство вЪлiе А Ефанъда
Рурiкова съ дъщЪрiю IнгiгЪрдiю а съ адЪлъфiемъ мЪзiнымъ ХЪлъгъмъ А съ
нЪтiямi Карълъмъ а Халгардъмъ а Роалдъмъ iже чада СiгънЪтровЪ а
ТорвалдовЪ А варяжькi суть жЪны iхъ же съ чагамы а съ къщЪямы А iная же
чадь А сiдЪi а матЪры съ аръцыхы же а архЪлаi съ къмЪтiю а съ коустодiей
А прiiдутъ больмЪ трiехъ тысящъ доушь съ мъногы съкаръбы iхъ же А се
бяше нашЪстъвiе iстiнъноЪ на Русь СловЪнъскую
Въ лЪто же 6370
поiдЪ Людъмiла аже дъчi Вадiмундова за Ратъмiра суть съдъружьнiка
Вадiмундова А онъ же кънязъ Вадiмiръ на Русi СловЪнъской наречЪнъ
Въ лЪто 6371 прiiдуть на Ладожье къ Рурiку iзъ за моря ешьтЪ а
варязi-нурманЪ ГунълофовЪ насълЪдъкi мъщанiя дъля СловЪнамъ А прiiдутъ
лЪстъно яко коустодiе къняжЪЪ А не въ малЪ А рать едiной тысячЪ бяшетъ А
вънiдутъ въ блiжънii вЪсi въдълЪ ръцы Моутъной аже сущi А сiцЪ
распрострiся сЪi варязЪ находънiкi по въсь Русi СловЪнъской А сiцЪ наста
се Русь РурiковЪ…А зачало Ъя от Ладожiя iзыдЪте…
В год 862-й дня
27-го июня месяца пришли на Русь Словенскую по приказу Годслава все три
сына его, средние внуки Гостомысла: Родериг, который назван на Руси
Рюриком, Сигнётр, названный на Руси Синеусом, и Торвардр, или Трувор и с
ними пришли их семьи, дети, ближняя и дальняя родня в великом
множестве, и Ефанда, Рюрикова жена, с дочерью Ингигердой, и с братом
младшим Хельгом, и с племянниками Карлом, Хальгардом и Руальдом, то есть
с детьми Сигнётра и Торвардра, и варяжские их жены с прислугой и
рабами, и иная прислуга: мастера, повара, учители (аръцыхы),
военачальники с воинами и охраной - всего более трех тысяч душ со
скарбом своим, и это было настоящее нашествие на Русь Словенскую.
В
этот же год 862-й пошла Людмила, дочь Вадимунда, он же князем Вадимиром
на Руси Словенской наречен, за Ратмира, приятеля Вадимунда.
В год
863-й пришли на Ладогу, к Рюрику, из-за моря еще варяги-норманны,
наследники Гунульфа, для мщения словенам, и пришли обманно, как охрана
князя, и не мало, а целое войско, около одной тысячи воинов. И вошли в
ближние села по берегам реки Мутной, и так разошлись эти
варяги-находники по всей Руси Словенской, и так настала Рюрикова Русь,…и
начало этой Руси от Ладоги происходит
Будинский изборник IX-XIV
вв.: Арамейская Библия и Аскольдова летопись: (перевод, комментарии,
статьи). Под общей редакцией Ю.К. Бегунова. Редактор Владимир Егоров.
Великий Новгород: ООО «Типография «Виконт», 2014. 343с.
vk.com/doc399489626_464573375 18Мб pdf
http://history-fiction.ru/books/all_1/section_0_1/book_4912/