Игровые технологии на уроках физики: от теории к практике. - Antonina Vasilevna Goroshko
https://proshkolu.info/


Логин

Регистрация
Пароль
Забыли пароль?
http://proshkolu.info/

  О портале   Реклама   ТОП-100 школ   ТОП-100 участников   Рейтинги `Источника знаний`  

http://totaltest.ru/?promo=proshkolu&utm_source=site&utm_medium=proshkolu&utm_campaign=250x50 (edited)

https://ginger-cat.ru?from=proshkolu

https://diso.ru/?promo=proshkolu&utm_source=site&utm_medium=proshkolu&utm_campaign=250x50

https://mogu-pisat.ru/kurs/uchitel/?SECTION_ID=&ELEMENT_ID=1759325



ГЛАВНАЯ

ВСЕ ШКОЛЫ

НА КАРТЕ

КЛУБЫ

КОНКУРСЫ

БИБЛИОТЕКА

ИСТОЧНИК ЗНАНИЙ

ПОМОЩЬ















Antonina Vasilevna Goroshko


КАБИНЕТ

ФАЙЛЫ

БЛОГ

ДРУЗЬЯ

ШКОЛЫ

ОБЩЕНИЕ

НАСТРОЙКИ

ЗАКЛАДКИ
Вы здесь:  Antonina Vasilevna Goroshko / Блог / Игровые технологии на уроках физики: от теории к практике.


ЗАПИСЬ #6

КОММЕНТАРИИ (1)

ОБСУДИТЬ

В ЗАКЛАДКИ


24 октября 2020, 16:02, автор - хозяйка блога
Antonina Vasilevna Goroshko

Игровые технологии на уроках физики: от теории к практике.

Игровые технологии на уроках физики: от теории к практике.

 

Горошко Антонина Васильевна, учитель физики

МБОУ СОШ №215 г. Санкт Петербург.

                                                               «Сделал, что мог, пусть другие сделают лучше»                    И.Ньютон.

 

 Игра – особый инструмент деятельности учителя.

Во-первых, потому, что играть приятно, играть легко, играть весело, в игре мы проживаем счастливое состояние. В подарок от природы мы получаем предрасположенность и потребность в игре. Ни один вид деятельности не обладает такой прочной органической базой, как деятельность, предписанная самой природой развития человека.

Во-вторых, целевое содержание, расположенное в самой игре придает весомость каждому моменту игры. Играют, чтобы играть. Получают удовольствие от процесса игры, а достижение цели лишь венчает полученное удовольствие. Данная особенность игры обеспечивает ощущение лёгкости.

В-третьих, любая игра содержит в себе элементы других видов деятельности, а значит, обладает способностью приобщить человека к какому-то виду деятельности, еще не освоенному человеком. Зная эту особенность, при сложных дидактических задачах есть смысл вводить элементы игры. Это позволяет незаметно осваивать то, что было трудным ранее.

В-четвертых, в игре минимальное количество правил, соблюдать их не трудно, а все остальное - поле для проявления своего «Я». Свобода проявления своего автономного мира, с его сложностью и непохожестью, странностью и неповторимостью, доставляет счастливые переживания. В игре каждое «Я» обретает адекватную форму. Поэтому игра по природе своей диагностична.

В-пятых, игра – самый демократичный вид деятельности: здесь нет начальников и подчиненных, равенство гарантируется ролевым распределением и диктатом фабулы. Игра – общение равных.

Игровые технологии относятся к педагогическим технологиям на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся.

Игра является одним из основных видов деятельности человека, особенно  ребенка в дошкольном и школьном возрасте.

Функции игровой деятельности

 

преодоление трудностей

 

развлекательная

 

коммуникативная

 

диагностическая

 

коррекции

 

самореализации

 

внесение позитивных изменений в личностные показатели

 

межкультурная коммуникация

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Значение игры  состоит в ее процессе, благоприятном и эмоциональном для человека, развлекательно-рекреационных возможностях, в обучающих возможностях, в развитии творческих и организаторских способностей, в передаче опыта.

 Игру как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим люди использовали с древности. Широкое применение игра находит в народной педагогике, в дошкольных и внешкольных учреждениях.

Основные черты игры

 

свободная развивающая деятельность

 

эмоциональная приподнятость, состязательность

 

творческий, активный характер

 

наличие правил, логическая последовательность

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Игровая деятельность используется в следующих случаях:

1.       в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;

2.       как элементы более обширной технологии;

3.       в качестве урока или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);

4.       как технологии внеклассной работы (игры типа «Зарница», «Орленок», КТД и др.).

 

       Спектр целевых ориентаций игр:

1.       Дидактические: расширение кругозора, познавательная деятельность; применение ЗУН в практической деятельности; формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности; развитие общеучебных умений и навыков; развитие трудовых навыков.

2.       Воспитывающие: воспитание самостоятельности, воли; формирование определенных подходов, позиций, нравственных, эстетических и мировоззренческих установок; воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности, коммуникативности.

3.       Развивающие: развитие внимания, памяти, речи, мышления, умений сравнивать, сопоставлять, находить аналогии, воображения, фантазии, творческих способностей, эмпатии, рефлексии, умения находить оптимальные решения; развитие мотивации учебной деятельности.

4.       Социализирующие: приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация к условиям среды; стрессовый контроль, саморегуляция; обучение общению; психотерапия.       

        Физика как школьный предмет имеет  широкие возможности для применения игр в процессе обучения. Специфика предмета позволяет использовать практически все виды игр, в любом школьном курсе начиная от 7 класса и заканчивая 11 классом профильного уровня.  

В играх завоевание победы - очень сильный мотив, побуждающий к деятельности. Не всегда победителями игры становятся хорошо успевающие учащиеся. Часто много терпения и настойчивости проявляют в игре те учащиеся, у которых этого не хватает для систематического приготовления уроков.

П римеры  игр, которые легко и интересно проводятся на уроках физики, но, не смотря на свою игровую форму, имеют педагогические цели и результаты:

 

  1. «Эстафета» - игра применяется при проверке домашнего задания, когда учитель задает вопросы, а ребята, отвечая, передают «эстафетную палочку» следующему для ответа ученику в своем ряду. Таким образом, можно устроить соревнование между тремя рядами в классе.  

  2. «Что лишнее и почему» -  игра предусматривает тренировку умения учащихся выделять лишнее в группе слов слово и объяснять причины такого выделения. Пример: наблюдение, опыт, ампер, эксперимент

  3. «Найди физическую ошибку» - учитель составляет подборку физических объектов, у которых неправильно указывает их значение, которое должны определить дети, написав затем правильную версию объекта.

Пример: масса – метр; сила – ньютон, работа – джоуль, давление - паскаль. Другой вариант такой игры – это специально допущенная ошибка в тексте описания  какого - то явления, только что изученного учащимися.

Пример: «Возмущения, распространяющиеся в пространстве, удаляясь от места возникновения, называются волнами. Упругие волны – это волны, в которых колебания происходят вдоль направления их распространения» (нужно – продольные волны).

Следующий пример использования специально допущенной ошибки может быть сформулирован так: из двух приведенных фраз определите –

А) верно только предложение под №1,   Б) верно только предложение под №2,

В) верны оба утверждения,                      Г) оба утверждения неверны.

№1«Переход вещества из твердого состояния в жидкое, называется плавлением»

№2«Переход вещества из жидкого в твердое, называется деформацией»

  1. «Почта» - игра на распределение объектов, написанных на карточках (или на листе интерактивной доски, передвигаемых световым пером) по темам, приборам, законам и т.д.      Амперметр – сила тока;   барометр -…..; вольтметр -…..;   и  т.д.

  2. «Логическая цепочка» - игра на определение логики в продолжение предложенного ряда.

  3. «Узнай ученого физика по  описанию его научной деятельности». Пример: французский физик и математик, создатель первой теории, которая выражала связь электрических и магнитных явлений. Ему принадлежала гипотеза о природе магнетизма, он ввел в физику понятие «электрический ток». (Андре Мари Ампер)

Вариант – «Узнай ученого по его портрету»  (И. Ньютон)

  1. Игра – урок. Пример:  виртуальная лаборатория,  конференция, посещение технического музея, встреча ученых и т.д.

  2. «Кто быстрее». Игра может проводиться при работе с карточками заданиями по решению задач по определенным темам, когда учащиеся показывают полученные ответы,  а «хронометрист» - другой учащийся по секундомеру определяет время окончательного показа объектов в группе учащихся.

  3. «Продолжи фразу» - игра, которая хорошо подходит для работы с терминами и определениями, когда учащиеся, видя их расшифровку продолжают фразы  указанием термина.  От площади соприкосновения тел максимальная сила трения покоя ….зависит (да, нет)

  4.  «Бой знатоков физики» - хорошо применяется при проверке домашнего задания, когда ученик, правильно ответивший на вопрос учителя, сам начинает задавать вопрос другому ученику, то следующему и т.д. Побеждает тот, кто набрал больше карточек-баллов за правильные ответы.  Примеры вопросов:

-         Почему стенки в некоторых нефтяных резервуарах делают более толстыми в нижней части?

-         В три одинаковые коробки запаковали по 20 ложек одинакового размера. В одной коробке находятся алюминиевые ложки, в другой - серебряные, а в третьей - стальные. Как, не раскрывая коробок, определить, где какие ложки запакованы?

-         Почему дверную ручку прикрепляют не к середине двери, а к краю, притом наиболее удаленном от оси вращения?

-         В какой воде и почему легче плавать: в морской или речной?

-         Пловец, неподвижно лежащий на поверхности воды, делает глубокий вдох и выдох. Как изменяется при этом положение тела пловца по отношению к поверхности воды?

-         Каким приемом человек может быстро удвоить давление, производимое им на пол?

 

  1.  «Занимательная физика» - ребусы, кроссворды, чайнворды, загадки, шарады… – это игры, которые, несмотря на свою простоту и массовое использование, кажутся наивными некоторым взрослым, но очень нравятся своей доступностью и легкостью всем детям, их не боятся ученики любого уровня и темпа работы и с удовольствием выполняют задания.  Примеры ребусов с физическим смыслом:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(вакуум)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(опыт)

 

(маятник)                                                                                                                                                     Игра «Отгадай загадку».

  1. Все поведает, хоть и без языка,
    Когда будет ясно, а когда – облака. [3](Барометр)

  2. Что с земли не поднимешь? (тень)

  3. Им силу тока изменяют,
    Если что-то в нем сдвигают (реостат)

  4. Идут, идут, а с места не сойдут. (часы)

  5. На всякий зов даю ответ,
    А ни души, ни тела нет. (Эхо)                                                                                                      6.Я горячее храню. И холодное храню. Я  и печь, и холодильник вам в дороге заменю. (Термос).                                                                                                                                       
    Игры от Антонины :                                                                                             https://learningapps.org/9238354

               https://learningapps.org/9239126                                                                                                                                  Мои приложения:

https://learningapps.org/display?v=pgs2c6cak20

https://learningapps.org/display?v=pc1x852s320

https://learningapps.org/display?v=pcfqo6p5k20

 

Литература:

 

1.Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий. – М.: НИИ школьных технологий, 2006. – 816с.

2.Семина Г.В. Игровые технологии на уроках физики. /Учительский портал/ [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.uchportal.ru/

3.Скибко Т.А. Игровые технологии на уроках физики. / Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» ИД «Первое сентября» [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://festival.1september.ru/                                                                                           4. Миколайчук О.А. Трениговое занятие с элементами тренинга: «Путь к успеху при подготовке и сдаче ГИА » для учащихся 9 класса. [Электронный ресурс] / Миколайчук О.А. – Режим доступа: infourok.ru/psihologicheskoe-zanyatie-s-elementami-treninga-959102.html

 





ОБСУЖДЕНИЕ


Галина Ефимовна Гончаренко2020-10-25 08:39:01 - Галина Ефимовна Гончаренко
Ещё одна непонимайка((( Работы сохраняются в файлах, а не в блоге

Прокомментируйте!

Выскажите Ваше мнение:

Зарегистрироваться



Вакансии для учителей









  Copyright © ПроШколу.ру 2007-2024. Все права защищены.   О проекте | Реклама | Статистика | Контакты | Translate
Использование материалов данного ресурса допустимо только с письменного разрешения администрации сайта.

Поиск по порталу













Новые комментарии



Красиво!!!
Я всегда подчеркивала важные для меня строчки и абзацы в своих книжках. И на полях значки ставила, которые мне были понятны и нужны. Мне это помогало запоминать или выделять информацию. Книжка моя. Что хочу, то и делаю в ней, если мне это нужно. Работаю с источником информации так, как считаю удобным. Она для этого и существует. И мне все равно, вежа я или невежа.
Огромное спасибо, за материалы этого автора.
Да, у меня тоже было сообщение о повреждённом заголовке файла. В результате скачалось лишь 38 мб из 75 - ровно половина! Сразу внимание не обратил.
не получается 6811441-a2964208
Просто переименовал файл при закачке, МП3 сбивает с толку. 6811440-a600823





















 



http://www.roscomsport.com/

https://proshkolu.ru/user/robot/blog/568472/

https://roscomsport.com/

https://roscomsport.com/