Игровые технологии на уроках физики: от теории к практике.
Горошко Антонина Васильевна, учитель физики
МБОУ СОШ №215 г. Санкт Петербург.
«Сделал, что мог, пусть другие сделают лучше» И.Ньютон.
Игра – особый инструмент
деятельности учителя.
Во-первых, потому, что играть приятно, играть легко, играть
весело, в игре мы проживаем счастливое состояние. В подарок от природы мы
получаем предрасположенность и потребность в игре. Ни один вид деятельности не
обладает такой прочной органической базой, как деятельность, предписанная самой
природой развития человека.
Во-вторых, целевое содержание, расположенное в самой игре
придает весомость каждому моменту игры. Играют, чтобы играть. Получают
удовольствие от процесса игры, а достижение цели лишь венчает полученное
удовольствие. Данная особенность игры обеспечивает ощущение лёгкости.
В-третьих, любая игра содержит в себе элементы других видов
деятельности, а значит, обладает способностью приобщить человека к какому-то
виду деятельности, еще не освоенному человеком. Зная эту особенность, при
сложных дидактических задачах есть смысл вводить элементы игры. Это позволяет
незаметно осваивать то, что было трудным ранее.
В-четвертых, в игре минимальное количество правил, соблюдать
их не трудно, а все остальное - поле для проявления своего «Я». Свобода
проявления своего автономного мира, с его сложностью и непохожестью,
странностью и неповторимостью, доставляет счастливые переживания. В игре каждое
«Я» обретает адекватную форму. Поэтому игра по природе своей диагностична.
В-пятых,
игра – самый демократичный вид деятельности: здесь нет начальников и
подчиненных, равенство гарантируется ролевым распределением и диктатом фабулы.
Игра – общение равных.
Игровые
технологии относятся к педагогическим технологиям на основе активизации и
интенсификации деятельности учащихся.
Игра является одним из основных видов деятельности человека,
особенно ребенка в дошкольном и школьном
возрасте.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Функции игровой
деятельности
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
внесение позитивных изменений в личностные показатели
|
|
|
|
межкультурная коммуникация
|
|
|
|
Значение
игры состоит в ее процессе,
благоприятном и эмоциональном для человека, развлекательно-рекреационных
возможностях, в обучающих возможностях, в развитии творческих и организаторских
способностей, в передаче опыта.
Игру как метод обучения, передачи опыта старших
поколений младшим люди использовали с древности. Широкое применение игра
находит в народной педагогике, в дошкольных и внешкольных учреждениях.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
свободная развивающая деятельность
|
|
|
|
эмоциональная приподнятость, состязательность
|
|
|
|
творческий, активный характер
|
|
|
|
наличие правил, логическая последовательность
|
|
|
Игровая
деятельность используется в следующих случаях:
1.
в
качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела
учебного предмета;
2.
как
элементы более обширной технологии;
3.
в
качестве урока или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения,
контроля);
4.
как
технологии внеклассной работы (игры типа «Зарница», «Орленок», КТД и др.).
Спектр целевых ориентаций игр:
1.
Дидактические: расширение кругозора,
познавательная деятельность; применение ЗУН в практической деятельности;
формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической
деятельности; развитие общеучебных умений и навыков; развитие трудовых навыков.
2.
Воспитывающие: воспитание
самостоятельности, воли; формирование определенных подходов, позиций,
нравственных, эстетических и мировоззренческих установок; воспитание сотрудничества,
коллективизма, общительности, коммуникативности.
3.
Развивающие: развитие внимания, памяти,
речи, мышления, умений сравнивать, сопоставлять, находить аналогии,
воображения, фантазии, творческих способностей, эмпатии, рефлексии, умения
находить оптимальные решения; развитие мотивации учебной деятельности.
4.
Социализирующие: приобщение к нормам и
ценностям общества; адаптация к условиям среды; стрессовый контроль,
саморегуляция; обучение общению; психотерапия.
Физика как школьный предмет имеет широкие возможности для применения игр в
процессе обучения. Специфика предмета позволяет использовать практически все
виды игр, в любом школьном курсе начиная от 7 класса и заканчивая 11 классом
профильного уровня.
В играх
завоевание победы - очень сильный мотив, побуждающий к деятельности. Не всегда
победителями игры становятся хорошо успевающие учащиеся. Часто много терпения и
настойчивости проявляют в игре те учащиеся, у которых этого не хватает для
систематического приготовления уроков.
П
римеры игр, которые легко и интересно проводятся на
уроках физики, но, не смотря на свою игровую форму, имеют педагогические цели и
результаты:
- «Эстафета» - игра применяется при проверке
домашнего задания, когда учитель задает вопросы, а ребята, отвечая, передают
«эстафетную палочку» следующему для ответа ученику в своем ряду. Таким
образом, можно устроить соревнование между тремя рядами в классе.
- «Что лишнее и почему» - игра предусматривает тренировку умения
учащихся выделять лишнее в группе слов слово и объяснять причины такого
выделения. Пример: наблюдение, опыт,
ампер,
эксперимент
- «Найди физическую ошибку» - учитель составляет
подборку физических объектов, у которых неправильно указывает их значение,
которое должны определить дети, написав затем правильную версию объекта.
Пример:
масса – метр; сила – ньютон, работа –
джоуль, давление - паскаль. Другой вариант такой игры – это специально
допущенная ошибка в тексте описания
какого - то явления, только что изученного учащимися.
Пример: «Возмущения,
распространяющиеся в пространстве, удаляясь от места возникновения, называются
волнами. Упругие
волны – это волны,
в которых колебания происходят вдоль направления их распространения» (нужно –
продольные волны).
Следующий
пример использования специально допущенной ошибки может быть сформулирован так:
из двух приведенных фраз определите –
А) верно
только предложение под №1, Б) верно
только предложение под №2,
В) верны оба
утверждения, Г) оба
утверждения неверны.
№1«Переход
вещества из твердого состояния в жидкое, называется плавлением»
№2«Переход
вещества из жидкого в твердое, называется деформацией»
- «Почта» - игра на распределение объектов,
написанных на карточках (или на листе интерактивной доски, передвигаемых световым
пером) по темам, приборам, законам и т.д. Амперметр – сила тока; барометр -…..; вольтметр -…..; и
т.д.
- «Логическая цепочка» - игра на определение логики в
продолжение предложенного ряда.
- «Узнай ученого физика по описанию его научной деятельности».
Пример: французский физик и математик, создатель первой теории, которая
выражала связь электрических и магнитных явлений. Ему принадлежала
гипотеза о природе магнетизма, он ввел в физику понятие «электрический ток».
(Андре Мари Ампер)
Вариант –
«Узнай ученого по его портрету» (И.
Ньютон)
- Игра – урок. Пример: виртуальная лаборатория, конференция, посещение технического
музея, встреча ученых и т.д.
- «Кто быстрее». Игра может проводиться при работе с карточками
заданиями по решению задач по определенным темам, когда учащиеся
показывают полученные ответы, а
«хронометрист» - другой учащийся по секундомеру определяет время
окончательного показа объектов в группе учащихся.
- «Продолжи фразу» - игра, которая хорошо подходит
для работы с терминами и определениями, когда учащиеся, видя их
расшифровку продолжают фразы
указанием термина.
От площади соприкосновения тел
максимальная сила трения покоя ….зависит (да, нет)
- «Бой
знатоков физики» - хорошо применяется при проверке домашнего задания,
когда ученик, правильно ответивший на вопрос учителя, сам начинает
задавать вопрос другому ученику, то следующему и т.д. Побеждает тот, кто
набрал больше карточек-баллов за правильные ответы. Примеры вопросов:
-
Почему стенки в некоторых нефтяных резервуарах
делают более толстыми в нижней части?
-
В три одинаковые коробки запаковали по 20 ложек
одинакового размера. В одной коробке находятся алюминиевые ложки, в другой -
серебряные, а в третьей - стальные. Как, не раскрывая коробок, определить, где
какие ложки запакованы?
-
Почему дверную ручку прикрепляют не к середине
двери, а к краю, притом наиболее удаленном от оси вращения?
-
В какой воде и почему легче плавать: в морской
или речной?
-
Пловец, неподвижно лежащий на поверхности воды,
делает глубокий вдох и выдох. Как изменяется при этом положение тела пловца по
отношению к поверхности воды?
-
Каким приемом человек может быстро удвоить
давление, производимое им на пол?
- «Занимательная
физика» - ребусы, кроссворды, чайнворды, загадки, шарады… – это игры,
которые, несмотря на свою простоту и массовое использование, кажутся
наивными некоторым взрослым, но очень нравятся своей доступностью и
легкостью всем детям, их не боятся ученики любого уровня и темпа работы и
с удовольствием выполняют задания. Примеры ребусов с физическим смыслом:
(вакуум)
(опыт)
(маятник)
Игра «Отгадай загадку».
-
Все
поведает, хоть и без языка,
Когда будет ясно, а когда – облака. [3](Барометр)
-
Что с земли
не поднимешь? (тень)
-
Им силу тока
изменяют,
Если что-то в нем сдвигают (реостат)
-
Идут, идут,
а с места не сойдут. (часы)
-
На
всякий зов даю ответ,
А ни души, ни тела нет. (Эхо)
6.Я
горячее храню. И холодное храню. Я и печь, и холодильник вам в дороге
заменю. (Термос).
Игры
от Антонины
:
https://learningapps.org/9238354
https://learningapps.org/9239126
Мои приложения:
https://learningapps.org/display?v=pgs2c6cak20
https://learningapps.org/display?v=pc1x852s320
https://learningapps.org/display?v=pcfqo6p5k20
Литература:
1.Селевко Г.К.
Энциклопедия образовательных технологий. – М.: НИИ школьных технологий, 2006. –
816с.
2.Семина Г.В.
Игровые технологии на уроках физики. /Учительский портал/ [Электронный ресурс]
- Режим доступа:
http://www.uchportal.ru/
3.Скибко Т.А. Игровые технологии на уроках
физики. / Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» ИД «Первое сентября»
[Электронный ресурс] - Режим доступа:
http://festival.1september.ru/
4.
Миколайчук
О.А. Трениговое занятие с элементами тренинга: «Путь к успеху при подготовке и
сдаче ГИА » для учащихся 9 класса. [Электронный ресурс] / Миколайчук О.А. –
Режим доступа:
infourok.ru/psihologicheskoe-zanyatie-s-elementami-treninga-959102.html