В чем специфика китайской культуры? - Игорь Иванович Бабанов
https://proshkolu.info/


Логин

Регистрация
Пароль
Забыли пароль?
http://proshkolu.info/

  О портале   Реклама   ТОП-100 школ   ТОП-100 участников   Рейтинги `Источника знаний`  

http://totaltest.ru/?promo=proshkolu&utm_source=site&utm_medium=proshkolu&utm_campaign=250x50 (edited)

https://ginger-cat.ru?from=proshkolu

https://diso.ru/?promo=proshkolu&utm_source=site&utm_medium=proshkolu&utm_campaign=250x50

https://mogu-pisat.ru/kurs/uchitel/?SECTION_ID=&ELEMENT_ID=1759325



ГЛАВНАЯ

ВСЕ ШКОЛЫ

НА КАРТЕ

КЛУБЫ

КОНКУРСЫ

БИБЛИОТЕКА

ИСТОЧНИК ЗНАНИЙ

ПОМОЩЬ











Игорь Иванович Бабанов


КАБИНЕТ

ФАЙЛЫ

БЛОГ

ДРУЗЬЯ

ШКОЛЫ

ОБЩЕНИЕ

НАСТРОЙКИ

ЗАКЛАДКИ
Вы здесь:  Игорь Иванович Бабанов / Блог / В чем специфика китайской культуры?


ЗАПИСЬ #2156

КОММЕНТАРИИ (2)

ОБСУДИТЬ

В ЗАКЛАДКИ


29 ноября 2020, 06:34, автор - хозяин блога
Игорь Иванович Бабанов

В чем специфика китайской культуры?


6696580-36b9ebb2f0ef4093.jpg


В последние годы в разговорах с китайцами постоянно сталкиваешься с их недоумением по поводу кризисных явлений в экономике России, общей политической нестабильности в стране. Ход их рассуждений примерно следующий: «Россия обладает огромной территорией, богатыми сырьевыми ресурсами, высокоразвитым научно-техническим потенциалом, большим количеством хорошо подготовленных и знающих кадров во всех отраслях народного хозяйства. И тем не менее Россия находится в тяжелом положении. Объясните, в чем причины этого...».
Отсюда, естественно, напрашивается вывод о неправильной стратегии реформ и в связи с этим о некомпетентности высшего руководства страны. Вообще говоря, события в России последних служат для китайской пропаганды прекрасным аргументом в пользу своей модернизационной модели развития.
***
В декабре 1985 г. вскоре после моего первого, после долгих лет приезда в Пекин в беседе с аспиранткой Миленой из Югославии я упомянул имя Лян Шумина в том смысле, что вот был такой известный философ. Милена сказала, почему был ..., он жив, я встречаюсь с ним. Откровенно говоря, я не поверил, ибо в течение многих лет китайская печать ничего не сообщала о судьбе этого философа, к тому же, поскольку он родился в 1893г., в 1985 г. ему должно было быть уже 92 года... Прошло какое-то время. Будучи в гостях у видного специалиста по истории китайской философии проф. Тан Ицзэ, я спросил его о Лян Шумине. Тан Ицзэ ответил, что он в добром здравии и что мне есть смысл встретиться с ним. В ответ на мою просьбу организовать такую встречу Тан Ицзэ, написав на листе бумаги телефон Лян Шумина, сказал: «Не стесняйтесь, позвоните ему сами». С замиранием сердца набираю телефон и попадаю на самого Лян Шумина. В ответ на мою просьбу о встрече, он немедленно соглашается: «Приезжайте завтра». В назначенное время я выхожу из автобуса у остановки метро «Мусюйди», вхожу в один из подъездов недавно построенного девяти этажного дома на проспекте Чаньаньцзе, поднимаюсь на лифте на седьмой этаж. Звоню в нужную мне дверь, на пороге женщина, которая приглашает меня в гостиную. Через несколько минут в ней появляется сам Лян Шумин. Я ожидал увидеть дряхлого, немощного физически и умственно старика. А меня встретил физически крепкий, мудрый старец, сухонький, маленький...
В двадцатые-тридцатые годы Лян Шумин выступал с апологией китайской традиционной культуры, в частности конфуцианства, подчеркивая превосходство восточной, китайской цивилизации над западной, усматривая таковое в том, что для первой истинный смысл человеческого бытия всегда заключался в духовном совершенстве индивида, нравственном облагораживании разума, развитии национального духа. В Китае, писал Лян Шумин, высшая сфера деятельности человека (культура) господствует над низшей (экономикой), в то время как на Западе имеет место обратное. Идеализм, присущий, по его мнению, восточным народам, он противопоставлял грубому утилитаризму, интересу лишь к благам материальной жизни, характерным для западной цивилизации, и на этом основании заявлял, что между Китаем и Европой (в том числе и Россией) нет ничего общего. Он призывал всех китайцев повернуться к Востоку, к национальным духовным традициям. В их возрождении Лян Шумин усматривал главное условие ликвидации отставания Китая от других стран в области экономики, решения актуальных политических и социальных проблем китайского общества. Он решительно выступал против «европеизации» Китая, против заимствования любого иностранного опыта.
Культура Запада, писал Лян Шумин, является культурой государств, проводящих колониальную политику, поэтому с ее помощью нельзя решить проблему национального возрождения; напротив, ее использование будет способствовать духовному,
а следовательно, и политическому угнетению. Лян Шумин ссылался в данной связи на политический опыт выдающихся деятелей национально-освободительного движения: «Ганди... будучи студентом, отбрасывал свою религию... В дальнейшем же он последовательно развивал дух древних индийцев для подъема движения против господства угнетавших Индию англичан... Для меня то, что проповедует Ганди, имеет особое значение, поскольку я также шел по такому же пути. Вначале я придерживался банального «прагматизма», очень близкого западным идеям, но в конце концов повернул в сторону китайской конфуцианской идеологии... Моя идеологическая эволюция состояла в следующем — вначале отказ от старых китайских вещей, а за тем их восприятие». Лян Шумин считал, что рано или поздно подобную эволюцию должны проделать все китайские общественные деятели, независимо от их нынешних мировоззренческих позиций, в том числе и марксисты, ибо, как заявлял он, новые идеологические веяния, принесенные с Запада, глубоко чужды китайскому национальному духу.
Выражение китайского национального духа Лян Шумин видел в конфуцианстве, объявлявшемся им воплощением лучших традиций духовной культуры китайского народа. Имея учение Конфуция, писал Лян Шумин, китайцы не нуждаются в религии, ибо зачем, «находясь под солнцем, иметь еще лампу». Содержащиеся в конфуцианстве великие истины о смысле человеческой жизни, оказывая в течение многих столетий огромное воздействие на сознание миллионов китайцев, способствовали формированию их национального самосознания. Поэтому возрождение Китая как великой державы, по мнению Лян Шумина, немыслимо без «полного восстановления» в правах конфуцианской идеологии.
Лан Шумин объявлял неприемлемыми для китайского общества программы социального развития, предлагавшиеся и буржуазными идеологами, и марксистами. Настаивая на том, что капитализм и социализм противоречат истинной природе человека, Лян Шумин отрицал необходимость серьезных радикальных структурных преобразований в китайском обществе. Он считал неприемлемым для Китая «путь промышленной революции», избранный вначале Японией, а затем Россией, поскольку для этого, по его мнению, не было соответствующих политических и материальных предпосылок (в частности, машин). Политика государства, считал Лян Шумин, должна быть ориентирована главным образом на решение аграрных проблем, поскольку для развития производительных сил сельского хозяйства в Китае есть все уеловия — земля и люди. «Сельское хозяйство — основа экономики», «деревня — опора государства» — вот, в сущности, принципиальные установки социально-экономической программы Лян Шумина. Его теория сельского строительства сводилась к следующему: во-первых, необходимо восстановить «систему сотрудничества» всех социальных слоев, характерную для средневековой китайской деревни; во-вторых, руководящая роль в обществе должна принадлежать интеллигенции, поскольку именно от нее — посредника между правительством и народом, хранительницы традиционных духовных ценностей, «головы и глаз сельских жителей», зависит политическая и социальная стабильность.
В 20—30-е гг. в своих политических взглядах Лян Шумин резко расходился с компартией. В 40-е гг. он поддержал курс КПК на национальное примирение, после победы народной революции остался в Китае и в отличие от многих других деятелей науки и культуры не эмигрировал. Однако каких-либо сообщений о его жизни в эти годы не появлялось, не было и публикаций его работ. Я был первым советским ученым, посетившим его.
Мы беседовали два часа, разговор шел о конфуцианстве и буддизме. По мнению Лян Шумина в учении Конфуция много рациональных моментов, достаточно сказать, что он не навязывал своего мнения ученикам, был терпим к ним, каждый из них был вправе отстаивать свои взгляды; Конфуций проповедовал любовь к людям, сочувствие к ним. Лян Шумин вспомнил в этой связи свою беседу с Тагором во время посещения индийским мыслителем Китая в начале двадцатых годов. Тагор говорил тогда, что конфуцианство нельзя относить к религии, слова
Конфуция можно использовать как догмы, но его учение не является вероучением ни теоретически, ни практически. В этом я согласен с Тагором, заключил Лян Шумин.
Улыбаясь, Лян Шумин рассказал мне о том, что в пятидесятые годы уже в возрасте свыше шестидесяти лет он стал изучать русский язык, но не смог освоить его.
Прощаясь, Лян Шумин подарил мне свою новую книгу, вышедшую в 1984 г. — первую за последние тридцать пять лет. Посвящена она взаимоотношению человеческой психики и нравственности, были в ней ссылки и на учение И.П. Павлова. Проводив меня до двери, он не ушел сразу, а ждал, когда хлопнет дверь лифта... Пример традиционной вежливости людей старшего поколения, которой нам часто не хватает.
В июне 1988 г. все центральные китайские газеты сообщили о кончине Лян Шумина в возрасте 95 лет. Хотя подобного известия можно было ожидать в любое время, я с грустью прочитал некролог. Моя память запечатлела Лян Шумина как человека еще полного жизненных сил, забывавшего свой преклонный возраст во имя так любимой им китайской философии (с.127-131)
***
...Успехи китайских реформ как бельмо на глазу для наших «реформаторов». Россия, имеющая население не более 150 млн., обладающая богатыми сырьевыми ресурсами, значительным научно-техническим потенциалом, в экономическом отношении скатилась на положение второразрядной страны. А рядом с ней Китай, имеющий громадное население — более чем один миллиард двести миллионов (!) — только вдумайтесь в эту цифру — не обладающий такими благоприятными стартовыми условиями, как наша страна, смог за относительно небольшой исторический период стать по-существу второй державой мира.
Комментарии, как говорится, излишни...
В XXI веке судьбы мирового сообщества во многом будут зависеть от Китая, поэтому в интересах России иметь если не союзнические, как в пятидесятые годы, отношения, что в настоящее время невозможно, то хотя бы добрососедские, дружественные.
Китай и китайцы глазами российского ученого, Буров В.Г., 2000
nashol.me/20191025114931/kitai-i-kitaici-glazami-rossiiskogo-uchenogo-burov-v-g-2000.html

В 30 - 40-е годы XX в. Лян Шумин интенсивно разрабатывал историко- культурологическую концепцию, нашедшую свое завершение в работе "Основы китайской культуры" (вышла в ноябре 1949 г. ). Лекция "В чем специфика китайской культуры?" впервые была прочитана Лян Шумином в Университете Сунь Ятсена (Гуанчжоу) весной 1935 г.
В чем специфика китайской культуры? В том, что в ней преждевременно раскрылся человеческий разум. В этом полностью заключено отличие свойств китайской культуры от западной и индийской. Я уже говорил, что китайская культура имеет две особенности. Во-первых, в Китае давно не стало религии, и впоследствии она тоже не была развита - религия в культуре Китая действительно занимает несущественное место. Во-вторых, за последние две тысячи с лишним лет структура китайского общества была совершенно неизменна, культура была цикличной и замкнутой.
...Теперь в новой организационной структуре китайского общества также нельзя будет отказаться от обрядов и обычаев, заменив их законом. Она по-прежнему должна будет строиться на их основе. Отличие будет состоять только в том, что это будут новые обряды и обычаи. Это - необходимость, определенная всем полем китайской истории, по-другому просто не может быть. Что касается цикличности и замкнутости китайской культуры, это происходит тоже от раннего раскрытия разума в Китае.
...В старом обществе Китая приоритет принадлежал не отдельному человеку и не обществу, а морали. Китай - государство, составленное из семей, на человека там смотрят как на принадлежащего к некоторой семье, в противоположность западному обществу, где на человека раньше смотрели как на члена церкви, а впоследствии - как на подданного государства. Социальные отношения китайцев были моральными, в общении нормой были взаимные симпатия и уважение. Для китайцев семейные отношения и родственная привязанность серьезнее всего, все они любят своих родственников, уважают старших, заботятся о младших и ожидают друг от друга помощи, а не отчуждения7 . Это совсем не похоже на нравы западного общества. В жизни китайцев важнейшее место занимали семья и род; родные и односельчане тоже были очень важны. Все другие отношения, например, между учителем и учеником, хозяином и слугой или между друзьями, имели своим критерием то, что было принято для семьи и родных, их сравнивали с отношениями старшего и младшего братьев или отца с сыном. Тем большую роль в китайском обществе играли человеческие привязанности.
На Западе общественные обычаи и государственные законы постоянно исходят из того, что одни люди сильнее других. В Китае же все они определяются взаимной привязанностью людей... Это является одним из преимуществ человеческой жизни, возникших благодаря преждевременному раскрытию разума в китайской культуре. В будущем бедствия человечества исчезнут, покой и счастье в жизни и прогрессивная общественная структура должны будут строиться на основе отношений, проникнутых взаимоуважением и симпатией; другого выхода, пожалуй, нет.
...По моим наблюдениям, ближайшая перспектива человечества - это гипертрофированное развитие интеллекта. При его чрезмерном развитии и отсутствии соответствующего развития разума человечество окажется ввергнутым в спровоцированные им самим бедствия, и ничто не сможет его спасти. В худшем случае человечество погибнет. Но... по-моему, так случиться не может, и человечество в конце концов спасется. По моим расчетам, сначала спасутся китайцы, поскольку в том, что касается разума, Китай находится в авангарде человечества. Чтобы человечество спаслось, Китай теперь, как и прежде, должен развивать человеческий разум для создания нового общества; в ходе наших усилий в этой великой работе мы при помощи разума сможем возглавить человечество и спасти его. Люди могут не поверить этому, счесть это чрезмерным преувеличением и несбыточными грезами, но в действительности все не так. Основания, которые позволят китайцам спастись самыми первыми и спасти человечество, очень просты: первое - раннее раскрытие человеческого разума в Китае; второе - раннее обнаружение китайской культурой собственных недостатков.
...На мой взгляд, к самому последнему прозрению сути национального самоспасения ведут две ступени.
Первая - это осознание важности деревни: поиск выхода должен начинаться с нее. Сейчас в Китае приходят к осознанию этой истины.
Вторая - понимание специфики национального китайского духа и истинной ценности присущей Китаю культуры. Лишь когда мы, китайцы, осмыслим специфику нашего национального духа и ценность китайской культуры, мы сможем по-настоящему ощутить себя нацией. Только поняв это, можно будет найти истинный путь к национальному самоспасению.
https://perviydoc.ru/v38088/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D1%8F_-_%D0%BB%D1%8F%D0%BD_%D1%88%D1%83%D0%BC%D0%B8%D0%BD._%D0%B2_%D1%87%D0%B5%D0%BC_%D1%81%D0%BF%D0%B5%D1%86%D0%B8%D1%84%D0%B8%D0%BA%D0%B0_%D0%BA%D0%B8%D1%82%D0%B0%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9_%D0%BA%D1%83%D0%BB%D1%8C%D1%82%D1%83%D1%80%D1%8B



ОБСУЖДЕНИЕ


Альбина Витальевна Егорова2020-11-29 15:49:29 - Альбина Витальевна Егорова
Кто такой Буров? 2000-й год? Прошло 20 лет. В сети много роликов о китайской культуре. Есть очень интересные!

Хорошо, напомнили. Надо посмотреть, что про китайскую культуру писал И.Бичурин.
Игорь Иванович Бабанов2020-11-30 09:34:00 - Игорь Иванович Бабанов
Владлен Георгиевич Буров
Доктор философских наук 1986 г. Современная китайская философия Институт философии АН СССР; г. Москва
Кандидат философских наук 1963 г., Мировоззрение китайского мыслителя XVII века Ван Чуаньшаня Институт философии АН СССР; г. Москва

iphras.ru/burov_v_g.htm

Прокомментируйте!

Выскажите Ваше мнение:

Зарегистрироваться



Вакансии для учителей









  Copyright © ПроШколу.ру 2007-2024. Все права защищены.   О проекте | Реклама | Статистика | Контакты | Translate
Использование материалов данного ресурса допустимо только с письменного разрешения администрации сайта.

Поиск по порталу













Новые комментарии



Отлично, Бронислав Петрович! Что называется - Легко! Решила и я поделиться с Вами своей красотой. У нас возле дома цветут молоденькие деревца МАГНОЛИЙ....Добавили впечатлений первые пчелки, которые вчера удостоили своим божественным вниманием наши цветочки 6813524-a151550 Цветут магнолии, витает запах сладкий, Средь сотен запахов чарующей весны, В тени пушистых крон стою я и украдкой, Внимаю трепетно богатству тишины. (с) Кстати! 11 апреля - День цветения магнолии В верхнем и нижнем фото слева в цветочках виднеются пчелки. Позволяли себя фоткать вблизи, не улетали при моем нацеливании объектива
Спасибо за историю романса, Дима! Имя Николая Харито было всего 23 года, когда его сразу записали в классики, а его творение - в старинные: так удачно и мелодично в нем сплелись музыка, духовный расцвет 19 века и возвышенные, даже по тем временам, чувства. Хоть в этом ему повезло в жизни. Красавчик, интеллигент, талант...Помним! Есть незаслуженно забытые поэты , их немного, имена которых вошли в классику с самой первой строки начала своего творчества! Таковы Иван Мятлев (`Как хороши, как свежи были розы`) и Николай Харито (`Отцвели уж давно хризантемы в саду`) и др. , и кто знает не стерлось бы в нашем сознании вообще творческое наследие этих поэтов, если бы не их магнетические строки. Спасибо за стихи, посвященные Николаю Харито, по сути ОДУ , в которой вдохновенно и ярко звучат твои мысли и чувства и которые невольно передаются и нам, твоим читателям... очень волнуют...с особенной благодарностью к тебе, мой друг, без влюбленного взгляда на жизнь такие стихи писать невозможно. Понравилось исполнение Марии Эмской. Так уж случилось, что при каталоге, насчитывающем около тысячи записей, о певице не осталось никаких биографических данных, а лишь разрозненные упоминания в газетах, афишах и каталогах, которые и легли в основу этого исследования. На всякий случай решила поделиться с вами , дорогие друзья! Думаю, что эти сведения многим на портале тоже покажутся новинкой. Граммофонная любовь Марии Эмской https://dzen.ru/a/Y_aAdXIFHgahlUeX Комментарий подробнее смотри под файлом. У меня зреет мысль создать отдельный пост в этой теме и посвятить его Поэтам, которые считали РОЗУ душой поэзии и не только ее...
Согласна, портрет Николая Харито на фоне прекрасной картины с хризантемами Риты Бекман выглядит изумительно. Можно сказать, что это его визитная карточка. Твоя работа в целом, Дима, к обращению к памяти Поэта заслуживает высокой оценки. СПАСИБО ЗА ДОРОГОЙ ПОДАРОК ! В тему 6813532-a151550
Почему не скачивается?
Действительно, именно так! Потрясающая запись неизвестной исполнительницы и для меня тоже, Дима! Ты уже знаешь, что я любительница наводить справки и расширять свои познания, что касается любого имени в области культуры и искусства. Спасибо тебе за эти уроки, которые зачастую для меня являются настоящим открытием. Знакома хорошо с этим романсом в исполнении Олега Погудина, но так дороги его истоки и в исполнении мужского и женского голосов звучит одинаково душераздирающе, поскольку такие чувства, которые заложены в смысл и интонацию романса, в жизни знакомы в одинаковой степени двум полам. Захотелось поближе познакомиться с ее исполнительницей, нашла краткие сведения Граммофонная любовь Марии Эмской https://dzen.ru/a/Y_aAdXIFHgahlUeX Спасибо, Дима! 6813531-a151550
Присоединяюсь! Самая высокая оценка! 6566271-a151550 Молодец, Валюша!





















 



http://www.roscomsport.com/

https://proshkolu.ru/user/robot/blog/568472/

https://roscomsport.com/

https://roscomsport.com/