Развитие речи детей младшего дошкольного возраста
посредством фольклора.
Фольклор как устное народное творчество представляет собой совокупность произведений песенного, танцевального, литературного (словесного), инструментального, театрального искусства народа.
Примеры фольклора – народные потешки, сказки, считалки, былины, загадки, колыбельные песенки, легенды, частушки, танцы и многое другое.
Пестушки – песенки, которыми сопровождается уход за ребёнком.
Потешки – игры взрослого с ребёнком (с его пальчиками, ручками).
Считалки – коротенькие стишки, служащие для справедливого распределения ролей в играх.
Скороговорки и чистоговорки, незаметно обучающие детей правильной и чистой речи.
Прибаутки, шутки, перевёртыши – забавные песенки, которые своей необыкновенностью веселят детей.
Фольклор формировался на протяжении длительного времени и постепенно передавались от одного поколения к другому.
В фольклорных произведениях народ отражает свою трудовую деятельность, свой быт, свои знания жизни, природы, культуры. В фольклоре воплощены идеалы и стремления народа, богатейший мир мыслей, чувств, переживаний.
Гармоничному развитию личности ребенка способствует активное применение малых фольклорных жанров. По мнению К.Д. Ушинского, средства устного народного творчества должны активнее внедряться в процесс обучения и воспитания детей младшего дошкольного возраста. Известно, что народное искусство особенно доступно восприятию ребенка, что обусловлено простотой формы и образов.
С раннего возраста ребёнок откликается на потешки, пестушки, колыбельные и т. д. Вслушиваясь в слова потешек, их ритм, малыш играет в ладушки, притоптывает, приплясывает, двигается в такт произносимому тексту. Это не только забавляет ребёнка, а также обогащает чувства и речь малышей, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии.
Детский фольклор активно используют в детском саду во многих режимных моментах: на занятиях, на прогулке, в игре и т.д.
Используя в работе фольклорные жанры, мы развиваем речевые способности детей младшего дошкольного возраста, расширяем словарный запас ребенка, формируем связную речь, воспитываем любовь к народному искусству и народным традициям, формируем доброжелательность и желание общаться друг с другом, а также обогащаем детей новыми эмоциональными впечатлениями.
Русские народные сказки – это отличный материал для развития речи детей младшего дошкольного возраста. Язык сказок очень выразителен, богат образными сравнениями. Всё это позволяет вовлечь ребёнка в активную речевую работу через театрализованные игры; игры – драматизации на темы знакомых детям фольклорных произведений.
Народные потешки, пестушки также представляют собой прекрасный речевой материал, который можно использовать на занятиях по развитию речи детей дошкольного возраста. С их помощью можно развивать фонематический слух.
Загадка - одна из малых жанров устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов или явлений. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы, умозаключения, умение четко выделить наиболее характерные, выразительные признаки предмета или явления, умение ярко и лаконично передавать образы предметов. Загадки обогащают словарный запас ребенка.
Пословицы, поговорки, скороговорки - незаменимый материал для упражнений, связанных с развитием дикции. Малые формы фольклора лаконичны и ритмичны. С их помощью дети учатся четкому и звонкому произношению, знакомятся с разнообразием интонаций и темпов речи.
А.П. Усова, О. Ушакова считают, что потешки, скороговорки, пословицы, поговорки являются богатейшим материалом для развития звуковой культуры речи.
Так используя в работе с детьми разнообразные фольклорные жанры, мы постепенно подходим к тому, что ребенок развивает свой пассивный запас слов, которым позднее начинает активно пользоваться.
Фольклор – это богатейший материал словесного творчества народа, который можно и нужно использовать для развития речи детей младшего возраста.