I тое Бозi вамо рещуть
I да Ореовiе завiете любыте
Света зелена i жiвотнiа
I любыте друзе сва
I быте мiрнiе мезде Родi
И то Боги вам рекут, и да Ореевы заветы любите, мир зеленый и
жизненный. И любите друзей своих, и будьте мирными между родами -
Влескнига. Дощ.25
***
…И я думал об этом вопросе, когда нашел в
речи русского зоолога профессора Кесслера, произнесенной на сьезде
русских естествоиспытателей в 1880 году, новое, превосходное понимание
борьбы за существование. Взаимная помощь, - говорил он, - такой же
естественный закон, как и взаимная борьба; но для прогрессивного
развития вида первая несравненно важнее второй. Эта мысль, которую, к
сожалению, Кесслер доказывал в своей речи лишь весьма немногими фактами,
явилась для меня ключом ко всей задаче - Из книги: П.А. Кропоткин.
Записки революционера (впервые 1899 англ. изд., 1902 - русское)
***
...Вследствие этого я обратил главное внимание на установку, прежде
всего, важности Взаимной Помощи как фактора эволюции, оставляя
дальнейшим исследователям задачу о происхождении инстинктов Взаимной
Помощи в природе.
...Таким образом, хотя сам Дарвин, для
своей специальной цели и употреблял слова «борьба за существование»
преимущественно в их узком смысле, он предупреждал, однако, своих
последователей от ошибки (в которую, по-видимому, он сам, было,
впал одно время)—от слишком узкого понимания этих слов. В своем
последующем сочинении, «Происхождение Человека», он написал даже
несколько прекрасных сильных страниц, чтобы выяснить истинный,
широкий смысл этой борьбы. Он показал здесь, как в бесчисленных
животных сообществах борьба за существование между отдельными членами
этих сообществ совершенно исчезаети, как, вместо борьбы, является
содействие(кооперация), ведущее к такому развитию умственных
способностей и нравственных качеств, которое обеспечивает данному виду
наилучшие шансы жизни и распространения. Он указал, таким образом, что в
этих случаях «наиболее приспособленными» оказываются вовсе не те, кто
физически сильнее или хитрее, или ловче других, а те, кто лучше умеет
соединяться и поддерживать друг друга, как сильных так и
слабых,—ради блага всего своего общества. «Те общества», писал
он, «которые содержат наибольшее количество сочувствующих друг
другу членов, будут наиболее процветать, и оставлять по себе
наибольшее количество потомства». (Второе, английское издание, стр.
163). Выражение, заимствованное Дарвином из Мальтусовского представления
о борьбе всех против каждого, потеряло, таким образом, свою
узость, когда оно переработалось в ум человека, глубоко понимавшего
природу.
...За последнее время мы столько наслышались о «суровой,
безжалостной борьбе за жизнь», которая якобы ведется каждым животным
против всех остальных, каждым «дикарем» против всех остальных
«дикарей», и каждым цивилизованным человеком против всех его сограждан,-
причем подобные утверждения сделались своего рода догматом,
религией образованного общества,—что было необходимо, прежде всего,
противопоставить им обширный ряд фактов, рисующих жизнь животных и
людей с совершенно другой стороны.
...В животном мире мы убедились,
что огромнейшее большинство видов живет сообществами и что в
общительности они находят лучшее оружие для борьбы за существование,
понимая, конечно, этот термин в его широком, дарвиновском смысле: не как
борьбу за прямые средства к существованию, но как борьбу против всех
естественных условий, неблагоприятных для вида. Виды животных, у которых
индивидуальная борьба доведена до самых узких пределов, а практика
взаимной помощи достигла наивысшего развития, оказываются неизменно
наиболее многочисленными, наиболее процветающими и наиболее
приспособленными к дальнейшему прогрессу. Взаимная защита, получающаяся в
таких случаях, а вследствие этого - возможность достижения преклонного
возраста и накопления опыта, высшее умственное развитие и дальнейший
рост общежительных навыков, - обеспечивают сохранение вида, его
распространение на более широкой площади и дальнейшую прогрессивную
эволюцию. Напротив, необщительные виды, в громадном большинстве случаев,
осуждены на вырождение
...Но если прибегнуть к косвенной проверке,
и спросить природу: «Кто же оказывается более приспособленными: те ли,
кто постоянно ведет войну друг с другом, или же, напротив, те кто
поддерживает друг друга?» —то мы тотчас увидим, что те животные, которые
приобрели привычки взаимной помощи оказываются, без всякого
сомнения, наиболее приспособленными. У них больше шансов выжить, и
единично, и как виду, они достигают в своих соответствующих классах
(насекомых, птиц, млекопитающих), наивысшего развития ума и
телесной организации. Если же принять во внимание бесчисленные
факты, которые все говорят в поддержку этого взгляда, то с уверенностью
можно сказать, что взаимная помощь представляет такой же закон животной
жизни, как и взаимная борьба. Более того. Как фактор эволюции, т. е.,
как условие развития вообще —она, по всей вероятности, имеет гораздо
большее значение, чем взаимная борьба, потому что способствует развитию
таких привычек и свойств, которые обеспечивают поддержание и дальнейшее
развитие вида, при наибольшем благосостоянии и наслаждении
жизнью для каждой отдельной особи, и в то же время, при наименьшей
бесполезной растрате ею энергии, сил.
...А потому объединяйтесь -
практикуйте взаимную помощь! Она представляет самое верное средство для
обеспечения наибольшей безопасности, как для каждого в отдельности, так и
для всех вместе; она является лучшей гарантией для существования и
прогресса физического, умственного и нравственного -. Вот чему учит нас
Природа; и этому голосу Природы вняли все те животные, которые достигли
наивысшего положения в своих соответствующих классах. Этому же велению
Природы подчинился человек - самый первобытный человек, - и лишь
вследствие этого он достиг того положения, которое мы занимаем теперь -
Из книги: П.А. Кропоткин. Взаимная помощь как фактор эволюции (впервые
1902 англ. изд., 1907 - русское)
П.А. Кропоткин. Взаимная помощь как фактор эволюции. С.-Петербург: Товарищество «Знание», 1907
«Две отличительные черты в животной жизни Восточной Сибири и Северной
Манчжурии особенно поразили меня во время путешествий, совершенных мною в
молодости…» Так начинается эта книга, впервые появившаяся полностью в
русском издании в 1918 году.- «Меня поразила с одной стороны,
необыкновенная суровость борьбы за существование, которую… приходится
вести против безжалостной природы… Другой особенностью было то, что… я
не находил, хотя и тщетно искал ее следов, той ожесточенной борьбы за
существование, которую большинство дарвинистов (хотя не всегда сам
Дарвин) рассматривали как преобладающую характерную черту борьбы за
жизнь, и как главный фактор эволюции»
«Борьба за существование…» -
эта формула Дарвина, предполагавшая выживание приспособленных,
опиравшаяся на провозглашенные Мальтусом законы перенаселения, была
поднята как знамя в конце 80-х годов прошлого века так называемыми
социал-дарвинистами, но она вызвала решительные возражения, причем,
главным образом, в России. Не принял ее и молодой Кропоткин, хотя лишь
спустя 20 лет пришел к своему пониманию процесса биологической эволюции,
которое назовут «поправкой к Дарвину».
Именно потому, что не
борьба, а сотрудничество (кооперация), солидарность, взаимопомощь,
являются фактором эволюции, считал Кропоткин - гармония в обществе
немыслима при сохранении пирамидальной системы власти, утверждаемой
государством. Она зиждется на тесных переплетениях взаимосвязей, подобно
тому, что имеет место в Природе. Ученый опирался при этом не только на
многочисленные факты науки, но и на весь опыт человеческой мысли,
привлекая даже основные принципы двух крупнейших религий - христианства и
буддизма.
Еще в сибирских путешествиях Кропоткин внимательно
приглядывался к жизни животных в местах, где еще не поселился человек. В
Сибири он наблюдал, как жизнь сообществами помогает животным
противостоять всяким невзгодам, общение с себе подобными позволяет
выжить в тяжелой борьбе с суровой природой - с глубокими снегами и
метелями, с сильнейшими ливнями циклонов, налетающих с Тихого океана, с
грандиозными наводнениями на Нижнем Амуре, с морозами, при которых ртуть
замерзает в термометрах и метелями в июле, нередким на севере
Забайкалья…
...Путешествуя по Сибири, Кропоткин понял, какую борьбу
с суровой природой приходится выдерживать животным на громадных
пространствах, большая часть их выживает в этих условиях только потому,
что держится сообществами. Те же самые животные становятся беспомощными и
погибают, если открываются по какой-то причине от сообщества и лишаются
помощи сородичей в тяжелой борьбе с неблагоприятными природными
явлениями.
Ведь если бы существовала одна жестокая борьба за
существование каждого индивидуума со всеми остальными как с соперниками,
наверное, не хватило бы сил для борьбы с враждебными собственной жизни
условиями окружающей среды. Еще во время сибирских путешествий Кропоткин
начал сомневаться, так ли уж господствует повсюду борьба, и она ли
определяет прогресс жизни?
Его поражали картины больших переселений
животных: оленей на Крайнем Севере, перелетных птиц с юга Уссурийского
края на севере и обратно. О переселении косуль на Амуре, которое ему
пришлось наблюдать, возвращаясь поздней осенью с Уссури вверх по Амуру,
он любил рассказывать в своих лекциях. Осенью, когда уже выпал снег,
тысячи и тысячи косуль сбегались именно в том месте к Амуру, где русло
могучей реки суждено перед прорывом через хребет. И хотя по реке уже
густо шел лед, поднявшийся со дна, косули отчаянно бросались в реку,
чтобы переплыть на другой берег. Каждый день новые и новые стада косуль
подходили точно к этому месту и пускались вплавь: они уходили от
глубоких снегов на южный берег Амура, на более теплую китайскую сторону.
Удивительно, что к этому узкому месту животные собирались с громадного
пространства, из десятков долин, объединяясь для совместного преодоления
водной преграды.
Закон о взаимопомощи среди животных подтверждало
множество других случаев совместных действий животных, которые Петру
Алексеевичу пришлось наблюдать и которые были направлены на спасение не
каждого в отдельности, а всего сообщества в целом.
Есть и борьба -
соперничество: съел тот, кто сумел, кто лучше приспособлен. Но из этого
предложенного природой испытания вид выходит с потерей общей энергии,
так что о том, что прогрессивная его эволюция может быть основана на
остром соперничестве, речи быть не может. Соперничество, конечно, имеет
место и полезно, если только дело не доходит до взаимного уничтожения.
Обостренное соперничество ведет к угасанию вида.
...Каким бы ни
было сильным централизованное государство, оно не может вырвать с
корнем, как писал П.А. Кропоткин, «чувства солидарности, глубоко
коренявшегося в человеческом сознании и сердце, так как чувство это было
воспитано всею нашею предыдущей эволюциею». Уже в первые годы XX века
Кропоткин предвидел, что потребность во взаимной помощи и поддержке
постепенно становится «главным двигателем на пути дальнейшего
прогресса». И, несмотря на постоянные срывы, торможение, возвраты назад,
процесс продолжается в том направлении, на которое указывал П.А.
Кропоткин. Его вера основывалась на глубоком знании и понимании природы,
от которой он не отрывал ни человека ни человечество.
В. Маркин. Неизвестный Кропоткин. Гл. Миром «правит» взаимная помощь. 2002
vk.com/doc65929117_500864421
Заключение: Несмотря ни на что, мы рады, что живы, что сумели
справиться с коронавирусом и вспомнили, что в этой жизни есть важные
вещи, о которых в повседневной суете как-то забывают. Это взаимопомощь,
это свежий воздух и свобода - возможность идти, когда и куда хочешь.
Течение коронавируса по дням: личный опыт лечения covid-19
cherepanova25.ru/techeniye-koronavirusa-po-dnyam-lichnyy-opyt-lecheniya-covid19