Урок химии 8 - Светлана Васильевна Волкова
https://proshkolu.info/


Логин

Регистрация
Пароль
Забыли пароль?
http://proshkolu.info/

  О портале   Реклама   ТОП-100 школ   ТОП-100 участников   Рейтинги `Источника знаний`  

http://totaltest.ru/?promo=proshkolu&utm_source=site&utm_medium=proshkolu&utm_campaign=250x50 (edited)

https://ginger-cat.ru?from=proshkolu

https://diso.ru/?promo=proshkolu&utm_source=site&utm_medium=proshkolu&utm_campaign=250x50

https://mogu-pisat.ru/kurs/uchitel/?SECTION_ID=&ELEMENT_ID=1759325



ГЛАВНАЯ

ВСЕ ШКОЛЫ

НА КАРТЕ

КЛУБЫ

КОНКУРСЫ

БИБЛИОТЕКА

ИСТОЧНИК ЗНАНИЙ

ПОМОЩЬ











Светлана Васильевна Волкова


КАБИНЕТ

ФАЙЛЫ

БЛОГ

ДРУЗЬЯ

ШКОЛЫ

ОБЩЕНИЕ

НАСТРОЙКИ

ЗАКЛАДКИ
Вы здесь:  Светлана Васильевна Волкова / Блог / Урок химии 8


ЗАПИСЬ #4

КОММЕНТАРИИ (1)

ОБСУДИТЬ

В ЗАКЛАДКИ


05 декабря 2020, 07:32, автор - хозяйка блога
Светлана Васильевна Волкова

Урок химии 8

Урок химии 8 класс

         Тема: Физические и химические свойства кислот: действие на индикаторы, взаимодействие с металлами. Понятие о ряде активности металлов. Реакция замещения. Меры безопасности при работе с кислотами.

         ДЭ № 6. Получение хлоридной кислоты и опыты с ней.

         ЛО № 3. Взаимодействие хлоридной кислоты с металлами.

         Цели:

·         Образовательные:

сформировать представление учащихся о физических и химических свойствах кислот: действии на индикаторы и особенностях взаимодействия с металлами; о ряде активности металлов; расширить знания о типах химических реакций на примере реакции замещения; продолжить формирование умений и навыков выполнять химический эксперимент, соблюдая правила охраны труда; работать в группах, парами, осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль.

·         Развивающие:                                                                                            

продолжить развитие познавательного интереса к предмету, самостоятельности, умения работать в паре, наблюдать, анализировать результаты химических опытов, делать выводы.

·         Воспитательные:

Воспитание толерантности, дисциплинированности, ответственности.

         Оборудование и материалы:

учебник 8 класса П.П. Попель, Л.С. Крикля, ПСХЭ Д. И. Менделеева, ряд активности металлов, карточки для самостоятельной работы, пробирки в штативе, раствор HCl , раствор H2SO4, раствор HNO3, тв. H3PO4, кр. NaCl , конц. H2SO4, лабораторный штатив, горючее, спички, ложечка, пробка с газоотводной трубкой, вата, вода (дист.), стружки меди, гранулы цинка, порошок магния, раствор метилоранжа, раствор фенолфталеина, раствор лакмуса.

         Тип урока: комбинированный

         Структура урока:

I .  Организационный момент ……………………………………1 мин.

II . Основная часть урока

         2.1. Актуализация опорных знаний

Интерактивное упражнение «Микрофон» ………………2 мин.

          Самостоятельная работа (взаимная проверка в парах) …4 мин.

         2.2.  Изучение нового материала …………………………25 мин.

2.3.  Закрепление и систематизация знаний

 Работа в парах ……………………………………………3 мин.

 Самостоятельная работа (взаимная проверка в парах) ...5 мин.

III . Заключительная часть урока

3.1. Рефлексия ……………………………………………1 мин.

3.2. Подведение итогов урока …………………………..2 мин.

3.3. Домашнее задание …………………………………..2 мин.

Структура урока

I.                   Организационный момент

Приветствие, проверка готовности к уроку.

II.                Основная часть урока

            2.1. Актуализация опорных знаний

Учитель: Мы с вами продолжаем изучение темы: «Основные классы неорганических соединений». Рассмотрим раздел темы, который называется: «Химические свойства кислот. Оксиды» (5 часов).

Нам необходимо выполнить:

Демонстрационных экспериментов – 2, лабораторных опытов – 1, тематических работ – 1.

В течении каждого урока вы будите работать с информационными картами и выставлять в них баллы, полученные на уроке. Сегодня работаете с информационной картой № 1.

         Интерактивное упражнение «Микрофон»:

1.      Какие вещества называются кислотами?

2.      Атом какого элемента входит в состав всех кислот?                           

3.      Как определяется валентность кислотного остатка?

4.      Какие классификации кислот вам знакомы? По каким признакам их так разделили?

5.      Проклассифицируйте хлоридную и сульфатную кислоты по всем признакам.

6.      Каких правил охраны труда необходимо соблюдать при работе с кислотами?

Учитель: Давайте выполним самостоятельную работу.

         Самостоятельная работа (взаимная проверка в парах)

Задание: Заполните карточки. Каждый правильный ответ – 1 балл.

(После выполнения работы учащиеся обмениваются карточками, проверяют и выставляют баллы, баллы заносятся в информационную карту № 1, см. раздел «Дидактические материалы – приложение № 1»).

Вариант № 1.

Вопросы

Ответы

 

1

Укажите формулы кислот

А

CO2

Б

HCl

В

H2CO3

Г

Zn(OH)2

 

2

Какие из кислотных остатков в молекуле кислоты соединены с одним атомом Гидрогена?

А

NO3(I)

Б

PO4(III)

В

SO3(II)

Г

Cl(I)

 

3

Какие из этих кислот относятся к безоксигеновым?

А

Сульфатная

Б

Хлоридная

В

Нитратная

Г

Сульфидная

 

4

Какой кислотный остаток называется сульфатом?

А

NO3(I)

Б

SO4(II)

В

CO3(II)

Г

SO3(II)

 

5

Какие их этих кислот относятся к одноосновным?

А

HNO3

Б

H2S

В

H3PO4

Г

HBr

 

6

Укажите общую формулу безоксигеновой кислоты

А

EmOn

Б

HnE

В

HmEOn

Г

M(OH)n

 

 

 

 

Вариант № 2

Вопросы

Ответы

 

1

Укажите формулы кислот

А

CaO

Б

H2S

В

Mg(OH)2

Г

H2SO3

 

2

Какие из кислотных остатков в молекуле кислоты соединены с двумя атомами Гидрогена?

А

SO4(II)

Б

NO3(I)

В

CO3(II)

Г

PO4(III)

 

3

Какие из этих кислот относятся к оксигеносодержащим?

А

Карбонатная

Б

Хлоридная

В

Сульфатная

Г

Сульфидная

 

4

Какие из этих кислот относятся к трехосновным?

А

H2CO3

Б

H3BO3

В

HBr

Г

H3PO4

 

5

Какой кислотный остаток называется нитритом?

А

HCl

Б

NO3(I)

В

SiO3(II)

Г

NO2(I)

 

6

Укажите общую формулу оксигенсодержащих кислот

А

Mm(EOn)p

Б

HnE

В

MmAn

Г

HmEOn

1.      Изучение нового материала

Мотивация учебной деятельности

         Учитель: Вы получили первоначальные представления о классе неорганических соединений – кислотах. Рассмотрели их состав, классификацию, названия.

Проблемный вопрос:

·         Достаточно ли этих знаний? Вспомните, пожалуйста, из повседневной жизни, что происходит с веществами при действии на них кислот? Почему это происходит? Можно ли кислоты пробовать на вкус? А если нельзя, то как их можно распознать?

Учитель называет тему урока и предлагает учащимся определить цели урока самостоятельно.

Учащиеся называют цели. Учитель проводит коррекцию и определяет основные цели урока.

Учитель: Давайте рассмотрим некоторые образцы кислот. С помощью учебника и ваших собственных наблюдений заполним таблицу:

(Учащиеся рассматриваю кислоты, стоящие на столах, работают в группе, пользуются учебником – с. 76-77, заполняют таблицу. После выполнения работы результаты обсуждаются).                                                                     

Кислоты

Физические свойства

 

Агрегатное состояние

Цвет

Запах

HCl

 

 

 

HNO3

 

 

 

H2SO4

 

 

 

H3PO4

 

 

 

Учитель: А теперь давайте получим хлоридную кислоту и изучим ее свойства. (Демонстрационный эксперимент проводит учитель)

Инструкция к ДЭ № 6. Получение хлоридной кислоты и опыты с ней.

·         В пробирку поместить 2-3гр кр. NaCl (поваренную соль);

·         Добавить концентрированной H2SO4 ( 2:1);

·         Пробирку закрыть пробкой с газоотводной трубкой;

·         Пробирку закрепить в лабораторном штативе;

·         Конец газоотводной трубки опустить в пробирку с водой, так, чтобы она не касалась поверхности воды;

·         Осторожно нагреваем пробирку со смесью NaCl и к. H2SO4.

Вопросы классу:

1.      Что вы наблюдаете?

2.      Сделайте вывод.

Вывод: При взаимодействии кр. хлорида натрия и концентрированной сульфатной кислоты выделяется газ хлороводород, который хорошо растворим в воде. При растворении образуется раствор хлоридной кислоты.

Учитель: В природе существуют вещества, которые ведут себя как хамелеоны: изменяют свою окраску в зависимости от среды, в которой они обитают. Как называются такие «хамелеоны» в химии?

Проведем опыт (на столах учащихся стоят индикаторы и раствор хлоридной кислоты, учащиеся работают в группе, затем заполняют таблицу).

Инструкция к работе:

·         В три пробирки по очереди налить по 1мл раствора хлоридной кислоты;

·         В первую добавить несколько капель лакмуса;

·         Во вторую – метилоранжа;

·         В третью – фенолфталеина

Вопросы классу:

1.      Что вы наблюдаете?

2.      Какое вещество наиболее интенсивно изменяет свою окраску при добавлении к кислоте?

 

3.      Можно ли лакмус, метилоранж и фенолфталеин назвать «хамелеонами?

4.      Какое вещество можно использовать для распознавания кислот?

5.      Результаты занесите в таблицу.

 

Цвет

 

Нейтральная среда

Кислая среда

Лакмус

 

 

Метилоранж

 

 

Фенолфталеин

 

 

Вывод: лакмус, метилоранж, фенолфталеин – индикаторы. Индикаторы – это вещества, которые изменяют свою окраску при добавлении к ним кислот или щелочей. Для распознавания кислот лучше использовать лакмус.

Проведем ЛР № 3. Взаимодействие хлоридной кислоты с металлами.

(На столах учащихся пробирки в штативе, раствор хлоридной кислоты, стружки меди, порошок магния, гранулы цинка; учащиеся выполняют в группе работу по инструкции, наблюдают, обсуждают, анализируют результаты, делают вывод).

Инструкция к ЛР № 3. Взаимодействие хлоридной кислоты с металлами:

·         В первую пробирку насыпьте немного стружек меди;

·         Во вторую пробирку насыпьте немного порошка магния;

·         В третью пробирку поместите 1-2 гранулы цинка;

·         В 3 пробирки прилейте 1-2мл раствора хлоридной кислоты.

Вопросы классу:

1.      Что наблюдается в пробирке № 1, 2, 3?

2.      Одинаково ли взаимодействуют металлы с кислотой? Почему?

3.      Какой вывод можно сделать?

4.      Заполните наблюдения в таблицу:

 

Реагенты

Наблюдения

Уравнение реакции

Cu + HCl

 

 

Mg + HCl

 

 

Zn + HCl

 

 

Вывод: Металлы с кислотами взаимодействуют не одинаково: металлы, которые являются более активными - реагируют с кислотами энергично, менее активные – слабее, неактивные – не реагируют вообще.                     

Все зависит от природы металла. При взаимодействии магния и цинка с хлоридной кислотой выделяются пузырьки газа.

Учитель: исследования показали, что все металлы по активности вытеснения водорода можно разместить в ряд:

Li , K , Ba , Ca , Na , Mg , Al , Mn , Zn , Fe , Ni , Sn , Pb , ( H2), Cu , Hg , Ag , Pt , Au

Образовался, так называемый, вытеснительный ряд металлов, или ряд активности. Впервые его составил на основе экспериментальных данных известный ученый Н.Н. Бекетов.

Металлы в этом ряду размещены в порядке уменьшения их активности. Металлы, которые стоят слева от водорода, способны вытеснить его из кислот (кроме нитратной), а те, которые стоят справа от водорода, - нет.

Вопросы классу:

1.      В чем сходство этих реакций?

2.      Что делает металл в реакции со сложным веществом?

3.      Как можно назвать такие реакции?

4.      Составьте уравнения реакций и запишите их в таблицу.

Cu + HCl =

Mg + 2 HCl = MgCl2 + H2

Zn + 2 HCl = ZnCl2 + H2

Вывод: Реакции сходны тем, что простое вещество – металл вытесняет в сложном атом водорода (то есть замещает его), в реакциях № 2, 3 образуется соль и выделяется газ водород. Такие реакции можно назвать реакциями замещения.

Реакция замещения – это реакция между простым и сложным веществами, в результате которой атом простого вещества замещает один из атомов в сложном и в результате образуется новое простое и новое сложное вещество.

2.3. Закрепление и систематизация знаний.

1.      Учащиеся работают с конспектом урока в паре, самостоятельно составляют вопросы, задают их друг другу. Учитель контролирует работу учащихся.

2.      Выполняют индивидуальную работу, затем меняются тетрадями и проверяют друг друга, выставляют баллы.

Самостоятельная работа

(Каждое правильно записанное уравнение оценивается в 1 балл)

Задание: Допишите уравнения реакций, расставьте коэффициенты.

1 вариант                                                                2 вариант

Cu + H2SO4 =                                                          Zn + H3PO4 =

Ca + HCl =                                                              Ag + H3PO4 =

H2SO4 + Al =                                                           H2SO4 + Mg =

III.            Заключительная часть урока

3.1. Рефлексия

·         Как вы думаете, нашли ли мы с вами ответы на все поставленные задачи перед началом урока?

·         Какой момент урока вам понравился больше?                                

·         Довольны ли вы результатами урока?

·         С какими трудностями вы столкнулись на уроке?

3.2.          Подведение итогов урока, выставление оценок.

3.3.          Домашнее задание:

1) Повторить названия и формулы кислот, п. 12 с. 76-80 читать до абзаца «реакции с основными оксидами и кислотами»;

2) Дописать уравнения реакций:

Hg + HCl =                                                  H2SO4 + Zn =

Ca + H2SO4 =                                               H3PO4 + Ca =

HCl + лакмус =                                            H3PO4 + Zn =

3) Творческое задание: с. 85 – экспериментируем дома «Природные индикаторы».





ОБСУЖДЕНИЕ


Г. М. Можаев2020-12-05 10:57:57 - Г. М. Можаев
Зачем же конспект урока загружать в блог? Конспект урока в вордовском файле надо загружать в раздел `Мои файлы` для скачивания, а в блоге давать краткую аннотацию и ссылку.

Прокомментируйте!

Выскажите Ваше мнение:

Зарегистрироваться



Вакансии для учителей









  Copyright © ПроШколу.ру 2007-2024. Все права защищены.   О проекте | Реклама | Статистика | Контакты | Translate
Использование материалов данного ресурса допустимо только с письменного разрешения администрации сайта.

Поиск по порталу













Новые комментарии



https://citaty.info/quote/406895/amp
Доброго дня, Нина Николаевна! Да, всё тает! Но ещё много сугробов у нас! Приятных мгновений от наступившей Весны!
Красиво!!!
Я всегда подчеркивала важные для меня строчки и абзацы в своих книжках. И на полях значки ставила, которые мне были понятны и нужны. Мне это помогало запоминать или выделять информацию. Книжка моя. Что хочу, то и делаю в ней, если мне это нужно. Работаю с источником информации так, как считаю удобным. Она для этого и существует. И мне все равно, вежа я или невежа.
Огромное спасибо, за материалы этого автора.
Да, у меня тоже было сообщение о повреждённом заголовке файла. В результате скачалось лишь 38 мб из 75 - ровно половина! Сразу внимание не обратил.





















 



http://www.roscomsport.com/

https://proshkolu.ru/user/robot/blog/568472/

https://roscomsport.com/

https://roscomsport.com/