Урок химии 8 класс
Тема:
Физические и химические свойства кислот: действие на индикаторы, взаимодействие
с металлами. Понятие о ряде активности металлов. Реакция замещения. Меры
безопасности при работе с кислотами.
ДЭ
№ 6. Получение хлоридной кислоты и опыты с ней.
ЛО
№ 3. Взаимодействие хлоридной кислоты с металлами.
Цели:
·
Образовательные:
сформировать
представление учащихся о физических и химических свойствах кислот: действии на
индикаторы и особенностях взаимодействия с металлами; о ряде активности
металлов; расширить знания о типах химических реакций на примере реакции
замещения; продолжить формирование умений и навыков выполнять химический
эксперимент, соблюдая правила охраны труда; работать в группах, парами,
осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль.
·
Развивающие:
продолжить
развитие познавательного интереса к предмету, самостоятельности, умения
работать в паре, наблюдать, анализировать результаты химических опытов, делать
выводы.
·
Воспитательные:
Воспитание
толерантности, дисциплинированности, ответственности.
Оборудование
и материалы:
учебник
8 класса П.П. Попель, Л.С. Крикля, ПСХЭ Д. И. Менделеева, ряд активности
металлов, карточки для самостоятельной работы, пробирки в штативе, раствор
HCl
, раствор
H2SO4, раствор
HNO3, тв.
H3PO4, кр.
NaCl
, конц.
H2SO4, лабораторный штатив, горючее, спички, ложечка,
пробка с газоотводной трубкой, вата, вода (дист.), стружки меди, гранулы цинка,
порошок магния, раствор метилоранжа, раствор фенолфталеина, раствор лакмуса.
Тип
урока: комбинированный
Структура
урока:
I
. Организационный момент ……………………………………1 мин.
II
. Основная часть урока
2.1.
Актуализация опорных знаний
Интерактивное упражнение «Микрофон» ………………2 мин.
Самостоятельная работа (взаимная
проверка в парах) …4 мин.
2.2. Изучение нового материала …………………………25 мин.
2.3.
Закрепление и систематизация знаний
Работа в парах
……………………………………………3 мин.
Самостоятельная
работа (взаимная проверка в парах) ...5 мин.
III
. Заключительная часть урока
3.1. Рефлексия ……………………………………………1 мин.
3.2. Подведение итогов урока …………………………..2 мин.
3.3. Домашнее задание …………………………………..2 мин.
Структура урока
I.
Организационный момент
Приветствие, проверка готовности к уроку.
II.
Основная часть урока
2.1.
Актуализация
опорных знаний
Учитель:
Мы с вами продолжаем изучение темы: «Основные классы
неорганических соединений». Рассмотрим раздел темы, который называется:
«Химические свойства кислот. Оксиды» (5 часов).
Нам
необходимо выполнить:
Демонстрационных
экспериментов – 2, лабораторных опытов – 1, тематических работ – 1.
В
течении каждого урока вы будите работать с информационными картами и выставлять
в них баллы, полученные на уроке. Сегодня работаете с информационной картой №
1.
Интерактивное упражнение «Микрофон»:
1.
Какие вещества называются кислотами?
2.
Атом какого элемента входит в состав всех кислот?
3.
Как определяется валентность кислотного остатка?
4.
Какие классификации кислот вам знакомы? По каким
признакам их так разделили?
5.
Проклассифицируйте хлоридную и сульфатную кислоты по
всем признакам.
6.
Каких правил охраны труда необходимо соблюдать при
работе с кислотами?
Учитель:
Давайте выполним самостоятельную работу.
Самостоятельная работа (взаимная проверка в
парах)
Задание:
Заполните карточки. Каждый правильный ответ – 1 балл.
(После
выполнения работы учащиеся обмениваются карточками, проверяют и выставляют
баллы, баллы заносятся в информационную карту №
1, см. раздел «Дидактические
материалы – приложение № 1»).
Вариант
№ 1.
№
|
Вопросы
|
Ответы
|
1
|
Укажите
формулы кислот
|
А
|
CO2
|
Б
|
HCl
|
В
|
H2CO3
|
Г
|
Zn(OH)2
|
2
|
Какие
из кислотных остатков в молекуле кислоты соединены с одним атомом Гидрогена?
|
А
|
NO3(I)
|
Б
|
PO4(III)
|
В
|
SO3(II)
|
Г
|
Cl(I)
|
3
|
Какие
из этих кислот относятся к безоксигеновым?
|
А
|
Сульфатная
|
Б
|
Хлоридная
|
В
|
Нитратная
|
Г
|
Сульфидная
|
4
|
Какой
кислотный остаток называется сульфатом?
|
А
|
NO3(I)
|
Б
|
SO4(II)
|
В
|
CO3(II)
|
Г
|
SO3(II)
|
5
|
Какие
их этих кислот относятся к одноосновным?
|
А
|
HNO3
|
Б
|
H2S
|
В
|
H3PO4
|
Г
|
HBr
|
6
|
Укажите
общую формулу безоксигеновой кислоты
|
А
|
EmOn
|
Б
|
HnE
|
В
|
HmEOn
|
Г
|
M(OH)n
|
Вариант № 2
№
|
Вопросы
|
Ответы
|
1
|
Укажите
формулы кислот
|
А
|
CaO
|
Б
|
H2S
|
В
|
Mg(OH)2
|
Г
|
H2SO3
|
2
|
Какие
из кислотных остатков в молекуле кислоты соединены с двумя атомами Гидрогена?
|
А
|
SO4(II)
|
Б
|
NO3(I)
|
В
|
CO3(II)
|
Г
|
PO4(III)
|
3
|
Какие
из этих кислот относятся к оксигеносодержащим?
|
А
|
Карбонатная
|
Б
|
Хлоридная
|
В
|
Сульфатная
|
Г
|
Сульфидная
|
4
|
Какие
из этих кислот относятся к трехосновным?
|
А
|
H2CO3
|
Б
|
H3BO3
|
В
|
HBr
|
Г
|
H3PO4
|
5
|
Какой
кислотный остаток называется нитритом?
|
А
|
HCl
|
Б
|
NO3(I)
|
В
|
SiO3(II)
|
Г
|
NO2(I)
|
6
|
Укажите
общую формулу оксигенсодержащих кислот
|
А
|
Mm(EOn)p
|
Б
|
HnE
|
В
|
MmAn
|
Г
|
HmEOn
|
1.
Изучение нового материала
Мотивация учебной деятельности
Учитель: Вы получили первоначальные
представления о классе неорганических соединений – кислотах. Рассмотрели их
состав, классификацию, названия.
Проблемный
вопрос:
·
Достаточно ли
этих знаний? Вспомните, пожалуйста, из повседневной жизни, что происходит с
веществами при действии на них кислот? Почему это происходит? Можно ли кислоты
пробовать на вкус? А если нельзя, то как их можно распознать?
Учитель
называет тему урока и предлагает учащимся определить цели урока самостоятельно.
Учащиеся
называют цели. Учитель проводит коррекцию и определяет основные цели урока.
Учитель:
Давайте рассмотрим некоторые образцы кислот. С
помощью учебника и ваших собственных наблюдений заполним таблицу:
(Учащиеся
рассматриваю кислоты, стоящие на столах, работают в группе, пользуются
учебником – с. 76-77, заполняют таблицу. После выполнения работы результаты
обсуждаются).
Кислоты
|
Физические свойства
|
|
Агрегатное состояние
|
Цвет
|
Запах
|
HCl
|
|
|
|
HNO3
|
|
|
|
H2SO4
|
|
|
|
H3PO4
|
|
|
|
Учитель:
А теперь давайте получим хлоридную кислоту и изучим
ее свойства. (Демонстрационный эксперимент проводит учитель)
Инструкция
к ДЭ № 6. Получение хлоридной кислоты и опыты с ней.
·
В пробирку
поместить 2-3гр кр.
NaCl
(поваренную соль);
·
Добавить
концентрированной
H2SO4 (
2:1);
·
Пробирку закрыть
пробкой с газоотводной трубкой;
·
Пробирку
закрепить в лабораторном штативе;
·
Конец
газоотводной трубки опустить в пробирку с водой, так, чтобы она не касалась
поверхности воды;
·
Осторожно
нагреваем пробирку со смесью
NaCl
и к.
H2SO4.
Вопросы
классу:
1.
Что вы наблюдаете?
2.
Сделайте вывод.
Вывод:
При взаимодействии кр. хлорида натрия и
концентрированной сульфатной кислоты выделяется газ хлороводород, который
хорошо растворим в воде. При растворении образуется раствор хлоридной кислоты.
Учитель:
В природе существуют вещества, которые ведут себя как
хамелеоны: изменяют свою окраску в зависимости от среды, в которой они обитают.
Как называются такие «хамелеоны» в химии?
Проведем
опыт (на столах учащихся стоят индикаторы и раствор хлоридной кислоты, учащиеся
работают в группе, затем заполняют таблицу).
Инструкция
к работе:
·
В три пробирки по
очереди налить по 1мл раствора хлоридной кислоты;
·
В первую добавить
несколько капель лакмуса;
·
Во вторую –
метилоранжа;
·
В третью –
фенолфталеина
Вопросы
классу:
1.
Что вы наблюдаете?
2.
Какое вещество наиболее интенсивно изменяет свою
окраску при добавлении к кислоте?
3.
Можно ли лакмус, метилоранж и фенолфталеин назвать
«хамелеонами?
4.
Какое вещество можно использовать для распознавания
кислот?
5.
Результаты занесите в таблицу.
|
Цвет
|
|
Нейтральная среда
|
Кислая среда
|
Лакмус
|
|
|
Метилоранж
|
|
|
Фенолфталеин
|
|
|
Вывод:
лакмус, метилоранж, фенолфталеин – индикаторы.
Индикаторы – это вещества, которые изменяют свою окраску при добавлении к ним
кислот или щелочей. Для распознавания кислот лучше использовать лакмус.
Проведем
ЛР № 3. Взаимодействие хлоридной кислоты с металлами.
(На
столах учащихся пробирки в штативе, раствор хлоридной кислоты, стружки меди,
порошок магния, гранулы цинка; учащиеся выполняют в группе работу по
инструкции, наблюдают, обсуждают, анализируют результаты, делают вывод).
Инструкция
к ЛР № 3. Взаимодействие хлоридной кислоты с металлами:
·
В первую пробирку
насыпьте немного стружек меди;
·
Во вторую
пробирку насыпьте немного порошка магния;
·
В третью пробирку
поместите 1-2 гранулы цинка;
·
В 3 пробирки
прилейте 1-2мл раствора хлоридной кислоты.
Вопросы
классу:
1.
Что наблюдается в пробирке № 1, 2, 3?
2.
Одинаково ли взаимодействуют металлы с кислотой?
Почему?
3.
Какой вывод можно сделать?
4.
Заполните наблюдения в таблицу:
Реагенты
|
Наблюдения
|
Уравнение реакции
|
Cu + HCl
|
|
|
Mg + HCl
|
|
|
Zn + HCl
|
|
|
Вывод:
Металлы с кислотами взаимодействуют не одинаково:
металлы, которые являются более активными - реагируют с кислотами энергично,
менее активные – слабее, неактивные – не реагируют вообще.
Все
зависит от природы металла. При взаимодействии магния и цинка с хлоридной
кислотой выделяются пузырьки газа.
Учитель:
исследования показали, что все металлы по активности
вытеснения водорода можно разместить в ряд:
Li
,
K
,
Ba
,
Ca
,
Na
,
Mg
,
Al
,
Mn
,
Zn
,
Fe
,
Ni
,
Sn
,
Pb
, (
H2),
Cu
,
Hg
,
Ag
,
Pt
,
Au
Образовался,
так называемый, вытеснительный ряд металлов, или ряд активности. Впервые его
составил на основе экспериментальных данных известный ученый Н.Н. Бекетов.
Металлы
в этом ряду размещены в порядке уменьшения их активности. Металлы, которые
стоят слева от водорода, способны вытеснить его из кислот (кроме нитратной), а
те, которые стоят справа от водорода, - нет.
Вопросы
классу:
1.
В чем сходство этих реакций?
2.
Что делает металл в реакции со сложным веществом?
3.
Как можно назвать такие реакции?
4.
Составьте уравнения реакций и запишите их в таблицу.
Cu
+
HCl
=
Mg
+ 2
HCl
=
MgCl2 +
H2
Zn
+ 2
HCl
=
ZnCl2 +
H2
Вывод:
Реакции сходны тем, что простое вещество – металл
вытесняет в сложном атом водорода (то есть замещает его), в реакциях № 2, 3 образуется
соль и выделяется газ водород. Такие реакции можно назвать реакциями замещения.
Реакция
замещения – это реакция между простым и сложным веществами, в результате
которой атом простого вещества замещает один из атомов в сложном и в результате
образуется новое простое и новое сложное вещество.
2.3.
Закрепление и систематизация знаний.
1.
Учащиеся работают с конспектом урока в паре,
самостоятельно составляют вопросы, задают их друг другу. Учитель контролирует
работу учащихся.
2.
Выполняют индивидуальную работу, затем меняются
тетрадями и проверяют друг друга, выставляют баллы.
Самостоятельная
работа
(Каждое
правильно записанное уравнение оценивается в 1 балл)
Задание:
Допишите уравнения реакций, расставьте коэффициенты.
1 вариант 2 вариант
Cu
+
H2SO4 =
Zn
+
H3PO4 =
Ca + HCl =
Ag + H3PO4 =
H2SO4 +
Al = H2SO4
+ Mg =
III.
Заключительная часть урока
3.1. Рефлексия
·
Как вы думаете,
нашли ли мы с вами ответы на все поставленные задачи перед началом урока?
·
Какой момент
урока вам понравился больше?
·
Довольны ли вы
результатами урока?
·
С какими
трудностями вы столкнулись на уроке?
3.2.
Подведение
итогов урока, выставление оценок.
3.3.
Домашнее
задание:
1)
Повторить названия и формулы кислот, п. 12 с. 76-80 читать до абзаца «реакции с
основными оксидами и кислотами»;
2)
Дописать уравнения реакций:
Hg
+
HCl
=
H2SO4 +
Zn
=
Ca + H2SO4
=
H3PO4 + Ca =
HCl +
лакмус
= H3PO4
+ Zn =
3)
Творческое задание: с. 85 – экспериментируем дома «Природные индикаторы».