Урок химии 8 - Светлана Васильевна Волкова
https://proshkolu.info/


Логин

Регистрация
Пароль
Забыли пароль?
http://proshkolu.info/

  О портале   Реклама   ТОП-100 школ   ТОП-100 участников   Рейтинги `Источника знаний`  

http://totaltest.ru/?promo=proshkolu&utm_source=site&utm_medium=proshkolu&utm_campaign=250x50 (edited)

https://ginger-cat.ru?from=proshkolu

https://diso.ru/?promo=proshkolu&utm_source=site&utm_medium=proshkolu&utm_campaign=250x50

https://mogu-pisat.ru/kurs/uchitel/?SECTION_ID=&ELEMENT_ID=1759325



ГЛАВНАЯ

ВСЕ ШКОЛЫ

НА КАРТЕ

КЛУБЫ

КОНКУРСЫ

БИБЛИОТЕКА

ИСТОЧНИК ЗНАНИЙ

ПОМОЩЬ











Светлана Васильевна Волкова


КАБИНЕТ

ФАЙЛЫ

БЛОГ

ДРУЗЬЯ

ШКОЛЫ

ОБЩЕНИЕ

НАСТРОЙКИ

ЗАКЛАДКИ
Вы здесь:  Светлана Васильевна Волкова / Блог / Урок химии 8


ЗАПИСЬ #4

КОММЕНТАРИИ (1)

ОБСУДИТЬ

В ЗАКЛАДКИ


05 декабря 2020, 07:32, автор - хозяйка блога
Светлана Васильевна Волкова

Урок химии 8

Урок химии 8 класс

         Тема: Физические и химические свойства кислот: действие на индикаторы, взаимодействие с металлами. Понятие о ряде активности металлов. Реакция замещения. Меры безопасности при работе с кислотами.

         ДЭ № 6. Получение хлоридной кислоты и опыты с ней.

         ЛО № 3. Взаимодействие хлоридной кислоты с металлами.

         Цели:

·         Образовательные:

сформировать представление учащихся о физических и химических свойствах кислот: действии на индикаторы и особенностях взаимодействия с металлами; о ряде активности металлов; расширить знания о типах химических реакций на примере реакции замещения; продолжить формирование умений и навыков выполнять химический эксперимент, соблюдая правила охраны труда; работать в группах, парами, осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль.

·         Развивающие:                                                                                            

продолжить развитие познавательного интереса к предмету, самостоятельности, умения работать в паре, наблюдать, анализировать результаты химических опытов, делать выводы.

·         Воспитательные:

Воспитание толерантности, дисциплинированности, ответственности.

         Оборудование и материалы:

учебник 8 класса П.П. Попель, Л.С. Крикля, ПСХЭ Д. И. Менделеева, ряд активности металлов, карточки для самостоятельной работы, пробирки в штативе, раствор HCl , раствор H2SO4, раствор HNO3, тв. H3PO4, кр. NaCl , конц. H2SO4, лабораторный штатив, горючее, спички, ложечка, пробка с газоотводной трубкой, вата, вода (дист.), стружки меди, гранулы цинка, порошок магния, раствор метилоранжа, раствор фенолфталеина, раствор лакмуса.

         Тип урока: комбинированный

         Структура урока:

I .  Организационный момент ……………………………………1 мин.

II . Основная часть урока

         2.1. Актуализация опорных знаний

Интерактивное упражнение «Микрофон» ………………2 мин.

          Самостоятельная работа (взаимная проверка в парах) …4 мин.

         2.2.  Изучение нового материала …………………………25 мин.

2.3.  Закрепление и систематизация знаний

 Работа в парах ……………………………………………3 мин.

 Самостоятельная работа (взаимная проверка в парах) ...5 мин.

III . Заключительная часть урока

3.1. Рефлексия ……………………………………………1 мин.

3.2. Подведение итогов урока …………………………..2 мин.

3.3. Домашнее задание …………………………………..2 мин.

Структура урока

I.                   Организационный момент

Приветствие, проверка готовности к уроку.

II.                Основная часть урока

            2.1. Актуализация опорных знаний

Учитель: Мы с вами продолжаем изучение темы: «Основные классы неорганических соединений». Рассмотрим раздел темы, который называется: «Химические свойства кислот. Оксиды» (5 часов).

Нам необходимо выполнить:

Демонстрационных экспериментов – 2, лабораторных опытов – 1, тематических работ – 1.

В течении каждого урока вы будите работать с информационными картами и выставлять в них баллы, полученные на уроке. Сегодня работаете с информационной картой № 1.

         Интерактивное упражнение «Микрофон»:

1.      Какие вещества называются кислотами?

2.      Атом какого элемента входит в состав всех кислот?                           

3.      Как определяется валентность кислотного остатка?

4.      Какие классификации кислот вам знакомы? По каким признакам их так разделили?

5.      Проклассифицируйте хлоридную и сульфатную кислоты по всем признакам.

6.      Каких правил охраны труда необходимо соблюдать при работе с кислотами?

Учитель: Давайте выполним самостоятельную работу.

         Самостоятельная работа (взаимная проверка в парах)

Задание: Заполните карточки. Каждый правильный ответ – 1 балл.

(После выполнения работы учащиеся обмениваются карточками, проверяют и выставляют баллы, баллы заносятся в информационную карту № 1, см. раздел «Дидактические материалы – приложение № 1»).

Вариант № 1.

Вопросы

Ответы

 

1

Укажите формулы кислот

А

CO2

Б

HCl

В

H2CO3

Г

Zn(OH)2

 

2

Какие из кислотных остатков в молекуле кислоты соединены с одним атомом Гидрогена?

А

NO3(I)

Б

PO4(III)

В

SO3(II)

Г

Cl(I)

 

3

Какие из этих кислот относятся к безоксигеновым?

А

Сульфатная

Б

Хлоридная

В

Нитратная

Г

Сульфидная

 

4

Какой кислотный остаток называется сульфатом?

А

NO3(I)

Б

SO4(II)

В

CO3(II)

Г

SO3(II)

 

5

Какие их этих кислот относятся к одноосновным?

А

HNO3

Б

H2S

В

H3PO4

Г

HBr

 

6

Укажите общую формулу безоксигеновой кислоты

А

EmOn

Б

HnE

В

HmEOn

Г

M(OH)n

 

 

 

 

Вариант № 2

Вопросы

Ответы

 

1

Укажите формулы кислот

А

CaO

Б

H2S

В

Mg(OH)2

Г

H2SO3

 

2

Какие из кислотных остатков в молекуле кислоты соединены с двумя атомами Гидрогена?

А

SO4(II)

Б

NO3(I)

В

CO3(II)

Г

PO4(III)

 

3

Какие из этих кислот относятся к оксигеносодержащим?

А

Карбонатная

Б

Хлоридная

В

Сульфатная

Г

Сульфидная

 

4

Какие из этих кислот относятся к трехосновным?

А

H2CO3

Б

H3BO3

В

HBr

Г

H3PO4

 

5

Какой кислотный остаток называется нитритом?

А

HCl

Б

NO3(I)

В

SiO3(II)

Г

NO2(I)

 

6

Укажите общую формулу оксигенсодержащих кислот

А

Mm(EOn)p

Б

HnE

В

MmAn

Г

HmEOn

1.      Изучение нового материала

Мотивация учебной деятельности

         Учитель: Вы получили первоначальные представления о классе неорганических соединений – кислотах. Рассмотрели их состав, классификацию, названия.

Проблемный вопрос:

·         Достаточно ли этих знаний? Вспомните, пожалуйста, из повседневной жизни, что происходит с веществами при действии на них кислот? Почему это происходит? Можно ли кислоты пробовать на вкус? А если нельзя, то как их можно распознать?

Учитель называет тему урока и предлагает учащимся определить цели урока самостоятельно.

Учащиеся называют цели. Учитель проводит коррекцию и определяет основные цели урока.

Учитель: Давайте рассмотрим некоторые образцы кислот. С помощью учебника и ваших собственных наблюдений заполним таблицу:

(Учащиеся рассматриваю кислоты, стоящие на столах, работают в группе, пользуются учебником – с. 76-77, заполняют таблицу. После выполнения работы результаты обсуждаются).                                                                     

Кислоты

Физические свойства

 

Агрегатное состояние

Цвет

Запах

HCl

 

 

 

HNO3

 

 

 

H2SO4

 

 

 

H3PO4

 

 

 

Учитель: А теперь давайте получим хлоридную кислоту и изучим ее свойства. (Демонстрационный эксперимент проводит учитель)

Инструкция к ДЭ № 6. Получение хлоридной кислоты и опыты с ней.

·         В пробирку поместить 2-3гр кр. NaCl (поваренную соль);

·         Добавить концентрированной H2SO4 ( 2:1);

·         Пробирку закрыть пробкой с газоотводной трубкой;

·         Пробирку закрепить в лабораторном штативе;

·         Конец газоотводной трубки опустить в пробирку с водой, так, чтобы она не касалась поверхности воды;

·         Осторожно нагреваем пробирку со смесью NaCl и к. H2SO4.

Вопросы классу:

1.      Что вы наблюдаете?

2.      Сделайте вывод.

Вывод: При взаимодействии кр. хлорида натрия и концентрированной сульфатной кислоты выделяется газ хлороводород, который хорошо растворим в воде. При растворении образуется раствор хлоридной кислоты.

Учитель: В природе существуют вещества, которые ведут себя как хамелеоны: изменяют свою окраску в зависимости от среды, в которой они обитают. Как называются такие «хамелеоны» в химии?

Проведем опыт (на столах учащихся стоят индикаторы и раствор хлоридной кислоты, учащиеся работают в группе, затем заполняют таблицу).

Инструкция к работе:

·         В три пробирки по очереди налить по 1мл раствора хлоридной кислоты;

·         В первую добавить несколько капель лакмуса;

·         Во вторую – метилоранжа;

·         В третью – фенолфталеина

Вопросы классу:

1.      Что вы наблюдаете?

2.      Какое вещество наиболее интенсивно изменяет свою окраску при добавлении к кислоте?

 

3.      Можно ли лакмус, метилоранж и фенолфталеин назвать «хамелеонами?

4.      Какое вещество можно использовать для распознавания кислот?

5.      Результаты занесите в таблицу.

 

Цвет

 

Нейтральная среда

Кислая среда

Лакмус

 

 

Метилоранж

 

 

Фенолфталеин

 

 

Вывод: лакмус, метилоранж, фенолфталеин – индикаторы. Индикаторы – это вещества, которые изменяют свою окраску при добавлении к ним кислот или щелочей. Для распознавания кислот лучше использовать лакмус.

Проведем ЛР № 3. Взаимодействие хлоридной кислоты с металлами.

(На столах учащихся пробирки в штативе, раствор хлоридной кислоты, стружки меди, порошок магния, гранулы цинка; учащиеся выполняют в группе работу по инструкции, наблюдают, обсуждают, анализируют результаты, делают вывод).

Инструкция к ЛР № 3. Взаимодействие хлоридной кислоты с металлами:

·         В первую пробирку насыпьте немного стружек меди;

·         Во вторую пробирку насыпьте немного порошка магния;

·         В третью пробирку поместите 1-2 гранулы цинка;

·         В 3 пробирки прилейте 1-2мл раствора хлоридной кислоты.

Вопросы классу:

1.      Что наблюдается в пробирке № 1, 2, 3?

2.      Одинаково ли взаимодействуют металлы с кислотой? Почему?

3.      Какой вывод можно сделать?

4.      Заполните наблюдения в таблицу:

 

Реагенты

Наблюдения

Уравнение реакции

Cu + HCl

 

 

Mg + HCl

 

 

Zn + HCl

 

 

Вывод: Металлы с кислотами взаимодействуют не одинаково: металлы, которые являются более активными - реагируют с кислотами энергично, менее активные – слабее, неактивные – не реагируют вообще.                     

Все зависит от природы металла. При взаимодействии магния и цинка с хлоридной кислотой выделяются пузырьки газа.

Учитель: исследования показали, что все металлы по активности вытеснения водорода можно разместить в ряд:

Li , K , Ba , Ca , Na , Mg , Al , Mn , Zn , Fe , Ni , Sn , Pb , ( H2), Cu , Hg , Ag , Pt , Au

Образовался, так называемый, вытеснительный ряд металлов, или ряд активности. Впервые его составил на основе экспериментальных данных известный ученый Н.Н. Бекетов.

Металлы в этом ряду размещены в порядке уменьшения их активности. Металлы, которые стоят слева от водорода, способны вытеснить его из кислот (кроме нитратной), а те, которые стоят справа от водорода, - нет.

Вопросы классу:

1.      В чем сходство этих реакций?

2.      Что делает металл в реакции со сложным веществом?

3.      Как можно назвать такие реакции?

4.      Составьте уравнения реакций и запишите их в таблицу.

Cu + HCl =

Mg + 2 HCl = MgCl2 + H2

Zn + 2 HCl = ZnCl2 + H2

Вывод: Реакции сходны тем, что простое вещество – металл вытесняет в сложном атом водорода (то есть замещает его), в реакциях № 2, 3 образуется соль и выделяется газ водород. Такие реакции можно назвать реакциями замещения.

Реакция замещения – это реакция между простым и сложным веществами, в результате которой атом простого вещества замещает один из атомов в сложном и в результате образуется новое простое и новое сложное вещество.

2.3. Закрепление и систематизация знаний.

1.      Учащиеся работают с конспектом урока в паре, самостоятельно составляют вопросы, задают их друг другу. Учитель контролирует работу учащихся.

2.      Выполняют индивидуальную работу, затем меняются тетрадями и проверяют друг друга, выставляют баллы.

Самостоятельная работа

(Каждое правильно записанное уравнение оценивается в 1 балл)

Задание: Допишите уравнения реакций, расставьте коэффициенты.

1 вариант                                                                2 вариант

Cu + H2SO4 =                                                          Zn + H3PO4 =

Ca + HCl =                                                              Ag + H3PO4 =

H2SO4 + Al =                                                           H2SO4 + Mg =

III.            Заключительная часть урока

3.1. Рефлексия

·         Как вы думаете, нашли ли мы с вами ответы на все поставленные задачи перед началом урока?

·         Какой момент урока вам понравился больше?                                

·         Довольны ли вы результатами урока?

·         С какими трудностями вы столкнулись на уроке?

3.2.          Подведение итогов урока, выставление оценок.

3.3.          Домашнее задание:

1) Повторить названия и формулы кислот, п. 12 с. 76-80 читать до абзаца «реакции с основными оксидами и кислотами»;

2) Дописать уравнения реакций:

Hg + HCl =                                                  H2SO4 + Zn =

Ca + H2SO4 =                                               H3PO4 + Ca =

HCl + лакмус =                                            H3PO4 + Zn =

3) Творческое задание: с. 85 – экспериментируем дома «Природные индикаторы».





ОБСУЖДЕНИЕ


Г. М. Можаев2020-12-05 10:57:57 - Г. М. Можаев
Зачем же конспект урока загружать в блог? Конспект урока в вордовском файле надо загружать в раздел `Мои файлы` для скачивания, а в блоге давать краткую аннотацию и ссылку.

Прокомментируйте!

Выскажите Ваше мнение:

Зарегистрироваться



Вакансии для учителей









  Copyright © ПроШколу.ру 2007-2024. Все права защищены.   О проекте | Реклама | Статистика | Контакты | Translate
Использование материалов данного ресурса допустимо только с письменного разрешения администрации сайта.

Поиск по порталу













Новые комментарии



Благодарю, Алина Александровна! Рада Вам!
Марина Борисовна, спасибо большое за размещение в свободном доступе.
Валентина Васильевна, удачи во всех новых начинаниях!
Почему файл не скачивается?
Можно и не очень хорошо... рисовать! В своё удовольствие - как получается. Начала рисовать, когда началась пандемия. Теперь леплю цветы из полимерной глины, начала, когда сломала руку. Типа чтобы разработать пальчики. Сустав уже никогда не разработается. Срослось всё неправильно, со смещением. Так что начинайте рисовать, Татьяна Павловна! Творить не бывает поздно! Спасибо Марина Осиповна, за добрые слова... мне надо ещё пожить, я ещё многое должна сотворить. Я счастлива, когда мои работы кого-то радуют! Обнимаю вас!
Андрей Ильич Горбунов и Степанида Никифоровна Павлова - мои прадед и прабабка, Андрей Ильич был старостой Вознесенского храма в селе Княженском, раскулачен. Значит Никифор Павлов - мой прапрадед. У Андрея Ильича и Степаниды Никифоровны живы оставались из множества деток только Петр (Княженка) и Мария (Миасс).





















 



http://www.roscomsport.com/

https://proshkolu.ru/user/robot/blog/568472/

https://roscomsport.com/

https://roscomsport.com/