Урок химии 8 класс
Тема урока:
Физические и химические свойства кислот:
взаимодействие с основными оксидами, основаниями, солями. Реакция обмена.
ДЭ № 7.
Химические свойства кислот.
Цели:
Образовательные:
расширить знания учащихся о типах химических реакций на примере
реакций обмена, сформировать знания о химических свойствах кислот:
взаимодействии с основными оксидами, основаниями, солями; повторить и закрепить
основные умения и навыки выполнения химического эксперимента.
Развивающие:
продолжить развитие самостоятельности, логического мышления,
заинтересованности, активности, умения анализировать результаты химических
экспериментов, формировать собственные выводы.
Воспитательные:
воспитывать умение работать в группе, дисциплинированности,
аккуратности.
Оборудование и материалы: учебник 8
класса, ПСХЭ Д.И. Менделеева, ряд активности металлов, компьютер, проектор,
экран, маркеры, листы А*3, магниты, для 1 группы – пробирки в штативе, раствор
хлоридной кислоты, раствор карбоната натрия; для 2 группы – пробирки в штативе,
раствор хлоридной кислоты, лакмус, раствор калий гидроксида; для 3 группы –
пробирки в штативе, раствор хлоридной кислоты, порошок феррум (
III
) оксида, спички, горючее, держатель; для 4 группы –
пробирки в штативе, раствор сульфатной кислоты, раствор барий хлорида.
Тип урока: комбинированный.
Структура урока:
I
.
Организационный момент ……………………………………1 мин.
II
. Основная часть урока
2.1. Проверка
домашнего задания …………………………..4 мин.
2.2. Актуализация
и коррекция знаний …………………….2 мин.
2.3. Презентация
домашней работы «Природные индикаторы» …3 мин.
2.4. Изучение
нового материала ……………………………..20 мин.
Интерактивная игра «
Ажурна пилка
»
Работа в группах
2.5.
Закрепление материала ……………………………………10 мин.
III
. Заключительная часть урока
3.1. Рефлексия ……………………………………………1 мин.
3.2. Подведение итогов урока …………………………..2 мин.
3.3. Домашнее задание ………………………………….2 мин.
Ход урока:
I
.
Организационный момент.
Учитель
приветствует учащихся, настраивает на работу в группах.
Учащиеся
работают с информационной картой № 2 (см. раздел «Дидактические материалы –
приложение № 10».
II
.
Основная
часть урока.
2.1.
Проверка
домашнего задания
Учитель
приглашает к доске учащегося написать домашнее задание.
А
всем остальным предлагает дописать новые уравнения:
Mg + HBr = Ba
+ H2SO4 =
Ag + H2SO4
=
Zn + H2SO4 =
Все
вместе проверяют домашнее задание и выставляют себе баллы в информационную
карту. Каждое уравнение – 2 балла.
Затем
проверяют уравнения сделанные самостоятельно.
2.2.
Актуализация
и коррекция знаний.
Фронтальная
беседа:
·
Какие вещества
называются кислотами?
·
Охарактеризуйте
физические свойства кислот (на выбор).
·
Что такое
индикаторы?
·
Назовите
известные вам индикаторы.
·
Как изменяется
окраска индикаторов при добавлении к ним кислот?
·
Охарактеризуйте
особенности взаимодействия металлов с кислотами.
·
К какому типу
относятся эти реакции?
·
Дайте определение
понятию «реакция замещения».
2.3.
Презентация
проектной работы «Природные индикаторы»(см. раздел «
Презентації до уроків з
теми: Оксиди. Кислоти
»
.
2.4.
Изучение
нового материала
Мотивация
учебной деятельности
Учитель:
Сегодня на уроке мы продолжим изучение химических
свойств кислот, которые начали рассматривать на прошлом уроке. После изучения
этой темы вы будите знать: с какими еще веществами могут взаимодействовать
кислоты, какие реакции называются реакциями обмена. Научитесь составлять
уравнения реакций, которые подтверждают химические свойства кислот, сможете
анализировать и использовать знания о кислотах на практике. Не забывайте, что
во время работы с кислотами следует соблюдать правила по охране труда.
(Учащиеся
вспоминают меры осторожного обращения с кислотами.)
Интерактивная
игра «
Ажурна пилка
»
Учитель:
Давайте с вами объединимся в 4 группы. А для этого вам необходимо
рассчитаться на белый, красный, желтый, синий.
(Каждый
учащийся получает кружок со своим цветом, учащиеся объединяются в 4 группы так,
чтобы в каждой были представители с разным цветом кружка. Каждая группа
получает индивидуальное задание, информация изучается, обсуждается,
анализируется. После этого учащиеся расходятся и объединяются в группы по
цветам. Передают свою информацию другим).
Задания
для 1 группы:
«Взаимодействие
кислот с основными оксидами»
Кислоты
взаимодействуют с основными оксидами с образованием соли и воды:
I n m x m n
HnKO + MexOm
= Men(KO)m + H2O
кислота основный
соль вода
оксид
I
I
II
II
II
I
Пример: 2
HCl
+
ZnO
=
ZnCl2 +
H2O
Произошла реакция, в
результате которой атомы металла из оксида металла
MexOm и атомы гидрогена из кислоты
HnKO
поменялись местами. Такие реакции называются реакциями обмена.
Реакция обмена – это реакция
между двумя сложными веществами, в результате которой они обмениваются своими
составными частями.
Задания
для 2 группы:
«Взаимодействие
кислот с основаниями»
Кислоты
взаимодействуют с основаниями с образованием соли и воды:
I n
m I m
n
HnKO + Me(OH)m
= Men(KO)m + H2O
кислота основание соль вода
Пример:
I
I
I
I
I
I
HCl
+
NaOH
=
NaCl
+
H2O
Кислота основание соль
вода
Произошла
реакция, в результате которой атомы металла из основания
Me
(
OH
)m
и атомы гидрогена из кислоты
HnKO
поменялись местами. Такие реакции называют реакциями
обмена.
Реакция обмена – это реакция
между двумя сложными веществами, в результате которой они обмениваются своими
составными частями.
Задания
для 3 группы:
«Взаимодействие
кислот с солями»
Кислоты
взаимодействуют с солями с образованием новой кислоты и новой соли:
I
n
m
n
m
n
I
n
HnKO + Men(KO)m
= Men(KO)m + HnKO
кислота соль соль кислота
Пример:
H2SO4 +
BaCl2 =
BaSO4 + 2
HCl
кислота
соль соль
кислота
Произошла
реакция, в результате которой атомы металла из соли
Men
(
KO
)m и атомы гидрогена из кислоты
HnKO
поменялись местами. Такие реакции называются
реакциями обмена.
Реакция обмена – это реакция
между двумя сложными веществами, в результате которой они обмениваются своими
составными частями.
Задания
для 4 группы:
«Термическое
разложение оксигенсодержащих кислот»
Оксигенсодержащие
кислоты при нагревании, а карбонатная и сульфитная в обычных условиях,
разлагаются с образованием соответствующих кислотных оксидов и воды:
I
n
y
x
HnKO
= КхОу + Н2О
кислота кислотный вода
оксид
Пример:
H2SiO3 =
SiO2 +
H2O
кислота кислотный вода
оксид
(После
обмена информацией учащиеся возвращаются в свои первоначальные группы,
обсуждают полученный материал. Учитель контролирует обсуждение).
Вместе
с учителем учащиеся составляют опорный конспект урока.
2.5
.
Закрепление материала.
Фронтальная
беседа:
·
С какими
веществами взаимодействуют кислоты?
·
Какие продукты
образуются при взаимодействии кислот с металлами?
·
Назовите продукты
взаимодействия кислот с основными оксидами.
·
Какие продукты
образуются при взаимодействии кислот с основаниями?
·
Назовите продукты
взаимодействия кислот с солями.
·
Как называются
такие реакции?
·
Дайте определение
понятию «реакция обмена»
.
·
На какие продукты
могут разлагаться оксигенсодержащие кислоты?
Проведем
эксперимент в группах:
1
группа
«Взаимодействие
кислоты с солью»
Инструкция:
1.
В пробирку налейте 1мл раствора хлоридной кислоты;
2.
Добавьте 1мл раствора карбоната натрия;
3.
Что наблюдаете?
4.
Сделайте вывод;
5.
Запишите уравнение реакции маркером на листе А*3.
2
группа
«Взаимодействие
кислоты с основанием»
Инструкция:
1.
В пробирку налейте 1мл раствора хлоридной кислоты;
2.
Добавьте несколько капель лакмуса;
3.
Прилейте 1мл раствора калий гидроксида;
4.
Что наблюдаете?
5.
Сделайте вывод;
6.
Запишите уравнение реакции маркером на листе А*3.
3 группа
«Взаимодействие кислоты с основным оксидом»
Инструкция:
1.
В пробирку насыпьте немного порошка феррум (
III
) оксида;
2.
Прилейте 1мл раствора хлоридной кислоты;
3.
Закрепите пробирку в держателе;
4.
Нагрейте пробирку;
5.
Что наблюдаете?
6.
Сделайте вывод;
7.
Запишите уравнение реакции маркером на листе А*3.
4 группа
«Взаимодействие кислот с солью»
Инструкция:
·
В пробирку
налейте 1мл раствора сульфатной кислоты;
·
Прилейте 1мл
раствора барий хлорида;
·
Что наблюдаете?
·
Сделайте вывод;
·
Запишите
уравнение реакции маркером на листе А*3.
(Учащиеся
делают эксперимент, наблюдают, обсуждают, делают выводы, составляют уравнение
реакции, результаты сообщают всему классу, уравнения вывешиваются на доску и
записываются в тетрадь).
III
.
Заключительная часть урока.
3.1.
Рефлексия
·
Что нового вы
узнали на уроке?
·
Какая часть урока
понравилась больше?
·
Какие трудности
возникли?
3.2.
Подведение итогов урока, выставление оценок в информационную карту.
3.3.
Домашнее задание:
Повторить
параграф 12, с. 84 № 113 (письменно);
Творческое
задание: подготовить сообщение или презентацию на тему: «Использование кислот».