Урок химии 8 класс
Тема урока:
Использование кислот. Решение расчетных задач.
Цели:
Образовательные:
расширить знания учащихся о сферах применения кислот, познакомить
учащихся с алгоритмом решения задач для расчетов количества вещества, массы,
объема реагентов и продуктов реакции по химическим уравнениям, научить учащихся
решать задачи.
Развивающие:
развитие логического мышления, самостоятельности, умения составлять
план решения задач, творческих способностей, заинтересованности.
Воспитательные:
воспитание умения работать в группе, дисциплинированности,
аккуратности, толерантности.
Оборудование и материалы:
учебник 8 класса, ПСХЭ Д.И. Менделеева, ряд
активности металлов, компьютер, экран, проектор, карточки с алгоритмами решения
задач.
Тип урока:
урок решения задач.
Форма урока:
урок путешествие.
Структура
урока:
I
. Организационный
момент ………………………………..1 мин.
II
. Основная часть урока
2.1.
Проверка домашнего задания …………………………5 мин.
2.2.
Актуализация опорных знаний ………………………..3 мин.
2.3.
Изучение нового материала ……………………………32 мин.
III
. Заключительная часть урока ……………………………4 мин.
Ход
урока:
I
. Организационный момент.
Учитель
приветствует учащихся, настраивает на работу в группах.
Работа
с информационной картой № 3 (см. раздел «Дидактические материалы – приложение №
13»).
II
. Основная
часть урока.
2.1.
Проверка домашнего задания.
Учитель
приглашает к доске 2 учащихся для выполнения домашнего задания – с. 84 № 113.
1-ый ученик записывает 1-ый столбик уравнений, а 2-ой – столбик № 2.
Этим
временем учитель берет на проверку несколько тетрадей и проверяет их. Учащиеся
с места проверяют работу учеников возле доски и дают им оценку, а также
проверяют свою работу и выставляют себе оценку в информационную карту.
2.2.
Актуализация опорных знаний.
Беседа:
1.
Какие вещества называются кислотами?
2.
С какими веществами взаимодействуют кислоты?
3.
В чем проявляется особенность взаимодействия кислот с
металлами?
4.
Какие продукты образуются при этом?
5.
Назовите продукты взаимодействия кислот с основаниями.
6.
Какие вещества образуются при взаимодействии кислот с
основными оксидами?
7.
Назовите продукты взаимодействия кислот с солями.
8.
Какие реакции называются реакциями обмена?
9.
Дайте определение понятию «реакция замещения».
1.
Изучение нового материала.
Мотивация учебной деятельности
Учитель:
На протяжении нескольких уроков мы познакомились с
новым классом неорганических соединений – кислотами.
Постановка
проблемы:
Что нового вы узнали о
кислотах? Как вы думаете, достаточно ли вам уже известно о них? Что бы вы еще
хотели добавить к их изучению?
Учащиеся
выдвигают свои идеи, на доске в 2 столбика записывают:
знаем
о кислотах не
знаем о кислотах
Вывод:
действительно, нам много уже известно о кислотах, но
не рассмотрен вопрос о применении кислот.
Учащиеся
делают сообщения, представляют
презентацию
(см. раздел «
Презентації до уроків з теми: Оксиди. Кислоти
».
Вывод:
Кислоты находят широкое применение в различных
сферах. Применение основано на химических свойствах. Состав, строение, свойства
и применение взаимосвязаны между собой.
Учитель:
ну, а теперь мы совершим с вами путешествие в
сказочную страну «ХИМ». Для этого вы объединитесь в 3 группы. Группами будут
руководить экскурсоводы. Однако, внимание! Для того, чтобы отправиться в
путешествие вы должны овладеть методами решения задач «Вычисление количества
вещества, массы, объема реагентов и продуктов реакции по химическим
уравнениям».
Инструктаж
перед путешествием:
1.
С помощью компьютера на экран демонстрируются
известные химические формулы:
m
=
n
*
M
V
=
n
*
Vm
2.
Учащиеся записывают условие задачи:
Задача:
Вычислите объем водорода, который выделяется при
взаимодействии алюминия массой 2,7г с хлоридной кислотой.
(Экскурсоводы
помогают записать условие задачи, учитель объясняет).
Образец:
Дано:
Решение:
m
(
Al
) = 2,7г 1. Составим уравнение реакции:
Найти:
0,1моль х моль
V (H2) - ? 2Al + 6HCl = 2ALCl3
+ 3H2
2моль
3моль
2.
V
(
H2) =
n
(
H2) *
Vm
3. n(H2)
= x
моль
4. m(Al) = n(Al) * M(Al)
5.
n
(
Al
) =
m
(
Al
) :
M
(
Al
) = 2,7г : 27г/моль = 0,1 моль
6. Составим пропорцию и решим ее:
0,1моль х моль
2
моль = 3 моль
; х = 0,1*3:2 =0,15 моль(
H2)
7.
V
(
H2) = 0,15 моль * 22,4 л/моль = 3,36л.
Ответ:
V
(
H2) = 3,36л.
После
объяснения задачи учитель раздает экскурсоводам карточки с алгоритмом решения
3-х видов задач. Учащиеся должны в группах изучить их, рассмотреть образцы
решения задач.
Учитель:
И так, вы отправляетесь в путешествие. Рассмотрите
задачи и решите предложенную задачу вам.
Алгоритм
решения задачи № 1
Задача:
Какое количество вещества литий гидроксида образуется
в результате реакции 4 моль литий оксида с достаточным количеством воды?
Дано:
Решение:
n
(
Li2O
) = 4 моль 1. Составим
уравнение реакции:
Найти:
4моль х моль
n
(
LiOH
) =?
Li2O
+
H2O
= 2
LiOH
1моль
2моль
2. Составим пропорцию:
4моль х моль
1моль = 2моль
; х = 4*2:1 = 8моль.
Ответ:
n
(
LiOH
) = 8моль
Решите
задачу:
Какое количество вещества
фосфор (
V
) оксида образуется при взаимодействии 0,1 моль
фосфора с достаточным количеством кислорода?
Алгоритм
решения задачи № 2
Задача:
Какая масса углекислого газа прореагирует с 28г
кальций оксида?
Дано:
Решение:
m
(
CaO
) = 28г 1.
Составим уравнение реакции:
Найти:
х моль 0,5
моль
m(CO2) = ? CO2
+ CaO = CaCO3
1
моль
1
моль
2. Находим молярные массы:
М(СО2) = 12+16*2
= 44г/моль
М
(
СаО
) = 40+16 = 56
г
/
моль
3. m(CO2)
= n(CO2)*M(CO2)
4. n(CO2) =
х
моль
5. n(CaO) =
m(CaO):M(CaO) =
= 28г : 56г/моль = 0,5 моль
6. Составим пропорцию:
х моль 0,5 моль
1 моль = 1 моль
х = 0,5*1:1 = 0,5 моль
7. Найдем массу углекислого газа:
m
=
n
*
M
= 0,5*44 = 22г
Ответ:
m
(
CO2) = 22г.
Решите
задачу:
Какое количество вещества
фосфор (
V
) оксида образуется при взаимодействии 0,1 моль
фосфора с достаточным количеством кислорода?
Алгоритм
решения задачи № 3
Задача:
Какой объем сернистого газа (н.у.) прореагирует с
натрий гидроксидом с образованием натрий сульфита количеством вещества 0,2
моль?
Дано: Решение:
n
(
Na2SO3) = 0,2моль 1. Составим
уравнение реакции:
Найти:
х
моль 0,2 моль
V(SO2) = ?
SO2 + 2NaOH = Na2SO3 + H2O
1
моль
1
моль
2. V(SO2)
= n(SO2)*Vm
3. n(SO2) = x
моль
4. Составим пропорцию и решим ее:
х моль 0,2 моль
1 моль = 1 моль
х = 1*0,2:1 = 0,2 моль
SO2
5. Найдем объем
SO2
V
=
n
*
Vm
= 0,2 моль*22,4л/моль= 4,48л
Ответ:
V
(
SO2) = 4,48л.
Решите
задачу:
Какое количество вещества
фосфор (
V
) оксида образуется при взаимодействии 0,1 моль
фосфора с достаточным количеством кислорода?
(После
изучения алгоритмов и решения задачи по образцу группы сверяются ответами. При
несовпадении ответов задача объясняется учащимися, которые правильно с ней
справились).
Учитель:
Вы попали в сказочную страну «ХИМ». Но не забывайте,
что вам необходимо вернуться в определенный час домой.
Закрепление
материала.
Решите задачи без подсказок.
Задачи:
1) Определите объем кислорода (н.у), который необходим для окисления 5,4кг
алюминия.
2) Какую массу меркурий (
II
) оксида
необходимо разложить, чтобы получить 5,6л кислорода?
3) Определите массу осадка, которая образуется в результате
взаимодействия купрум (
II
) сульфата со
щелочью
NaOH
массой 16г.
(После решения задачи обсуждаются, группы сравниваются
ответами).
III
.
Заключительная часть урока.
3.1.
Подведение итогов урока.
Экскурсоводы
анализируют работу учащихся в группе.
Учитель
подводит итоги всего путешествия, отмечает активность каждого в группе,
выставляет оценки.
3.2.
Домашнее задание:
Параграф
10 (рассмотреть примеры решения задач), с. 75 № 105 (письменно);
Творческое задание: Составить пример задачи с незаконченным условием или пример
задачи с неправильным условием и решить ее.