Урок химии 8 класс
Тема:
Оксиды. Кислоты.
Цели:
Образовательные:
осуществить коррекцию знаний учащихся о свойствах
оксидов и кислот, закрепить алгоритм решения расчетных задач по уравнениям
реакций.
Развивающие:
развитие умений и навыков работать с дополнительной
литературой, конспектами уроков, учебником, логически мыслить, анализировать,
делать соответствующие выводы, принимать решения, работать в парах.
Воспитывающие:
воспитание толерантности, дисциплинированности,
заинтересованности, активности, ответственности.
Оборудование и материалы:
учебник 8 класса, ПСХЭ Д.И. Менделеева, ряд
активности металлов, карточки с вопросами темы семинара, карточки с заданиями
для проверочной работы.
Тип урока:
урок семинар (без предварительной подготовки).
Структура урока:
I
. Организационный
момент …………………………………….2 мин.
II
. Самоподготовка учащихся …………………………………..22 мин
III
. Обсуждение вопросов семинара ……………………………10 мин.
IV
. Проверочная работа …………………………………………7 мин.
V
. Подведение итогов семинара, определение домашнего
задания …4 мин.
Ход
семинара:
I
. Организационный момент.
Ознакомление
с темой и вопросами семинара. Работа с информационной картой № 4 (см. раздел
«Дидактические материалы – приложение № 16».
Вопросы
семинара:
1.
Оксиды (состав, названия, формулы, классификация,
свойства, применение);
2.
Кислоты (состав, названия, формулы, классификация,
свойства, применение);
3.
Решение задач на вычисление количества вещества,
массы, объема реагентов и продуктов реакции по химическим уравнениям.
II
.
Самоподготовка учащихся.
Каждой
паре раздаются вопросы семинара. Учащиеся обсуждают эти вопросы, анализируют,
делают выводы, готовятся к обсуждению. Могут пользоваться тетрадью, учебником,
дополнительной литературой.
Вопросы
для пары:
·
Какие вещества
называются оксидами?
·
Какова их общая
формула?
·
Составьте формулы
оксидов, которые содержат ионы
K+,
Ba2+,
La3+.
·
Каким образом
дают названия оксидам?
·
Запишите формулы
соединений, которые имеют такие названия:
А) нитроген (
I
)
оксид; Б) титан
(
III
) оксид;
В) алюминий оксид; Г) манган (
VII
) оксид.
·
Какой оксид
является самым распространенным в атмосфере и гидросфере?
·
С какими
веществами взаимодействуют оксиды и какие продукты при этом образуются?
·
Составьте
уравнения реакций:
А
) SrO + H2O =
Б
) BaO + HNO3
=
В
) CO2 +H2O =
Г
) CO2 + NaOH =
·
Дайте определение
понятию «кислоты».
·
Какова их общая
формула?
·
Составьте
графические формулы молекул:
HI
,
HClO
,
H2SeO3.
·
По каким
признакам классифицируют кислоты?
·
Запишите формулы
кислот по их названиям:
А) сульфидная кислота; Б) ортофосфатная
кислота;
В) хлоридная кислота; Г) карбонатная
кислота.
·
С какими
веществами взаимодействуют кислоты и какие продукты при этом образуются?
·
Составьте
уравнения реакций по схемам:
А
) H2SiO3 =
Б
) Al2O3 + HCl =
В
) KOH + HNO3
=
Г
) H2SO4 + BaCl2 =
·
Задача: какую
массу сульфатной кислоты следует взять для нейтрализации 8г натрий гидроксида?
III
. Обсуждение
вопросов семинара.
Интерактивное
упражнение «Микрофон»
По
каждому вопросу выступает по очереди ученик от пары.
IV
.
Проверочная работа
1 вариант
|
2 вариант
|
№
1. Из перечня веществ выберите отдельно формулы оксидов и кислот, дайте им названия:
|
SrO, SO2, H2SO4,
BaO, HBr, Ca(OH)2, Na2SO3, KOH, H3PO4,
Al2O3, SO3, HPO3, Cl2O7,
Al(OH)3.
|
CaO, HNO3, CO2,
Li2O, H2SiO3, K2SO4,
Ba(OH)2, H2CO3, Fe(OH)2, Fe2O3,
Al(NO3)3, MnO2, H3BO3,
KNO3.
|
№
2. Допишите уравнения реакций:
|
1)
HCl + Al =
2)
CaO + H2O =
3)
H3PO4 + Ba(OH)2 =
4)
SO3 + NaOH =
|
1)
H2SO4 + Zn =
2)
K2O +H2O =
3)
HNO3 + Ba(OH)2 =
4)
SO2 + K2O =
|
№
3. Задача:
Определите
массу соли, которая образуется при нейтрализации азотной кислотой раствора,
содержащего 2г гидроксида натрия.
|
№
3. Задача:
Какой
объем углекислого газа выделится при взаимодействии 126г карбоната магния с
соляной кислотой?
|
V
. Подведение
итогов урока.
Учитель
выставляет оценки, комментирует работу учащихся в паре.
Тетради
с домашним заданием и проверочной работой учащиеся сдают на проверку.
Домашнее
задание:
повторить параграфы № 5,
7, 9, 10, 12; подготовиться к тестированию по теме; с. 59 № 85 (письменно), с.
84 № 119 (письменно).