Береговой участок Красного холма называется
«Удрики», возвышается над Красивой Мечой рядом с устьем и служит отличной
наблюдательной площадкой с правого берега. Приехал я сюда на прогулку 29 июля и
в безымянном овраге открыл древнейшее языческое святилище, населённое
нерукотворными каменными изваяниями.
Лето 2009 года выдалось тёплым и сухим,
стояла ласковая погода, а в попутчики напросился знакомый Семён. Мы посетили
разрытое археологами, ныне потерянное и забытое место кургана Волотова Могила,
сделали фотоснимки красочных пейзажей, известняков, выступающих из горы,
полюбовались живописной панорамой Подонья, отведали диких яблок, красивых с
виду, но противных на вкус, и уж было собрались уезжать домой. Однако всё
дальнейшее пошло по сказочному сюжету, словно волшебная яблонька взбодрила
кислым соком.
Вдруг я встрепенулся:
– Сеня, пойдем, прогуляемся до оврага, там
тоже лежат какие-то камни.
Эти огромные каменные глыбы между Тютчево и
Иншаковкой наблюдались от собственной усадьбы на другом берегу Мечи с
расстояния двух километров прямой видимости. Добраться до них можно было только
через брод, да и повода для похода раньше не возникало. С момента своего
рождения смотрел я на них издалёка и полагал, что торчат из горы обычные
известняки, которых по берегам разбросано очень много.
Семён охотно согласился. Подошли к буераку в
его начальной верхней части. Камни оказались крупными голышами-песчаниками и
хорошо смотрелись с берега. Сразу пришли в изумление: из земли выступал
шишковатый панцирь огромной черепахи до трёх метров в диаметре! Ниже по оврагу
торчал хребет дракона, покрытый панцирями, а к нему прислонился замшелый,
серо-синий лобастый одноглазый мамонт, разумеется, с бивнем и с хоботом. Эта
плита в натуральную величину представляла правую половину его тела, тела
мохнатого. Из-под шерсти, свисавшей до земли, виднелась короткая передняя нога.
При более тщательном рассмотрении и долгом разбирательстве, он годился на роль
скотьего бога Велеса. В последующих публикациях некоторые персонажи Красного
Буерака поменяли свои имена и уточнили назначение.
Спустились вниз и позировали друг другу, и
радовались, как дети, но главные чудеса ещё не начинались.
Семён заканчивал съёмку этих статуй, а я
прошёл ещё несколько метров сквозь редкий кустарник, которым поросли склоны.
Вот тут и явилось оно, настоящее чудо! Прямо на меня красными каменными глазами
в упор глядела голова великана размером в человеческий рост. Вот тебе и «бой
Руслана с Головой»! Невозможно описать смятение, испытанное мной в тот момент!
Через несколько минут всё же обрёл дар речи и
стал звать друга:
– Перестань снимать ерунду! Иди ко мне,
смотри, что я нашёл!
Он тоже растерялся и стал бормотать:
– Это колдун, колдун в овраге…, я его так
буду называть.
Я возразил:
– Может быть и колдун, но, скорее всего, это
какой-то языческий бог. Видишь, перед ним лежит каменный алтарь.
Потом уже дома стал перелистывать книгу о
языческих богах, всё так и оказалось.
Постепенно радостная дрожь в руках улеглась,
а мы стали снимать статую с разных ракурсов. Восторженности не было предела!
– Смотри, Сеня, как этот гигант похож на
боксёра-богатыря Николая Валуева!
– Да! Он будто в нокауте лежит на животе,
только вот глаза открыты, а смотрит вперёд. А длинный какой, метров на пять.
– Это он уже пришёл в сознание, сейчас
встанет и всыплет нам по-полной, чтобы не насмехались.
Через годы, при тщательном рассмотрении,
ужасная, слегка перекошенная физиономия гиганта оказалась четырёхликой, а у
самой земли обнаружились скрещенные на груди руки. Второе лицо, изваянное в
профиль, уместилось на левой щеке первого главного, нос к носу. Третье – было
сконструировано из элементов двух первых с наклоном вправо на 45 градусов,
причём левый глаз зорко служит для всех трёх изображений, а первое и третье лица
имеют общий нос. Четвёртое лицо отразило симметрию третьего, поэтому смотрело
на юго-запад. Над всей композицией сверху устроилась большая змея.
Пока Семён занимался съёмкой глазастого
Колобка с огромным ртом и скромными поджатыми ушками, больше похожего на
батискаф, который катился рядом с этим великаном, и, развесив собственные уши,
слушал сказки, как он «от бабушки ушёл и от дедушки ушёл…», я, как более
нетерпеливый, спустился ещё ниже и попал туда, где обитало настоящее диво
Красного Буерака.
Неожиданно передо мной взвился на дыбы
огромный каменный тираннозавр трёхметрового роста. Он смотрел одним глазом,
слегка повернув в мою сторону голову, сучил передними ногами и высунул длинный
язык. Горбатый и слегка уродливый, но не страшный. Потом он оказался известной
в русской истории фигурой – Каменным Конём, а в сказках – Коньком-Горбунком.
Из
этой же глыбы с оборотной стороны высунулась голова моржа и, тоскуя по родной
стихии, смотрела на северо-восток в сторону Ледовитого океана. Были неплохо видны
его усы, бивни, ноздри.
Сзади, на уровне головы Конька-Горбунка, из
горы выступал плоский прямоугольный камень – другой жертвенник. При домашнем
анализе снимков проявился ещё один персонаж – Горыня, плоское лицо которого
отчётливо смотрится в левый профиль на фоне русла Красивой Мечи, если смотреть
или снимать под срез верхней столовой поверхности камня. В тот день не удалось
разглядеть наскальное изображение его сына, порубанного Змея-Горыныча,
наверное, велико было смятение от уже увиденных чудес.
Змей, с уцелевшей головой и с поднятым
крылом, отчётливо и контрастно красуется на снежном покрывале в солнечный
зимний день. На его шее зияет большая рваная рана, в которой виднеются обрезки
кровеносных жил, а две другие головы валяются неподалёку на дне оврага. Одна из
них походит на мёртвую голову большой собаки.
При съёмке с другого ракурса, эта
каменная глыба кажется обломком статуи Перуна, глядящей на мир пристальным
божественным взором. Другая – сомкнула челюсти и веки.
Статья «Красный Великан» зародилась тут же на
месте, и написанная в жанре сказки, публиковалась в журнале «ЛГ: итоги недели»,
№33, 10 августа 2009 и стала второй из моих статей. А дебютировал автор в 60
лет статьёй «Волотова Могила» 11 июня 2009 года, в газете «Лебедянские Вести» №73
и в журнале «Итоги Недели» №28 от 06 июля 2009-го. В первый же день я придумал название оврагу и
поспешил дать каменным персонажам предварительные имена, которые со временем
уточнились. Даже Каменного Коня обозвал «тираннозавром» – уж больно похожим
казался в первый момент. Да и для травоядного существа у него немного
коротковата морда, поэтому правы были татары, называвшие его Каменным Львом –
хищником Арсланом. Дело в том, что динозавров открыли в 19 веке, а древние люди
их не знали. Русские углядели коня – лучшего друга и помощника, которого
боготворили в те времена, а татары увидели в нём свой древнейший символ.
Фраза, сказанная на месте открытия: «Такая
фигура непременно отметилась в русской истории! Она стоит на древнейшей дороге
Руси», – оказалась провидческой. Сведения о древней Столповой дороге,
проходившей через эти места в исторические времена, и Донском торговом водном
пут
и уже были мне известны.
С находкой летописной цитаты из описания
путешествия в Кафу русского посла Голохвастова в 1499 году:
«Клалися в судно на Мече у Каменнага Коня»,
– стало понятно, что за памятник служил знаком для древней пристани в устье
Красивой Мечи. Меня мгновенно осенило – вот он, легендарный казачий Каменный
Конь из документов о Сторожевой службе! Этот лебедянский Конь значится в
исторических документах до Смутного времени, отражён в статьях известных
историков, о чём расскажу в главе «Каменный Конь из устья Красивой Мечи».
История лебедянского Каменного Коня была
забыта. Её запутала и затмила раскрученная недобросовестными историками
биография Коня-камени из Ефремовского уезда Тульской губернии, показанная в
документах только после Смутного времени.
Природные скульптуры вызывали у древних людей
реакцию сходную с моей: потрясение поро
ждало суеверные фантазии, вплоть до
обожествления. Всё заканчивалось поклонением и копированием богов с этих
каменных оригиналов. Красный Великан, с большой долей допущения, в первых моих
публикациях вписался в образ древнейшего ведического бога Варуны, а позднее,
довольно точно – в определение многоликого языческого Световида. Все изваяния
Красного Буерака оказались персонажами русских сказок, или древних мифов, или
метафорическими символами.
Другие фотографии смотрите в папке «Красный
Буерак», которая открывается в меню моей страницы.
Фотоочерк из книги «Каменная сказка». За ним
последует «И у камней бывают имена».
Николай СКУРАТОВ.
Тэги:
Красный Буерак,
река Красивая Меча