Рекомендации для учителя и родителей по подготовке учащихся 9 класса к ОГЭ
Начать хочу с пословиц, которые я повторяю периодически, как для себя, так и для детей, призывающие к действию:
«Под лежачий камень вода не течет» и «Жизнь не спросит где ты был, а жизнь спросит, что ты знаешь».
Среди школьных предметов, математика занимает особое место. Специфика преподавания математики определяется тем, что экзамен по математике является обязательным для всех школьников. Являясь учителем математики, я отчетливо сознаю, что большинству моих учеников нужна хорошая и отличная отметка по предмету.
Если вспомнить, что тестирование сегодня стала одной из основных форм проверки знаний, включая ЕГЭ и ОГЭ, то понятно: чем раньше ребёнок научится проходить тесты на уроках математики, тем легче ему будет сдавать выпускные экзамены. Поэтому тесты по математике являются реальной подготовкой к ОГЭ. Но и не надо забывать об развитии устной и письменной математической речи при решении задач второй части КИМов ОГЭ.
В принципе мы все готовим детей к экзаменам с самого начала их обучения, но более серьезнее и основательно я начинаю с восьмого класса.
В течение нескольких лет я работаю над проблемой: «Подготовка выпускников 9 класса к ОГ
Э».
Каждый обучающийся в процессе обучения должен иметь возможность получить полноценную подготовку к выпускным экзаменам, освоить тот объем знаний, умений и навыков, который необходим для успешной сдачи ОГЭ.
Моя задача – научить всех обучающихся с учетом их возможностей и способностей. Это очень трудная и ответственная работа.
Моя работа как учителя – предметника включает в себя:
-
изучение нормативных документов по итоговой аттестации;
-
изучение демовариантов КИМ и изменений в них;
-
составление рабочих программ;
-
ведение диагностических карт
-
индивидуальный и дифференцированный подход в обучении на уроках математики;
-
работа со слабоуспевающими выпускниками;
-
проведение и учет посещения дополнительных и индивидуальных занятий;
-
Психологическая подготовка (
«Под лежачий камень вода не течет»)
на своих уроках, выполняя типовые задания, подчеркиваю возможность их решения каждым учеником, что и есть ситуация успеха.
На занятиях стараюсь создать атмосферу комфортности, взаимопонимания.
Организационная работа
-
Для качественной подготовки к ОГЭ является
работа кабинета математики
:
Оформление информационного стенда, отражающий общую информацию, связанную с ОГЭ, материалы ОГЭ по математике:
-
демонстрационный вариант КИМ,
-
инструкцию по выполнению работы, инструкцию по заполнению бланков, спецификацию экзаменационной работы по математике,
-
методические и психолого-педагогические особенности подготовки к сдачи ОГЭ,
-
график индивидуальных занятий по подготовке к ОГЭ,
-
список литературы и адреса сайтов.
-
Обеспечение учащихся рабочими сборниками тестов
, что обеспечивает равенство учащегося перед другими и ответственность его самого перед собой.
Сейчас издано огромное количество сборников тестов для подготовки к ОГЭ, для этого мы закупаем (добровольно, по решению родителей) эти сборники или скачиваем с Интернет-ресурсов и по таким сборникам мы работаем в течение учебного года, прямо в них, выполняя развёрнутые решения в классе и дома.
-
Хороший результат отслеживания показателей обучения дают
диагностические карты учебных достижений
каждого ученика по результатам пробных диагностических работ, а затем результаты прорешенных тестов. Это трудоёмкий процесс, но более эффективен в случае, когда сами обучающиеся делают выводы по результатам своего обучения и видят свое продвижение к успеху. Диагностические карты сразу доводятся до сведения обучающихся, их родителей, классного руководителя под роспись. И это является хорошем подспорьем по допуску к экзаменам учащегося, как документ. Карты хранятся в индивидуальных папках, где мы складываем различные работы: пробные КИМы, промежуточные КИМы, бланки ответов, система упражнений над которыми ученик работает или работал самостоятельно.
-
Обязательное обучение заполнения бланков ОГЭ
на консультациях и уроках.
Обучающиеся даже к концу 9 класса допускают ошибки при их заполнении:
-
Не знают, как заполнить серию и номер паспорта;
-
Написание цифр не в соответствии с образцом на бланке, особенно «курносую» единицу, которая читается компьютером цифрой семь, и цифра семь, без поперечной черты;
-
Не правильное внесение ответов (записывают само число, когда надо сделать выборку ответа и записать номер правильного ответа;
-
Наблюдалась запись учащимися единиц измерения (8кв.м)
-
Проведение итоговых диагностических работ в форме ОГЭ
Сначала 1 раз в 1-3 четверти, затем учащаю, по согласованию с администрацией школы (1 раз в месяц), в приближенном режиме к экзамену, где обращается внимание на режим времени, поведение, концентрацию внимания и правильное распределение времени при написании КИМов, оформление бланков)
По данным исследований, в памяти человека остается 1/4 часть услышанного материала, 1/3часть увиденного, 1/2часть увиденного и услышанного, 3/4части материала, если ученик привлечен к активным действиям в процессе обучения.
В своей работе я опираюсь на три кита памяти: Увидеть, услышать и записать.
Следующий необходимый компонент при подготовки к ОГЭ это:
Применение ИКТ
на уроках математики
Подготовка к экзамену требует индивидуального, личностно ориентированного подхода.
При подготовки к экзаменам по математике рекомендую сайты на которых ученик может поработать и проверить свои знания:
-
Ютуб, видео-уроки по определенным темам
-
Сайт Ларина
-
Сайт открытого банка заданий по математике,
fipi
.
ru
-
100-
балльник
Использование на уроках мультимедийных презентаций, видео-уроков ( широкая подборка с сайта Видеоуроки.
ru
), образовательных ресурсов Интернета позволяют мне расширять возможности для самостоятельной деятельности обучающихся:
-
при исследовании и систематизации учебного материала;
-
прививать навыки самоконтроля и самостоятельного исправления собственных ошибок;
-
мотивацию учащихся к изучению математики;
-
развивать познавательные способности учащихся.
Мною применяются способы и методы информационных технологий на уроках математики с помощью компьютера.
Компьютер
использую в демонстрационном и индивидуальном режиме:
1) при устном счете, когда в начале урока через мультимедиа-проектор провожу решение различных заданий;
2) при объяснении нового материала, когда демонстрирую через мультимедиа-проектор новый материал;
3) при проверке домашнего задания через мультимедиа-проектор;
4) при первичном и вторичном контроле усвоения материала;
5) при работе над ошибками.
-
Индивидуальный подход и работа со слабоуспевающими.
Определив пробелы в знаниях обучающихся по итогам очередной диагностической работы, я обязательно составляю план устранения недостатков.(пример анализа пробных диагностических работ)
По такому планированию я вижу, на какую тему нужно сделать упор при индивидуальной работе с учащимися и провожу работу:
1.индивидуальные задания на дом на повторение пройденного и отработку заданий базового уровня использую раздаточный материал, который собран в тематические папки.
2. проверка выполнения домашних заданий
3. проверка выполнения индивидуальных заданий
4. индивидуальная работа по карточкам, тематическим тренажёрам
5.самостоятельные работы -выполняй по образцу
6. групповые занятия - раз в неделю.
-
Дифференцированный подход и работа с сильными.
Любой класс является не однородным по составу. В классе обучаются учащиеся с разным уровнем обучаемости, поэтому разный темп овладения учебным материалом, а также в способности применять усвоенные знания и умения. Перед разными группами ставятся различные цели: одни ученики должны достичь базового уровня математической подготовки, а другие, проявляющие интерес к математике и обладающие математическими способностями, добиться более высоких результатов.
1 группа – учащиеся с низким темпом продвижения в обучении;
2 группа – учащиеся со средним темпом продвижения в обучении: овладение новыми знаниями и умениями не вызывает особых затруднений, способы выполнения типовых заданий усваивают после рассмотрения 2 – 3 образцов, решение измененных и усложненных задач находят, опираясь на указания учителя. Такие дети не могут сконцентрировать своё внимание и в работе могут допустить ошибки. Им необходимо систематическое повторение ранее усвоенного.
3 группа – учащиеся с высоким темпом продвижения в обучении: общие схемы выполнения типовых задач фактически усваивают в процессе их первичного объяснения, во многих случаях могут самостоятельно находить решения измененных и усложненных задач, предполагающих применение нескольких известных способов решения. В основе работы с этой группой лежит самостоятельность учащихся.
При изучении новой темы я работаю со всем классом. Но после первичного закрепления обучающиеся приступают к дифференцируемой самостоятельной работе в группах. Поэтому даю задания на оценку - 3, на 4, на 5.
Работа с сильными учащимися.
Как правило, такие дети быстро усваивают материал на уроке и получают более сложные задания и для работы на уроке, и для домашнего задания. Это или задания «со звёздочкой» из учебника, или из других учебных пособий. Задания повышенного уровня у меня также собраны в отдельные папки. Во время урока много внимания сильным обучающимся нельзя уделить. При подготовке к урокам мне приходиться решать задания, оформлять решения и обучающиеся сравнивают свои решения с моими самостоятельно.
Обучающиеся 9 класса решают задания части II из сборников подготовки к ОГЭ, из тематических сборников заданий.
Таким образом, сильные учащиеся на уроке или дома разбирают решение, при необходимости консультируясь у меня, а затем решают аналогичное задание уже самостоятельно.
Мечта: Большую помощь в работе с сильными оказывает Интернет - видео уроки, разбор решений, подборка типичных заданий. Работа с ноутбуками.
3. Применение устного счета при подготовке обучающихся ОГЭ
В методике математики различают устные и письменные приемы вычисления. Устная работа на уроках имеет большое значение – это и беседы учителя с классом или отдельными учениками, и рассуждения учащихся при выполнении тех или иных заданий В связи с ЕГЭ и ОГА по математике возникает необходимость научить обучающихся решать быстро и качественно задания. При этом необыкновенно возрастает роль устных вычислений и вычислений вообще, так как на экзамене не разрешается использовать калькулятор и таблицы. Многие вычислительные операции, которые мы имеем обыкновенно записывать в ходе подробного решения задачи, в рамках теста совершенно не требуют этого. Можно научить учащихся выполнять простейшие преобразования устно. Устные упражнения должны соответствовать теме и цели урока и помогать усвоению изучаемого на данном уроке или ранее пройденного материала. Устные упражнения активизируют мыслительную деятельность учащихся, требуют осознанного усвоения учебного материала; при их выполнении развивается память, речь, внимание, быстрота реакции.
Устные упражнения как этап урока имеют свои задачи:
1) воспроизводство и корректировка знаний, умений и навыков учащихся, необходимых для их самостоятельной деятельности на уроке или осознанного восприятия объяснения учителя;
2) контроль состояния знаний учащихся;
3) автоматизация навыков простейших вычислений и преобразований.
Устный счет – это выполнение действий с числами: натуральные числа, обыкновенные дроби, десятичные дроби, то в старших классах – это могут быть совершенно различные операции, навык выполнения которых надо довести до автоматизма.
Я выделила для себя главные темы, которые необходимо знать обучающимся для сдачи ОГЭ и работаю с ними по закреплению знаний этих тем. Эти темы помогают обучающимся во время экзамена.
7 класс:
1) Запись чисел в стандартном виде и действия с ними.
2) Формулы сокращенного умножения.
3) Решение простейших линейных уравнений.
4) Действия со степенями.
5) Графики функций.
8 класс:
1) Числовые промежутки и линейные неравенства.
2) Решение простейших линейных неравенств.
3) Решение квадратных уравнений.
4) Арифметический квадратный корень и его свойства.
9 класс:
1) Решение неравенств второй степени.
2) Преобразование графиков функций.
3) Прогрессии.
Мы прекрасно знаем, что любой ученик сможет решить и сдать ОГЭ, если у него хорошие вычислительные навыки. Без них какое- либо задание не решаются. Даже при условии, что ученик знает алгоритм или методику решения данного задания.