Венде врентетесе до земь нашiех
Венды, вернитеся в земли наши
Венде
врентетесе
до земь нашiех
о ступы древлiе
А глендете ещье
пощаре iнi
яко ве дне оходу
одо ПентыРiещеце
i СемеРiеще
кiльбова о десунь
отщецена од ны
Влескнига Дощ.36а
Венды, вернитеся в земли наши, в степи древние. А (то) увидите ещёжье
пожары иные, как (и) во дни исхода из Пятиречья и Семиречья, которые
дасунями (дасы - злые иноверцы) отобраны (отсечены, отщеплены, отлучены)
от нас
***
Вопрос о роли венетов занимает особое место в
культурно-историческом развитии древнего мира, ибо с ними связан ряд
сложных проблем: где находилось место расселения венетов в Сеерной
Европе и на северо-востоке Италии; переселилось ли одно из племен этого
народа из Европы в Малую Азию; с самого ли начала своей истории он
находился в Европе; принадлежал ли народ венетов к праславянской
общности?
Существовавшая в Центральной Европе во II тыс. до н.э.
этноязыковая общность включала в себя, как показали исследования, и
венетов. В эту общность входили и другие народы, известные в истории
позднее как иллирийцы, италики, кельты, германцы, а также славяне.
Сообщение источников о том, что венеты происходили от одного корня со
славянами (ab una stirpe exorti, tria nunc nomina ediderunt, id est
Venethi, Antes, Sclaveni - lord. Get., 119), толкуется в литературе
двояко: или Иордан сообщает о распаде некогда единой общности венетов,
отделяя от нее славян и антов, или эта общность распалась на венетов,
славян и антов ранее…
Ю.К. Колосовская. Народ венетов в свидетельствах древних авторов. 1997. Античный мир и Византия. Харьков, с.104-113
web.archive.org/web/20161214043110/http://sinsam.kirsoft.com.ru/KSNews_642.htm
О соответствии древнего имени народа - венеты (венеды) современному
имени- славяне в 551г. пишет Иордан в книге «О происхождении и деяниях
гетов»:
«…От истока реки Вистулы [р. Висла] на огромных
пространствах обитает многочисленное племя венетов. Хотя теперь их
названия меняются в зависимости от различных родов и мест обитания,
преимущественно они все же называются славянами и антами.
Славяне
живут от города Новиетуна [город Новиодун, современный Исканча на правом
берегу Дуная] и озера, которое называется Мурсианским, вплоть до
Данастра и на севере до Висклы [от реки Днестр до реки Вислы], болота и
леса заменяют им города. Анты же самые могущественные из них, там, где
Понтийское море делает дугу, простирается от Данастра вплоть до Данапра
[воспетое А.С. Пушкиным Лукоморье, простирающееся от устья Днестра до
устья Днепра]».
Кстати заметить, что высказываемое словенскими
исследователями предположение о том, что имя народа - славяне происходит
от древнего имени - венеты, заслуживает серьезного отношения. Словене -
это действительно словосочетание, возможно сформированное из понятия
народа, владеющего языком венетов. Преемственность тут вполне
естественная и убедительная. Добавлю лишь, что имя венеты, как замечено
выше, может восходить к многократно упоминаемому северогерманскими
сагами имени народа ванов, в древности [V - II тыс. до н.э.] жившего в
долине Нижнего Дона, на юге Восточной Европы...
А.В. Гудзь-Марков. Индоевропейцы Евразии и славяне. Москва: Издательство «Вече», 2004
[url=http://publ.lib.ru/ARCHIVES/G/GUDZ'-MARKOV_Aleksey_Viktorovich/_Gudz'-Markov_A.V..html]http://publ.lib.ru/ARCHIVES/G/GUDZ'-MARKOV_Aleksey_Viktorovich/_Gudz'-Markov_A.V..html[/url]
Doc- 4.0M] [Pdf- 4.5M]
Подчеркивается необходимость не пропустить
ни одного слова из того, что сказано. Это открывает нам совсем иной
аспект Влесовой книги: это была не летопись, не хроника в нашем
понимании, а сборник проповедей, которые читались народу, очевидно, во
время богослужений. Их слушали и запоминали наизусть, ибо почитание
предков было частью религиозного культа. Деяния предков, т.е. история,
становились, таким образом, всеобщим народным достоянием, традицией,
передававшейся из поколения в поколение. В разные эпохи к старым
дощечкам прибавлялись новые, либо освещавшие старые времена, но в ином
аспекте, либо отражавшие и новые времена, но по сравнению со старыми.
Отсюда многочисленные повторения исторического содержания, перемешанные с
призывами к чести, храбрости, взывания к небу о ниспослании благ и т.д.
Таким образом, религия, история и быт сливались в одно неразрывное
целое. Характер Влесовой книги становится понятным: это не курс истории,
это сборник религиозных поучений
Сергей Лесной (Парамонов).
Влесова книга – языческая летопись доолеговской Руси (история находки,
текст и комментарии). Дощечка Д6,D7. О братьях-князьях - Славне и Скифе.
Виннипег, 1966, сдано в печать 1,VI-1965, подписано к печати
15,II-1966, тираж 1000
Влесова Книга Сергей Лесной. 2002.djvu
vk.com/doc399489626_475295879 С. Лесной. Влесова книга.docx
Среди дощечек Влесовой книги чрезвычайна интересна дощечка 17, где
приводится прямая речь русского князя (русичи-словутичи) Кисека (Кисько,
Кышек) перед своим войском во времена гуннских нашествий. В этой речи,
Кисек перечисляет главные исторические события, предшествующие новой
надвигающейся угрозе, вспоминает о первом приходе гуннов и призывает,
как и отцы, которые бились за каждую пядь своей земли, сплотиться и
отразить неприятеля. Это не миф, не сказка, не проповедь, а прежде всего
историческое повествование, причем от первого лица Кисека, переданное
будущим поколениям достаточно точно, так как в дощечке настойчиво
говорится о необходимости не пропустить ни одного слова из сказанного.
В прямой речи Кисека, в самом начале, очень кратко, приводится
легендарная история о братьях Славене и Скифе, об уходе на север Славена
и основании града Славянска (Словенска) , о сыне Славена Бастарне,
оставшегося на севере от Дуная, о Скифе, оставшегося у моря, о сыне
Бастарна Венде, после которого также были внуки, которые владели степью
полуденной (южной).
Более подробно говорится о многочисленных
войнах по обеим сторонам Дуная (и до гор Русских и до пастбищ
Карпатских). В результате - о необходимости сотворения единой
округи-союза (Кола), с единым вечем
I се бящете кньзеве Славну
со братаре му Скiвьу
А се пре весте вьлкiке на въстенце
i се i тоi рещете
Iдемо до земе Iльемерсте
а Дунае
I тако iещете
I Бъстаре сна све оставе
о страце Iiломере
О се теце на полуносще
i тамо све гърд Славень утврже
А се брате го Скфе
у морже бящете
I се Бъстаре iме сна све Венде
i по не сiтце бяще внущец Кiсек
кiже владец бящ ступе полудене
Дощ. 17а
И вот, был князь Славен с братом своим Скифом. И вот, о войне вести
(они узнали) большой (великой) на востоке, и вот он (тот Славен) и
говорит: Пойдем в землю Ильмерскую. И так сделал. И Бастарна, сына
своего, оставил у старца Ильмера. И потом вот отправился на полночь (на
север), и там свой город Славен сотворил (создал). А вот брат его Скиф у
моря был (остался). И вот Бастарн имел сына своего Венда, а после него
был внучек, который владел степью полуденной.
***
I се рцехомь молытбу о Бзем нашiем
aбы Овы намо поспещете до помождене
i дате вiтеждене на врзе могоще
I що сьме о тем
якожде земе нашiа утлщена iе
спатнiема ногы вражденсте
I тако зрщехомь на то
iа бендещехомь коi околы све
i нетецщехомь на оны
i нтецемо акыноу до дресте iех
i не вЪртехомь iе о ранiех врадженстех
а не оубiехомь оне
iежде на ны налезще
О то рцехомь на вы
Якожде тако рiех оно Кiсек на люде све
за щасе напднесте на овiе
i тоiе омързещесе о вразех
I токьще на оны i потлцще iе
Се iмiяхомь знак тоiе i мощьеносте
i не мъгощехом до iЯвве дате овы
Се б то бы слабостще
i се iмяхомь сылоу
I сьме мнозiе
а вразе не соуте толкоi мнозiе яко сьме
I смье Русiце
i вразiе не соуте оны
А камо iе вряждена кревь нашiе
тамо iе земе нашiе
I се вразi вЪдiяшуте
I се о ны сен старащутесе
I се староще iе марна будете
якожде ове бiящя о старе щасе Оцiех нашiех
Рещехомь iеще словы тоiе назпаменте
абыхомь не iедiны одо тiе слове не оутратете
I рцехомь братрем нашiем о такожде
Се сыла Божстiе бендешете на вы
i ту о вiнтезете врзе вашiе до конце
iже хщешете земе вашiе
Такожде врзете моу до оусте пълнiе
а те полока оноу до дрсте све
а не рще простiе нiже слъвы све
Будете сыне све Бгоуве
i сыла Iхьва перебендешете на вы до конце
Не iмiяхомь а не щерве нашiе насытете хлiебем
се б то пожден на огнь вражескъ
I кравiе нашiе скуте трпяшете тугу такожде i се якожде мы
I се акыне наше харалужне одрждехомь оде полоудене борзiе
а бедiехомь сылны вiще врзе нашiе
Дощ. 17б,в...И
вот речем молитву мы Богам нашим, чтобы они нам поспешили на поможение и
дали победу над врагом могучим. И что есть мы тогда, когда земля наша
подавлена следами ног вражеских? И как смотреть на это будем, кои везде
повсюду? И нападем на них, и натычем акынами (акинаками) до срак
(дресте) их, и не станем обращать внимания на раны, нанесенные врагами,
покуда не убьем их, которые на нас напали. О то рцехом на вы! (Это
говорим мы вам!)
Когда-то так рек то Кисек людям своим за час (во
время) нападения. И так омерзели (опротивели) им враги, и помчались они
на них и побили их.
Вот, получили мы знак той мощености и не можем
до яви (обьявить) его. Вот, была слабость. И вот получили мы силу. И
нас много. А врагов не так много, как нас. И мы Русичи. А враги не суте
оны. И где пролита кровь наша, там есть земля наша. И об этом враги
знают. И нас страшатся. И вот, старость их болезненна (марна) будет, как
то было и в старые времена Отцов наших. Говорим еще раз эти слова
незапамятные, чтобы нам ни одно из тех слов не утратить. И скажем
братьям нашим такоже: Вот, сила Божеская будет на вас, и той одолеете
врагов ваших до конца, тех, кто желают земли вашей. Так что напихайте ее
(землю) им полный рот, и они (те кто желает землю нашу) поглотят ее в
кишки (дресте) свои и не смогут сказать даже простого слова.
Будьте сынами своих Богов. И сила их пребудет на вас до конца вашего.
Не имеем мы и чем черева наши насытить хлебом, потому как пожжёны они
на огне вражеском. И коровы наши, скот, терпяще тугу (беду) такоже, как и
мы. И акынами (акинак - короткий меч-кинжал) нашими харалужными
(закаленным особым способом) одержим (одолеем) мы врага на полудне (на
юге) и будем сильны более (выше) врагов наших
Влескнига, Жар-Птица и историческая память
vk.com/doc399489626_585340772