4.
Каменный Конь из устья Красивой Мечи
Об открытии в Красном Буераке древнейшего
языческого святилища, населённого нерукотворными каменными изваяниями, среди
которых мифологический и сказочный Конёк-Горбунок, я рассказал в предыдущих
главах. Эта же статуя значится Каменным Конём в летописи 1499 года и служила
знаковым ориентиром в документах о Сторожевой службе от 1571-го.
Лебедянский Каменный Конь был забыт, про него
никто не писал больше ста лет. Почему так? Экономическая и демографическая
ситуация в провинциях России менялась, карты губерний перекраивались, поэтому
Лебедянь футболили из одного региона в другой по два раза в столетие, в течение
всей обозримой истории. Квалифицированные историки оставались на прежних
насиженных местах в губернских городах, а новые в суть дела вникать не успевали,
да и не хотели – пренебрегали такими пустяками.
Разве
мог я знать, что существуют памятники такого рода? Что за фигура попала в
объектив моей фотокамеры? Миф о Коньке-Горбунке нашёлся в первый же день, а
историческая информация о Каменном Коне пошла от эрудированных людей после
написания первой статьи и неожиданно промелькнула в книге писателя Б.Н.
Григорьева «На берегу Красивой Мечи». С другой стороны, Борис Николаевич не
знал и не ведал, где стоит оригинальная скульптура, однако документы читал и
понимал: где-то недалеко от устья и, описывая чудесную природу Мечи, на
странице 28 высказал гипотезу, что за Каменного Коня наши предки считали
каменные Кураповские скалы, бегущие над быстрой рекой, а древняя пристань могла
быть только ниже скал и порогов, из-за которых Меча никогда не была судоходной.
По
моей просьбе, корреспондент «Лебедянских Вестей» Новожилова Татьяна легко нашла
в сети Интернета исторические документы о Сторожевой службе разных годов, в
которых Каменный Конь представлен весьма подробно. Но не всё так просто. Самые
древние документы отлично вязались к Коню в устье Мечи, а более поздние совсем
не подходили и всё запутывали. После собственного выхода в Интернет и
публикации первой статьи, пришли помощники, которые отыскали и прислали массу
других документов. Несколько лет я разбирал эту великую путаницу, ошибался в
расчётах расстояний, неверно трактовал сетку древних дорог, подвергался атакам
оппонентов, в итоге понял и разложил по полочкам всю найденную информацию. В
исторической действительности Коней на берегах Мечи оказалось два: лебедянский,
в устье Мечи, известный из документов исторического периода до Смутного
времени, и ефремовский, отмеченный после Смуты, в 50 км от оригинала, в селе
Козьем, тоже на берегу Красивой Мечи, но на левом.
Шустрые недобросовестные туляки
воспользовались исторической заминкой, перетащили к себе всю информацию и,
нисколько не смущаясь, вопреки здравому смыслу и документальным указаниям, до
сей минуты лепят Горбунка «к козьей стенке». Во вновь образованной в 1954 году
Липецкой области, историки родились, но ещё не выросли из коротких штанишек.
Из-за их некомпетентности история края понесла невосполнимые потери.
Рукописи и летописи не горят, и правду
говорят!
Самые
весомые сведения о лебедянском Каменном Коне содержатся в Указе о Сторожевой
службе, подписанным Иваном Грозным 16 февраля 1571 года:
«11-я сторожа на Мечи у Турмышского броду, а
сторожем на ней стояти из Донкова, да из Епифани, да с Дедилова шти человеком,
из города по два человека, а беречи им направо от Турмыша до Коня вёрст с семь,
а налево до Брысинского броду вёрст с шесть».
И.Д.
Беляев в книге «О сторожевой службе…», 1846 года издания, перечислил сторожи,
входившие в зону ответственности Старого Данкова:
«7-я на Дону на Ногайской стороне, усть
Скверны, против Романцовскаго лесу; 8-я вверх Скверны; 9-я вверх Кобельши
Ягодны; 10-я вверх Ряс; 11-я на Мечи усть – Мышковскаго броду; 12-я на той же
Мечи меж Зеленкова и Семенцова брода; 13-я на Вязовке повыше Вязовскаго устья
на Дрычинской дороге; 14-я вверх по Вязовке на Турмышевской дороге».
Историк полагал, что 11-я сторожа контролировала отрезок дистанции от
устья Мечи до Мышковского (Турмышского) броду: «
11-я на Мечи усть – Мышковскаго броду». Показан интервал отсчёта
расстояний между двумя пунктами, а ты,
как
не переставляй слова и знаки пунктуации в этой фразе, её смысл не изменится.
Старый Турмышский (Мышковский) брод падает на
южную околицу Мочилок, до которого от Коня ровно 7 вёрст (11,2 км), а
Брысинский (Дрысинский) брод – в Сергиевское, до которого от Турмыша – 6 (9,6).
Семенцовский брод находится на устье речки Семенёк (старое название Семенец), а
до Зеленковского надо отсчитать 15 вёрст (24 км). В этой точке на левом берегу
Красивой Мечи находится посёлок Запрудненский, а напротив него в реку впадает
балка Тармыш.
Надо полагать, что Мышковский брод – это
тот же Турмышковский, Тормышский или Турмышский.
Настоящая разгадка имени гидронима кроется в
языке коми, который относится к угорской языковой группе. «Тура» – встречается
во многих словах, в целом, как показатель величины, объема, а в применении к
броду, однозначно переводится – «мелкий». «Мыш» – означает «горбатый». Конечно,
горбатый не брод, а сама река, которая здесь делает короткую горбатую петлю.
Турмыш происходит от выражения «тура-мыш», означающего, мелкий брод в горбатом
месте реки.
Русские мышцы или «мышки» в некотором смысле
тоже горбы, если следовать той же языковой логике коми, отсюда «Мышковский»
брод – есть самый горбатый из всех бродов на свете.
Особая благодарность Усу Александру
Леонидовичу, носителю языка коми, объяснившему древнюю терминологию, и попутно
прояснившему, что «Мича», с ударением на первом слоге, означает «Красивая».
Смотрите в булгарских летописях, где речка тоже Кызыл Мича – Красная, да ещё
Красивая!
Слышу возражение: где коми, а где Меча?
Неисповедимы пути народов – бывали и длиннее, и извилистей. По белу свету
бродили не только евреи. Кто и когда загнал этот народ на крайний северо-восток
Европы? Где его прародина? Ещё во втором тысячелетии до Новой эры коми обитали
в бассейне Оки. Их вытеснили киммерийцы, в свою очередь, оставившие названия
рек Дон, Днепр, Днестр, Дунай с корневыми сочетаниями «дн». Язык коми-кыв
остался неизменным в дальней холодной стороне, а многие уцелевшие гидронимы
центрального региона подтверждают древнейшие места их обитания.
Расстояния региона в документах о Сторожевой
службе 1571 года и в Книге Большому Чертежу 1627-го измерены в расчёте: в одной
версте 750 саженей. Чтобы получить дистанции в километрах, вёрсты того периода
надо умножать на 1,6. Некоторые расстояния одного региона указаны с умножением
на 2,16. Была великая путаница. Чтобы её устранить, в 1649 году провели
реформу, и перешли на 500 саженей. После этой даты, следует применять коэффициент
1,063.
Не имея исторической квалификации, автору
тоже не удалось избежать путаницы, которая отразилась в первом издании книги.
Многие поселения Бруслановского стана
Елецкого уезда стояли в Дрысинском лесу, который простирался к северу от реки
Семенёк. Дрысинский брод находился на Дрысинской дороге, пролегавшей по южной
опушке этого леса через современное село Сергиевское.
Турмышская дорога шла от Старого Турмыша на
север, проходила мимо Слободки и через 14-ю сторожу, служившую где-то в верховье
реки Вязовки, через Бегичёвку уходила на север. Возможно, на месте Слободки, в
узловой точке древних дорог стояла летописная крепость Хэлэк (с татарского –
«погибшая», то есть городище).
О городище
и о Дрысинской дороге говорится в книге академика В.П. Семёнова – «Россия»,
1902, Т.2, с. 413:
«Верстах в трёх северо-восточней Сергиевского
у с. Слободки находятся остатки древнего вала. Между Сергиевским и
расположенным в 8 верстах выше него по Красивой Мече с. Кузьминской (Кузьминой
Гати), близ так называемой татарской Дрыченской или Дрысинской дороги,
соединительной между Муравским и Ногайским шляхами, в 1380 году целый месяц
стоял с войском Мамай, поджидая Дмитрия Донского»
.
Современные исследователи не увидели первого Коня в устье Красивой Мечи,
зато знали про его двойника у села Козье в Ефремовском районе. Древнейшие
сведения из исторических документов туда не вяжутся, не сходятся ориентиры и
расстояния между тамошними бродами – попробуйте сами прикинуть. Но это не
помешало В.П. Загоровскому прилепить 11-ю и 12 -ю сторожи к ефремовскому Коню.
Это историческая ошибка.
Свидетельские показания Ивана Беляева из далёкого прошлого вы только что
прочли. Летом 2017-го в мой дом пришёл Юрий Звягин, самый активный историк
современности, автор книги «Загадки Куликова поля», и лично вручил главный
документ из архива РГАДА «Дела Крымские» №2, страницы 515-621, 894-921:
«№60. 1499,
марта 16. Посольство от великаго князя Ивана Васильевича в Кафу и к турецкому
султану Баязету с Александром Голохвастовым.
1. Лета 7007,
марта 16 день, отпустил князь великий гостей Доном на низ в судах; а с ними
отпустил в Кафу к Баазит салтанову сыну к Шигзоде салтану, да и во Царьгород к
Баазит салтану к турьскому с грамотами Олешу Голохвастова, да с ним послал
подъячего Илейку, Юшкова шурина; а клалися в судно на Мече, у Каменово Коня. А
толмач с ним Михал.
№81. 1502,
апреля 29. Посольство от великаго князя Ивана Васильевича к кафинскому султану
Махмет-Шихзоде с Александром Яковлевичем Голохвастовым.
Посольство от великаго
князя в Рязань о проводе кафинскаго посла до Дона.
А как его
князь великий отпустил, и он под них подо всех дал подводы до Мечи, а послал с
ними людей проводити их до Дону, а на Дону дал им судно, да и корм им дал до
Азова».
Написано древним, но понятным русским языком:
провожали посла до Дона, суда подали с Дона,
погрузка происходила на Мечи у
Каменного Коня.
Пристань была в устье Мечи,
куда приходила торговая дорога
Древней Руси – Столповая.
Стойло
Каменного Коня было на правом берегу Мечи в Чурове. К Чурову относятся Удрики с
каменными половецкими истуканами-чурбанами и курганом Волотова Могила, и ещё
Красный Буерак, населённый нерукотворными скульптурами-чурбанами.
В древних мифах славян Чур –
божество-берегиня, хранитель собственности, а на практике столб или чурбан,
чаще – межевой знак на полях.
Весь исторический
комплекс устроился на восточном береговом участке летописного Красного холма.
Берег на отрезке от устья до Коня в древности представлял собой каменную скалу,
трудно преодолимую, поэтому этот участок длиной в 1200 метров патрулировать не
имело смысла.
Столица Бруслановского стана – Верхнее Брусланово, расположено в пяти
верстах от Каменного Коня, на дороге, приходящей от Чурова брода. В топонимике
«бруслан» рассматривается как производное от русского «брус» – камень и
татарского «арслан» – лев, а точнее, татарский Каменный Лев, на которого более
всего походило изображение на валуне, который у русских значился Каменным
Конём. Отсюда и стан можно бы называть «Коннокаменным».
Не сомневайтесь, первый Конь стоял в
Лебедянском уезде!
Кроме
показанных выше экспертов, за историческую правду и достоинство лебедянского
Коня вступилась элита российской исторической науки прошлого.
Смотрим «Большой энциклопедический словарь Брокгауза и Эфрона», 1897
года издания, том 11. На странице 38, в статье Леонида Вейнберга «Дон, река в
Европейской России», читаем:
«В древности на Дону были известны только 4
пристани: у Каменного Коня, или Конь-камня (на устье Красной Мечи ниже г.
Лебедяни) …»
.
Несомненно, Беляев и Вейнберг изучали документ №60 и отлично понимали,
где стоит лебедянский Каменный Конь.
Фотограф и любитель природы Андрей Шаталов нашёл книгу «Донская Беседа…»
Воронеж. 1896 (переиздана в книге «В поисках древностей…» А.Н. Бессуднов, Е.Ю.
Захарова. Липецк. 2007), в которой Евгений Марков на странице 238 размышляет:
«Игнатий
(писарь
в экспедиции 1389 года – примечание Н. Скуратова)
точно также не упоминает о некоторых других очень заметных и известных
в старину урочищах Донского берега. Так, например, он проехал, ничего о них не
упомянув, мимо Волотовой могилы, немного выше устья Красивой Мечи, мимо
«Каменного Коня», у устья той же Мечи, мимо Галичьей горы и т.п. Нельзя же
предположить, чтобы столпы Донской Беседы или Каменный Конь Мечи, несомненно,
представляющий собою древнее языческое божество, обычное олицетворение солнца –
появилось на Дону после Пимена».
Внизу страницы 238 имеется примечание №145 от
А.Н. Бессуднова, походя отодвинувшего Коня из устья на 50 вёрст вверх по Мече:
«Иначе
называется Конь-Камень – причудливое нагромождение глыб кварцитового песчаника
на склоне долины реки Красивой Мечи близ села Козье (в настоящее время
Ефремовский район Тульской области)»
.
Евгений Львович уверенно говорит о Каменном
Коне в устье Мечи, однако его недоумение в отношении экспедиции митрополита, не
заметившего некоторые главные объекты, не оправданно. Дело здесь в вере. Не
пристало христианскому функционеру писать о языческих объектах: о Каменном
Коне, о половецкой Волотовой Могиле с болванами в Удриках, а скалы, подобные
Донской Беседе, висели по берегам Дона через каждые 5…10 вёрст, поэтому
путешественников не удивляли, да и расспрашивать было некого – берега Дона
пустынны, человека не видно... Скалы срубили добытчики строительного камня в 17
– 20 веках, чем сильно подпортили живописные картины донских ландшафтов.
Любознательная дама Лидия Либгот отыскала «Адрес-календарь Тамбовской
губернии», 1903 года издания, в котором Алексей Норцов опубликовал своё мнение
на странице 986:
«
Лебедянский уезд. Река Красивая Меча.
В старину на реке находилась пристань. Когда
в 1499 году был отправлен посол к Баязиду, в свите было много купцов, ехавших в
Азов и нагрузивших барки у «Каменного Коня», на Красивой Мечи».
Ключевое слово:
«
Лебедянский
уезд», а не Ефремовский.
История тульского Коня-камени
отражается в Переписных книгах Елецкого уезда
(Земельный реестр. 1629). В
алун представлен меткой границ Дубовотского починка у села Козье
:
«Починок
Сапронов, что была пустошь на реке Мече в Вязове поляне. № 892. За Василием
Яковлевым сыном Сапроновым, за ним же жеребий в починке Дубовотском в
Желтоновской поляне, жеребий пустоши в поляне Козьей Бородке. Починок
Дубовотский в Желтоновской поляне на реке Мече к Гостилову лугу у Коня Камени,
что была пустошь»
.
Землемеры справедливо подметили, что здесь
стоит обычный камень и выступает в роли коня – «
у Коня Камени». Только казаки по старой традиции, принесённой с
Нижней Мечи из старого Турмыша, упорно продолжали именовать местный простой
валун Каменным Конём, и ефремовскую речку Сменку переименовали в другой
Семенёк.
Сторожевая служба данковских казаков, 1623 год:
«7-я
сторожа в Зеленкове, а сторожей на ней стоит из Донкова 2 человека, с Епифани 2
человека; а от Донкова 50 вёрст, а проезд на обе стороны, на право до Семенцова
броду 30 верст, а на лево до Каменного Коня 8 верст.
8-я сторожа у
Тырмышсково броду на речке на Мечи, от Донкова 40 верст, а сторожей на ней
стоит от Донкова 2 человека, с Епифани 3 человека, а проезд на обе стороны на
право к Коню Каменному 10 вёрст, а на лево вниз по Мечи к Дрысину броду 10
верст»
.
Сторожевая служба данковских казаков, 1630 год:
«Седьмая
сторожа, съезжая – в Зеленкове на речке Меча, на Крымской стороне. От нового
Данкова 40 верст, а проезд на обе стороны: направо до Семенцова броду 30 верст,
а налево до Каменного коня 8 верст. На сторожу послано из Донкова сторожевых
казаков 2 человека: Киреев Фаустька, Кононов Герасимка. Также по росписи
указано стоять на той стороже 2-м человекам из Епифани.
Восьмая
сторожа, съезжая – от Турмышского броду на речке Меча, на Крымской стороне. От
нового Донкова 30 верст, а проезд от нее на обе стороны: направо к Каменному
коню 10 вёрст, а налево вниз по Мече к Дрысину броду тоже 10 вёрст.
Расстояние
между сторожами Зеленковской и Турмышской 10 верст».
Документы тульского Коня не подходят к лебедянскому, и наоборот. Почему
так?
Надо чётко
разделять эпохи до Смутного времени и после. В период Смуты население
перебежало из многократно растерзанного Лебедянского уезда вверх по Мече и
перенесло в новые места обитания старые названия – практика обычная, частая,
повсеместная. Причины на то были очень вескими. Обратите внимание, переехали
только населённые пункты, а дороги, разумеется, не перетащили.
Даже простое сравнение фотографий 5 и 19 даёт
ответ: где здесь выразительная статуя коня, от которой произошло название, а
где простой валун, стоящий на трёх камнях, механически унаследовавший
исторический термин.
Туляков, беспардонно подтасовавших документы,
не вникая в суть дела, поддержал воронежский историк В.П. Загоровский и,
примкнувший к нему, липецкий – А.Н. Бессуднов. Странные говорящие фамилии: один
– за горами, а другой – нерассудительный, а Коня уничтожил – коновал. Там ещё
есть группа чалых экспертов, коня не нашедших, а меня – в клочья порвавших.
Тем не
менее оба Каменных Коня в истории данковского казачества являются яркими
знаками – первыми пограничными столбами Руси, от которых вели отсчёт
патрули.
Геология, предания,
летописи, мифы
Конька-Горбунка и пару коней из его стада вместе с другими персонажами
на берег Красивой Мечи принёс ледник и сбросил в овраг, промытый в Удриках. В
дополнение к ним, кочевники поставили на высоком берегу несколько каменных баб
и насыпали курган Волотова Могила. По этим божественным чурбанам-статуям место
в летописи названо «Чуровым».
Сведения об истуканах взяты Алексеем Норцовым
из «Памятной книги Тамбовской губернии за 1866 год» (Россия, С.-Петербург,
1902, том 2, стр. 412) и опубликованы в «Адрес-календаре» 1903 года:
«Село Волотово. На устье Красивой Мечи, в 5
верстах от села, возвышается огромный курган Волотова (т.е. богатырская)
Могила. На вершине кургана в начале 19 века стояли каменные бабы, брошенные
владельцем села в реку».
Курган впервые представлен в
«Книге Большому Чертежу» от 1627 года:
«С правыя
стороны, пала в Дон речка Лебедянь, а на усть её на Дону город Лебедянь, от
Донкова до Лебедяни 20 вёрст. А ниже Лебедяни, вёрст с 8, пала в Дон река
Быстрая Меча; на усть реки Мечи с вышныя стороны Волотова Могила».
Красный Буерак оказался над Чуровым бродом, через который прошла
древнейшая торговая дорога Руси – Столповая, известная из булгарских летописей
:
«Из Балынской
(Суздальской) Булгарии на юг вели две дороги: Балская (Столповая, так как
«балбал» значит «столп, памятник, скульптура»), которая вначале шла к Ширу
(Дону), затем вдоль его берега и заканчивалась в Сарычи (не Волгограде), и
Морайская (Муравский шлях), которая шла к Балтавару (Полтаве), а от него – в
Джалду (Крым)».
В летописи «Задонщина» прямо говорится:
«У Дона стоят
татары поганые, Мамай-царь у реки Мечи, между Чуровым и Михайловым хотят реку
перейти и с жизнью своей расстаться нам во славу».
В этом
месте, одновременно у Дона и у Мечи, то есть в самом её устье, на Красном
холме, стоял Мамай перед Куликовской битвой, и пас коней на отрезке
«между Чуровым и Михайловым», а
летописный Фома Кацибей сидел
в дозоре
«на реке на Чурове» и
наблюдал за ним.
Мифы
древних славян
собрал профессор
Андрей Кайсаров и опубликовал в 1810 году. Его цитата о Коне показана на
странице 15.
Дополните сведения от Андрея Кайсарова
мнением Евгения Маркова и сравните с ефремовским валуном.
Что
порушено в устье Красивой Мечи?
Осенью
2009-го именитые вандалы исковеркали ландшафт языческого святилища, подрыли
валуны – подготовили к тотальному вывозу. С дозволения невежественных
чиновников и с одобрения липецких историков на Кудыкину гору продали самую
оригинальную скульптуру – Каменного Коня. Испоганили и уничтожили величавый
знаковый памятник Древней Руси, самый древний исторический памятник Липецкой
области.
Я
возмущался и докладывал Президенту Дмитрию Медведеву.
В итоге вандалы –
нынешние бутафорские казаки,
лукавые
чиновники
и краеведы,
предали древнейший символ данковского казачества, а
меня размазали мордой по родной
земле, со словами: «Там ему будет лучше, больше народу увидит». Сорванный с
исторического места памятник потерял своё значение, его превратили в пошлый
сувенир. Вандалы, как и тысячу лет назад, губят истоки русской истории,
уничтожают языческие памятники и насаждают христианские. Двойные стандарты…
Что осталось?
С момента открытия Каменного Коня в Красном
Буераке прошло десять лет. Нет счёта экскурсиям, проведённым мной в порушенное
языческое святилище. Иностранцы видят Световида, Велеса, Перуна, Лунницу,
Змея-Горыныча, Колобка, Чашу с плодами, первородную Свастику, бога Хорса, двух
уцелевших коней и недоумевают: «Если бы у нас такое…!».
Это Россия! Греческое язычество славим, русское – топим!
Из книги
«Каменная сказка». Далее следует 5 глава «Открытие статуи Световида».
Николай СКУРАТОВ.
Другие фотографии, заявленные в статье, смотрите в папке `Красный Буерак`, которая открывается в меню моей страницы слева.
Тэги:
Каменный Конь,
Красивая Меча,
Красный Буерак,
сторожевая служба