Особенности
обучения детей с задержкой психического развития на уроках информатики
Термин
«задержка психического развития» предложен Г.Е. Сухаревой. Исследуемый феномен
характеризуется, прежде всего, замедленным темпом психического развития,
личностной незрелостью, негрубыми нарушениями познавательной деятельности, по
структуре и количественным показателям отличающимися от олигофрении, с
тенденцией к компенсации и обратному развитию.
Понятие «задержка психического
развития» является психолого-педагогическим и характеризует, прежде всего,
отставание в развитии психической деятельности ребенка.
Дети с ЗПР
имеют следующие особенности развития:
1.Снижены
показатели внимания: затруднение переключения, высокая неустойчивость, снижены
показатели сосредоточенности.
2.Снижена
продуктивность запоминания. Лучше развита зрительная и кинестетическая память.
3.Затруднены
навыки постановки задачи, построения гипотезы, планирования деятельности,
выбора средств решения задачи, действия в соответствии с инструкцией,
осуществления самоконтроля.
4.Плохо
сформированы навыки анализировать, синтезировать, обобщать, сравнивать,
классифицировать
5.Снижены
уровень познавательного интереса и мотивация.
6.Неуверенность,
тревожность, агрессивность.
7.Недостаточный словарный запас, трудности в усвоении
теоретического материала
Процесс обучения школьников с ЗПР имеет
коррекционно-развивающий характер, что выражается в использовании заданий,
направленных на коррекцию имеющихся у учащихся недостатков и опирается на
субъективный опыт учащихся, связь изучаемого материла с реальной жизнью.
При работе с детьми с ЗПР, крайне важно выбрать
стратегию эффективного взаимодействия, которая бы положительно влияла и на
учебный процесс, и на развитие учащихся. На сегодняшний день вопрос о
разработке и выборе наиболее эффективных технологий, методов и приемов обучения
детей с ОВЗ активно обсуждается.
Так как дети с
задержкой психического развития характеризуются быстрой утомляемостью
соответственно уроки информатики строятся со сменой вида деятельности, без перегружения
информацией, упрощение подачи материала (в игровой форме, занимательные
задания, наглядные средства информации).
На уроках информатики учащимся гораздо проще освоить и
запомнить информацию по работе с программами, выполняя непосредственно практические
работы параллельно с учителем (учитель показывает на интерактивной доске, дети
повторяют на компьютере). При таком методе обучения информация закрепляется и
запоминается учениками гораздо быстрее. Теоретический
материал преподносится с большим количеством образных примеров, с построением
аналогий.
В своей
работе применяю использую:
1.
Различные
тренажёры:
Клавиатурный тренажёр
Электронное приложение к урокам информатики. Разработчик
- компания Кирилл и Мефодий. Первый и второй уровень компьютерных
заданий рассчитан на первичное знакомство с компьютерной работой и актуализацию
первичных умений в дальнейшей самостоятельной работе школьников с электронными
образовательными ресурсами в интерактивном режиме по заданиям 3 и 4 уровней.
КуМир (Комплект Учебных МИРов) - система
программирования, предназначенная для поддержки начальных курсов информатики и
программирования. В системе КуМир используется школьный алгоритмический язык с
русской лексикой и встроенными исполнителями Робот и Чертёжник.
Сиcтема виртуальных лабораторий по информатике
«Задачник 2-6». Данный учебный материал разработан в рамках конкурса
«Разработка Информационных источников сложной структуры (ИИСС) для системы
общего образования».
2.
Тест.
Содержание
тестовых задач и многократное тестирование позволяет даже слабым ученикам
выполнить часть работы, минуя психологический стресс, получить
удовлетворительную оценку и овладеть объемом знаний, достаточным для этого.
Тесты я составляю в соответствии с психофизическими особенностями учащихся.
3.
Практические
работы
Учащимся с ЗПР особенно нравиться работать за
компьютером, поэтому почти на каждом уроке ребята выполняют практические
работы, которые выполняются вместе с учителем.
4.
Физминутки
(видеофизкультминутки).
Необходимо
проводить, так как дети с нарушением интеллекта устают быстро и теряют интерес
к заданию, к уроку в целом.
Тэги:
обучение информатики