|
Нина Николаевна Румянцева
«Адаптация обучающихся 1 класса к школьной жизни»
Адаптация
-
один из наиболее сложных и ответственных моментов в
жизни детей как в социально –
психологическом, так и в физиологическом плане. Изменяется вся
жизнь ребёнка: всё подчиняется учёбе,
школе
,
школьным делам и заботам, которые требуют
максимальной мобилизации интеллектуальных и физических сил.
По статистике половина детей в
классе адаптируется за первое полугодие, для
второй половины требуется больше времени для привыкания к новой
школьной жизни. Многое зависит от индивидуальных
особенностей ребенка, от состояния здоровья ребенка и уровня его
физиологического развития.
Адаптация к школе -
многоплановый процесс. Его составляющими являются физиологическая
адаптация и социально-психологическая
адаптация
.
Основными показателями психологической
адаптации первоклассника к школе являются
:
1. Формирование адекватного поведения.
2. Установление контактов с учащимися,
учителем
.
3. Овладение навыками учебной деятельности.
Признаки успешной
адаптации:
- Во-первых, это удовлетворенность ребенка
процессом
обучения
. Ему нравится в
школе, он не
испытывает неуверенности и страхов.
-
Второй признак - насколько легко ребенок справляется с программой.
-Третий признак успешной
адаптации - это степень самостоятельности
ребенка при выполнении им учебных заданий, готовность прибегнуть к помощи
взрослого лишь ПОСЛЕ попыток выполнить задание самому.
- Самым важным признаком того, что ребенок полностью
освоился в
школьной среде
, является его удовлетворенность
межличностными отношениями – с
одноклассниками и учителем.
Как помочь
первокласснику адаптироваться к школьной жизни?
1
Настроить ребенка на
положительное отношение к школе, к повседневной
школьной деятельности, ко всем
лицам, участвующим в учебном процессе (ребенок -
родители -учителя). Когда
учеба приносит детям радость или хотя бы не вызывает
негативных переживаний,
связанных с осознанием себя неполноценным,
недостаточным любви, тогда
школа не является проблемой.
Ребенку, начинающему обучение
в школе, необходима моральная и эмоциональная
поддержка. Его надо не просто
хвалить (и поменьше ругать, а лучше вообще не
ругать), а хвалить именно
тогда, когда он что-то делает. (Хвалите его деятельность,
работу, а не самого ребенка,
он все равно не поверит). Мне нравится твой рисунок.
Мне приятно видеть, как ты
занимаешься со своим конструктором и т.д.).
2
Сравнивать ребенка можно
только с ним самим и хвалить только за одно:
улучшение его собственных
результатов. Если во вчерашнем домашнем задании он
сделал 3 ошибки, а в
сегодняшнем - 2, это нужно отметить как реальный успех,
который должен быть оценен
искренне и без иронии родителями. Следует
подчеркнуть, что раз он что-то
научился делать хорошо, то постепенно научится всему
остальному.
3
Терпеливо ждать успехов, т.к.
на школьных делах чаще всего и происходит
замыкание порочного круга
тревожности. Школа должна очень долго оставаться
сферой щадящего оценивания.
Болезненность школьной сферы должна быть снижена
любыми средствами: снизить
ценность школьных отметок, то есть показать
ребенку, что его любят не за
хорошую учебу, а любят, ценят, принимают вообще как
собственное дитя, безусловно,
не за что - то, а вопреки всему. Чем больше мы
пытаемся воспитывать, давить,
тем больше растет сопротивление, которое
проявляется иногда в резко
отрицательном, ярко выраженном демонстративном
поведении, как уже говорилось,
демонстративность, истеричность, капризность
порождается отсутствием любви,
внимания, ласки, понимания в жизни ребенка.
Каждый случай лучше
рассматривать индивидуально. Можно лишь дать некоторые
общие рекомендации. Все
замечания свести к минимуму, когда ребенок
"фокусничает", а
главное к минимуму свести эмоциональность ваших реакций, ибо
именно эмоциональности ребенок
и добивается. Наказывать за истерики одним
способом - лишением общения
(спокойное, а не демонстративное).
4
Ребенку надо найти сферу, где
он мог бы реализовать свою демонстративность
(кружки, танцы, спорт,
рисование, изостудии и т.д.).
5
Медицинские рекомендации:
Для учащихся, достигших 6,5
года к началу обучения, занятия проводятся только в
первую смену, не ранее 8 часов
утра, по пятидневной учебной неделе, с соблюдением
ступенчатого режима (в первой
четверти – три урока по 35 минут; во второй четверти
четыре урока по 35 минут).
Последние 10 минут урока посвящать спокойным играм,
рисованию, просмотру веселых
мультфильмов. Со второго полугодия допускается не
более четырех уроков по 45
минут. После второго или третьего урока ежедневно
следует организовывать
динамическое занятие длительностью не менее 40 минут с
организацией подвижных игр под
наблюдением педагога на воздухе или, в случае
неблагоприятных погодных
условий, в рекреации.
Обучение должно производиться
без балльного оценивания успеваемости весь год и
без домашних заданий первые
полгода. Следует в среду предусматривать в
расписании занятий облегченный
день (менее трудные для обучения предметы или с
динамическим компонентом).
Обязательны дополнительные недельные каникулы в
середине третьей четверти.
Большое значение для
облегчения адаптации имеет соблюдение первоклассниками
|
Вакансии для учителей
|
|