11. Рельеф исторического Куликова Поля - Николай Прокофьевич Скуратов
https://proshkolu.info/


Логин

Регистрация
Пароль
Забыли пароль?
http://proshkolu.info/

  О портале   Реклама   ТОП-100 школ   ТОП-100 участников   Рейтинги `Источника знаний`  

http://totaltest.ru/?promo=proshkolu&utm_source=site&utm_medium=proshkolu&utm_campaign=250x50 (edited)

https://ginger-cat.ru?from=proshkolu

https://diso.ru/?promo=proshkolu&utm_source=site&utm_medium=proshkolu&utm_campaign=250x50

https://mogu-pisat.ru/kurs/uchitel/?SECTION_ID=&ELEMENT_ID=1759325



ГЛАВНАЯ

ВСЕ ШКОЛЫ

НА КАРТЕ

КЛУБЫ

КОНКУРСЫ

БИБЛИОТЕКА

ИСТОЧНИК ЗНАНИЙ

ПОМОЩЬ













 МАТЕРИАЛЫ
 ▫ Кураповские Скалы в фотографиях
 ▫ Красный Буерак
 ▫ Логово Тяпки
 ▫ Хаос Вязовой Вершины
 ▫ Старый Данков
 ▫ Бобровая Лебедянка
 ▫ Дурные Камни
 ▫ Пасека. Откачка мёда
 ▫ Поход на Подвесной мост
 ▫ Река Сквирня
 ▫ Ласковая Лагута
 ▫ Воргольская Русь
 ▫ Заветные камни Семёнова-Тян-Шан- нского
 ▫ Речка Птань - суетливая синяя пташка
 ▫ Зуевский Кобель
 ▫ Стрельцы
 ▫ Красивая Меча
 ▫ Красный холм
 ▫ Царевна-Лягушка из Курапово
 ▫ Лебедянская Лунница
 ▫ Свет забытой Непрядвы
 ▫ Две Непрядвы
 ▫ Березуй
 ▫ Дорожная карта
 ▫ Могилы Куликовской битвы
 ▫ Древнейшие памятники Куликовской битвы
 ▫ Каменные топоры




















Конкурсы


Конкурсы не выбраны









Николай Прокофьевич Скуратов


КАБИНЕТ

ФАЙЛЫ

БЛОГ

ДРУЗЬЯ

ШКОЛЫ

ОБЩЕНИЕ

НАСТРОЙКИ

ЗАКЛАДКИ
Вы здесь:  Николай Прокофьевич Скуратов / Блог / 11. Рельеф исторического Куликова Поля


ЗАПИСЬ #153

КОММЕНТАРИИ (0)

ОБСУДИТЬ

В ЗАКЛАДКИ


23 мая 2024, 05:11, автор - хозяин блога
Николай Прокофьевич Скуратов

11. Рельеф исторического Куликова Поля

  Ростовская дружина воскресла, прошла знакомым маршрутом и на исторический QR-код Куликова Поля, нарисованный природой в селе Перехваль, наложила собственный летописный сканер:

  «Ростовцы стояли крылом своим у большого оврага, идущего к реке Непрядве и селу Рождественскому, потом перешли ручей Верходубье и Липовой, впадающий в Смолку, где и бились с татарами, имея позади себя реку Непрядву и лес. В самой сече бились с татарами у Рыбного оврага, дошли до устья Утиного, впадающего в реку Смолку, дошли, наконец, и до Красного холма». 

  Для пущей убедительности, овраги с говорящим названием Градский и Градской, сошли с рязанской карты 1790 года, показали нам точки флангов русского фронта и измерили кронциркулем его размеры.

  Неожиданно, из полнейшего забвения явились татары со своими козырными Булгарскими летописями и вытащили на белый свет Нимряд-Непрядву-Перехвалку, затоптанную лукавыми фальсификаторами.

  Левый фланг русского фронта стоял напротив левого конца еловой рощи, высаженной на новом, размытом водными потоками участке Утиного-Градского оврага, а правый тянулся к западу, в сторону Верходубья. Новая роща отмечает его примерную дистанцию от древней Прогонной дороги до нынешнего места Столповой. На этом месте была топкая лощина, разделявшая позиции противников.

  На востоке от точки съёмки начинается Рыбный овраг.

  Господа нечаевцы и прочие недотёпы! И нечего тут спорить! Историческое Куликово Поле находится на южной околице села Перехваль, в трёх км от речки Перехвалки-Непрядвы, на высоте 199,3. Координаты центра: 53 градуса 07 минут 25 секунд N и 39 градусов 06 минут 00 секунд E. 

  Немедленно, «… от шестого часа до девятого…» включился хронометр главного сражения, а гидронимы легли на овраги и речки, в строгом порядке поступления из ростовского протокола. По ходу дружины от Большого Лога до Утиного-Градского оврага здесь нет ни одного лишнего объекта, а Красный холм светится в устье Красивой Мечи. Засорение исторической площадки современными названиями очевидно.

  Под рязанским флагом, на татарских конях, Ростовская дружина атакует незадачливых историков:

  «… стояли… у большого оврага…, потом перешли ручей Верходубье и Липовой, впадающий в реку Смолку, где бились с татарами, имея позади себя реку Непрядву и лес». 

  Большой Лог пролегает на север, впадает в Непрядву на северо-западе от села Перехваль и служит линией старта. 

  Ручей Верходубье-Градской берёт начало на западе и впадает в Липовой, текущий с юга. Из их слияния начинается Смолка-Глинка. Непрядва-Перехвалка находится на севере. Кусочки древнего леса показаны на старых картах. В Перехвали не заблудишься, потому что «… было поле то тесным между Доном и Непрядвой».

  Ростовцы сторожили тыловой брод на Непрядве-Перехвалке, а потом противостояли полному окружению армии и «… в самой сече бились с татарами у Рыбного оврага…», который начинается лощиной на поле битвы. Слегка размявшись на Рыбном, вместе с Засадным полком громили корпус Багуна и на его плечах «… дошли до устья Утиного, впадающего в реку Смолку, дошли, наконец, и до Красного холма».

  Утиный-Градский овраг разделял позиции противников пологой лощиной, через которую проходила Столповая дорога. В наше время его поток обрывается во вновь промытый каньон с отвесными стенами. В древности глубокая часть Утиного оврага тянулась на 2 км, а отлогий переход был в его устье. Смолка, после слияния с Утиным, огибала Зелёную Дубраву и прикрывала позиции Засадного полка с юга и с юго-востока. 

6769078-3373185f1321be73.jpg  Овраги подросли. Особенно сильно размыло систему Градского-Утиного, потому что боевые поляны, прилегавшие к нему, после битвы интенсивно распахивались. Процесс эрозии почвы всегда и везде необратимый. Для уменьшения её темпов, отроги Градского оврага украсили посадками, перегородили дамбами. На низких берегах и притоках Смолки-Глинки, всегда безлесных, у отличного водопоя, кочевники пасли свои стада с доисторических времён. На всех оврагах и речках устроили живописные каскады прудов, а на Рыбном поставили памятник писателю Ряховскому.

  Пришёл «Дмитрий Боброк, родом из Волынской земли, который знатным был полководцем; хорошо он расставил полки…» на большой поляне, в треугольнике дорог. Столповая шла с юга на север и привела Багуна, а по юго-западной дороге от Мечи прискакал сам Мамай. 

  Перехвальская дорога вела от Романцовского брода, пересекала Смолку, сквозь Дубраву уходила до брода на Непрядве.

  Прогонная – ответвлялась от Столповой в вершине Утиного-Градского оврага и по улице Ряховского вела к Прощёному колодцу. Её полевой участок, переставший служить скотине, распахали в лето 2021 года, а отрезок, пролегающий мимо часовни, утонул в бурьяне.

  Притоки Смолки-Глинки ограждали русские позиции со всех сторон. Большой овраг, Непрядва и Дон составляли второй природный ров. Место перехода армии и атаки Засадного полка через Смолку, видно в километре от её устья. Дорога восток-запад на этом участке заросла и потерялась. Достоверный рельеф местности позволяет понять ход сражения и логику действий русских и татарских командиров. Понять с абсолютной точностью! 

  Все речки и ручьи не имеют постоянного потока, перегорожены плотинами, образуют живописные каскады прудов. Непрядва-Перехвалка еле струится на последнем участке.

  На хорошо удобренном, на забытом Куликовом Поле собирают обильные урожаи зерновых.

  Смотрите фильм «11. Рельеф исторического Куликова Поля» - https://ok.ru/video/7591985941107

  Документальные подробности опубликованы в главе «Поле Куликово. Части 1 и 2» - http://kamenny-con.narod.ru/index/pole_kulikovo/0-19 

Продолжение следует в фильме «12. Куликовская битва на историческом Поле Куликовом».

Николай СКУРАТОВ. Академик ПАНИ. Май 2024.





Тэги: Куликово поле, Куликовская битва



ОБСУЖДЕНИЕ


Комментариев пока нет

Прокомментируйте!

Выскажите Ваше мнение:

Зарегистрироваться



Вакансии для учителей









  Copyright © ПроШколу.ру 2007-2024. Все права защищены.   О проекте | Реклама | Статистика | Контакты | Translate
Использование материалов данного ресурса допустимо только с письменного разрешения администрации сайта.

Поиск по порталу













Новые комментарии



Дождь - это жизнь!
`Неравный брак`.... Часто бывает так, что причудливо переплетается один и тот же сюжет в поэзии, к примеру, и в живописи, а сюжеты эти рассказывают о судьбах своих авторов. Думаю, нет никого, у кого бы не замирало сердце при прослушивании старинного романса У церкви стояла карета или не испытывал бы искреннего сочувствия, рассматривая картину В. Пукирёва Неравный брак. И может быть поэтому эти два разножанровых произведения смотрятся как бы воедино в нашем сознании. Но это совсем не так, хотя бы из-за более 30-летнего разрыва во времени их создания. Картина была написана В.В. Пукирёвым в 1862г. и произведя фурор в общественном сознании, принесла художнику звание Профессора живописи Но даже не дождавшись представления картины, Пукирёв уехал заграницу. Почему?? В то время было обычным выдавать молодых девушек за богатых стариков с целью поправить финансовое положение семьи. Так и смотрится сюжет картины Но У Пукирёва был друг С. Варенцов, любивший некую Софью Рыбникову, но её выдали замуж по каким-то причинам за зажиточного купца Карзинкина, которому было всего-то 37 лет. А С. Варенцов, состоя в каких-то родственных отношениях с семьёй Карзинкина, вынужден был быть шафером на свадьбе, и его то и изобразил Пукирёв в первом варианте картины Но Сергей не очень то переживал по поводу потери, и через год женился на другой девушке, потребовав убрать его с картины, чтобы не было компрометирующих его моментов. И Пукирёв заменил его изображение на своё Это мужчина справа на первом плане, сверлящий глазами жениха. И тут сложилась та самая трагическая ситуация, которая в корне изменила жизнь Пукирёва, потому что невесту он рисовал с Прасковьи Варенцовой (однофамилицы Сергея), которая раньше была невестой Пукирёва, но также была выдана замуж за другого, пожилого состоятельного мужчину. Таким образом получается, что картина Неравный брак в какой-то степени автобиографична. И если брак Софьи Карзинкиной (по мужу), был более менее удачным, то брак Прасковьи Варенцовой был несчастным, также как и дальнейшая судьба Пукирёва, который очень переживал; он бросил преподавательскую деятельность, охладел к рисованию, запил, и фактически остался художником одного шедевра.. Как пишет В.А. Гиляровский, его разбил паралич, и он жил в маленькой квартирке на Пречистенке на средства, которые выделяли ему товарищи художники, в частности его друг С.И.Грибков, который в свою очередь говорил о Пукирёве: - Ведь это же Дубровский! Пушкинский Дубровский! Только разбойником не был, а вся жизнь его была, как у Дубровского и красавец, и могучий, и талантливый, и судьба его такая же. А теперь о песне 6815131-a3298085 Бытует мнение, что песню эту услышала Жанна Бичевская от старой женщины в Московской обл., а потом уже её кто только не пел!! Но это не так. Ещё в начале 20 века (это 1913г) на одной из первых записанных в России грампластинок звучала эта песня в исполнении тогдашней знаменитости Ивана Боброва, оперного певца и исполнителя романсов. Но при первом прослушивании казалось, что это другая песня на ту же мелодию, но с другим текстом 1896год В свет выходит новый песенный сборник М. Ожегова, о котором мало что известно, кроме того, что жизнь его была чрезвычайно насыщена и обычной трудовой деятельностью и подвижническим трудом по собиранию народных песен. Сборник этот назывался Безумная, по названию заглавной песни. И автором этой песни обозначен именно Матвей Ожегов. Вот полный текст этого стихотворения: Зачем ты безумная губишь Того, кто увлекся тобой, Ужели меня ты не любишь, Не любишь?! Так Бог же с тобой! Зачем ты меня завлекала, Зачем заставляла любить? Должно быть тогда ты не знала, Как тяжко любви изменить! Меня не полюбит другая, Я буду мечтать об одной! Поверь же, моя дорогая, Навек я увлекся тобой! У церкви стояли кареты: Там пышная свадьба была; Все гости роскошно одеты: На лица их радость легла. Невеста была в белом платье, Букет был приколот из роз Она на святое распятье Тоскливо взирала сквозь слез .Горели венчальные свечи, Невеста стояла бледна, Священнику клятвенной речи Сказать не хотела она. Я видел, как бледный румянец Покрыл молодое лицо; Когда же священник на палец Надел золотое кольцо: Из глаз ея горькия слезы Ключом по лицу потекли. Завянут прекрасные розы, Напрасно их так берегли! Я слышал в толпе говорили: Жених неприятный такой, Напрасно девицу сгубили. И вышел я вслед за толпой. Мне стало так тяжко и больно, Что жизни своей был не рад, И громко сказалось невольно: Счастлив мой соперник богат. (Новый песенник. Безумная / Сост. М. Ожегов. 1896). И вот Иван Бобров напевает этот текст в виде песни. Кто написал музыку, я так нигде и не нашёл, может действительно скомпонована из простых народных мелодий, самовозникающих у людей в минуты отдыха от тяжёлого труда, а потому носящих затаённую грусть, печаль Но запись Боброва заканчивается на строчке Она на святое распятье тоскливо взирала сквозь слёз, т.е. песня спета только до половины. Уже в советское время певец Пётр Киричек также спел песню под названием Зачем ты, безумная, губишь..., и ограничился вообще тремя куплетами, ни церкви, ни карет И наконец Жанна Бичевская со своим вариантом без трёх первых и последнего куплетов, якобы услышанным ею от женщины в Подмосковье. Может, и так.. Но теперь утвердился именно этот вариант , а исполнителей этого прекрасного, волнующего душу любого слушателя романса отчень много. К сожалению порой идя на поводу идеи своего видения, очень модной сейчас почему-то, романс становится непохожим сам на себя. Наиболее впечатляюще, конечно, исполнение Н.Кадышевой PS. Кстати, есть ещё один вариант похожей песни с названием Безумная и с той же мелодией. Написан Н.Красовским, Но от текста Ожегова там только несколько первых слов, хотя тематика примерно та же. Это, видимо, уже другая история А вот песня из сборника М. Ожегова как будто бы появилась по мотивам картины и судьбы художника
Алина Александровна, а бывает, что `Нет худа без добра`: Ты предложил сегодня мне, (А я наивно согласилась), Свиданье ночью при Луне, Да чтоб оно, блин, провалилось! Ты не пришёл, не позвонил, А я ведь, дура, в макияже, Дождь целый час меня мочил, И гром гремел, похоже, даже. Луна в тот вечер не светила, И мрачен был её покров, Она, наверно, заблудилась В бровях мохнатых облаков. Ты не пришёл, я так страдала, По лужам шлёпала домой. Но вдруг другого повстречала, Что шёл с поникшей головой. Он нёс букет цветов подмышкой, В глазах всемирная печаль, И у него, видать, не вышло Вдруг стало нам друг друга жаль И этой жалостью влекомы, Прошли мы рядом до угла, Как будто тыщу лет знакомы Цветы отдал мне Я взяла.. . Тихонько скрипнув, дверь закрылась: Он внуков в школу проводил Как славно всё тогда случилось Ты не пришёл, не проводил
Я терпеть не могу грозу - первое страшное воспоминание в моей жизни. А дождь раньше был приятен, а теперь гонит на меня хандру и простуду, пусть льет когда я дома на радость растениям.
Наверное, дождик прийти помешал. А я у пустого сквера Тебя до двенадцати ночи ждал И ждал терпеливо в первом. Я все оправданий тебе искал: `Вот если бы дождик не был!` И если была какая тоска - Тоска по чистому небу. Сегодня тебе никто не мешал. А я у того же сквера Опять до двенадцати ночи ждал, Но с горечью понял в первом: Теперь оправданий нельзя искать - И звёзды и небо чисто. И если крепка по тебе тоска, Тоска по дождю - неистова! Владимир Алексеевич Солоу́хин (14 июня 1924)
Товарищи из Ташкента с удовольствием поделятся своим опытом решения этого вопроса, а мы с интересом почитаем. :-))) А плавание, коньки, лыжи и лёгкая атлетика для основной части РФ самое доступное для `закалки и тренировки`. Особенно если это давно доказано. С интересом прочитала про владение саблей. Для многих республик , думаю, естественно заниматься конным спортом. Интересно узнать об особенностях в разных областях России.





















 



http://www.roscomsport.com/

https://proshkolu.ru/user/robot/blog/568472/

https://roscomsport.com/

https://roscomsport.com/