Патриотическое
воспитание детей средствами художественной литературы.
Сегодня, как никогда,
очень актуально патриотическое воспитание подрастающего поколения. Чувство
патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость
за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание
сохранять и приумножать богатство своей страны .Патриотическое воспитание
детей-сложный педагогический процесс Чувство Родины начинается у ребёнка с
отношения к семье, к самым близким людям- к маме, папе, бабушке, дедушке и др. Чувство
Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой ребёнок, чему он
радуется, что вызывает отклик в его душе.
Одним из важнейших
средств является художественное слово своего народа и талантливых авторов. У
каждого народа свои произведения, они передают из поколения в поколение
основные нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие.
Богатейшим материалом для патриотического воспитания являются произведения
устного народного творчества, которые не только формируют любовь к традициям
своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма.
К старшему дошкольному
возрасту дети уже знакомы со многими видами устного народного творчества,
становятся популярны считалки, загадки, скороговорки, сказки.
Народные и авторские
сказки, полные чудесного вымысла, драматических ситуаций, противостояния добра
и зла, не только развлекают, радуют детей, но и закладывают основы
нравственности. Самым ярким и любимым жанром для детей, да и для взрослых,
остаётся сказка.
Восхищение, удивление и
уважение вызывают у детей рассказы о различных профессиях: полярниках,
путешественниках, учёных, военных, пожарных, космонавтах и др. Знания о
различных возможностях проявить своё мужество и героизм вдохновляют детей,
воспитывают в них стремление овладеть такими профессиями, служить людям и
Отечеству.
Дети склонны к
идеализации любимых объектов. Если мама, то самая красивая, если это родная
страна, то самая большая, сильная и богатая. Для подтверждения этих чувств
нужно подбирать стихи, рассказы о маме, о Родине, о героях.
В старшем дошкольном
возрасте дети больше знакомятся с книгой, как источником информации о мире.
Книга-символ знаний, радости, удовольствия именно в этом возрасте становится неотъемлемой
спутницей познавательного процесса.
Старшие
дошкольники уже обладают достаточным литературным багажом, различают разные
литературные жанры. Они понимают суть конкретного поступка литературного героя.
Для
чтения детям необходимо подбирать литературу самого разного объёма, формы и
стиля, подбирать произведения на определённые темы.
-Рассказы
о природе- с целью ознакомления детей с природой, что является частью
формирования патриотического отношения к родному краю. Формирование любви к
природе начинается с удивления, радости от узнавания, восхищения.
-Стихи,
рассказы о Великой Отечественной войн, о детях и подростках, участвовавших в
борьбе с захватчиками, о подвиге и мужестве солдат и партизан, защищавших
Родину, не жалевших себя в борьбе-являются высокохудожественным средством
воспитания.
После
прочтения произведения необходимо провести с детьми беседу, где они смогут
поделиться своими впечатлениями от услышанного.
Но
для яркого запоминания и усвоения нужна опора на визуальные впечатления:
репродукции картин, фотографии, открытки, иллюстрации, плакаты и т.п.
Кроме
непосредственного чтения литературных произведений очень охотно дети
воспринимают сюжеты, разыгранные с помощью настольного и других видов театра.
По знакомым сказкам и рассказам дети охотно участвуют в
драматизациях-спектаклях, инсценировках. Переживая сюжет от первого лица,
ребёнок глубже постигает мотивы действия персонажа и впитывает способы
поведения.
Воспитательная
сила художественной литературы направлена на формирование у детей образа героя,
защитника своего государства, воспитание чувства гордости за историю
становления страны и потребности защищать Родину, формирует желание быть
защитником земли, на которой ребёнок родился и вырос. Примеры героических
поступков главных героев произведений способствуют пониманию того, что все
великие и мужественный деяния и поступки совершаются из любви к Отечеству, к своему
народу, к своим близким, из чувства ответственности перед ними.
Среди
множества задач патриотического воспитания выделим основные:
-воспитание
настоящего гражданина, любящего свою Родину;
-формирование
устойчивой привычки поступать в соответствии с общепринятыми в обществе нормами
и правилами;
-
воспитание гордости за свою Родину, за её народных героев, знание и
уважительное отношение к прошлому страны;
-воспитание
гражданина, знающего свои права, уважительно относящегося к правам другого
человека;
-воспитание
толерантности, веротерпимости, противодействие экстремизма среди молодёжи;
-формирование
чувства сопричастности к своей семье, городу, Отечеству,
культурно-историческому наследию своего народа;
-формирование
чувства верности своему Отечеству и воспитание готовности у подрастающего
поколения в любой момент защитить свою Родину.
Проблема
патриотизма реализуется в программах воспитания и обучения дошкольников:
«Истоки», «Детство», «Мозаика», «От рождения до школы», «Детский сад 2100».
«Федеральная образовательная Программа дошкольного образования» содержит
разнообразные по жанру и тематике художественные произведения, примерный
перечень художественной литературы для каждого возраста.
Можно
читать, кроме, рекомендуемых программами произведений:
- Агебаев А. «День Победы»;
- Александров З. «Дозор»;
- Алексеев С. «Рассказы о Великой Отечественной
Войне», «Небывалое бывает» (рассказ о Суворове и русских солдатах);
- Андерсен Г.Х. «Стойкий оловянный солдатик»;
- Баруздин С. «Кто построил этот дом», «Шел по
улице солдат», «Слава», «Точно в цель», «За Родину»;
- Беляев А. «Хочу быть военным моряком»;
- Бойко Р «Наша Армия родная»;
- Благинина Е. «Шинель»;
- Браиловская Г. «Ушки – неслушки»;
- Бутмин И. «Трус»;
- Былины «Как Илья Муромец богатырем стал»,
«Илья Муромец и Соловей – Разбойник», «Алеша Попович и Тугарин Змеевич»,
«Добрыня и Змей», «Святогор», «Вольга и Микула Селянович», «Садко», «Никита
Кожемяка», «Про прекрасную Василису Микулишну»;
- Воробьёв Е. «Последний выстрел», «Спасибо
тебе, Трезор»;
- Высотская О. «Мой брат уехал на границу»,
«Салют»;
- Дриз О. «Добрые слова»;
- Дурова Н. «Заботливая подруга»;
- Жаров А. «Пограничник»;
- Кассиль Л. «Сестра», «Твои защитники»,
«Памятник солдату»;
- Коваль Ю. «Алый»;
- Козлов В. «Пашкин самолет»;
- Макунец Г. «Три сестры»;
- Маркуша А. «Я – солдат и ты – солдат»;
- Маршак С. «Рассказ о неизвестном герое», «Чего
боялся Петя?»;
- Митяев А. «Почему армия родная?», «Землянка»,
«Москва», «Герои 1812 года», «Мешок овсянки»;
- Мустыгина Е. «В таёжной глуши»;
- Никольский Н. «Что умеют танкисты»;
- Носов Н. «На горке», «Карасик»;
- Осеева В. «Плохо», «Волшебное слово»,
«Сыновья», «Печенье», «На катке», «Просто старушка», «Синие листья», «Три
товарища», «Что легче?»;
- Пантелеев Л. «Честное слово», «Трус», «Две
лягушки»;
- Пермяк Е. «Надёжный человек», «Как Миша хотел
маму перехитрить», «Самое страшное», «Торопливый ножик», «Чужая калитка»,
«Хитрый коврик»;
- Пляцковский М. «Урок дружбы»;
- Понамарева Т. «Хитрое яблоко»;
- Руцень О. «Так или не так?»;
- Рябихин В. «Мой Пыть-Ях»;
- Сапгир Г. «Самые слова»;
- Седугин А. «Дом с трубой и дом без трубы»,
«Как Артёмка котёнка спас», «Речные камешки»;
- Солоухин В. «Здравствуйте»;
- Сухомлинский В. «Кому идти за дровами»,
«Почему плачет синичка», «Как мальчишки мёд съели»;
- Твардовский А. «Гармонь» (отрывок из поэмы
«Василий Теркин»);
- Тимершин Р. «Где лежало спасибо»;
- Тихомиров О. «Александр Невский», «Дмитрий
Донской», «На поле Куликовом»;
- Толстой Л.Н. «Два товарища», «Котёнок»,
«Косточка»;
- Толстой Н. «Памятник»;
- Ушинский К. «Наше Отечество»;
- Шамов И. «На дальнем рубеже»;
- Шергин Б. «Одно дело делаешь, другое не
порть»;
- Шим Э. «Не смей»;
- Юсупов Н. «Папа разбил драгоценную вазу»
Стихи о Родине для дошкольников
- П. Воронько «Лучше нет родного
края»
- Т. Бокова «Родина»
-
В. Степанов «Необъятная страна»
-Е. Кисляков «Россия – моя Родина»
-
К. Симонов «Родина»
-
А. Жигулин «О, Родина!»
Рассказы о России и Родине
- М. Пришвин «Моя Родина»
- К. Ушинский «Хлеб»
- Е. Пермяк «Сказка-присказка про
родной Урал»
- С. Романовский «Русь»
- К. Ушинский «Наше отечество»
- К. Паустовский «Рассказы о природе»
-
И. Шмелёв «Русская песня»
Именно
художественная литература помогает решить поставленные задачи патриотического
воспитания. С помощью художественных произведений можно влиять на развитие и
становление личности ребёнка, формировать интерес к национальной культуре
своего народа, развивать патриотические чувства к Родине.
Таким
образом, художественная литература является одним из важнейших способов для
формирования патриотизма у детей дошкольников.