Патриотическое воспитание - Ирина Леонидовна Гридина
https://proshkolu.info/


Логин

Регистрация
Пароль
Забыли пароль?
http://proshkolu.info/

  О портале   Реклама   ТОП-100 школ   ТОП-100 участников   Рейтинги `Источника знаний`  

http://totaltest.ru/?promo=proshkolu&utm_source=site&utm_medium=proshkolu&utm_campaign=250x50 (edited)

https://ginger-cat.ru?from=proshkolu

https://diso.ru/?promo=proshkolu&utm_source=site&utm_medium=proshkolu&utm_campaign=250x50

https://mogu-pisat.ru/kurs/uchitel/?SECTION_ID=&ELEMENT_ID=1759325



ГЛАВНАЯ

ВСЕ ШКОЛЫ

НА КАРТЕ

КЛУБЫ

КОНКУРСЫ

БИБЛИОТЕКА

ИСТОЧНИК ЗНАНИЙ

ПОМОЩЬ











Ирина Леонидовна Гридина


КАБИНЕТ

ФАЙЛЫ

БЛОГ

ДРУЗЬЯ

ШКОЛЫ

ОБЩЕНИЕ

НАСТРОЙКИ

ЗАКЛАДКИ
Вы здесь:  Ирина Леонидовна Гридина / Блог / Патриотическое воспитание


ЗАПИСЬ #17

КОММЕНТАРИИ (2)

ОБСУДИТЬ

В ЗАКЛАДКИ


24 мая 2024, 11:37, автор - хозяйка блога
Ирина Леонидовна Гридина

Патриотическое воспитание

Патриотическое воспитание детей средствами художественной литературы.

Сегодня, как никогда, очень актуально патриотическое воспитание подрастающего поколения. Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножать богатство своей страны .Патриотическое воспитание детей-сложный педагогический процесс Чувство Родины начинается у ребёнка с отношения к семье, к самым близким людям- к маме, папе, бабушке, дедушке и др. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой ребёнок, чему он радуется, что вызывает отклик в его душе.

Одним из важнейших средств является художественное слово своего народа и талантливых авторов. У каждого народа свои произведения, они передают из поколения в поколение основные нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. Богатейшим материалом для патриотического воспитания являются произведения устного народного творчества, которые не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма.

К старшему дошкольному возрасту дети уже знакомы со многими видами устного народного творчества, становятся популярны считалки, загадки, скороговорки, сказки.

Народные и авторские сказки, полные чудесного вымысла, драматических ситуаций, противостояния добра и зла, не только развлекают, радуют детей, но и закладывают основы нравственности. Самым ярким и любимым жанром для детей, да и для взрослых, остаётся сказка.

Восхищение, удивление и уважение вызывают у детей рассказы о различных профессиях: полярниках, путешественниках, учёных, военных, пожарных, космонавтах и др. Знания о различных возможностях проявить своё мужество и героизм вдохновляют детей, воспитывают в них стремление овладеть такими профессиями, служить людям и Отечеству.

Дети склонны к идеализации любимых объектов. Если мама, то самая красивая, если это родная страна, то самая большая, сильная и богатая. Для подтверждения этих чувств нужно подбирать стихи, рассказы о маме, о Родине, о героях.

В старшем дошкольном возрасте дети больше знакомятся с книгой, как источником информации о мире. Книга-символ знаний, радости, удовольствия именно в этом возрасте становится неотъемлемой спутницей познавательного процесса.

Старшие дошкольники уже обладают достаточным литературным багажом, различают разные литературные жанры. Они понимают суть конкретного поступка литературного героя.

Для чтения детям необходимо подбирать литературу самого разного объёма, формы и стиля, подбирать произведения на определённые темы.

-Рассказы о природе- с целью ознакомления детей с природой, что является частью формирования патриотического отношения к родному краю. Формирование любви к природе начинается с удивления, радости от узнавания, восхищения.

-Стихи, рассказы о Великой Отечественной войн, о детях и подростках, участвовавших в борьбе с захватчиками, о подвиге и мужестве солдат и партизан, защищавших Родину, не жалевших себя в борьбе-являются высокохудожественным средством воспитания.

После прочтения произведения необходимо провести с детьми беседу, где они смогут поделиться своими впечатлениями от услышанного.

Но для яркого запоминания и усвоения нужна опора на визуальные впечатления: репродукции картин, фотографии, открытки, иллюстрации, плакаты и т.п.

Кроме непосредственного чтения литературных произведений очень охотно дети воспринимают сюжеты, разыгранные с помощью настольного и других видов театра. По знакомым сказкам и рассказам дети охотно участвуют в драматизациях-спектаклях, инсценировках. Переживая сюжет от первого лица, ребёнок глубже постигает мотивы действия персонажа и впитывает способы поведения.

Воспитательная сила художественной литературы направлена на формирование у детей образа героя, защитника своего государства, воспитание чувства гордости за историю становления страны и потребности защищать Родину, формирует желание быть защитником земли, на которой ребёнок родился и вырос. Примеры героических поступков главных героев произведений способствуют пониманию того, что все великие и мужественный деяния и поступки совершаются из любви к Отечеству, к своему народу, к своим близким, из чувства ответственности перед ними.

Среди множества задач патриотического воспитания выделим основные:

-воспитание настоящего гражданина, любящего свою Родину;

-формирование устойчивой привычки поступать в соответствии с общепринятыми в обществе нормами и правилами;

- воспитание гордости за свою Родину, за её народных героев, знание и уважительное отношение к прошлому страны;

-воспитание гражданина, знающего свои права, уважительно относящегося к правам другого человека;

-воспитание толерантности, веротерпимости, противодействие экстремизма среди молодёжи;

-формирование чувства сопричастности к своей семье, городу, Отечеству, культурно-историческому наследию своего народа;

-формирование чувства верности своему Отечеству и воспитание готовности у подрастающего поколения в любой момент защитить свою Родину.

Проблема патриотизма реализуется в программах воспитания и обучения дошкольников: «Истоки», «Детство», «Мозаика», «От рождения до школы», «Детский сад 2100». «Федеральная образовательная Программа дошкольного образования» содержит разнообразные по жанру и тематике художественные произведения, примерный перечень художественной литературы для каждого возраста.

Можно читать, кроме, рекомендуемых программами произведений:

- Агебаев А. «День Победы»;
- Александров З. «Дозор»;
- Алексеев С. «Рассказы о Великой Отечественной Войне», «Небывалое бывает» (рассказ о Суворове и русских солдатах);
- Андерсен Г.Х. «Стойкий оловянный солдатик»;
- Баруздин С. «Кто построил этот дом», «Шел по улице солдат», «Слава», «Точно в цель», «За Родину»;
- Беляев А. «Хочу быть военным моряком»;
- Бойко Р «Наша Армия родная»;
- Благинина Е. «Шинель»;
- Браиловская Г. «Ушки – неслушки»;
- Бутмин И. «Трус»;
- Былины «Как Илья Муромец богатырем стал», «Илья Муромец и Соловей – Разбойник», «Алеша Попович и Тугарин Змеевич», «Добрыня и Змей», «Святогор», «Вольга и Микула Селянович», «Садко», «Никита Кожемяка», «Про прекрасную Василису Микулишну»;
- Воробьёв Е. «Последний выстрел», «Спасибо тебе, Трезор»;
- Высотская О. «Мой брат уехал на границу», «Салют»;
- Дриз О. «Добрые слова»;
- Дурова Н. «Заботливая подруга»;
- Жаров А. «Пограничник»;
- Кассиль Л. «Сестра», «Твои защитники», «Памятник солдату»;
- Коваль Ю. «Алый»;
- Козлов В. «Пашкин самолет»;
- Макунец Г. «Три сестры»;
- Маркуша А. «Я – солдат и ты – солдат»;
- Маршак С. «Рассказ о неизвестном герое», «Чего боялся Петя?»;
- Митяев А. «Почему армия родная?», «Землянка», «Москва», «Герои 1812 года», «Мешок овсянки»;
- Мустыгина Е. «В таёжной глуши»;
- Никольский Н. «Что умеют танкисты»;
- Носов Н. «На горке», «Карасик»;
- Осеева В. «Плохо», «Волшебное слово», «Сыновья», «Печенье», «На катке», «Просто старушка», «Синие листья», «Три товарища», «Что легче?»;
- Пантелеев Л. «Честное слово», «Трус», «Две лягушки»;
- Пермяк Е. «Надёжный человек», «Как Миша хотел маму перехитрить», «Самое страшное», «Торопливый ножик», «Чужая калитка», «Хитрый коврик»;
- Пляцковский М. «Урок дружбы»;
- Понамарева Т. «Хитрое яблоко»;
- Руцень О. «Так или не так?»;
- Рябихин В. «Мой Пыть-Ях»;
- Сапгир Г. «Самые слова»;
- Седугин А. «Дом с трубой и дом без трубы», «Как Артёмка котёнка спас», «Речные камешки»;
- Солоухин В. «Здравствуйте»;
- Сухомлинский В. «Кому идти за дровами», «Почему плачет синичка», «Как мальчишки мёд съели»;
- Твардовский А. «Гармонь» (отрывок из поэмы «Василий Теркин»);
- Тимершин Р. «Где лежало спасибо»;
- Тихомиров О. «Александр Невский», «Дмитрий Донской», «На поле Куликовом»;
- Толстой Л.Н. «Два товарища», «Котёнок», «Косточка»;
- Толстой Н. «Памятник»;
- Ушинский К. «Наше Отечество»;
- Шамов И. «На дальнем рубеже»;
- Шергин Б. «Одно дело делаешь, другое не порть»;
- Шим Э. «Не смей»;
- Юсупов Н. «Папа разбил драгоценную вазу»

Стихи о Родине для дошкольников

- П. Воронько «Лучше нет родного края»

- Т. Бокова «Родина»

- В. Степанов «Необъятная страна»

 -Е. Кисляков «Россия – моя Родина»

- К. Симонов «Родина»

- А. Жигулин «О, Родина!»

Рассказы о России и Родине

- М. Пришвин «Моя Родина»

- К. Ушинский «Хлеб»

- Е. Пермяк «Сказка-присказка про родной Урал»

- С. Романовский «Русь»

- К. Ушинский «Наше отечество»

       - К. Паустовский «Рассказы о природе»

- И. Шмелёв «Русская песня»

 

Именно художественная литература помогает решить поставленные задачи патриотического воспитания. С помощью художественных произведений можно влиять на развитие и становление личности ребёнка, формировать интерес к национальной культуре своего народа, развивать патриотические чувства к Родине.

 

Таким образом, художественная литература является одним из важнейших способов для формирования патриотизма у детей дошкольников.

 

 





ОБСУЖДЕНИЕ


Татьяна Павловна Гришкова2024-05-24 16:33:18 - Татьяна Павловна Гришкова
Спасибо. Очень важная и трепетная тема.
Марина Осиповна Малинина2024-05-24 18:05:38 - Марина Осиповна Малинина
Очень хорошо, что список в алфавитном порядке.
Добавлю книги из библиотечки журнала `Начальная школа` 96,97г:
Б. Житков `Про умельцев`
сб` О море и моряках`(Митяев `Адмирал Ушаков`, К Станюкович ` Максимка`)
Н Чуковский`Морской охотник`
Илья Турчинов `Крайний случай` (повесть-сказка про солдата`
сб. `У доброй славы большие крылья` (о лётчиках и космонавтах)
сб `Нам есть кем гордиться`(в конце сборника к детям обращён вопрос: Кто, когда и чем прославил вашу МАЛУЮ РОДИНУ: деревню, посёлок, город, район, область, край?
(Люди достойные никогда не кричат о своих делах сами. Это наш с вами долг узнавать о них, находить их, встречаться с ними или читать о них)
Из курских писателей я бы добавила рассказ Евгения Носова `Радуга`:
Начинается рассказ так:
`В пятидесяти километрах от Курска,в поэтических верховьях речки Тускарь, где некогда вдохновенно
творил Фет, живёт мой приятель Евсейка. `


Прокомментируйте!

Выскажите Ваше мнение:

Зарегистрироваться



Вакансии для учителей









  Copyright © ПроШколу.ру 2007-2024. Все права защищены.   О проекте | Реклама | Статистика | Контакты | Translate
Использование материалов данного ресурса допустимо только с письменного разрешения администрации сайта.

Поиск по порталу













Новые комментарии



Лидия Васильевна, оставить в администрации, но спрашивать с учителя! И потом: а к чему искусственый интеллект при планировании, когда требовать ОНИ как пить дать станут только так, как интеллект из министерства решит?! И чтобы оно вроде как ИИ, но чтобы так, как велено. Кем? Не знаю, но велено и надо! === Ну и не след забывать, что ихненские тилекты - это не для нас. Для нас нужны нашенские! И чтоб этот тилект Инстасамка представляла. А что, ей только Сферума лицом быть, что ли?!
Алина Александровна, Вы абсолютно правы: огромное СПАСИБО людям искусства прежних лет, потому что в их произведениях наша история, история нашего народа. В последнее время я разыскиваю эти истории, и надо сказать, чрезвычайно интересное дело, иной раз совершенно неожиданные сюрпризы. Например, `Мы с тобой два берега` Г.Великановой - о конкретных людях, моряках, отдавших жизни за освобождение водокачки, захваченной фашистами. Или `Живёт моя отрада` - конкретная история реальных людей.... На сайте `Литпричал` у меня целая рубрика `Старая пластинка`. Так что при всей `вредности` интернета, есть и несомненная польза.
Давай вместе начнем ходить в спортзал или на танцы? Это будет весело и полезно для здоровья.
Давай вместе начнем ходить в спортзал или на танцы? Это будет весело и полезно для здоровья.
Евгений Андреевич недавно обащался с Рузтэмом и он сказал мне:Я недавно поменял дезодорант, и это действительно сделало большую разницу. Ты когда-нибудь пробовал что-то новое? И сказал мне про вас
А компы, Саша, надо оставить только для уроков информатики. И для администрации. Вчера в Бесогоне Михалков хорошо прошёлся по Сферуму. Это, конечно, ничего не изменит, но мало ли...





















 



http://www.roscomsport.com/

https://proshkolu.ru/user/robot/blog/568472/

https://roscomsport.com/

https://roscomsport.com/