«
Экологическое ассорти»
/конкурсно - познавательная игра/
Цель:
закрепить знания
о взаимосвязи человека
с природой.
Задачи:
1.
Вызвать интерес к окружающему миру, формировать реалистические представления о
природе.
2.
Развивать
внимание, память, обогащать словарный запас.
3.
Воспитывать
эстетическое отношение к природе.
Оформление:
1.
Изображения
птиц, цветов, животных, насекомых.
2.
2
столика для команд. 1 для ведущего.
3.
Лототрон
или
диск из 6 секторов, каждый из
которых с 5 делениями.
На
столе ведущего 6 конвертов разных цветов: красного, зеленого, синего, желтого,
белолго, черного. В них карточки с вопросами, причем цвет конверта определяет
цвет сектора:
зеленый- о
растениях,
красный - о
животных,
синий - о
птицах,
желтый -
о насекомых,
белый – вопросы
–фотозагадки, вопросы-иллюстрации, вопросы-рисунки,
черный –
экологические ситуации.
4.
2
кубика: один -
с номером вопроса, другой
-
с цветом сектора.
Ход игры.
I.
Вступительное
слово ведущего.
Сегодня
мы с вами поиграем в игру, которая называется «Экологическое ассорти». В нашей
игре принимают участие команды
_______.
Нам
предстоит выяснить насколько хорошо вы знаете родную природу. Она как никогда
сегодня нуждается в защите, заботе, любви. В игре победит тот, кто
действительно хорошо знает жизнь зверей, растений, птиц, насекомых, умеет
правильно вести себя в природе, готов ее оберегать. Итак, мы начинаем игру,
которая будет состоять из трех этапов. На 1-м этапе вы будете отвечать на
вопросы, посовещавшись 30 сек. Какой вопрос вам достанется, будет зависеть от
того, как вы бросите кубики. Номер и цветовая грань определяет ваш вопрос. За
каждый правильный ответ команда получает 1 очко.
Вопросы зеленому сектору:
1.
Назвать
пословицы и поговорки о лесе. /Много леса-не губи, нет леса – посади. Лес зимой
согревает, летом прохладу дает, осенью накормит./
2.
Как
по пню срубленного дерева узнать, сколько ему лет
?
/На срубе четко видны годовые кольца. Сколько колец-столько лет./
3.
Что
за трава, которую и слепые знают
?
/Крапива/
4.
Какие
деревья нашего лесопарка и зимой остаются зелеными
?
/ель, сосна, елка/
5.
Дерево символ России. /береза/
6.
Какие лекарственные травы лечат простуду? /мать-и-мачеха,
подорожник, душица, мята и др./
7.
Какие лекарственные цветы в нашем районе вы знаете, как можно их
применить? / ромашка,
мать-и-мачеха,
календула и др./
8.
Самое сладкое дерево в нашей тайге? /Липа/
9.
Какая ягода бывает черной, красной, белой? /смородина/
10.
Назовите ядовитые ягоды, которые растут в нашем лесу? /волчье
лыко, вороний глаз/
Вопросы синему сектору:
1.
Перед
какой погодой птицы перестают петь? /перед
дождливой/
2.
Пингвин птица или нет? /нет/
3.
Какая птица подбрасывает свое яйцо в другие гнезда? /кукушка/
4.
Зимуют ли птицы в скворечниках? /нет/
5.
Почему снегиря так назвали? /прилетают с первым снегом/
6.
Где зимой и осенью спят вороны? / в садах, в рощах/
7.
С прилетом каких птиц, считаем мы, начинается весна? /грачей/
8.
Загадать загадку о птице.
9.
Пропеть куплет песни, в которой поется о птицах.
10.
Какая птица выводит птенцов зимой? /клест/
Вопросы красному сектору:
1.
Какие
животные живут в наших лесах?
2.
Загадать не меньше трех загадок про животных.
3.
Кто меняет шубу два раза в год? /лиса, белка, заяц/
4.
Что теряет лось каждую зиму? /рога/
5.
Назовите животное наших лесов, похожую на кошку? /рысь/
6.
Что случается с пчелой после того, как она ужалит? /умирает/
7.
Какой хищный зверь падок до малины? /медведь/
8.
Каких зайцев называют листопадничками? /которые родятся осенью, в
листопад/
9.
Какие животвотные спят зимой? /медведь, еж/
10.
Куда
зайцу бежать удобнее, с горы или в гору? / у зайца передние ноги короткие, а
задние длинные, легче бежать в гору, с горы заяц катится кубарем/
Вопросы белому сектору:
1.
Назовите
правила друзей в природы. /например, нельзя разорять птичьих гнезд, уносить
животных домой, ловить насекомых, бабочек и др./
2.
Фотография-загадка:
какое время года изображено на картинке? /весна/
3.
Фотография-загадка:
какое время года изображено на картинке? /осень/
4.
Что
неправильно художник нарисовал в картине о лете?
5.
С какого дерева лист?
6.
С какого дерева шишка?
7.
Фотография-загадка:какое
животное изображено на картинке? /лось/
8.
Фотография-загадка:какая
птица изображена на картинке? /орел/
9.
Фотография-загадка:какое
насекомое изображено на картинке? /стрекоза/
10.
С какого цветка
лист?
Вопросы желтому
сектору:
1.
Как
узнать о приближении дождя, наблюдая за муравейником?
/перед дождем муравьи прячутся в муравейник и закрывают все ходы/
2.
Куда
осенью деваются бабочки? / большинство гибнет с
холодами. Некоторые прячутся в щели, под кору, и там зимуют/
3.
Какую пользу приносят черви? / рыхлят землю/
4.
Почему насекомых так называют? / от слова
«насекать» - у
них на брюшке насечки/
5.
Кто
охраняет лесную поляну от вредных мух? / стрекозы/
6.
Не птица, а летает, не слон, а с хоботом, никто не приручает, а на
нос садится? / муха/
7.
У
кого уши на ногах? /кузнечик
/
8.
Волосата,
зелена,
В листьях прячется она,
Хоть и много ножек,
Бегать все равно не может. /гусеница/
9.
Не
зверь, не птица,
Нос как спица.
Летит- кричит,
Сядет –молчит. /комар/
10.
Два
рога- а не бык,
Шесть ног без копыт.
Летит – так воет,
Сядет – землю роет. /жук/
Вопросы черному
сектору:
1.
Гуляя с
родителями в лесу, Света и Алеша увидели большой муравейник.
– Давайте посмотрим, что внутри
муравьиного домика, - сказал Алеша.
– Давайте, - с интересом ответила Света.
Дети взяли большую палку и начали
ворошить муравейник. Увидев, чем заняты дети, мама подбежала к ним, забрала
палку и сказала: «Если бы муравьи могли говорить, они бы сказали вам, что…»
Вопрос: Что сказали бы муравьи?
2.
На день рождение Кате подарили щенка. Наконец-то сбылась ее
мечта. Она так долго уговаривала маму купить ей щенка или котенка. И вот теперь
у нее появился новый друг- щенок по кличке
«Верный». Катя первое время играла с
ним, кормила, гуляла. А потом у нее появилась новая говорящая кукла. О щенке
Катя вспоминала редко, а когда он заболел, сказала маме: «Больной собаке не
место в доме, пусть живет на улице».
Вопрос: Правильно ли поступила девочка?
3.
Миша стоял у цветочной клумбы и бил прутиком по головкам цветов.
- Что ты делаешь? –
спросила старушка.
- Пчел прогоняю, они цветы
жалят.
Старушка улыбнулась и,
подозвав к себе мальчика, что-то рассказала ему. После этого Миша выбросил
прутик, удивленно пожав плечами:
«А я и не знал об этом».
Вопрос: Что рассказала старушка Мише?
4.
Идя
на экскурсию в лес, ребята увидели ландыши. Гена хотел сорвать и принести их в
класс, а Оля предложила выкопать и посадить на пришкольном участке. Ребята
долго спорили, но так и не решили, кто прав.
Ответ:
ландыши
нельзя рвать, они взяты под
охрану. Пересадить можно. Осенью можно собрать семена и посадить в не слишком
затемненном месте.
5.
Карина
рассказывала: когда они гуляли с папой по лесу, то развели костер и пекли
картошку. Потом папа залил костер из ручья, чтобы не было пожара, а банки и
пакеты закопал. Как убедить папу Карины в том, что в лесу разжигать костер
нельзя?
Ответ: кострище в лесу не зарастает 5-7 лет, а до полного разложения
консервной банки нужно 90 лет, полиэтиленового пакета-200 лет.
6.
Телеграмма:
«Мне
нужна помощь! Срочная! Вылезли жуки, лезут на
деревья, жуют все подряд. Зимой они сидели
в земле – на 2 метра вглубь запрятались, а сейчас напали на деревья. Я
работаю за двоих, но все равно не справляюсь – их много. Нужна срочная помощь! Передайте это ребятам. Срочно
!
Ваш дятел»
Какой
ответ вы пошлете на эту телеграмму? Какую
помощь
можете оказать?
7.
Телеграмма:
«Мы
– первая зелень, и за это нас ломают. Ломают все, кому не дорог лес. Мы даже
боимся распуститься первыми в лесу. А чего хорошего?
Все равно сломают. Помогите нам! Это – очень
больно, когда тебя ломают. Очень!
Ваши
зеленые друзья: Ива, Черемуха, Лесная сирень
»
Какой
ответ вы пошлете на эту телеграмму? Какую
помощь
можете оказать?
Блицтурнир
1.
У
каких птиц самки больше и сильнее самцов? /у
хищных/
2.
У
кого самый чуткий«нос» / у бабочки/
3.
Какой
лесной низкорослый кустарник не знает листопада?
/клюква, брусника, вереск/
4.
Месяц
весенних первоцветов? / апрель/
5.
Чемпион
по скорости роста деревьев. /эвкалипт/
6.
Какая
однолетняя трава выше двора? / хмель/
7.
Назовите
грибы-подснежники? / строчки, сморчки/
8.
Кто
спит вниз головой? / летучая мышь/
9.
На
следах, каких хищных зверей нет когтей?
/рысь/
10.
Кто
может пить ногой?/ лягушка/
11.
Для
чего птице хвост? /управлять полетом,
держаться на деревьях/
12.
Кто
бежит задними ногами вперед? / заяц/
13.
Название,
какого растения говорит о том, где оно живет?
/подорожник/
14.
Разноцветные
грибы? / сыроежки/
15.
Какой
цветок лето начинает? /колокольчик/
16.
С
какого дня по народному календарю начинается осень?
/с 21.09./
17.
Листья,
каких деревьев осенью краснеют? / рябины,
осина, клен/
18.
Какая
птица имеет очень длинный хвост?
/сорока/
19.
Какую
пользу приносят синицы? /поедают жуков и
личинок/
20.
Назовите
любимое лакомство аистов? /лягушки/
21.
Что
используют пчелы для строительства сот?
/слюну/
22.
Чем
еж на медведя похож? /спит зимой/
23.
Каких
насекомых зовут как животных? /жуки: олень,
носорог, коровка/
24.
Чем
питается медведь, когда спит зимой в берлоге?
/запасом жира/
Подведение итогов.
Дорогие ребята!
Мне очень приятно было встретиться с вами, я рада, что вы приняли участие в
этой игре. Проигравших в ней нет, в выигрыше все. Надеюсь, что вы еще больше
будете любить родную природу, проявлять к ней интерес, оберегать ее. Наша игра
показала, что вы много знаете, и наша задача – расширять эти знания, но главное
воспитывать бережное отношение к природе. Спасибо за участие! До новых встреч.
Награждение победителей.
|