Любимые игры нашей улицы в 60-70 годы прошлого века - Юлия Юмжаповна Шоймполова
https://proshkolu.info/


Логин

Регистрация
Пароль
Забыли пароль?
http://proshkolu.info/

  О портале   Реклама   ТОП-100 школ   ТОП-100 участников   Рейтинги `Источника знаний`  

http://totaltest.ru/?promo=proshkolu&utm_source=site&utm_medium=proshkolu&utm_campaign=250x50 (edited)

https://ginger-cat.ru?from=proshkolu

https://diso.ru/?promo=proshkolu&utm_source=site&utm_medium=proshkolu&utm_campaign=250x50

https://mogu-pisat.ru/kurs/uchitel/?SECTION_ID=&ELEMENT_ID=1759325



ГЛАВНАЯ

ВСЕ ШКОЛЫ

НА КАРТЕ

КЛУБЫ

КОНКУРСЫ

БИБЛИОТЕКА

ИСТОЧНИК ЗНАНИЙ

ПОМОЩЬ











Юлия Юмжаповна Шоймполова

Папка "Доклады учащихся"



КАБИНЕТ

ФАЙЛЫ

БЛОГ

ДРУЗЬЯ

ШКОЛЫ

ОБЩЕНИЕ

НАСТРОЙКИ

ЗАКЛАДКИ

Амгалантуйский дацан    в истории хилокских хоринских бурят

История улуса в названиях его улиц
Анализ раскулачивания
Гомбожап Цыбиков  как зеркало XX века

 Любимые игры нашей улицы в 60-70 годы прошлого века





Любимые игры нашей улицы

в 60-70 годы прошлого века

Выполнила: Шоймполова Марина

8б класс



Введение

Введение…………………………………………………………………

Основная часть…………………………………………………………

Глава 1. В какие игры любили играть зимой ………………………

Глава 2. Игры в теплое время года.………………………………

Заключение …………………………………………………………

Примечания.……………………………………………………………

Использованная литература…………………………………………

Приложение

Введение

К выбору данной тему меня подтолкнул разговор моих родителей о том, как они организовывали свой досуг, в какие игры играли в далеком детстве. Меня очень заинтересовала эта тема, т.к. наши сверстники практически не играют в подвижные игры: сфера интересов иная. Мы играем либо в компьютерные игры, либо балуемся на мобильниках, либо смотрим развлекательные программы по телевизору.

Об играх, в которые играли наши родители, их сверстники, наши молодые бабушки, мое поколение имеет слабое представление или такового вообще не имеет. Об этом свидетельствуют результаты анкетирования среди школьников, которые проведены нами. Так из 40 опрошенных не имеют представления об игре в выжигалы –11, лапта – 8, игра в бабки или шагай надан – 34. Зато играют только в компьютерные игры - 14. Игры эти уйдут в забвение, поэтому целью своей работы мы поставили рассказать об играх поколения моих родителей - играх 70-х годов прошлого столетия, ведь это тоже история важного отрезка жизни, а именно, детства целого поколения. Этим определяется актуальность темы.

В ходе выполнения исследовательской работы мы ставили следующие задачи:

-записать со слов сверстников родителей о том, в какие игры они играли;

-выяснить какое место игры занимали в их жизни и социально-общественную значимость игр;

-разучить со сверстниками эти игры;

Во время написания работы мы применяли следующие методы исследования:

-сбор материалов посредством опроса взрослых – сверстников родителей;

-анкетирование школьников;

-обобщение и анализ записанной информации;

-изучение литературы о подвижных играх и сопоставление, сравнение с собранным материалом.

Мы ознакомились со специальной литературой по теме – это книги: «Использование народных игр на уроках физической культуры при трехчасовой учебной нагрузке» Г.И. Погадаева и др [1]., «Вспомним забытые игры» С.К.Якуба [2], «Игры и развлечения в группах продленного дня» Минскина Е.И. [3], книга И.Е.Тугутова «Игры в общественной жизни бурят» [4], «Математика монгольских народов в школе» Л.Д.Дугаржаповой[19], а также брошюрами, посвященными внеурочным занятиям. В своей работе мы отметили те игры, которые не отражены в изученной нами литературе или значительно отличаются по методике проведения.

Глава 1. В какие игры любили играть девочки.

Сегодня нам трудно представить детство без компьютера, без игр на джойстиках с телевизором и, просто, без телевизоров. Они занимают львиную долю нашего свободного времени, если нам не надо идти в школу на занятия кружка, секции или готовится к какому-либо празднику или мероприятию. Лет тридцать-сорок и более лет назад все было, оказывается, иначе. Телевидение только–только входило в сельскую жизнь, и телевизоры можно было перечесть на пальцах одной руки. У наших сверстников оставалась та уйма времени, которая у нас сегодня уходит на просмотр сериалов и развлекательных передач по «тарелке»: «Дом 2», «Комеди клаб» и т.п. Чем занимали они это время? Занятий у наших сверстников, оказывается, было очень много и им также не хватало времени, как и нам, иногда, на выполнение домашнего задания. Вот, что вспоминают наши сверстники тех далеких дней 70-го года прошлого века: «Надо отметить, что зимой были одни забавы, а летом другие. Придя со школы в короткие зимние дни, на бегу выполнив все домашние обязанности, т.е. убрав стайки, занесши дров, доставив воду в бидоне на санках с ключа, мы выбегали во двор играть. Игры и забавы были разнообразные, каждому находились по вкусу. Играли все с интересом и азартом. Игры воспитали у нашего поколения чувство взаимовыручки, коллективизма, здорового соперничества. Мы росли физически здоровыми, редко болели, развивалась природная смекалка и, вообще, игры развивали нас всесторонне». [5] Игры, о которых нам рассказало старшее поколение, мы записали почти дословно.

1.1. Игра «Каблушки». Собирались по 3-4 девочек, иногда присоединялись и мальчики, и продолжали игру, которую начали играть накануне. Любимая игра девочек «каблушки» или «классики», как ее называют в описаниях[6]- она отличается от той, в которую мы играли. На покрытой снегом земле чертили фигуру: прямоугольник размерами примерно 3,5м на 1,8м. (см. Приложение 1) Внутри проводили одну длинную линию посередине вдоль и четыре линии примерно на равном расстоянии друг от друга поперек – получался прямоугольник, разделенный на 10 маленьких прямоугольников, каждый из которых назывался классом. Отсюда должно быть и название «классики». Но мы игру называли «каблушки» по названию предмета, будь то деревянная баклуша в виде плоской призмы, или застывшая коровья говешка правильной овальной формы с ровным плоским дном. И начиналась сама игра суть, которой заключалась в следующем: кидали каблушку в первый класс – самый первый прямоугольник, начинавшийся за чертой. Затем играющий вставал на одну ногу и перепрыгивая через черту, носком ноги выбивал каблушку из первого класса в следующий и вел так из класса в класс, пока не выбивал из 10 класса за черту. Затем бросал каблушку во второй класс, выполняя все действия как в первом случае и т.д. Он играл до тех пор, пока каблушка не попала на черту или ошибался при попадании в очередной класс, или сам играющий, не рассчитав, наступил на черту. Когда очередь вновь доходила до него, он начинал играть с того класса, на котором «пропал». И так игра продолжалась. Играющий проходил все классы, потом его ждал экзамен. Он должен был без остановки сделать с каблушкой три круга по всем классам игрового поля, затем, вытолкнув ее за черту, он заканчивал игру победителем. Бывало, за сезон валенок на ноге имел дырку именно в том месте, каким обычно толкали каблушку. Зато игра доставляла столько удовольствия, вселяла дух здорового соперничества. Были свои уличные чемпионы этой игры, и каждый стремился к этому статусу. Игра закаляла физически, редко дети болели простудными заболеваниями, честность и справедливость должны были сопутствовать и торжествовать во всех спорных моментах, которые очень часто возникали во время игры. Учились бесконфликтному поведению, если хотели играть вместе. [7] (см. Приложение 1)

1.2. Игра «Шулуу таалсаха» (Сколько камушков). Об этой игре рассказал Доржиев Дамба Гонгорович: «Мы часто с приятелями играли в незамысловатую игру с камешками, когда нас отправляли пасти за селом овец или коров. Брали равное количество камушков (от 15 до 20) из кучки в руку и прятали за спину. Затем первый предлагал отгадать, сколько из них спрятано у него в кулаке. Если второй игрок правильно угадает количество, то камушки переходили к нему. Играли до тех пор пока у одного не останется заветных камушков» [8] .Эта игра учила счету, развивала память и внимание, быстроту мышления.

1.3. Варианты народной игры «Шагай наадан» (бабки-лодыжки) В долгие зимние вечера после того, когда сделаны домашние задания, а читать не хочется, обычно играли в эту национальную игру. Описание этой игры можно встретить в книге Г.И.Погадаева и др. «Использование народных игр на уроках физкультуры при трехчасовой учебной нагрузке»[9], однако наша игра существенно отличалась от приведенной в книге. Главным условием было наличие у играющих бараньих лодыжек – маленьких косточек или как называли буряты «шагай». Их окрашивали часто в коричневый цвет и от частого использования они блестели и казались отполированными. Они были предметом вожделения наших младших сестер и братьев. Варианты игр с шагай были разнообразны, в некоторых из них придавалось значение тому, какой стороной выпадет шагай при подбрасывании его вверх: сторона с бугорком, верхняя называлась бухэ (у некоторых ухэр), а противо­положная ей, нижняя, с углублением - хото (или хонхо); боковая, гладкая - морин или тэмээн, другая боковая, с ямочкой - ухэр или бухэ.

Шагай ня h алха (сразить щелчком шагай).Каждый игрок берет определенное количество косточек, и все по очереди подбрасывают свои шагай вверх и смотрят, в каком положении они упали: бугорком (бухэ) или углублением (хонхо) вверх или. иначе. У кого шагай в положении бухэ окажется больше, тот начинает игру.Он собирает все шагай и бросает их с высоты на пол, чтобы они упали вразброс. Затем щелчком среднего пальца по одному из шагай направляет его в следующий, лежащий в одинаковом с ним положении, стараясь при этом не задеть другие. Если он не попадает в намеченный шагай или заденет другие, а также, если среди шагай не останется больше одинаково лежащих, то в игру вступает второй и т.д. При каждом удачном щелчке играющий откладывает в сторону битый шагай. Самому последнему игроку приходится наименьшее количество шагай. Случается так, что первый обыгрывает сразу же всех остальных, но такое бывает очень редко. После того, как все шагай будут выбиты, определяют, у кого самое меньшее количество косточек, и, приняв это за норму, каждый выставляет свои. Игра повторяется: опять устанавливают очередь по количеству бухэ, бросают шагай с высоты, начинают выбивать щелчком одинаково лежащие косточки и т.д., до тех пор, пока все шагай не окажутся в руках одного человека, и тогда игра считается оконченной.

Мори урилдаха. (дословно-«Конные скачки») Играют двое-трое. Расставляют в 2 ряда по 10 бабок. Играющие выбирают по одному "бегунцу" из свободной кучи бабок и ставят их по обеим сторонам первого шагай, затем берут в горсти все шагай и бросают их сверху на пол. Сколько среди них окажутся шагай в положении морин, на столько бросавший передвигает своего так называемого скакуна –«бегунца» и ставит рядом с тем шагай, например, если окажется два морин - ставит рядом с третьим и т. д. Выигрывает тот, чей бегунец проходит все шагай 2 рядов по кругу. [10] (см. приложение 3). Игры были не только развлечением, радостью общения, весельем, но и способствовали развитию наблюдательности, памяти, восприятия, быстроты мыслительного процесса, глазомера.

Глава 2. Игры в теплое время года

2.1. Считалки детворы нашего села

В теплое время года, когда светлое время суток значительно удлинялось, вся детвора высыпала во дворы, на улицы. Появлялись устойчивые дворовые или уличные команды. На каждой улице были свои заводилы. В командные игры часто играли «улица на улицу» или делились внутри уличной компании. Для многих игр нужно было либо считаться, чтобы определить водящего, либо делиться на две команды. Считалки тоже были разные, некоторые из них забылись, отдельные врезались глубоко в память. Несколько считалок со слов рассказчиков мы записали.

Считалка 1. Эката, мэката, чуката, фа,

Афль, фафль, дэ,мэ,нэ,

Экс, пэкс, пуля Наур. [11]

Неизвестно кем сочиненная, возможно у кого-то позаимствованная, эта считалка была самой часто используемой у детей с улицы Партизанской (в настоящее время, улица Ц.Дона) и переулка Пионерского нашего улуса Шибертуй. Для кого-то это бессмысленный набор слов, а для наших рассказчиков неотъемлемая часть их детства.

Следующая считалка имела хождение по всему селу:

Вышел немец из тумана

Вынул ножик из кармана,

Буду резать, буду бить,

Все равно тебе голить! [12]

На кого выпадало слово «голить», тот водил игру.

Баба сеяла муку. Не послушался старик

Говорила старику , и пошел на речку,

Не ходи на речку, искупал овечку,

Не купай овечку а овечка –бе-бе-бе! [13]

«На златом крыльце сидели: царь, царевич, король, королевич, сапожник, портной. Кем ты будешь, говори поскорей, не задерживай добрых и честных людей» [14] Эта считалка общеизвестная, имеет хождение и в наши дни. При игре в скакалки «втроем» девочки, вращавшие скакалку, считали «Роза, береза, мак, табак», третья должна была на конец счета заскочить во вращавшееся колесо скакалки.

Эти незатейливые и бесхитростные считалки наших родителей можно отнести уже в разряд дворового фольклора прошлого века. Они врезались в память моих родителей глубже, чем те или иные стихотворения, наверное потому, что несли эмоциональную нагрузку радости живого общения.

2.2. Игра в скакалки

Эта игра должно быть разновидность той самой игры в веревочку из известного стихотворения Агнии Барто. «Она была одной из любимых забав девочек – моих сверстниц 60-х годов прошлого века», - вспоминает Тырхеева Г.Ю. «Играли по 2-3, если девочек было больше, делились на пары. Было много разновидностей этой игры. Считались на очередь, затем первая играющая начинала перепрыгивать через скакалку, вращая скакалку двумя руками, и при этом считала: «Десятка, девятка, восьмерка, семерка, шестерка, пятерка, четверка, тройка, двойка, однерка» При счете «однерка» она делала крестик, т.е. скрещивала в процессе вращении руки перед грудью и перескакивала через скакалку в таком положении. Очередь следующего игрока наступала лишь в том случае, если первый игрок пропадал, т.е. запнулась при очередном подскоке о скакалку, либо ошиблась в счете. После прохождения первого кона игры , т.е цикла от 10 до 1, игрок сдавал экзамен. Экзамен заключался в выполнении без остановки 10 крестиков подряд, для хороших игроков экзамен был более продолжительным до 50 крестиков и т.д. Вращали скакалку не только вперед, но и назад, что было без определенных навыков значительно труднее». [15] Игра в скакалки не только укрепляла мышцы ног, рук, вестибулярный аппарат, но и легкие: скакать, да еще приговаривать громко, не путаясь в счете - мои сверстники при испытаниях так не могут. (См. приложение 4)

2.3. Игра «Выжигала»

Эта игра во времена детства моих родителей была одной из любимых игр с мячом. Требовала от участников игры сноровки, ловкости, быстроты реакции. Игровым полем была внутренняя область прямоугольника размерами примерно 4м х 10-15м. Необходимым условием было наличие маленького резинового мяча. Игроки от 4 до 10 человек считались и последние двое становились «выжигалами», т.е. они оставались снаружи игрового поля: один на одном конце поля, другой – на другом, остальные игроки располагались внутри поля, вдали от игрока, у которого в руках был мяч. Суть игры заключалась в том, чтобы «выжечь» (т. е попасть мячом) всех игроков, которые располагались во внутренней области поля. Последний игрок должен был под огнем мяча пробежать из одного конца поля на другой 10 раз. В этом случае все игроки занимали свои места внутри поля, и игра возобновлялась с теми же неудачными выжигалами. Игра могла продолжаться долго пока не надоедала и сменялась другой. В игре всегда присутствовал командный коллективистский дух, веселый азарт, в то же время оттачивалась быстрота реакции, меткость, маневренность, не было таких, кто не умел бы быстро бегать. [16](см. приложение 5)

2.4. Игра «Газар буляалдаха» (Борьба за землю). Играли в нее и мальчики, и девочки. Сегодня, может она представляет определенную опасность по сравнению с тем временем, т.к. необходимым атрибутом этой игры является складишок т.е. складной ножичек. На сравнительно ровной и мягкой земле чертили круг диаметром 2 -2,5м. Делили его на равные сектора по количеству участников. Оптимальное количество 4 игрока. Устанавливали считалкой очередность. Первый игрок брался за кончик лезвия ножа большим и указательным пальцами, таким образом, чтобы рукоятка оказалась сверху и кидал нож в землю целясь в чужой сектор, стараясь воткнуть его в землю противника. В случае удачного броска нож втыкался и вертикально торчал над землей. Игрок брался за рукоять и проводил ножом черту именно в том направлении, в каком располагалось лезвие. Граница - черта проходила по территории противника, имела начало и конец либо на окружности, либо на других рубежных линиях. Затем игрок- агрессор спрашивал у другого: какую часть земли ты оставляешь за собой? Другая же часть переходила удачливому захватчику земли. В противном случае, если нож падал плашмя на землю или даже воткнувшись, падал, очередность переходила к следующему игроку. Насколько помнят игроки, обходилось все без травм и родители не чинили препятствий для подобной игры. Игра развивала глазомер, меткость, координацию движений. «Противники продумывали стратегию и тактику захвата чужой территории, как полководцы перед предстоящим сражением, - вспоминает Цыдыпов Б.Ц.. Поневоле приходилось шевелить мозгами». [17]

Заключение

Игры, которые мы отразили в своей исследовательской работе – это маленькая толика всех игр наших сверстников середины прошлого века. Кроме них они играли в догоняшки, салочки, прятки, кольчубежки, в лапту – любимую игру многих поколений. Зимние забавы с взятием снежных крепостей, которые строили сами из пластов снега, катание с горы, поезда из саней, лыжные догоняшки. Имели место и национальные игры: разные варианты шагай надан, кольцо-мольцо и др. Сравнив с теми играми, что описаны в книгах, мы сделали выводы, что дети в разных концах нашей страны играли часто в одни и те же игры: скакалки, мячик, пятнашки. В то же время даже в одном маленьком селе как наше на разных улицах играли по-разному. Мы выявили разночтения такой популярной игры как лапта: у нас она имела другие правила по сравнению с одноименной по книге Погадаева Г.И. Бурятская народная игра «Шагай надан» тоже несколько отличается от описания в той же книге.

В заключение хотим отметить, что игры в жизни поколения 50-60х годов прошлого века играли очень большую роль. По их словам они выполняли воспитывающие функции: учили сплоченности, коллективизму, настойчивости, терпению, умению быстро принимать самостоятельно решения, проявлять инициативу. Укрепляли не только дух, но и физически развивали и совершенствовали наших сверстников прошлого века: они, больше находясь на свежем воздухе, меньше болели, приобретали в процессе игры сноровку, быстроту реакции, ловкость и многие другие качества, каковых у нас нет. Как отмечал великий педагог К.Д.Ушинский: в игре ребенок живет, и следы этой жизни глубже остаются в нем, чем следы действительной жизни. [18] Игры детства – это неотъемлемая часть духовной жизни моих родителей, пласт культуры и истории моих односельчан. Делаем вывод, что с подвижными играми надо знакомить, учить в них играть, их не следует забывать. Это мы ставим дальнейшей целью нашей работы.

Примечания

[1]. «Использование народных игр на уроках физической культуры при трехчасовой учебной нагрузке» Г.И. Погадаев и др

[2]. «Вспомним забытые игры» С.К.Якуб

[3]. «Игры и развлечения в группах продленного дня». Минскин Е.И.

[4]. книга И.Е.Тугутова «Игры в общественной жизни бурят»

[5]. Информатор Тырхеева Г.Ю., 1959 г.р., проживающая в г. Улан-Удэ, 113 мкрн, 2-28.

[6]. Информатор Тырхеева Г.Ю., 1959 г.р. проживающая в г. Улан-Удэ, 113 мкрн, 2-28

[7]. Информатор Зандраева Н.Д., 1956 г.р.проживающая в улусе Шибертуй, Платонова

[8] Г.И.Погадаева и др. «Использование народных игр на уроках физкультуры при трехчасовой учебной нагрузке», стр.78

[9] Информатор Зандраева Н.Д., 1956 г.р.проживающая в улусе Шибертуй, ул. Гомбоева12

[10]Информатор Зандраев Ц.Ш.,1953г.р.проживающий в улусе Шибертуй, ул. Гомбоева12

[11]Информатор Шоймполова Ю.Ю., 1955 г.р.проживающая в улусе Шибертуй, п/у Пионерский,2

[12] Информатор Трапезникова Э.М., 1960 г.р.проживающая в улусе Шибертуй, Елаева,5

[13]. Информатор Шоймполова Ю.Ю., 1955 г.р.проживающая в улусе Шибертуй, п/у Пионерский,2

[14]Информатор Будожапова С.Д., 1954 г.р.проживающая в улусе Шибертуй, Арс аланова,19

[15] Информатор Цыбикова Н.Д., 1954 г.р.проживающая в улусе Шибертуй, Улзытуева 23

[16] Информатор Цыдыпов Б.Ц.., 1956 г.р.проживающий в улусе Шибертуй, Дамбаева 26

[17] Информатор Цыдыпов Б.Ц.., 1956 г.р.проживающий в улусе Шибертуй, Дамбаева 26

[18] Л.Д.Дугаржаповой «Математика монгольских народов в школе»

Использованная литература

1. Былеева Л.В., Григорьев В.М. «Игры народов СССР» - М.: Физкультура и спорт., 1985

2. Дугаржапова Л.Д. Математика монгольских народов в школе. – Улаанбаатар, 2008

3. Минскин Е.М. Игры и развлечения в группах продленного дня. Пособие для учителя.-М.,1980

4. Погадаев Г.И.,.Артеменко О.И., ЦехмистренкоТ.А. Использование народных игр на уроках физкультуры при трехчасовой учебной нагрузке,- М., «Новый учебник», 2003

5. Тугутов И.Е.. Игры в общественной жизни бурят.- Улан-Удэ, 1989

6. Якуб С.К. «Вспомним забытые игры» - М.: Детская литература, 1988


Автор: Шоймполова Марина



ОБСУЖДЕНИЕ


Комментариев пока нет

Прокомментируйте!

Выскажите Ваше мнение:

Зарегистрироваться




Вакансии для учителей









  Copyright © ПроШколу.ру 2007-2024. Все права защищены.   О проекте | Реклама | Статистика | Контакты | Translate
Использование материалов данного ресурса допустимо только с письменного разрешения администрации сайта.

Поиск по порталу













Новые комментарии



.. Лететь по волнам НА быстроходном катере.. Шедевр р-р! :-(((-это о содержании и выводе. Сисадмин эникей?
К чему Вам этот `глобализм`? ;) Смотрите ближе, вокруг себя. Да, вот прочёл Ваш пост от 2022 года, что-то изменилось?
Славный герой. Когда-то пионерский отряд моего класса носил его имя и совершал ради его памяти добрые дела.
А у нас нет пока птиц, у нас паводок, вода поднялась и пока не уходит - Обь пока стоит... Как уточнила местная администрация, река Черная выходит на дорогу в районе дома на улице Советской, 26, Черной Речки. Жителей улицы Городской отрежет от выезда из деревни. Людей просят выключить газ, свет, воду, отвязать собак и покинуть свои дома. Сейчас специалисты песком выстраивают границу вдоль реки Черная.
Хорошая книга!
Спасибо!!! Спасибо!!!





















 



http://www.roscomsport.com/

https://proshkolu.ru/user/robot/blog/568472/

https://roscomsport.com/

https://roscomsport.com/