| | Тема: Звуки [ л ], [л, ], буквы Л, л.
Цели урока: 1) ознакомить детей со звуками [ л ], [л, ], буквами Л,л ; учить слышать звуки [ л ], [л, ] в словах, различать эти звуки; учить обозначать звуки [ л ], [л, ] буквой Л, читать слоги-слияния, слова с буквой Л;
2) развивать фонематический слух, внимание, речь; развивать логическое мышление;
3) воспитывать интерес к чтению; формировать стремление быть внимательным и осторожным при пребывании на природе; учить осторожности при сборе грибов.
Оборудование: мягкая игрушка лиса, рисунок Играй-города, грибы с буквами, корзинки с цветами, схемы для слого-звукового анализа, рисунки предметов, рисунок карусели, напечатанные слова для чтения. напечатанный текст для чтения.
Ход урока:
I. Организационный момент:
Прозвенел уже звонок.
Начинается урок.
Куда мы с вами попадем
Узнаете вы скоро.
В стране далекой мы найдем
Помощников веселых.
Игра Руки-ноги
К нам в гости пришла лисичка Лизавета. И она зовет нас с собой. Куда? Вы слышали когда-нибудь о городе, точней о городке, в котором есть: дом игрушек, дом сказки, площадь игр?
- Вы хотите попасть туда? Сейчас мы пойдем по тропинке Загадок. Тропинка загадок бежит под мосток, и вы попадете в Играй-городок.
II. Постановка цели урока.
- В Играй-городке вы не только будете играть, но и ознакомитесь с новыми буквами и новыми звуками.
- Вы слышите, ребята, что это? (звенит колокольчик)
- Ведь мы на тропинке загадок. И если звенит колокольчик, значит, мы чуть не прошли мимо загадок. Отгадайте загадку.
Черные кривые,
От рождения все немые,
А как только встанут в ряд
Сразу все заговорят (буквы)
- Вдоль тропинки выросли необычные грибы с цветными буквами.
- Вы видели такие грибы в лесу? А какие грибы вы еще видели? Что вы знаете о грибах? Расскажите.
- Все ли найденные в лесу грибы можно собирать в корзинку?
- Как называются грибы, которые растут под березами? Осинами? Тополями?
- Какие очень красивые грибы ядовитые? (мухоморы)
- Как называются грибы, на которых написаны буквы? (белые)
- Эти грибы съедобные, их нужно срезать аккуратно ножом, чтобы не повредить грибницу, и класть в корзинку. Но сначала давайте назовем буквы, изображенные на них. Соберем их в две корзинки с красным цветочком и с синим (учитель выставляет две корзинки, на одной изображен синий цветок, а на другой красный)
- Как вы думаете, какие грибы мы положим в корзину с красным цветком? (с буквами, обозначающими гласный звук)
- А с синим? (с буквами, обозначающими согласный звук)
- Как отличить согласный звук от гласного?
- Распределите буквы в две корзинки.
III. Физкультминутка.
Дыхательные упражнении, артикуляционная разминка.
IV. Выделение звуков [ л ], [л, ].
- Тропинка привела к городку. Прочитайте как он называется! (Играй-городок)
- Лисичка устала и решила присесть. На что она сядет? (на стул)
1. Слого-звуковой анализ слова стул с опорой на схему: количество слогов, ударный гласный; характеристика каждого звука; выделение согласного, твердого, звонкого звука [л].
- Дальше лисичка Лизавета решила ехать на велосипеде. За что ей надо крепко держаться, чтобы не упасть? (за руль)
Слого-звуковой анализ слова руль Выделение согласного, мягкого, звонкого звука [л, ].
- С какими двумя звуками вас ознакомила Лизавета? Что о них можете сказать?
2. Определение расположения звуков [ л ], [л, ] в словах.
Если звук в начале хлопаем в ладоши, если в середине молчим, если в конце топаем ногами.
Слова: стол, лейка, волк, лук, велосипед, осел, лиса, зеленый, лошадь, Оля, лось, сокол.
3. Упражнение в определении мягких и твердых звуков [ л ], [л, ].
Игра Камень-вата. Учащиеся делятся на две команды. Команда Камень должна встать, когда учитель показывает рисунок со словом, в котором есть звук [ л ]. А команда Вата когда учитель показывает рисунок со словом, в котором есть звук [л, ].
Рисунки: мальчик, яблоко, слон, дельфин, белка, цыпленок, лопата, пальто, кукла.
V. Физкультминутка
Лисичка приглашает нас поиграть.
Я на скрипочке играю:
Тили-ли, тили-ли.
Скачут зайки на лужайке.
Тли-ли, тили-ли.
А теперь на барабане!
Бум-бум-бум!
Тарам-там-там!
В страхе зайки разбежались по кустам!
VI. Ознакомление с буквами Л,л.
- Для обозначения твердого согласного звука [ л ] и мягкого согласного звука [л, ] существует специальная буква, которую называют буквой эль. Повторите.
Алфавит продолжит наш
Буква Л лесной шалаш.
VII. Чтение слогов, слов и текстов с новой буквой.
1. Чтение слогов. Мы находимся на Площади игр. Здесь есть карусель, на которой катаются животные. Кого вы видите? (лошадка, зайчик, хрюшка). Давайте прочитаем слоги: ло, ол, лу, ал, ла, ли, ил, лы, ул, ыл. (хором, рядами, парами, индивидуально).
2. Чтение слов.
кукла уснула стол искала катала
куклы уснул стул искал катал
3. Чтение текста.
У Оли куклы. Она катала кукол. Куклы уснули.
VIII. Итог урока
- С какой новой буквой познакомились?
- Какие звуки она обозначает?
- Что можете рассказать об этих звуках?
|
|