Гомбожап Цыбиков как зеркало XX века - Юлия Юмжаповна Шоймполова
https://proshkolu.info/


Логин

Регистрация
Пароль
Забыли пароль?
http://proshkolu.info/

  О портале   Реклама   ТОП-100 школ   ТОП-100 участников   Рейтинги `Источника знаний`  

http://totaltest.ru/?promo=proshkolu&utm_source=site&utm_medium=proshkolu&utm_campaign=250x50 (edited)

https://ginger-cat.ru?from=proshkolu

https://diso.ru/?promo=proshkolu&utm_source=site&utm_medium=proshkolu&utm_campaign=250x50

https://mogu-pisat.ru/kurs/uchitel/?SECTION_ID=&ELEMENT_ID=1759325



ГЛАВНАЯ

ВСЕ ШКОЛЫ

НА КАРТЕ

КЛУБЫ

КОНКУРСЫ

БИБЛИОТЕКА

ИСТОЧНИК ЗНАНИЙ

ПОМОЩЬ











Юлия Юмжаповна Шоймполова

Папка "Доклады учащихся"



КАБИНЕТ

ФАЙЛЫ

БЛОГ

ДРУЗЬЯ

ШКОЛЫ

ОБЩЕНИЕ

НАСТРОЙКИ

ЗАКЛАДКИ

Любимые игры нашей улицы в 60-70 годы прошлого века
История улуса в названиях его улиц
Анализ раскулачивания


 Гомбожап Цыбиков как зеркало XX века





Гомбожап Цыбиков
как зеркало XX века
 Выполнила: Цыремпилова Сэсэг, 
Оглавление
  1. Введение 3
  2. Основная часть 4-8
  3. Заключение 9
  4. Список использованной литературы 10
  5. Приложение 11
Введение
В наше время, на перепутье столетий, время, когда много развлечений и новых тех-
нологий, множество людей забывают свои корни, свое происхождение и родословную. А ведь это очень важно – знать, кем были твои предки. История повторяется в потомках и нам важно знать свое происхождение и родословную, не стать «манкуртами » (Айтматов). Меня заинтересовала личность двоюродного брата моей прабабушки - Гомбожапа Цыбикова. Почему Гомбожап Цыбиков? Да потому что его жизнь длиной в 102 года воплотила все потрясения прошлого века (революция, коллективизация, война, плен, лагерь, возрождение духовности, потеря близких). Меня удивляет и то, что, пройдя через все эти испытания, он прожил целое столетие. Человек несломленной судьбы, не только не разочаровался и не потерял интерес к жизни, сострадание и сопереживание к окружающим, наоборот, испытания судьбы обострили эти чувства, и все, что он пережил в ссылке и в плену, усилило стремление выжить (как говорят, ценишь жизнь только тогда, когда она на волоске от смерти).
У большинства молодых людей моего поколения нет цели, им не интересен мир, в котором они живут и поэтому они употребляют наркотики и спиртные напитки. Я думаю, что его судьба - духовный ориентир для нынешнего поколения, мерило человеческого достоинства и мудрости души. Такие люди, как Дэрхуу-амбай очень ценят жизнь и живут до последней капли, до последней минуты.
Цель моей исследовательской работы продолжить поиск и обработку материалов связанных с жизнью и деятельностью нашего знаменитого земляка - долгожителя, прожившего 102 года.
Основная часть
hоодор-боо, старший сын Борсоя, широко известный в округе, выходец из рода Хуасай имел троих сыновей. У hоодора-боо была жена Алта Буурал эжы из села Шаргалжан, нынешнего Кяхтинского района. Когда она умерла, её похоронили на месте Хара хунхэр близ Шибертуя, говорили старые люди.
Сын hоодора Дамба-боо обладал сверхъестественными магическими способностями. Старший сын Сэдэна-боо Бата (Муудай) был богатым человеком, имел много золота и скот, и сын его Шагдар тоже был богатым. У Шагдара было 5 детей, жена его из села Добо Худай из Мухоршибиркого района. У них родился сын и четверо девочек. Жили они счастливо, пока не умерла жена Шагдара.
Дочерей Надмид и Дулгар отдали родне на воспитание. Старшая дочь вышла замуж в Шанагу, и дома остались моя прабабушка (мать Гэсэгмы) с братом Жорхо. Бабушка Балма – младшая сестра отца Дэрху – нагса, Дэрху-нагса и моя бабушка Гэсэгма – двоюродные, все они потомки hоодора – боо. Дэрху – нагса, что в переводе с бурятского – дядя, по документам числился как Цыбиков Гомбожаб (духовное имя – Дамби-Нима, известен более как Дэрхуу-амбай). Мать его, Бумбээ, дочь Наман-дина,родила двух сыновей и двух дочерей. Это- Дондок, Даадай, Гомбожаб, Дулгаржаб. Когда умерла Бумбээ, дед их женился на Гэсэгме, дочери Дылыкова Бааhата. От второго брака у них родились сын Борхой и дочь Намжилма.
Старший брат Гомбожапа, Жорхын Дондок в 1927-1930 г. г. был председателем крестьянского комитета. Под его руководством был построен мост через Шибертуйку, который простоял до 1950-х годов. За участие в мятеже 1930 года Дондок был арестован и сослан в Канск. Там он и скончался, дожив до 80 с лишним лет.
Отступление 1 . Письменные воспоминания односельчан о событиях 1930 года, написанные ими в 80-е годы оценивают их как кулацкий мятеж. Историография конца 90-х расценивают эти события как вооруженное выступление крестьянства (в частности, Д.Л.Доржиев). Мартовское восстание 1930 года подготовила подпольная повстанческая организация, возглавляемая крепким середняком М. Г. Тюрюхановым (с.Бичура) и в Шибертуе, т.е. Заганском сомоне организаторами были А. Конечных, Г. Антонов, Ж. Дамбаев, Чимытов (в вышеприведенном исследовании допущены неточности , наша школа названа Заганской школой).Отсюда, участие председателя кресткома Жорхын Дондока ,брата нашего героя в мартовских событиях 1930 года
допускаем вполне возможным .В то же время, отмечая суровость времени, констатируем мягкость наказания.
Гомбожап родился в 1900 году в состоятельной по тем временам семье. Когда ему было 1,5 года, умер его отец. Тринадцати лет от роду он был отдан в Хохюртинский (впоследствии Амгалантуйский) дацан послушником (хувараком).
Отступление 2 . В традициях того времени было обязательно отдавать одного сына в хувараки, чтобы он получил образование.
В 1832 году 15 мая был возведён дацан «Дашалхундублин» в селе Хохюрта, ныне Амгалантуй Бичурского района. Дацан обслуживал население правобережья реки Хилок, начиная от села Бада Читинской области до села Судутуй Бичуркого района.
В начале века вокруг главного дацана были ещё четыре больших дацана, которые обслуживали около 300 лам и хувараков во главе с ширетуй - ламой габжа Абидой Будаевым, но в 1930-е годы были репрессированы и отправлены в лагеря и тюрьмы России.
Строения всех пяти дацанов и дома лам были вывезены в колхозы района и в районный центр село Бичура. Богослужебные имущества, буддийские книги, статуи, инвентарь дацана в сумме 7552 руб. 30 коп. конфискованы.
Отличавшийся острым умом в изучении трактатов буддизма с четырьмя сверстниками из Дабатуя и Амгалантуя 13 числа нового 1918 года Гомбожап был направлен в Цугольский дацан Агинского района, куда они прибыли через двое суток после посадки из Петровского завода. В то время в этом дацане служили 1200 лам.
В Цугольском дацане, вплоть до 1932 года, проводились службы (молебны) и Гомбожап вместе с другими ламами служил здесь.
В 1845 году при дацане была открыта цанитская школа (цанитский факультет). Именно в Цугольском дацане впервые среди других дацанов стала изучаться и издаваться буддийская философия. При освоении первых четырёх ступеней ламам присваивались саны: « гэбшэ », « hаарамба», « габжа ». В цанитских дацанах после окончания учебы присваивались саны « гэбшэ » и « габжа ». Только после глубокого изучения и словесного спора – экзамена ламам присваивался сан «габжа»
Отступление 3 . Весьма любопытным является прошение (черновик) о создании в Бурятии буддийской академии с указанием количества зданий, учителей и названий предметов, которые должны были изучать студенты будущей академии. Притом названия этих предметов написаны по-тибетски и подразделяются на две группы:
первая из них состоит из трёх предметов (Лам-рим – «Путь к достижению мудрости», сочинение основателя ламаизма Цзонхавы; Ло-чжон – логика; Дул-ва –
Ганчжура, трактующий о дисциплине буддистов), а вторая – из четырнадцати (Да-риг – грамматика, Дэб-чжор – поэтика и т. д.).
Гомбожап Цыбиков имел сан «гэбшэ», это считалось достаточно большим образованием. Когда начались смутные времена, очевидно деление на белых и красных, Гомбожапу, в то время находившемуся в Цугольском дацане было очень тяжело, приходилось и голодать.
. Если бурных революционных, событий 1917 год Бурятии не принес, а пришёл как постепенное изменение в социальном положении бурятского крестьянства: появление тозов, артелей по обработке земли, то гражданская война, расколовшая общество на красных и белых коснулась дацанов, коллективизация и раскулачивание вызвали сильный резонанс в бурятском обществе. Составной частью этих событий была антирелигиозная кампания, которая, так или иначе, отразилась на судьбе нашего героя.
В 1932 году – из сорока дацанов закрыты все сорок.
Начались репрессии, тогда один старый лама, посоветовал молодому Гомбожапу уйти из дацана. В 1933 году дацан закрылся. А Гомбожап в 1932 году приехал в Улан –Удэ и поступил на работу на речной завод, где проработал около двух лет. Хотел уехать в Монголию, но знакомый по имени Цырендоржо отсоветовал, сказав, что проверка будет жёсткая, и могут арестовать.
И в 1934 году забрав мать, которая жила в это время в Улан-Удэ как раскула-ченная, и племянника Буду Гомбожап уезжает в Канск к старшему брату. Приехав в холодный суровый Красноярский край, Гомбожап работал в совхозе.
Буряты, высланные в этот суровый край, испытали все тяготы, холод и голод, унижения ссыльной жизни. И чтобы облегчить жизнь своих земляков, дать им какую-то надежду в далеком, чужом краю, Гомбожап читал молитвы и мантры, используя все те знания, которые получил в Цугольском и Хохюртинском дацанах.
Наступил 1941 год. Началась Великая Отечественная война. И Гомбожап 15 марта 1942 года был призван Канским военкоматом и отправлен в 767 артиллерийский полк стрелком. В июле этого же года в тяжелом кровопролитном бою под Ростовом-на-Дону наши войска вынуждены были отступить, и попали в плен к немцам. Попавшие в плен советские солдаты были отправлены на принудительной работы в Германию.
« Нас привезли в германский город Галле,- вспоминал ветеран.
Работали на железной дороге, укладывали рельсы. Это еще легкая работа. Самая трудная – в рудниках и каменоломнях. Выжили мы за счет того, что рядом был винный завод, куда вагонами возили на переработку картофель. Напрячешь, бывало, в большой карман (специально пришил) или в гачу картофельной шелухи и товарищам стараешься принести. Охранники, пожилые немцы, нас сильно не гоняли. Мои друзья – Иван, Васька и Мишка – все моложе меня. Умирали в лагере как мухи. Нас же заставляли грузить покойников на одноколку, бастриком придавят – и в ров. Пережил и бомбежки, и резиновые палки, и многочасовые стояния на плацу. К концу войны погнали в глубь Германии. Наши и союзники уже били по пяткам. Освободили американцы. Прошел фильтрацию – домой вернуться не разрешили. Отрабатывал плен на Украине, в Днепропетровской области. Сюда вывезли из Германии завод металлических изделий.
Проверочно – фильтрационный лагерь – ещё одна чёрная страница истории нашей Родины. Эти лагеря были неизбежны для всех военнопленных, которые остались живы.
В 1946 году Гомбожап был освобожден, реабилитирован и вернулся в тот же Канск, к матери и брату и не застал в живых свою мать, которая умерла, так и не дождавшись сына, ушедшего на войну.
Отступление 4. Его приезд в Канск Н. Д. Коробенкова объясняла тем, что он скрывался от репрессий. После войны он опять же возвращается в далёкий Канск, что не характерно для бурят. Они обычно возвращались домой. По этому мы придерживаемся версии, что боязнь репрессии на Родине преследовала его и после войны.
В военном билете записано: Цыбиков Гомбожап, 1900 года рождения, стрелок, с марта по июль 1942 года. Находился в плену с июля 1942 года по май 1945 года, уволен как репатриант 11.05.1945г. Призван аннским РВК Красноярского края, зачислен в стрелковый полк 15.03.1942 г. С 13.07.1942г. по 22.07.1945г. в Отечественной войне, 767 стрелковый полк, стрелок. Нижнеднепропетровский завод металлических изделий, рабочий, монтажник с июля 1945 г, в декабре 1945 года уволен по болезни.
Хоть и был в плену, Гомбожап тоже внес толику в Великую Победу. Он награжден орденом Великой Отечественной войны, многими медалями.
Вернувшись в Канск, с января 1947 года работал старшим конюхом, затем – на маслозаводе. С 10 февраля 1959 года работал скотником и вплоть до выхода на пенсию- бригадиром. За успехи в труде был отмечен наградами. Женился на русской, которая родила ему сына и двух дочерей. Похоронив жену, Гомбожап решил вернуться на родину с детьми и обустроился в селе Цолга Мухоршибирского района.
В это время уже начали возрождаться дацаны, и Гомбожап стал помогать нуждающимся мирянам. В Бичурском районе он известен как Дэрхуу-амбай, а в Мухоршибирском его знают как Дамби-Нима-амбай.
В 1998 году в возрасте 98 лет решил вернуться в родное село Шибертуй на попечение своей внучатой племянницы Цырегмы. Гомбожап длинными зимними вечерами рассказывал Цырегме, что, находясь в чужом краю, вдали от родины, он всегда с теплотой вспоминал свою родину, село, родственников. Отец у него умер рано, и мать вывела его на широкую дорогу жизни. Детство Гомбожап провел на нынешней Заречной улице. Тоонто его возле скалы, у быстрой речушки, берущей начало на Заганском хребте. Прожил он сто лет, подытоживая прожитую жизнь, размышляя о жизни.
У Гомбожапа Цыбикова была большая душа человека, прожившего 100 лет. Он любил и понимал людей, жалел их, желая добра всем людям. На своем веку он перевидал разных людей: добрых и злых, бедных и богатых, честных и лживых, завистливых. За сто лет он узнал и радость, и горе и слова его учения схожи с вечной клятвой. Гомбожап был философом. Он знал о жизни, о помыслах людей. Говорят, что человек, родившийся на этой прекрасной земле, имеет только ему предначертанную судьбу. Гомбожап, перенеся все тяготы жизни в ссылке и в плену, прожил 102 года. Он был всегда уважаемым, добрым, порядочным человеком, человеком, который помогал людям обрести душевное равновесие, жить в мире с самим собой.
Заключение
Изучение биографии Дэрхуу-амбай помогло мне понять, что он очень любил людей. Он всегда был выше мелочной суеты, это не значит, что он был равнодушным, он был мудрым человеком.
Его готовность помочь людям, выслушать их, сопереживать с ними сделали его психологом. Он очень хорошо знал людей и жизнь, и я думаю, что одна из причин его долголетия – его желание и способность помочь людям обрести душевный покой.
Он был духовно богат и считал, что на земле все преходяще. Именно поэтому он не озлобился, не отвернулся от той системы, от которой претерпел унижения. Вся его жизнь как зеркало отразила в себе противоречивый 20 век. Его судьба похожа на судьбы сотен тысяч его современников и в то же время она неповторима и единственна.
Список использованной литературы:
1. Архив Бичурского РВК.
2. Голубев Е. Герои рядом с нами. Улан- Удэ, 199
3. Доржиев Д. Л. Социально- политический протест и вооружённые выступления крестьянства в Бурятии на рубеже 1920-1930-х гг. Улан-Удэ, 1996.
4. Из личного архива Дармаевой С.Д.
5. Коробенкова Н. Д. Чёрное крыло плена. Челябинск – Улан-Удэ,2000.
6. Петров Ю.А., Загладин Н.В., Минаков С.Т., Козленко С.И. История Отечества. ХХ – начало ХХI века.- М.,2003.
7. Тамарханов Е.Е. История Бурятии, ч.II. – Улан-Удэ, 2000.



Автор: Цыремпилова Света



ОБСУЖДЕНИЕ


Комментариев пока нет

Прокомментируйте!

Выскажите Ваше мнение:

Зарегистрироваться




Вакансии для учителей









  Copyright © ПроШколу.ру 2007-2024. Все права защищены.   О проекте | Реклама | Статистика | Контакты | Translate
Использование материалов данного ресурса допустимо только с письменного разрешения администрации сайта.

Поиск по порталу













Новые комментарии



Так не хочется расставаться со страницей о красоте, о цветах Нина, может продолжим наш диалог о хризантемах, к примеру? О романсе про хризантемы? Для души А здесь ведь и наша история!! Осень 1918г. Хутор Тихорецк. Идёт свадьба А.Козачинского и С. Гонсеровой. Склонившись над клавишами рояля и напевая, сидит приглашённый на свадьбу красивый, интеллигентный, своим обаянием рождающий интерес и симпатию молодой человек. И особенным вниманием он пользуется у женщин, у невесты и её сестры, с которой пришёл на свадьбу ухажёр, ротмистр, барон Бонгартен. Видимо, позавидовав успеху молодого человека у женщин, во время вспышки злобы, Бонгартен вызывает его во двор, поговорить Ничего не подозревая, тот встаёт и идёт во двор впереди барона. И вдруг барон выхватывает револьвер и в упор стреляет в молодого человека, убивая его на месте. Так был убит Николай Харито, автор одного из лучших русских романсов. Отцвели уж давно хризантемы в саду .Полиция успела спасти барона от расправы друзей Николая, а в дальнейшем он практически ушёл от наказания, поплатившись только разжалованием. А Николай Харито вошёл в сонм тех, о ком писала М.Цветаева: Уж сколько их упало в эту бездну, Развёрстую вдали Пушкин, Лермонтов, Григорьев, Харито, Есенин, Рубцов, Тальков. Сколько их, ушедших, едва сверкнувших талантом, но словно комета, оставивших огненный след в истории и культуре России. Биография Н.Харито чрезвычайно насыщена противоречивыми поступками, продиктованными лихорадочно меняющейся ситуацией тех лет. Это и служба у Деникина, и дружба с П.Войковым Но одно было в нём неизменно интеллигентность, тактичность, коммуникабельность с любыми встреченными людьми. Так к примеру, романс Отцвели уж давно был написан им, с его же текстом, и он же был первым исполнителем. Но в редакции попросили подкорректировать текст, что помог сделать Василий Шумский, который затем просто поставил себя автором текста. Харито не только не обиделся, но долгое время дружил с Шумским, и писал музыку на его тексты. Родился Н.Харито в 1886г. в Ялте, в семье горного инженера и его гражданской жены гречанки по фамилии Харито, поэтому и носил он эту фамилию. В интернете очень подробно освещена биография Н.Харито, написавшего около 50 романсов за семь лет, среди которых и Астры осенние, и Кончилось счастье и другие, являющиеся гордостью и историей нашего русского песенного искусства. 6813500-a3298085 Романс в исп. известной певицы начала прошлого века Эмской М.А. (1881 1925) и ведь тоже ушедшей всего в 44года. 6813499-a3298085 Коллаж с картиной Риты Бекман Хризантемы Отцвели уж давно хризантемы в саду, (с) Осень дышит сырою прохладой, Андромеда рассыпала звёзд череду Мирозданью церковным окладом Умирающих листьев полёт в тишине, Словно исповедь перед прощаньем, Звук романса в слегка приоткрытом окне, Догорающей свечки мерцанье, Что горит пред неведомым этим певцом, Чтоб добиться звучанья бельканто, ** И напомнить романсом об авторе, том, Что погиб лишь сверкнувши талантом Подарив в своих песнях и светлую грусть, И надежду под тенью разлуки, Лишь таким дано право в вечность шагнуть, Коль расправу свершат богомерзкие руки. Ведь не ведомо этим, обуянным злом, Друзьям зависти и фарисейства. И готовым идти по дороге с грехом, Не гнушаясь смертельным злодейством, Что века оставляют в памяти тех, Лишь прекрасных в любви и страданьях, Что не клянчат вниманье, дешёвый успех, Их найдя в красоты созидании. Откровеньем романсы сквозь время идут, Вновь трепещет в волненьи душа И пусть вечно цветут хризантемы в саду Страстью, негой, любовью дыша ** - во времена моды на бельканто певцы отрабатывали технику перед горящей свечой, добиваясь отсутствия волнения пламени.
Нет, Владимир Николаевич, В.И. Ленин не был, он есть и будет. Это временщики приходят и уходят.
Спасибо, Нина Николаевна. Лес апрельский интересен: После зимы в нём, как известно, Что оживает, что поёт, Что зеленеет, что цветёт. Грибы ж эти, чтоб усвоить, Ещё нужно приготовить. Но проблем и с ними нет: Всё подскажет интернет.
Татьяна Павловна, забыли еще одного, самого цитируемого в СССР, самого почитаемого и вечно живого Ленина В.И.. Вон сколько томов у него в ПСС. Не было ни одного военнослужащего, кто бы не конспектировал его работы. Ленин - наше ВСЁ! Был! Сегодня наше ВСЁ - Пушкин! Но он не апрельский! Нина Николаевна, у Шекспира на сегодня сразу две даты - День Рождения и День Смерти в одном и том же городе, в одном и том же доме и даже в той же самой комнате!
6535724-a151550 Мариночка! С ДНЕМ РОЖДЕНИЯ! Всего самого наилучшего!Исполнения мечты! Приходи! Не забывай нас!
Апрельский лес манит красотою, запахами и съедобными подарками, словом, полон чудес! А сколько их еще впереди! Вдохновения Вам, Бронислав Петрович! Похоже, отведали грибочков не в мечтах, а на самом деле! Доброго вечера!





















 



http://www.roscomsport.com/

https://proshkolu.ru/user/robot/blog/568472/

https://roscomsport.com/

https://roscomsport.com/