text - Альбина Фаизовна Залялютдинова
https://proshkolu.info/


Логин

Регистрация
Пароль
Забыли пароль?
http://proshkolu.info/

  О портале   Реклама   ТОП-100 школ   ТОП-100 участников   Рейтинги `Источника знаний`  

http://totaltest.ru/?promo=proshkolu&utm_source=site&utm_medium=proshkolu&utm_campaign=250x50 (edited)

https://ginger-cat.ru?from=proshkolu

https://diso.ru/?promo=proshkolu&utm_source=site&utm_medium=proshkolu&utm_campaign=250x50

https://mogu-pisat.ru/kurs/uchitel/?SECTION_ID=&ELEMENT_ID=1759325



ГЛАВНАЯ

ВСЕ ШКОЛЫ

НА КАРТЕ

КЛУБЫ

КОНКУРСЫ

БИБЛИОТЕКА

ИСТОЧНИК ЗНАНИЙ

ПОМОЩЬ











Альбина Фаизовна Залялютдинова

Папка "МЕТОДИЧЕСКОЕ РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ РЕЧИ И КОРРЕКЦИИ ЕЕ НЕДОСТАТКОВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ЗАНЯТИЯХ ПО РАЗВИТИЮ ПСИХОМОТОРИКИ И СЕНСОРНЫХ ПРОЦЕССОВ"



КАБИНЕТ

ФАЙЛЫ

БЛОГ

ДРУЗЬЯ

ШКОЛЫ

ОБЩЕНИЕ

НАСТРОЙКИ

ЗАКЛАДКИ



 text




МЕТОДИЧЕСКОЕ РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ РЕЧИ И КОРРЕКЦИИ ЕЕ НЕДОСТАТКОВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ЗАНЯТИЯХ ПО РАЗВИТИЮ ПСИХОМОТОРИКИ И СЕНСОРНЫХ ПРОЦЕССОВ

 

Тухватуллина Альбина Фаизовна

Учитель-дефектолог, первой квалификационной категории

Муниципальное казённое специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида г. Сосновки               Вятскополянского района Кировской области

 

 

В настоящее время многочисленными исследованиями установлено, что у детей с ограниченными возможностями значительные отклонения обнаруживаются в области сенсорики и моторики.

Проблема сенсорного и психомоторного воспитания детей с  нарушениями интеллектуального развития занимает большое место в коррекционной педагогике и психологии. Это естественно, поскольку известно, что у детей недостаточно развита предметно-практическая деятельность.

         Наблюдается недоразвитие ручной умелости, неумение выполнять целенаправленные действия руками. Познание осуществляется, как правило, в наглядно-образной форме, в процессе предметной деятельности с познавательными объектами.

Сенсорное воспитание означает целенаправленное совершенствование, развитие у детей сенсорных процессов (ощущений, восприятия, представлений.  Развитие ощущения и восприятия ребенка – необходимая предпосылка для формирования у него более сложных мыслительных процессов.  Сенсорные процессы неразрывно связаны с деятельностью органов чувств, поэтому правильные представления о предметах легче формируются в процессе их непосредственного восприятия, как зрительного, так и слухового и осязательного, в процессе различного рода действия с этими предметами.

Обучая детей общественным способом обследования предметов с помощью специально разработанных систем сенсорных эталонов, можно значительного повысить уровень их зрительного восприятия. Осязание в операциях ручной  деятельности играет роль ближайшего  регулятора над трудовыми действиями. Оно отражает форму, плотность, шероховатость, температуру и другие признаки, а также свойства и качества объектов. В связи с этим осязание – необходимый компонент человеческой деятельности.            Глубокое сенсорное недоразвитие этих детей, неумение выполнять на основе чувственной информации элементарные умственные операции, трудности в овладении предметными действиями, нарушения у них мелкой ручной моторики, координации движений, требует проведения с этими детьми большой специальной коррекционной работы.   

Для этого я провожу  коррекционные занятия по сенсорному воспитанию и развитию мелкой моторики рук. Разработала программу: «Развитие психомоторики и сенсорных процессов для детей с ограниченными возможностями здоровья».

Основные направления программы :

·   обучение самомассажу рук и пальцев с целью укрепления кистей рук;

·   формирование моторики рук, их двигательных функций, освоение мелких движений;

·    развитие глазомера, координации глаз и рук;

·   обучение умению целенаправленно управлять движениями своих рук в учебной деятельности, в бытовых ситуациях;

·   обучение способам дифференцировки предметов по температурному и болевому признаку; поверхностей; сопряженным движениям рук на плоскости (вверх-вниз, влево- вправо) – одной и двумя руками; нахождению предмета на плоскости по указанию  педагога.

·   формирование и развитие приемов активного осязания (выделение ведущей руки и действий двумя руками сразу на уровне узнавания.)

·   развитие навыков самообслуживания

Процесс осязательного обследования предметов наиболее продуктивно протекает при ощупывании двумя руками, подчиняется концентрическому  принципу: вначале предмет обследуется в целом, затем, детали  и, наконец, вновь осязательно воспринимается, обогащенный деталями  объект в целом.

Фазы обследования:

1.                      Ориентировочные движения рук, которые способствуют определению положения объекта в осязательном поле;

2.                      Первичное ощупывание, при котором происходит анализ деталей контура предмета;

3.                      Повторное ощупывание, при котором синтезируются осязательные сигналы , и формируется целостный пространственный образ.

В основу программы положен концентрический принцип, заключающийся в увеличении объема знаний, накопленных приемов и способов развития ручной умелости, координации глаз и рук, активного осязания на каждом этапе обучения.

Цели программы:

- развитие и коррекция сенсорной и умственной деятельности;  

- формирование пространственных представлений и ориентировок;

- развитие умений и  навыков ручной деятельности:

Задачи программы:

1. Развитие познавательной деятельности.

2. Развитие сенсорных процессов.

3. Развитие глазомера и координации (глаз-рука).

4. Освоение мелких движений.

5. Укрепление кистей рук и пальцев.

6. Вырабатывание целенаправленности, устойчивости деятельности, самоконтроля.

 

Применяются следующие методы:

1. Стимулирование и мотивация учебно-познавательной деятельности;


2. Организация и осуществление учебно-познавательных действий:               а) методы организации и осуществления чувственного восприятия учебных  объектов (наглядные);
б) методы организации и осуществления мыслительной деятельности детей (словесные);
в) методы организации и управления практической деятельностью детей (практические).                                                                                                         3. Организации контроля и самоконтроля эффективности учебно-познавательной деятельности детей.

Приемы:

– разминка (речевые, двигательные, голосовые );
– рассматривание рисунков, предметов;
– свободное и тематическое рисование;
– упражнения подражательного, творческого характера;
– конструирование;
– лепка;
– изготовление аппликаций из различных материалов;
– схематическое изображение предметов;
– игровые ситуации;
– создание проблемных ситуаций
– обсуждение прочитанного;
– заучивание стихотворений.

Программа предназначена для обучения детей с ограниченными возможностями.

Основной организационной формой обучения являются специальные занятия, которые проводятся по выбору учителем-дефектологом, психологом в индивидуальной, групповой, подгрупповой форме с учетом развития сенсорных процессов, ручной умелости, а также поставленных задач. Продолжительность каждого занятия  40 минут, в свободное от основных занятий время. В основу методики занятий положен комплексно-тематический подход в сочетании с наглядными и игровыми приемами. В предлагаемой системе занятий реализуется принцип коррекционной направленности при соблюдении триединой задачи (обучение, воспитание, развитие).

 

Коррекционное развитие проводится по основным направлениям:

1.                 развитие сенсорных и моторных функций;

2.                 развитие интеллектуальных функций;

3.                 развитие эмоционально-волевой сферы и игровой деятельности;

4.                 формирование, критичности, оценки и самооценки,

5.                 развитие речи.

Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной благодаря частым переключениям с одного вида деятельности   на другой. Каждое занятие представляет собой комплекс, включающий не только  задания  на развитие сенсорных процессов, тонкой моторики, процессов высшей нервной деятельности, но и упражнения на развитие эмоционально-волевой сферы, профилактики нарушения зрения (близорукости, дальнозоркости), упражнения по формированию речи учащихся с ограниченными возможностями здоровья.

 

Предложенные занятия позволяют научить детей:

а) различным действиям рукой и отдельными пальцами при выполнении различных микродинамических актов и крупных движений руки;
б) выполнять целенаправленные действия руками;
в) переносить сенсорный опыт в самостоятельную деятельность;
г) узнавать и называть эталоны;
д) соотносить эталоны;
е) выделять эталон из множества;
ж) соотносить эталон с признаком предмета;
з) определять последовательность событий;
и) видеть временные рамки своей деятельности;
к) ориентироваться в пространстве;
л) судить о противоположных  явлениях;
м) развить мелкую моторику рук, составлять и проговаривать алгоритм  действий.

С каждым занятием задания несколько усложняются. Увеличивается объем материала, наращивается темп выполнения заданий, сложнее становятся выполняемые практические  работы. Тем самым достигается основная цель обучения – расширение зоны ближайшего развития и последовательный перевод её в непосредственный актив, то есть в зону актуального развития.

Итак, наиболее сильным мотивирующим фактором являются приемы обучения, удовлетворяющие потребность школьников  в новизне изучаемого материала и разнообразии выполняемых упражнений. Использование разнообразных приемов обучения способствует закреплению и  языковых явлений в памяти, созданию более стойких зрительных и слуховых образов, поддержанию интереса и активности учащихся.

В  своей работе я стараюсь использовать разные игры, которые приходят во время самого урока, но и также очень внимательно просматриваю материал, который предоставляют другие учителя и нахожу в них необходимое для себя. Игры используются многими учителями, так как последние способствуют выполнению важных методических задач:

- созданию психологической готовности детей к речевому общению;

- обеспечению естественной необходимости многократного повторения или языкового материала;

- тренировка учащихся в выборе нужного речевого варианта, что является подготовкой к ситуативной спонтанности речи вообще.

Дидактические игры   (настольно-печатные, с предметами, словесные) имеют обучающий эффект, и в этом их основная ценность. Специально подобранные по разным разделам, они помогают целенаправленно решать задачи сенсорного воспитания детей.
      Игра способствует накоплению запаса ярких конкретных представлений о предметах и явлениях окружающей действительности, активизирует познавательную деятельность ребенка. Воспитывается сосредоточенность, внимание, настойчивость, развиваются познавательные способности, происходит овладение языком, коррекция психических функций, социальных отношений. Игра позволяет обеспечить нужное количество повторений на разном материале при сохранении эмоционально-положительного отношения к заданию.

Все дидактические игры, используемые на коррекционных занятиях, условно можно разделить на две подгруппы:
      - игры на познание и закрепление свойств окружающих предметов, направленные на развитие тактильных ощущений, зрительного, слухового восприятия, развитие обоняния, вкусовых ощущений;
      - игры, направленные на познание себя, своих мышечных ощущений, на кинетическое и кинестетическое развитие, осознание себя в окружающем пространстве (игры динамического и статического характера, связанные с движением и удержанием позы, определением своего местоположения).

Исходя из всего вышесказанного, я хотела бы подвести итог, выразив такую мысль: «Конечно, урок или занятие – это не только игра, но доверительность и непринужденность общения учителя с учениками, возникшие благодаря общей игровой атмосфере и собственно играм, дают более значительные результаты, и позволяет беседовать на разнообразные темы, предоставляя  больше возможностей побывать  в разных ситуациях, чем «сухое»  изложение материала и тренировочные упражнения. Именно поэтому я все чаще стараюсь найти новую игру и эффективно использовать ее на своих уроках.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Коноваленко С.В., Кременецкая М.И. Развитие психо-физиологической базы речи у детей дошкольного возраста с нарушениями развития. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСВО-ПРЕСС», 2012. – 112с.

 

2. Метиева Л.А. Развитие сенсорной сферы детей: пособие для учителей спец. (коррекц.) образоват. учреждений VIII вида. – М.: Просвещение, 2009. – 160с.

 

 





ОБСУЖДЕНИЕ


Комментариев пока нет

Прокомментируйте!

Выскажите Ваше мнение:

Зарегистрироваться




Вакансии для учителей









  Copyright © ПроШколу.ру 2007-2024. Все права защищены.   О проекте | Реклама | Статистика | Контакты | Translate
Использование материалов данного ресурса допустимо только с письменного разрешения администрации сайта.

Поиск по порталу













Новые комментарии



.. Лететь по волнам НА быстроходном катере.. Шедевр р-р! :-(((-это о содержании и выводе. Сисадмин эникей?
К чему Вам этот `глобализм`? ;) Смотрите ближе, вокруг себя. Да, вот прочёл Ваш пост от 2022 года, что-то изменилось?
Славный герой. Когда-то пионерский отряд моего класса носил его имя и совершал ради его памяти добрые дела.
А у нас нет пока птиц, у нас паводок, вода поднялась и пока не уходит - Обь пока стоит... Как уточнила местная администрация, река Черная выходит на дорогу в районе дома на улице Советской, 26, Черной Речки. Жителей улицы Городской отрежет от выезда из деревни. Людей просят выключить газ, свет, воду, отвязать собак и покинуть свои дома. Сейчас специалисты песком выстраивают границу вдоль реки Черная.
Хорошая книга!
Спасибо!!! Спасибо!!!





















 



http://www.roscomsport.com/

https://proshkolu.ru/user/robot/blog/568472/

https://roscomsport.com/

https://roscomsport.com/