Союз как часть речи. - Татьяна Михайловна Труднева
https://proshkolu.info/


Логин

Регистрация
Пароль
Забыли пароль?
http://proshkolu.info/

  О портале   Реклама   ТОП-100 школ   ТОП-100 участников   Рейтинги `Источника знаний`  

http://totaltest.ru/?promo=proshkolu&utm_source=site&utm_medium=proshkolu&utm_campaign=250x50 (edited)

https://ginger-cat.ru?from=proshkolu

https://diso.ru/?promo=proshkolu&utm_source=site&utm_medium=proshkolu&utm_campaign=250x50

https://mogu-pisat.ru/kurs/uchitel/?SECTION_ID=&ELEMENT_ID=1759325



ГЛАВНАЯ

ВСЕ ШКОЛЫ

НА КАРТЕ

КЛУБЫ

КОНКУРСЫ

БИБЛИОТЕКА

ИСТОЧНИК ЗНАНИЙ

ПОМОЩЬ











Татьяна Михайловна Труднева

Папка "Файлы пользователя"



КАБИНЕТ

ФАЙЛЫ

БЛОГ

ДРУЗЬЯ

ШКОЛЫ

ОБЩЕНИЕ

НАСТРОЙКИ

ЗАКЛАДКИ


РБ Литература 7 класс

 Союз как часть речи.




Урок русского языка в 7 классе.

Учитель: Труднева Т.М.

Тема: Союз как часть речи

Цели: повторение и совершенствование знаний о союзе как части речи; формирование умения определять роль союзов в предложении; закрепление умения ставить знаки препинания при однородных членах и в сложном предложении; развитие творческой, речевой и мыслительной активности; формирование коммуникативных качеств личности учащихся.

Ход урока

I . Организационный момент.

Учитель: Здравствуйте! Садитесь. Проверьте, пожалуйста, все ли готово к уроку. Спасибо. Откройте тетради и запишите число.

      Ребята, представьте, что солнце светит всё ярче, снег почти растаял, и скоро у вас начнутся   любимые каникулы. Улыбнитесь друг другу и пожелайте творческих успехов на сегодняшнем уроке.

- А сейчас наш урок начнём с решения лингвистических задачек? Что же это значит?

 

II . Повторение изученного.

1 задача:  Прочитайте тест. Из правильно выбранных ответов составьте рассказ-сообщение.

Самотестирование

1. Какой раздел русского языка мы изучаем?

А) синтаксис б) фонетику  в) морфологию

2. С какой частью речи вы познакомились на последних уроках?

А) с существительным б) с предлогом в) с наречием

3. Какой частью речи является предлог?

А) служебной б) самостоятельной

4. Какое значение имеет предлог?

А) временное б) пространственное в) в сочетании с существительным выражает временные, пространственные, причинные, целевые, образа действия, дополнительные значения.

5. Какие выделяются группы предлогов по происхождению?

А) не выделяются б) производные и непроизводные

6. какие выделяются группы предлогов по составу?

А) сложные б) простые и составные

7. Как изменяются предлоги?

а) по лицам и числам б) не изменяются в) по родам, числам, падежам

 

    ИТАК, Выслушаем несколько ответов, определим лучший рассказ-сообщение о предлоге. Помните, что высказывание о предлоге нужно дополнять примерами.

 

2 задача:   В предложениях найти производный предлог. Обосновать свой выбор, записать предложение в тетрадь (работа в парах).

1.      Кормят воробьи своих птенцов гусеницами и черв_чками, а ловлей гусениц они занимаются в течени_  трех недель, пока воробьята не выр_стут.

2.     Река в течени_ своем делает много п_воротов.

3 задача: Ребята, а какие еще служебные слова  встречаются в этом предложении?

Докажите, что И, А, ПОКА являются союзами.

- Составьте  схему 1-го предложения, объясните знаки препинания.

 

[ О  и  О ], а [ -  =  ], пока [-  = ].

 

- Как вы думаете, почему в схеме отражаются именно союзы, а не предлоги и другие слова? (Союзы связывают однородные члены предложения и простые предложения в составе сложного).

  - Определите тему нашего урока.  

- Запишите тему урока: Союз как часть речи.

- Какие задачи мы поставим перед собой?  

 

III . Работа по теме урока.

1.      Как вы думаете, что обозначает слово «союз»? Попробуем создать его образ. Какие ассоциации вызывают у вас это слово?

2.      Заглянем в толковый словарь С.И. Ожегова. (Чтение словарной статьи о союзе)

       Дополнительное сообщение: Слово «союз» очень древнее. Когда-то в нем выделялась приставка со-, имеющая значение «вместе», и корень -юз- со значением «связь», близким по значению к словам «узы», «узел».

      Приставка со- в значении «вместе» есть во многих словах русского языка: сотрудник – «тот, кто трудится вместе с кем-то»; соавтор – «тот, кто вместе с кем-то создает произведения»; и т.д.

      Однако основа слова союз в настоящее время не членится на морфемы: все слово состоит из одного корня и нулевого окончания.  

3.      Выяснение роли союзов.

- Попробуйте дать определение союзу как части речи. В чем же заключается роль союзов? (Связывают однородные члены и предложения в составе сложного).

- Только ли в этом заключается роль союзов? Для ответа на этот вопрос рассмотрим предложения:

 

Задание. Прочитайте предложения.

В лесу можно услышать чудесное пение соловьёв и дроздов.

В лесу можно услышать чудесное пение не соловьев, а дроздов.

В лесу можно услышать чудесное пение соловьев или дроздов.

В лесу можно услышать чудесное пение то дроздов, то соловьев.

 

·         С приходом весны синицы бойко перелетали с ветки на ветку в поисках жучков, и овсянки старались выводить звенящие трели.

·         С приходом весны синицы бойко перелетали с ветки на ветку в поисках жучков, а овсянки старались выводить звенящие трели.

·         С приходом весны синицы бойко перелетали с ветки на ветку в поисках жучков, когда овсянки старались выводить звенящие трели.

 

- Подчеркните союзы в предложениях. Что связывают союзы в первой группе предложений? (Однородные члены) Во второй? (Простые предложения в составе сложного).

- Одинаковы ли по смыслу предложения первой группы? Второй?

- Что следует из этого наблюдения?

- Какую роль выполняют союзы?  

- Сформулируйте вывод.

ФИЗМИНУТКА   

 

- Назовите союзы, состоящие из одного слова. Из двух? Какие это союзы по строению? Как мы их будем называть? (простые и составные)

  - Обобщим всё, что узнали о союзе по плану определения любой части речи, знакомому вам с 5-го класса: общее грамматическое значение, морфологические признаки, роль в предложении с опорой на теоретический материал учебника на стр. 147.

     В результате получается   блок-схема:

 

                                         Служебная часть речи

                                          Нет лексического значения

                                         Вопрос задать нельзя

                                          Связывает однородные члены

            союз                          Связывает простые предложения в составе сложного

                                        Не является членом предложения

                                         Бывают простые и составные

                                          Сочинительные и подчинительные

 

IV . Закрепление.

Выполним упражнение 313.

- Прочитайте текст, озаглавьте его. К какому стилю и типу речи его можно отнести?

- Какова основная мысль текста?

- Какие из выделенных союзов соединяют однородные члены, какие – простые предложения в составе сложного (составление схем).

- Найдите союзы – синонимы союзов, данных в рамке.

- Выпишите слова с пропущенными буквами, объясняя условия выбора орфограммы.

- Как вы понимаете слово суждение?

- Слова средства, реальный и с итуация выписываются в тетрадь и определяется их лексическое значение по толковому словарю. Составьте устно с данными словами предложения.

V .   Итог   урока.

  - Что вы сегодня на уроке узнали нового о союзе?

 - Достигнуты ли задачи урока?

 - Какие вопросы возникли в ходе изучения данной темы?

 

Домашнее задание: упр. 318, выучить слова в рамочках, изучить блок-схему.


Урок русского языка. Тип урока - объяснение нового материала.
Автор: Труднева Т.М.
Тэги: Урок русского языка.



ОБСУЖДЕНИЕ


Дилорам Абдурахимовна Иноятова2014-03-12 16:03:37 - Дилорам Абдурахимовна Иноятова
Спасибо. Умно и добросовестно.

Прокомментируйте!

Выскажите Ваше мнение:

Зарегистрироваться




Вакансии для учителей









  Copyright © ПроШколу.ру 2007-2024. Все права защищены.   О проекте | Реклама | Статистика | Контакты | Translate
Использование материалов данного ресурса допустимо только с письменного разрешения администрации сайта.

Поиск по порталу













Новые комментарии



Файл не скачивается
Файл не скачивается Файл не скачивается
Файл не скачивается Файл не скачивается
Файл не скачивается Файл не скачивается
То, что магнолия видела динозавров, не может не удивлять. Значит этому растению миллионы лет, если учесть, что динозавры существовали 170 миллионов лет назад. Но, наверно, магнолия тогда была другой: не могла же она не эволюционировать за столько лет. У вас, Татьяна Павловна, как и должно быть: апрель же только.
У нас гиацинты и нарциссы отцветают, уже цветут лилиецветные тюльпаны. Цветёт виола, незабудка, маргаритка,императорский рябчик и примула. Отцветает жимолость.





















 



http://www.roscomsport.com/

https://proshkolu.ru/user/robot/blog/568472/

https://roscomsport.com/

https://roscomsport.com/