Поселение и жилище адыгов и балкарцев - Жанета Кабоновна Тимижева
https://proshkolu.info/


Логин

Регистрация
Пароль
Забыли пароль?
http://proshkolu.info/

  О портале   Реклама   ТОП-100 школ   ТОП-100 участников   Рейтинги `Источника знаний`  

http://totaltest.ru/?promo=proshkolu&utm_source=site&utm_medium=proshkolu&utm_campaign=250x50 (edited)

https://ginger-cat.ru?from=proshkolu

https://diso.ru/?promo=proshkolu&utm_source=site&utm_medium=proshkolu&utm_campaign=250x50

https://mogu-pisat.ru/kurs/uchitel/?SECTION_ID=&ELEMENT_ID=1759325



ГЛАВНАЯ

ВСЕ ШКОЛЫ

НА КАРТЕ

КЛУБЫ

КОНКУРСЫ

БИБЛИОТЕКА

ИСТОЧНИК ЗНАНИЙ

ПОМОЩЬ











Жанета Кабоновна Тимижева


КАБИНЕТ

ФАЙЛЫ

БЛОГ

ДРУЗЬЯ

ШКОЛЫ

ОБЩЕНИЕ

НАСТРОЙКИ

ЗАКЛАДКИ
Вы здесь:  Жанета Кабоновна Тимижева / Блог / Поселение и жилище адыгов и балкарцев


ЗАПИСЬ #2

КОММЕНТАРИИ (0)

ОБСУДИТЬ

В ЗАКЛАДКИ


16 мая 2024, 10:42, автор - хозяйка блога
Жанета Кабоновна Тимижева

Поселение и жилище адыгов и балкарцев

                         Республиканский конкурс «Черкесский мир»

 

 

 

 

 

 

 

Секция: «Культурологие»

      Название работы: «Поселение и жилище адыгов и балкарцев в прошлом и настоящем

 

 

 

 

                                                                

 

                                                                    Автор работы: Тлеужева Саида,8 класс

                                                       МКОУ СОШ №3 г.п. Терек

                         Руководитель: Тимижева Жанета Кабоновна






Содержание

 

Введение

          1.      Поселения кабардинцев

          2.      Поселения балкарцев

          3.      Усадьба и жилище кабардинцев и балкарцев

             3. 1 Усадьба и жилище кабардинцев

            3. 2 Усадьба и жилище балкарцев

          4.   Внутреннее убранство жилищ кабардинцев и балкарцев

          5.    Хозяйственные постройки кабардинцев и балкарцев

          Заключение

            Литература

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Актуальность темы исследования. Много исследований посвящено вопросам социально-экономического и культурного развития кабардинцев и балкарцев. Однако еще немало аспектов истории народов Кабардино-Балкарии до сего времени остаются слабо изученными, что особенно прослеживается при ретроспективном рассмотрении проблемы развития материальной культуры в Кабарде и Балкарии во второй половине XIX - начале XX века.

Поселение наряду с жилищем представляет собой один из элементов материальной культуры, развитие которого находится в непосредственной зависимости от уровня социальной, хозяйственной и идеологической жизни народа. Все сколько-либо существенные изменения в экономике, социальной организации и идеологических представлениях общества так или иначе накладывают свой отпечаток на облик поселения.

История поселений и жилищ, как и всей материальной культуры народа - это его история. Значительное влияние на материальную культуру (в т. ч. поселения и жилища) оказывают социально-экономические условия жизни народа и географическая среда, где проживает тот или иной народ. В зависимости от этих условий и под воздействием внешнего фактора (нападение пришлых племен) поселения и жилища адыгов и балкарцев на протяжении веков претерпевали изменения.

Выбирая место для поселения, кабардинцы обращали большое внимание на топографию местности, располагали населенный пункт на таком месте, где было больше солнца. Фасадом на юг строили все дома.

Балкарцы, как и кабардинцы, всегда выбирали место для поселения с точки зрения хозяйственной целесообразности и безопасности. Это касается прежде всего наличия питьевой воды, близости пашни, сенокосных угодий, леса, удобств для самозащиты и т. д.

После завоевания Кавказа, в том числе Кабарды, царизмом имевшиеся в населённых пунктах укрепления были ликвидированы, и усадьбы в них стали располагаться в беспорядке, нередко вдали друг от друга. Они различались по размерам и формам.

В отличие от кабардинцев, которые не испытывали проблем с земельной площадью, балкарцы в условиях чрезвычайной ограниченности земель располагали свои жилища вблизи усадеб («юй орды»). Многие из них были безусадебные и не имели даже двора. Например, в конце XIX в. 25 % хозяйств не имели надворных построек, около 50 % имели по одной, остальные, наиболее зажиточные семьи, имели по несколько построек.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.   Поселения кабардинцев

В эпоху неолита, в связи с возникновением земледелия и скотоводства, у наших предков появляются первые постоянные поселения. Такие поселения были обнаружены в окрестностях Нальчика (Агубековское поселение и Нальчикский могильник). В эпоху металла поселение было обнаружено также в районе Долинска. Здесь открыты стоянки с наземными постройками прямоугольной формы, сооруженные из жердей и прутьев, обмазанных снаружи глиной (турлучная техника).

В условиях распада патриархально-родовых устоев и постоянных вторжений кочевых скифских, сарматских и иных племен возникла объективная необходимость создания укрепленных поселений, которые были обнесены высокими земляными валами и рвами. Поверх валов на некоторых городищах имелись дополнительные укрепления, которые состояли из двух рядов плетня, засыпанного внутри землей. Они предназначались для сдерживания конницы нападавших. В других случаях вокруг поселений возводили более надежные стены из камня.

К середине XIX в. наиболее распространенным типом поселений адыгов было небольшое моногенное (однофамильное) поселение, состоявшее из нескольких (не более 1-1,2 десятков) дворов, все члены которого находились между собой в прямом кровном родстве. В условиях дальнейшего развития феодальных отношений за адыгскими поселениями моногенного типа закрепляется термин «хьэблэ» (адыгское -«хьабл»). Это слово происходит от слова «благьэ» - «родственник» с добавлением «хэ», обозначающего «пространство, место» (в адыгейском языке - «хабль»).

С XIX в. у кабардинцев уже начинают преобладать полигенные (многофамильные) селения, принадлежавшие различным княжеским фамилиям, которые были разбиты поквартально. И слово «хьэблэ» начинает приобретать новое значение. Если раньше «хьэблэ» означало в целом селение, то при полигенном типе селения оно означает «квартал», который назывался по фамилии владельца этого квартала. В середине XIX в. 39 селений Большой Кабарды из 40 населенных пунктов принадлежали Атажукиным и Мисостовым, 36 признавали власть князей из рода Кайтукиных и Бекмурзиных; 17 малокабардинских селений находились под властью потомков княжеской фамилии Бековичей-Черкасских. Тип владельческого поселения был и у западных демократических племен адыгов: абадзехов, шапсугов, натухайцев.

  Крупные полигенные соседско-территориальные и владельческие поселения назывались у адыгов «къуажэ», «жылэ» (адыгейские «къуаж», «ч1ылэ»). Кабардинские поселения (къуажэ, жылэ, хьэблэ) в русских источниках XVI - XVII вв. назывались кабаками, в XVIII в. – деревнями, в XIX – начале XX в. – аулами и селениями.

Выбор места для поселения зависел от близости питьевой воды, удобных земельных угодий под пашню, сенокос, наличие леса. Поэтому почти все поселения располагались по берегам Терека, Черека, Баксана, Малки и их небольших притоков.

Каждое селение имело одно или несколько кладбищ, число которых зависело от численности дворов, кварталов (хьэблэ или жэмыхьэт). В предгорных селениях кладбища (кхъэ) располагались на окраине, у подножия горы или на соседнем холме, в плоскостных – в черте населенного пункта.

В большинстве случаев поселения состояли из усадеб князей или уорков и крепостных крестьян. При этом усадьбы владельцев селения нередко располагались отдельно от других усадеб. В середине XIX в. поселения, как и прежде, были малодворными.

Со второй половины   XIX в. в кабардинских селениях быстро увеличивалось количество дворов. Так, если в 1865г. в селениях Большой Кабарды насчитывалось 3866 дворов, то к 1889г. – 8403.

По месту расположения кабардинские поселения делились на предгорные и степные. В предгорных районах, прилегающих к степной зоне, всегда существовала опасность внезапных нападений со стороны тюркских племен, и это заставляло адыгов селиться в больших селениях с общей оградой. Предгорные поселения были длинными и узкими, тянувшимися вдоль берегов рек. Они в большинстве случаев имели единственную улицу. Плоскогорные селения были шире, но и они не имели никакой планировки. Дома располагались в беспорядке. Улицы были узкие и кривые.

    В селениях Кабарды кварталы имели самые различные размеры и формы.

 

2.   Поселения балкарцев

Населенные пункты Балкарии назывались «эль», «журт». Они были разбросаны по ущельям рек Чегема, Баксана. Большинство из них располагались в горных районах. Правда, сел. Кенделен, Каш-Катау, Хабаз находились в предгорной местности. Они были образованы в 1873-1875 гг. в результате земельной реформы.

Определенный отпечаток на балкарские поселения наложили относительная изолираванность горных ущелий друг от друга и связь с другими соседними народами через перевалы.

Большинство балкарских селений в ущельях расположено террасообразно. При беглом взгляде казалось, что один дом стоит над другим, образуя как бы ступени огромной лестницы. Чревычайно скученные посёлки с ярко выраженной вертикальной зональностью имелись во всех ущельях. Это объясняется недостатком земли.

 В XIX - начале XX в. в более крупных балкарских населенных пунктах, как и в кабардинских, сохранялось деление на кварталы (тийре), каждый такой квартал имел даже свое кладбище. Одно из отличительных черт названий балкарских населенных пунктов то, что большинство из них, за исключением сел. Жабоево, Глашево, Темнрхановское и Урусбиево, не носили названия своих владельцев, как это имело место в Кабарде. Это говорит о меньшей степени феодализации Балкарии в конце XIX в., нежели в Кабарде.

Недостаток удобной земли, суровые географические условия, невозможность расположить на скалистых гребнях горных хребтов значительное количество дворов, постоянная нужда в пастбищах, стремления быть ближе к ним заставляли балкарцев жить небольшими поселениями.

В конце XIX в. в большинстве балкарских населенных пунктов имелось немногочисленное количество дворов. Например, в 1889 г. из 68 балкарских населенных пунктов только в четырех имелось свыше 100 дворов: Кенделене (194), Урусбиеве (104), Чегемском (106) и Хуламском (113) в 6 - от 60-93, в 14 - от 31 до 47, в 8 – от 20 до 28, в 21 - от 10 до 20, в 15 от 1 до 10 дворов .

Крупные полигенные поселения имели место и в балкарских обществах. Об этом свидетельствует тот факт, что в середине XIX в. в некоторых балкарских селениях насчитывалось в среднем 50-80 дворов. Это подтверждают и народные предания, согласно которым основателями большинства балкарских селений выступают одновременно несколько фамилий. Так, например, основателями селения Эски Безенги (Старое Безенги) считаются четыре фамилии: Холамхановы (две семьи), Чочаевы, Рахаевы, Боттаевы (последние три по одной семье); первопоселенцами в сел. Булунгу в Чегемском ущелье были фамилии Акаевых и Таппасхановых и т.д.

В балкарских населённых пунктах , как и в кабардинских, отсутствовала планировка, многие не имели и кварталов. В отличие от кабардинских селений, в балкарских не было улиц, а переулочки были кривые и узкие.

В прошлом на окраине балкарских населённых пунктов воздвигались оборонительные башни, которые сохранились в Хуламо-Безенгийском ущелье и других районах Балкарии до наших дней. Целый комплекс укреплений имелся в районе с. Зылги.

По своей ориентации балкарские населённые пункты не отличались от кабардинских. В большинстве случаев они располагались на южных склонах гор, и солнце «отапливало» их в течение всего дня.

Имевшиеся в каждом селении кладбища располагались на окраинах.

Населенные пункты Балкарии, как и Кабарды, располагались в большинстве случаев на сравнительно небольшом расстоянии друг от друга, а во многих случаях сливались один с другим.

 

 

           3.Усадьба и жилище кабардинцев и балкарцев

Археологические материалы, найденные в различных районах края, свидетельствует о том, что, как и в других регионах планеты Земля, на ранних этапах истории Северного Кавказа, т. е. в эпоху палеолита, жилищем древнейшему человеку служили главным образом естественные пещеры и скальные навесы. Наряду с пещерами и скальными навесами были и примитивные, используемые человеком укрытия, типа шалаша и навеса, которых в горах было множество. Временные стойбища, пищеры и легкие наземные шалаши и навесы были характерны также для верхнего палеолита (40 – 12 тыс. лет до н. э.), памятники которого представлены на Северном Кавказе довольно скромно.

Как было сказано выше, первые поселения в эпоху неолита были обнаружены в окрестностях Нальчика (Агубековское поселение и Нальчикский могильник). При этом в Долинске стены построек были выстроены из двух рядов плетня, засыпанных внутри землей вперемешку с рубленой соломой. В каждом жилище имелись очажные ямы и ямы для хранения зерна. Жилища были расположены на некотором расстоянии одно от другого без какого-либо заметного порядка.

К периоду неолита относятся во многом еще представляющие загадку своеобразные каменные погребальные домики-дольмены, встречающиеся в большом числе в различных районах Северного Кавказа. По своему назначению дольмены - это действительно специфические культовые погребальные сооружения, но в некоторых своих чертах они отражают форму жилища оставившего их населения. Особенностями жилой архитектуры подсказаны, по-видимому, двухкамерная планировка некоторых дольменов и устройство входных отверстий, образованных выступами боковых стен и нависающей сверху плитой перекрытия, на поминающей козырек, - все это как бы имитирует устройство навесов-галерей перед входом в жилище, столь характерных для архитектуры южных районов.

Подобно форме поселений, тип и характер усадьбы на Северном Кавказе в прошлом находились в большой зависимости от месторасположения. В горных селениях усадьбы были крайне незначительными и к тому же располагались на разных уровнях, если селение находилось на крутом склоне или вершине горы.

        

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.1   Усадьба и жилище кабардинцев

В результате Русско-Кавказской войны царское правительство разрушает хозяйственно-территориальное устройство адыгов, в т. ч. Кабарды. Были снесены все укрепления, которые имелись в населенных пунктах, были разрушены усадьбы («щ1ап1э»), которые имели определенную планировку. Они стали разбросанными. До этого они располагались замкнутым кругом или квадратом ( XVI - XVIII вв. ) , имели один общий скотный двор с различными хозяйственными постройками.

Значительную часть усадьбы занимал обширный двор, вокруг которого расположены различные хозяйственные постройки. Меньшую – сад и огород.

Усадьба обносилась плетневой оградой (бжыхь), а в предгорных и горных селениях каменной оградой, высота которой достигала до 2 м. В некоторых селениях ограда представляла собой земляной вал с терновником и неглубокой канавой. С конца XIX в. усадьбы стали обсаживать деревьями.

Кабардинская усадьба, как и всякая адыгская, состояла из нескольких дворов, имевших различное назначение. Основным из них считался жилой двор (пщ1ант1э). Около дома находились кухня с дымарём. Особенностью кабардинской усадьбы являлось наличие отдельной изолированной кухни (пщэф1ап1э). Строительство отдельной кухни было связано   с бытовавшем у кабардинцев обычаем избегания, не позволявшим снохам встречаться со свёкром и старшими мужчинами рода.

Все дворы усадьбы, отделявшиеся друг от друга плетневыми оградами, соединялись перелазами (щхьэдэхып1э). Все усадьбы соединялись с улицами и переулками.Усадьба имела ворота, которые делались из плетня с орнаментом (куэбжэ, набжэ).

По обычаю кабардинцев и балкарцев при разделении семьи на две-три части усадьба не дробилась. Она переходила к старшему или младшему сыну. Новая же семья получала усадебный участок в другом месте, на окраине селения или старая семья покупала для него усадьбу по договорённости.

Таким образом, кабардинская усадьба во второй половине XIX – начале XX в. была довольно обширной и развитой по сравнению с усадьбами соседних народов.

В период средневековья у адыгов бытовали в   качестве жилища круглые хижины с плетеными цилиндрическими стенами, обмазанными глиной, с конусообразной, покрытой соломой крышей. Петр Симон Паллас (1741-1811) в своей работе «Заметки о путешествиях в южные наместничества Российского государства в 1793 и 1794 гг.» писал, что адыги занимают место для поселения следующим образом: когда по близости нет воды, они проводят ее к себе из наиболее близкого ручья по каналу, устраивая маленькие плотины, которые строят с таким же искусством, как крымские татары. Они строят свои дома близко один к другому, одним или несколькими кругами или четырехугольниками, таким образом, что внутреннее пространство представляет собой общий скотный двор, имеющий лишь одни ворота, а дома, окружающие его, служат как бы для его охраны. Дом узденя (или князя), обычно стоящий особняком, заключает в себя ряд отдельных четырехугольных помещений. Паллас далее пишет, что дома представляют собой удлиненные четырехугольники от 4 до 5 сажен длины и немного более полутора сажен ширины, плетеные из ветвей, густо обмазанных глиной. Крыши плоские, сделанные из легких стропил и покрытые камышом. Жилище из камня в раннем средневековье бытовало во многих регионах проживания адыгов. Один такой дом был раскопан   Б. Е. Деген-Ковалевским на городище VI—VIII вв. у современного селения Заюково Баксанского района КБР. Постройка имела площадь около 60 кв.м, стены его, сложенные насухо из булыжника, снаружи были обмазаны известью, смешанной с глиной, пол был выложен галькой и щебнем. Жилище состояло из двух или трех жилых помещений, в большем из которых, у задней стены, находился углубленный очаг, обложенный керамической плиткой. Другой очаг находился в меньшей комнате. Ближайшее жилище от этого дома находилось на расстоянии 100 м, что свидетельствует о свободной, разбросанной планировке всего поселения.  

У скифов и сарматов-алан была распространена в качестве жилища передвижная кибитка на колесах. Круговое расположение кибиток и повозок переняли позже и кабардинцы.

Также наиболее древним типом жилища кабардинцев является однокамерный дом (унэшхуэ) продолговатой формы с полуовальными концами. Такие дома встречались у кабардинцев и в XIX в.   Однокамерный дом-комната имел одну дверь, состаявшую из 2 створок (бжэзэ1ух), сделанных из цельной дубовой доски. В большинстве случаев эти дома не имели ещё фундамента и окон. Окна в кабардинских домах появились в середине XIX в., но стекло было доступно только зажиточным слоям населения. Свет в их жилище проникал через дымарь и двери. Однокамерный дом с очагом одновременно служил и спальней, и кухней, и столовой.

С развитием производственных сил и отношений изменился и быт людей, возрастали их потребности. Однокамерные дома стали заменяться двухкамерными.

Со второй половины XIX в. кабардинцы начинают строительство двухкамерных домов с оконными проемами. Двухкамерные дома различались по своей планировке: одни из них имели один вход и внутреннюю дверь,   другие - два самостоятельных входа, и, наконец, третьи – два входа и внутренние двери. Пристраивалась к дому отдельная комната с отдельным входом для молодоженов («лэгъунэ»).

Также во второй половине XIX в. Появились и трёхкамерные жилища, состоявшие из большой комнаты, сеней (сенэ) и помещения новобрачных.

Появление многокамерных домов свидетельствовало о значительных изменениях в общественной и семейной жизни кабардинцев, о распаде большой семьи.

 

 

 

3.2   Усадьба и жилище балкарцев

В условиях чрезвычайной ограниченности удобных земель усадьбы и жилища балкарцев были прижаты друг к другу. Для них характерны теснота и скученность. Усадьбы (юй орун) были небольшими и не имели строгого разделения на различные дворы, как в Кабарде. В усадьбах балкарцев было мало построек. Для балкарских поселений был характерен гнездовой принцип расположения хозяйственных и жилых построек.

         В большинстве случаев около дома балкарца имелся небольшой дворик, обнесённый невысокой оградой из булыжника. Во дворе, рядом с домом, была расположена небольшая конюшня.

         Что касается балкарских таубиев, то некоторые из них имели довольно обширные усадьбы с несколькими дворами, в том числе двориком и домом для гостей. Интересно и то, что отдельные хозяйства имели и кухни, расположенные в центре двора и являющиеся общими для нескольких дворов.

         В балкарских поселениях, как и в Кабарде,усадьбы не дробились. Новая семья или создавала своё хозяйство в другом месте, или оставалась жить на усадьбе отца, старшего брата. По данным начала 1908г., во многих дворах жили по 2-5 и более семейств. Так, из 271 учётного двора в 69 жили по 2 семьи, в 59 – по 3-4, в 15 – по 5-8, в 3-89 и в 131 дворе по одному семейству.

         Изменение и развитие жилищ в Балкарии происходило более медленными темпами. Это обусловилось уровнем социально-экономического развития балкарских обществ и природно-географическими условиями.

Древнейшими типами балкарских жилищ являлись постройки пещерного типа и ямы с невысоким обрамлением из камня, у которых были деревянно-земляные крыши. Они сохранились вплоть до 80-х гг. XX в. в Верхнем Хуламе, Булунгу и др. населенных пунктах.

Следующим типом («юйде») было однокамерное помещение. Оно имело неправильную форму прямоугольника. Две его стены были сложены из камня, а две образованы срезом в уступе скалы. В центре помещения имелся очаг. В одной небольшой части помещения в зимнее время содержался скот. Жилое помещение отделялось от помещения для скота плетневой или каменной оградой. Вплоть до конца XIX в. в Балкарии сохранялись двухкамерные жилища, в которых одно помещение использовалось для содержания скота. Балкарцы наряду с турлучными домами строили и деревянные, и каменные жилища, крытые черепицей или жестью.

В XX в. жилищное строительство кабардинцев и балкарцев претерпевает большие изменения. Во многих из них появились застеклённые окна, печи, деревянные полы и потолки.    

Таким образом, в конце XIX -начале XX в. в балкарских селениях сосуществовали 3 типа жилищ: большие однокамерные постройки со срединным очагом с дымарём, небольшие двух- и трёхкамерные дома с пристенным очагом и дома русского типа, а также двухэтажные жилища, принадлежавшие зажиточным слоям населения. Планировка балкарских домов претерпела такие же изменения, как и кабардинских, но изменения происходили более медленными темпами.

Сейчас же строят современные дома западного типа. Это одноэтажные и двухэтажные дома со всеми удобствами. Но с учетом географических условий и традиций по обустройству своего быта между кабардинцами и балкарцами сохраняются определенные различия в жилищном и хозяйственном строительстве.

Таким образом, поселения и жилища занимают важное место в материальной культуре каждого народа, в том числе кабардинцев и балкарцев. Жилище и постройки - это «визитная карточка» каждого народа, это его «лицо». А вопросам приличия и чести наши предки всегда уделяли особое внимание.

 

 

 

 

4.   Внутреннее убранство жилищ кабардинцев и балкарцев

       Внутреннее убранство дома жителя Кабарды и Балкарии тоже претерпевало коренные изменения.

          Кабардинцы и балкарцы уделяли исключительно большое внимание внутреннему убранству своего жилища. Они их содержали в чистоте, каждая вещь в помещении имело свое место. Строго осуждалась старшая женщина семьи, у которой наблюдался беспорядок в доме. Девочек с раннего возраста приучали быть опрятными и чистоплотными везде. Многие иностранные и русские авторы с восхищением говорили о том, как кабардинцы и балкарцы содержали свои жилища и как соблюдали личную гигиену.

Каждая вещь в доме имело своё строго определённое место.   Основную роль в этом играл веками выработанный порядок, обычаи, строгая хозяйственная целесообразность, стремление обеспечить больше удобства в комнате. В воспитании девушек большое внимание уделялось умению поддерживать этот порядок. В некоторых случаях устраивались даже своеобразные экзамены. Например, перед входом в комнату ставили несколько предметов (кумган, таз, ведро, табуретка и т. д.), и если приглашённая в дом девушка проходила мимо, не замечая их, то могли сделать вывод, что она недостаточно воспитана, а если она сразу расставляла их по своим местам, это вызывало одобрение и похвалу.

Большинство предметов домашнего обихода развешивали на стенах дома или расставляли на специальных полках, тоже в определённом порядке, потому человеку, незнакомому с бытом кабардинской или балкарской семьи, могло показаться, что комната пустая.

Комнаты в кабардинских или балкарских домах, в особенности в большом доме, делились на две половины: на «почётную» (жьант1э, отбашы) и «непочётную» (жыхафэ) части. Около двери устраивали полки, на которых расставляли хозяйственную утварь (деревянные чаны, вёдра или кувшины с водой, кадушки с сыром). Здесь же находились незначительные запасы продуктов, детская люлька, ткацкий станок… В «непочётной» половине комнаты женщины занимались различными хозяйственными делами, готовили пищу и т. д. «Почётная» часть занимала почти половину комнаты, её правую часть, напротив очага. Здесь находилась кровать главы семьи, стоявшая у стены. На ней днём лежали циновка или войлочный ковёр. Стену над кроватью завешивали войлочным ковром (упщ1э, кийиз) или циновкой (арджэн, жеген). Иногда там же развешивалось оружие.

Для других членов семьи на определенном расстоянии от крова­ти хозяина устраивали невысокие нары из досок на глинобитных ножках — топчаны (тахътэбан). В большинстве случаев в комнате находилась одна кровать, на которую никто из членов семьи не имел права садиться. Обычай запрещал им даже стоять на почет­ной половине комнаты. Женщины могли переступить незримую ли­нию, отделявшую «почетную» часть, только для уборки комнаты и постели. В «почетной» части комнаты, кроме главы семьи, могли си­деть только гости.

Постельные принадлежности состояли из матрацев (уэншэку, тешек), одеял (шхы1эн, жууургъэн) и подушек (щхьэнтэ, жастыкъ), сделанных из отходов шерсти, и войлочных ковров.

Крестьяне обычно обедали за небольшим круглым столиком на трех ножках (1энэ, тепсе). Сидели на низеньких табуреточках (шэнт лъахъшэ). Столики, как и другие кухонные предметы, разве­шивались на специально вбитые в стены деревянные гвозди на хо­зяйственной половине, а табуреточки стояли около стен.

В убранстве жилищ балкарцев значительную роль играли вой­лочные ковры, которыми они старались завесить по возможности все стены жилого помещения, особенно отоу. В кабардинских жи­лищах войлочных ковров тоже было немало, но здесь более значи­тельную роль, чем в балкарских домах, играли циновки. У феодальной знати убранство было более роскошным.

Убранство жилищ кабардинцев и балкарцев, имевшее много общих черт, оставалось самобытным вплоть до середины XIX в. Наряду с домашними деревянными и шерстяными изделиями все более широкое распространение в убранстве жилищ получали по­купные товары. И в домах крестьян-середняков появились круглые столики, детские люльки (гущэ, беишк) и деревянные кровати то­карной работы, изготовленные как русскими, так и местными ма­стерами.

В убранстве жилищ еще в начале XIX в. ярко проявились клас­совые различия. В то время как крестьяне в своем большинстве спали на глиняных нарах или прямо на полу, застланном войлоком, в домах феодалов уже имелись ковры и кровати.

Убранство кунацких (домов или комнат для гостей) было скром­ным. По словам В. Миллера и М. Ковалевского, «в балкарской ку­нацкой на полу у одной из стен стоит широкая двухспальная дере­вянная кровать. По стенам — полки для вещей». В некоторых случаях на стенах развешивали музыкальные инструменты.

В 80-х годах XIX в. в домах зажиточных слоев населения уже имелись кровати, столы, стулья, шкафы, комоды, диваны, стенные зеркала фабричной работы. Но всё же у большинства же населения Кабарды и Балкарии убранство жилищ и в конце XIX в. оставалось чрезвычайно бедным.

В конце XIX — начале XX в. еще большее распространение сре­ди сельской верхушки Кабарды и Балкарии получила мебель фаб­ричного производства: деревянные кровати (пхъэ гъуэлъып1э, агъач орундукъ), диваны (шэнтжьей, топчан), буфеты (шкаф зэтет, сире), комоды (шкаф щхьэгуэ), столы, венские стулья (шэнт гъэша, орус шинтик). И в начале XX в. национальный характер внутреннего убранства жилища сохранился без особых изменений.

Особенностью быта кабардинцев и балкарцев являлась традиция располагать все лучшее из мебели и постельных принад­лежностей, имевшихся в семье и приобретаемых на рынке, в комна­те новобрачных, которая служила с конца XIX в. и гостиной.

 

 

 

5.   Хозяйственные постройки кабардинцев и балкарцев

       Особенности природных и экономических условий горных, предгорных и равнинных районов Кабарды и Балкарии наложили свой отпечаток на хозяйственные постройки их жителей. В кабардинских селениях, например, они в своём большинстве были турлучными, а в балкарских – каменными. Кабардинцы занимались земледелием, поэтому для хранения зерна у них появились специальные постройки, а для хранения плуга и арбы – навесы.

          В жилом дворе (пщ1ант1э; арбаз) располагались кухня (пщэф1ап1э; аш юй), большие сапетки (ду; четен) для хранения кукурузы в кочанах, амбары, в которых хранилось зерно (гуэн; кюф), курятник (джэдэщ; тауукъ орун), сарай (гуэщ; бау) для хранения сельскохозяйственного инвентаря. В се эти постройки делались из плетня и покрывались осокой (сэрэш), камышом, соломой или сеном (бгъэн). Исключения составляли только некоторые предгорные районы (с. Кармово, Коново, Атажукино I и др.), в которых наряду с плетнями широко использовался камень. Для хозяйственных построек, как и для жилищ, характерна их округлённая, овальная форма.

           Кухня строилась недалеко от жилого дома и имела первоначально несколько вытянутую форму с овальными концами. Крыша и стены такой кухни строились точно так же, как и в жилых домах. Она имела маленькое окно и дверь.

            Курятник строился так же, как и кухня, но имел меньшие размеры, меньшую высоту.

            Специальные хранилища (гуэн) для хранения пшена, зерна, кукурузы имели круглую или овальную, постепенно расширяющуюся кверху форму, высотой в 2 м. и более. Гуэн делался из тщательно отобранных тонких, прямых и одинаковых хворостин.

             В конце XIX – начале XX в. Зажиточные слои населения стали строить навесы из саманного кирпича и покрывать черепицей.

             В каждом кабардинском дворе обязательно имелись деревянная сучковатая коновязь (шы ф1эдзап1э) и большой столб с многочисленными сучками (пхъэлъантхъуэ), на котором сушились мясо, развешивались различные предметы домашнего обихода.

            Особое внимание обращалось на расположение туалетов (псыунэ). По воспоминаниям некоторых очевидцев, мужской туалет в нач. XIX в. В некоторых селениях (с. Булатово) выносился за пределы селения, но в укромное место, позже он располагался в каком-нибудь незаметном углу перед фасадной частью дома, но на расстоянии 100 или более метров от него. Туалет же для женщин помещался сзади дома. Для незаметного выхода женщин задняя стена дома имела небольшую дверь.

             Для скота строился скотный двор. Он состоял из навеса (бэкхъ), примыкающего к нему хлева (1уэ) и небольшой конюшни (шэщ).

             В условиях горной Балкарии, где ощущался острейший недостаток в усадебных земельных участках, не было возможности иметь обширную усадьбу с многочисленными, отдельно расположенными постройками. Крестьяне из-за недостатка земли вынуждены были строить хозяйственные и животноводческие помещения рядом с жильём, а то и под одной крышей.

              В Балкарии постройки различались, как и в Кабарде, по их размерам, количеству и добротности их строительства. В высеченном в скале уступе-углублении рядом с жилищем делалась ниша для текущего запаса дров, а в полу – яма для хранения ячменя или картофеля.

              В конце XIX в. большинство балкарцев уже не строили помещения для скота и жилище под одной крышей. Помещение для скота постепенно отделялась от жилища, и его стали строить в другом месте усадьбы.

               В отличие от кабардинских, хозяйственные постройки балкарцев строились, как и жилища, из необтёсанного камня, сложенного без всякого связывающего материала, и имели, как и дома, плоские крыши.

              Зажиточные скотоводы Балкарии, как и в Кабарде, имели более просторные дворы и большое количество хозяйственных построек. В этих селениях в зажиточных хозяйствах имелись и кухни (аш юй), и курятники (тауукъ орун), и сараи для скота (бау), и сапетки для кукурузы (четен), и хранилища зерна (дууу), и навесы (къашпакъ, халиуан), и хлев для овец (къой бау), и коновязи (илкич), и туалеты (аякъ джол, джахтана).

                                        

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

      Таким образом, на протяжении XIX и начала XX в. под влиянием социально-экономического развития в кабардинских и балкарских населённых пунктах произошли некоторые изменения. Но они не внесли сколько-нибудь существенного изменения в планировку и благоустройство населённых пунктов, дореволюционных поселений, они фактически оставались такими же, какими были несколько сот лет тому назад.

      В конце XIX – начале XX в. дома зажиточных слоёв населения строились из саманного или жжённого кирпича, покрывались черепицей или жестью. Они имели не только застеклённые окна, ставни, печи, но и деревянные полы, и потолки, и нередко подвалы. Даже хозяйственные постройки, кухни зажиточных слоёв нередко покрывались черепицей или жестью. Основная же масса крестьян продолжала жить в турлучных домах, крытых соломой.

       Но неизменным осталось место дома и хозяйственных построек в усадьбе. По-прежнему дома строились в центре усадьбы, хозяйственные постройки располагались в строгом порядке недалеко от жилого дома, так, чтобы хозяин мог обозревать всё своё хозяйство, и особенно помещение для скота.

       В целом же жилищные условия большинства кабардинцев и балкарцев оставались плохими и неудобными.

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

1.      Батчаев В.М. «Балкария в XV – нач. XIX в.», Институт археологии         Кавказа, Москва 2006.

2.       Кобычев В.П. «Типы жилищ у народов Северного Кавказа в середине XIX в.», изд-во «Наука», Москва 1972.

3.       Кобычев В.П. «Поселение и жилище народов Северного Кавказа в XIX XX вв.», изд-во «Наука», Москва 1982.

4.       Кузнецова А.Я. «Народное искусство балкарцев и карачаевцев»,    изд-во «Эльбрус», Нальчик 1982.

5.       Кумыков Т.Х. «История Кабардино-Балкарской АССР», изд-во «Наука», Москва 1967.

6.       Мамбетов Г.Х. «Материальная культура сельского населения Кабардино – Балкарии», изд-во «Эльбрус», Нальчик 1971.

7.       Мизиев И.М. «Шаги к истокам этнической истории Центрального Кавказа», 1986.

8.       Унежев К.Х. «Культура адыгов (черкесов) и балкарцев», изд-во «Эль-Фа», Нальчик 2003.



Тэги: Республиканский конкурс Черкесский мир



ОБСУЖДЕНИЕ


Комментариев пока нет

Прокомментируйте!

Выскажите Ваше мнение:

Зарегистрироваться



Вакансии для учителей









  Copyright © ПроШколу.ру 2007-2024. Все права защищены.   О проекте | Реклама | Статистика | Контакты | Translate
Использование материалов данного ресурса допустимо только с письменного разрешения администрации сайта.

Поиск по порталу













Новые комментарии



У ПроШколы тоже есть двойник?
На следующий день после Дня защиты детей)))
А в социальном чтоб наступил)
В современных реалиях впору делать день защиты от детей))
Что было первым на Земле? Яйцо или несушка? Но хоть в деревне, хоть в Кремле, Не прошибёшь и пушкой Ответ на каверзный вопрос Оставь его в покое, Наверно, мозг наш не дорос, Чтобы понять такое Вот смысл жизни чтоб понять, Лоб морщить не придётся, Довольно сына, дочь обнять, Увидеть, как смеётся И вот ответ, весьма простой, Ведь лёд проблемы тонок, Его проломит под собой Встав на него цыплёнок. Давайте скажем это вслух: -Главнее всех на свете, Не Курица, и не Петух, Конечно, наши ДЕТИ!!!! 6719619-a3298085 5907186-a3298085 А ещё тут вчера экспромтик сложился на детскую тему по поводу недетских размышление о старых башмаках... Надеюсь в этом посте он будет более к месту: Ну отчего ж поодиночке? Что-то здесь, друзья, не так! К чёрту мысли о просрочке, Пусть дензнаков в кошелёчке Словно в августе снежочка, Из цветов сплетём веночки На головки ангелочков Детки ж счастье как-никак! Пусть у них мы на крючочке, Когда хитрые дружочки На коленке, как по кочкам Скачут, рот не на замочке, Те прекрасные денёчки Словно счастья огонёчки Хранит память в узелочке, И пусть в красном уголочке Живёт ма-а-а-ленький башмак!! Всех мам, пап, а особенно бабушек и дедушек, ну и тёть с дядями - с Днём защиты детей, нашего будущего. Они, конечно, не обязательно будут такими как мы, и это правильно и хорошо... Но главное, чтобы они БЫЛИ, чтобы сохранился МИР, и в смысле социальном, и в смысле геофизическом...
У ПроШколы тоже есть двойник. Времена меняются, меняются нравы.





















 



http://www.roscomsport.com/

https://proshkolu.ru/user/robot/blog/568472/

https://roscomsport.com/

https://roscomsport.com/