|
Елена Зарифьяновна Манапова
Без названияУРОК ЛИТЕРАТУРЫ В ФОРМАТЕ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ
|
|
|
| Приемы ТРКМ: Ключевые слова, Ассоциативные ряды, Инсерт, Перекрестная дискуссия, Письменная рефлексия, Трехчастный дневник.
Цели урока:
1.Через мотивацию поступков героев романа рассмотреть причины драмы несостоявшейся любви.
2.Развитие умения и навыков филологического анализа литературного произведения.
3.Развитие мыслительных навыков: умение решать проблемы, принимать взвешенные решения, анализировать различные стороны явлений.
4. Развитие способности к самостоятельной аналитической и оценочной работе с информацией любой сложности;
5.Создание условий для формирования социальной компетентности, коммуникативных навыков и ответственности за знание.
Литература: роман А.С. Пушкина Евгений Онегин, фрагменты рассказа А. Куприна Гранатовый браслет, письма А.С. Пушкина.
Более двадцати лет работаю в школе и вижу большие изменения в образовании. Оно становится приоритетным, ориентированным на человека.
Демократические процессы в образовании затронули и мою школу. Мне как учителю, работающему долгие годы в старших классах, близки и понятны эти изменения. Новая современная школа отвечает потребностям открытого общества, общества, в котором ни за кем не признается монопольного права на истину.
Такой взгляд на развитие современной школы во многом определяет для меня приоритетные задачи, которые я решаю на уроках литературы и русского языка: осознание внутренней многозначности позиций и точек зрения, преодоление эгоцентризма своего мышления, осознание внутренней альтернативности принимаемых решений, умение адекватно интерпретировать получаемую информацию. Для решения данных задач необходим поиск инструментария. Для меня этим инструментом стала технология развития критического мышления, с которой я знакома четыре года и которую успешно применяю в повседневной практике.
Современной школе предлагается достаточно много инновационных технологий, чем же меня привлекла именно эта? Прежде всего, тем, что это технология рефлексивного характера. Безусловно, что во многих школах главный результат обучения выражается в формировании известных знаний, умений, навыков. Для меня данная результативность выражается, прежде всего, через рефлексивные процессы (осмысление своих действий, их анализ, самоконтроль и самооценка). Здесь цель ТРКМ развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых моим ученикам не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенное решение, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений) Мой ученик не получает готовое знание о предмете, но получает возможность приступить к собственной исследовательской и познавательной деятельности. Речь идет о конструировании знания в рамках личной поисковой деятельности. Фактически, это ключевой тезис всей технологии.
Урок литературы. Многие современные школьники вряд ли назовут чтение среди своих любимых занятий, особенно когда это касается классической литературы. Можно ли сделать урок литературы увлекательным? Да, можно! Если подходить к художественному произведению не просто как к набору фактов и явлений, происходящих в определенную эпоху, а как к многогранному миру, живущему по своим законам, где за каждым словом, мыслью, жестом закреплена определенная знаковость, постижение и раскрытие которой зависит от уровня образованности, знаний, настроения
Можно согласиться с мудрым изречением: Успешное начало пьесы это залог ее успеха. Вспомните, как начинается известная комедия Н.В. Гоголя: К нам едет ревизор. И действие покатилось, как снежный ком. Когда готовлюсь к уроку, я постоянно вспоминаю это изречение.
Давайте посмотрим, как работают технологические приемы на уроке литературы по роману А.С. Пушкина Евгений Онегин.
Автор: Манапова Е.З.
| Тэги: ТЕМА ИСПЫТАНИЕ ЛЮБОВЬЮ ПО РОМАНУ А.
|
Вакансии для учителей
|
|