Знакомство детей с русским народным творчеством.
Чем
же привлекает народная песня?
Простота построения мелодии, богатство и разнообразие
содержания, яркая образность, юмор – всё это вызывает желание петь даже у самых
застенчивых и молчаливых ребят.
Интонационные
достоинства русских народных песен позволяют петь их как в младшем, так и в
старшем дошкольном возрасте.
Чтобы обучить детей сольному, ансамблевому и хоровому народному пению, развить
их вокальные возможности, научить преодолевать трудности в исполнении песенного
фольклора, обязательно систематическое вокальное воспитание.
Пение народных песен и потешек – один из самых любимых
детьми видов музыкальной деятельности.
Помогает решать следующие образовательные и воспитательные задачи:
Развивать умение детей исполнять вокальные произведения
чистым, протяжным звуком.
Научить слушать музыкальный звук, воспринимать и различать
его высоту, тембр, силу, продолжительность.
Воспитывать интерес к русским народным праздникам и
традициям.
Родная песня обогащает детей музыкальными образами, формирует
художественный вкус ребенка.
Фольклорные песни позволяют применять такой прием, как пение
без сопровождения. Русская песня обычно имеет очень простой
музыкальный строй и почти не требует сопровождения инструмента. Мелодии -
быстро запоминаются и легко воспроизводятся, позволяя сопровождать песню
танцевальными движениями.
Народную песню
ребенок может использовать в игре сам, копируя действия взрослых и включаясь
тем самым в систему социальных ценностей.
На музыкальных занятиях во всех возрастных группах
обязательно включаем русский песенный фольклор – попевки, песенки, прибаутки.
Интересное содержание делает их незаменимыми в работе над протяжным пением,
хорошей дикцией. В ясельных группах развитие звуковысотного слуха начинаем с
формирования слуховой сосредоточенности, т.е. с выработки умения вслушиваться в
музыку. Проигрывая на фортепиано или металлофоне русские народные песенки,
потешки («Петушок», «Ладушки» и другие плясовые мелодии), учим детей
реагировать на начало и окончание музыки. «Заиграет музыка, и детки полетят как
птички, а кончится – детки сядут».
Следующий этап в работе – слушание музыки. Дети с
удовольствием слушают и запоминают русские народные мелодии, что дает
возможность закреплять представление детей о звучании низкого и высокого
регистров. Часто вносим игрушки для создания звуковых образов: поет маленькая
птичка, пищит мышка, играет дудочка, рычит медведь. Также включаем в
музыкальные занятия дидактические игры, например, «На чем играем?» – звучит
запись оркестра русских народных инструментов, если музыка в низком регистре,
дети играют на бубнах, если в верхнем – на погремушках. Стараемся связать
звучание контрастных регистров с величиной игрушек: кукла маленькая звонко
поет, а волк поет грубым голосом. Предлагаем подпевать звукоподражания,
используя такие игры, как «Где мои детки?», «Кто как кричит?». Одну и ту же
попевку можно использовать во всех возрастных группах, усложняя музыкальное
задание. Например, играя попевку «Сорока» в низком, среднем и высоком регистре,
учим младших дошкольников различать звуки по высоте.
Детям постарше
предлагаем петь, выделяя гласную на четверть, прохлопать ритмический рисунок. В
старшем возрасте эту попевку дети поют в разных тональностях и учатся играть на
металлофоне. Для пения и распевания голоса берем попевку «Скок-поскок», она
помогает закрепить у детей понятие о ниспадающем движении мелодии, вырабатывает
легкость, подвижность голоса. Также песенки «Патока с имбирем»,
«Андрей-воробей», «Заинька-зайка», «Петушок», «Дождик», «Ворон» удобны для
задания «пение по цепочке», когда ребенок, спев музыкальную фразу, как бы
передает песню товарищу.
Русская народная песня обладает огромной
художественно-воспитательной ценностью. Родная песня обогащает детей
музыкальными образами, формирует художественный вкус ребенка, обогащает речь
типично народными выражениями, эпитетами, поэтическими оборотами:
травушка-муравушка, трава шелковая, зимушка-зима, девицы-красавицы, ходила
младешенька по борочку, брала, брала ягодку земляничку, сама в пляску я пойду,
рассыплются яблонькой. Несмотря на то, что в песнях есть незнакомые современным
детям или звучащие непривычно слова: коромысел, сенички, дети проявляют
живой интерес к содержанию, быстро запоминают текст, а верно поняв смысл таких
слов, быстро находят им синонимы.
Благодаря
включенности ребенка в деятельность по подготовке праздников, он становится не
простым зрителем, а соучастником происходящего:
распевая песни,
участвуя в народных танцах, водя хороводы, играя на народных музыкальных
инструментах, играя в народные игры.
Народный музыкальный фольклор является ценным средством
воспитания ребёнка, имеет большое значение в приобщении его к истокам родного,
истинного русского народного творчества.
|