Урок русского языка в 5 классе по теме: «Правописание Не с глаголами»
Цель: познакомить учащихся с правилом написания не с глаголами.
Ход урока
I.
Организационный момент.
II.
Актуализация знаний о глаголе.
Начнём наш урок
с повторения изученного. Сделаем это в форме самотестирования, переходящего в
ответ – сообщение. Прочитайте тест. Из правильно выбранных ответов составьте
рассказ – сообщение. Будьте внимательны – не ко всем вопросам вам предложены
варианты ответов, в некоторых из них вам необходимо будет самостоятельно
написать ответ.
1.
Глагол – это ………………………. Часть речи:
2.
а) самостоятельная; б) служебная
3.
Глагол отвечает на вопросы:
а) какой? какая? какое? б) кто? что? в) что делал? что сделает?
4.
Глагол обозначает:
а) предмет; б) действие предмета; в) признак предмета
5.
У глагола есть три времени: …………………………………………………………………………………………………………
6.
Cпряжение
глаголов – это:
а) изменение глаголов по лицам и числам; б) изменение глаголов по родам;
в) изменение
глаголов по временам
7.
Только в прошедшем времени глаголы изменяются:
а) по падежам; б) по родам; в) по лицам и числам
8.
Глаголы прошедшего времени образуются с помощью
……………………………………….......
9.
В предложении чаще всего глагол бывает ………………… и
образует с подлежащим ………………………
10.
Глаголы …………
………………………………. нашу речь.
Чтение стихотворения
Ю. Вронский
Завести велели мне
Новые привычки:
Никогда девчонок Не
Дёргать за косички!
Никогда с братишкой Не
Драться за обедом!
На уроках больше Не
Говорить с соседом!
Я согласен даже Не
Рисовать на карте!
И согласен даже Не
Танцевать на парте!
Но не смейте делать мне
Никаких упрёков,
Если даже я и Не
Выучу уроков.
Со словами какой части
речи употребляется в стихотворении частица Не?
III.
Постановка учебной задачи
Сформулируйте тему
нашего урока.
Тема урока:
Правописание не с глаголами.
Сформулируйте цель
урока, опираясь на его тему.
Цель урока:
расширить и углубить знания о правописании не с глаголами, учиться находить и
правильно писать не с глаголами.
Ребята, прослушайте внимательно грамматическую сказку «Сила
любви».
Грамматическая сказка
«Сила любви»
Гордую и упрямую частицу Не полюбил благородный Глагол.
Трудной и печальной была эта любовь. Не постоянно перечила Глаголу. Он говорил:
«Люблю», а она ему: «Не верю».
Частица Не никогда не подходила к глаголу близко и писалась
от него отдельно. Однако Глагол был постоянным в своих чувствах. Вот однажды Не
и говорит ему: «Я отвечу тебе взаимностью, если докажешь, что жить без меня не
можешь».
Вздохнул Глагол печально и отправился по словарям да
учебникам. Когда же он возвратился к своей любимой, она, как обычно, отскочила
от него с криком: «Негодую, ненавижу». И вдруг замерла от неожиданности: на
этот раз глагол остался рядом. Так и доказал, что жить без неё не может. (По Ф.
Кривину)
Попытайтесь
сформулировать правило написания не с глаголами.
IV.
Изучение нового материала.
Работа над §18
Упражнение 96.
Заполнить таблицу, распределив слова на два столбика.
1 столбик – глаголы, в которых частица не пишется раздельно
2 столбик – глаголы, в которых частица не пишется слитно
глаголы, в которых частица не пишется
раздельно
|
глаголы, в которых не пишется слитно
|
|
|
|
|
|
|
|
|
(Не) навидеть, (не) мог, (не) пошёл, (не) здоровится, (не)
хотел, (не) волить, (не) почувствовал, (не) скрипит, (не) сдобровать, (не)
хочет, (не) любишь, (не) долюбливает, (не) доумевает, (не) преподнесёт, (не)
преследует, (не) объединять, (не) съезжать, (не) льёшь, (не) был, (не) жил,
(не) дал
. (Сделать вывод)
V.
Закрепление нового материала
«Проверь себя»
Словами поля не засеешь. Не посмотришь – не увидишь, не расспросишь
– не найдёшь. Без труда не вынешь и рыбку из пруда.
(Объяснить значение пословиц, отметить правило написания не
с глаголами)
Проверка.
VI.
Итог урока
- Над какой темой мы сегодня работали?
- Чему научились?
VII.
Домашнее задание: из художественного текста
выписать пять предложений на изученную тему.
|