Выявление и развитие и творческих способностей
учащихся. Внеклассные мероприятия.
Халбаева А.К.
Современная образовательная
система претерпевает существенные изменения, связанны с изменившимися целями
общества в области образования. Требованием времени является развитие
творческой личности. Без творчества немыслимо развитие современного общества. В педагогике и педагогической
психологии существует целый ряд научных направлений, разрабатывающих проблему
формирования творческих способностей: это развивающее обучение (В. В. Давыдов,
Л. В. Занков, Д. Б. Эльконин), проблемное обучение (А. М. Матюшкин, М. И.
Махмутов), творческая педагогика на основе теории решения изобретательских
задач и теории развития (Г. С. Альтшуллер, И. М. Верткин), теории воспитания творческих
способностей учителя (С. А. Архангельский, М. Ф. Гоноболин, Н. В. Кузьмина, В.
А. Сластенин и др.). Наибольшее влияние на исследования проблемы способностей
оказали труды отечественных ученых Р. С. Немова, С. Л. Рубинштейна и Б. М.
Теплова, В. Д. Шадрикова, И. Ф. Харламова, В. А. Крутецкого, И. А. Зимней, В.
Н. Дружинина и др. авторов.
В
своих исследованиях ученые всегда обращают внимание на Тесты для
определения доминирующего полушария мозга.
Как известно, наш
мозг
состоит из
двух полушарий: левого и правого. Обычно
какое-то из
полушарий у человека является доминирующим, что отражается на индивидуальных
свойствах личности
. Например, левополушарных
людей больше тянет в науку. Правополушарные больше стремятся заниматься
искусством или сферами деятельности, требующими индивидуальных образных
решений. Подавляющее большинство великих творцов – композиторов, писателей,
поэтов, музыкантов, художников и т.п. – «правополушарные» люди.
·
Определение доминирующего
полушария по тесту И. П. Павлова. Данные тесты вызывают интерес у учащихся
Цель этих тестов: определить
доминантное полушарие, доказать асимметрию головного мозга и взаимосвязь между
доминированием полушарий головного мозга и проявлением креативности школьников.
Для характеристики типов высшей
нервной деятельности И.П.Павлов ввел представление о трех типах:
«мыслительном», «художественном» и «среднем», промежуточном. Для определения
наличия выраженной функциональной асимметрии мозговых полушарий используется
метод И.П. Павлова, при котором испытуемому предъявляется набор из 9 карточек
со словами:
окунь, орел, овца, бегать, летать, плавать, чешуя,
перья, шерсть.
Карточки должны быть одинакового
размера, надписи должны быть сделаны одинаковым шрифтом одного и того же
размера. Эти 9 карточек в произвольном порядке лежат перед учеником, он должен
разложить их в три группы по три карточки «по смыслу».
Если ученик делит слова в
соответствии с их
формальными
признаками
(в одну группу попадают все названия животных:
окунь + овца +о
рел,
в
другую — глаголы, в третью — названия внешних покровов этих
животных), то, скорее всего, этот ученик чаще реализует
левополушарный
тип мышления.
Ученик с
доминированием правого полушария «соберет» из
слов три образа
(овца + бегать + шерсть; орел + летать + перья; окунь +
плавать + чешуя). Если ученик собирает одним способом, но при этом
говорит, что может собрать и по-другому и демонстрирует это, то этот ребенок не
обладает ярко выраженным доминированием какого-либо полушария, и мы назовем
такого ученика «равнополушарным».
Можно использовать
модифицированный метод Павлова, дополнив
его подобными наборами карточек со словами из разных областей знаний и
практической деятельности детей. Приведу образцы подобных заданий:
Инструкция:
Разложить
карточки по 3 на 3 группы так, чтобы в каждой группе было что-то общее.
Оборудование: 9 карточек:
«щука», «беркут», «коза», «перья», «чешуя», «шерсть», «летать», «плавать»,
«бегать».
Оценка результатов:
1 вариант. Мыслительный тип. Логическое
мышление. Доминирование левого полушария.
1-я группа карточек – «щука», «беркут», «коза».
2-я группа карточек – «бегать», «плавать», «летать».
3-я группа карточек – «чешуя», «перья», «шерсть».
2 вариант. Художественный тип. Образное мышление. Доминирование правого
полушария.
1-я группа карточек – «щука», «плавать», «чешуя».
2-я группа карточек – «беркут», «летать», «перья».
3-я группа карточек – «коза», «бегать», «шерсть».
3 вариант. Одновременное выполнение 1 и 2 вариантов теста. Смешанный тип.
Данные тесты проводятся мною в 7-11 классах. Но все же, основным
критерием выявления творческих способностей является педагогическое наблюдение
за учащимися. Просматриваются портфолио учащихся, перешедших их начальной школы
в среднюю. Совместные внеклассные мероприятия помогают выявить определенные
задатки, проявленные учащимися. Диагностика познавательного интереса,
наблюдение за проектной деятельностью.
Хочется показать
выявление творческих способностей через анализ продуктивной деятельности на
примере творческой работы ученицы 5 класса Дампилон Алины «САЛЮТ, Юнкор». Тема
работы была посвящена событиям бородинских сражений, охватившим два столетия.
Ученица рассказала о своем прадеде, воевавшем под Москвой и получившим ранение
на Бородинском поле. Эта работа стала первой в пятом классе, завоевала второе
место и стала путевкой в дальнейшем. Ребенок свою успешность не потерял, а
приобрел множество других качеств: умение планировать свою деятельность,
использовать метод исследования с продолжением в ее работе о прадеде, где свою
работу пятиклассницы, дополнила и расширила через новые факты, учась уже в 8
классе.
Алина Дампилон стала
той ученицей, которая участвовала практически во всех научно-практических
конференциях, предметных олимпиадах, творческих конкурсах, где становилась
постоянным призером по всем дисциплинам. В итоге – по окончании 11 класса
становится заслуженным обладателем золотой медали. Участие и победы в республиканской
НПК «Звезда Востока» с 9 по 11 классы среди школьников и студентов ССУЗов,
предопределило ее выбор. Алина поступила на восточный факультет БГУ и стала
лучшей студенткой, с отличием закончила университет, продолжает учебу в КНР. А
началось все в 1998 году с ее детской работы «И у нас помнят день Бородина».
Мои ученики с пятого
класса учатся работать с дополнительной справочной литературой в библиотеках
республики, начинаем с детской библиотеки им.Б.Абидуева и затем уже в
Национальной библиотеке им.М.Горького.
В тот момент, когда был
принят 5 класс, мне помогли работы следующих исследователей, как:
А.И.Савенкова, Н.Г.Луспановой, Г.Видлана. Именно отталкиваясь от их работ
пришла к мысли о составлении анкет, интеллект-портретов, тестовых опросников,
предметных тестов. Развивая и раскрывая особые способности правополушарников и
левополушарников.
Что мне помогает в данной работе:
1.
Обязательная индивидуальная работа
(индивидуальные задания повышенной сложности);
2.
Активные формы уроков (урок-концерт, урок-викторина,
урок-дискуссия);
3.
Регулярные участия в научно-практических
конференциях, предметных олимпиадах
различного уровня;
4.
Постоянная внеурочная деятельность с
развитием мотивации постоянного поиска решений;
5.
Проведение школьных этапов всероссийских
олимпиад (Мультитест);
6.
Проведение школьных этапов творческих
конкурсов (Живая классика);
7.
Подготовка к участию в муниципальных и
республиканских этапах всероссийской олимпиады;
8.
Умение работать в библиотеках со
справочной литературой, уметь составлять тезисы, конспекты;
9.
Беседы с учащимися, родителями
В работе по выявлению и
развитию способностей моих учащихся играет немаловажный фактор, как связь с
родителями, беседы с родителями. Именно они определяют, наряду с
учителем-предметником дальность и высоту полета, побед.
В далеком 2008 году,
когда навсегда «почил» экзамен по литературе, а читать нужно, нужно смысловое
чтение, просмотровое, мне удалось благодаря родителям сохранить классное и
внеклассное чтение, тем самым, укрепляя внутрипредметную интеграцию. Плодотворная
поддержка родителей позволила сохранить мою педагогическую наработку «Семейная
библиотека» на уроках литературы. Учащиеся читали, рассказывали, писали, создавали проекты. Читали произведения
полностью, а не отрывок из учебника.
В дальнейшем мои
учащиеся участвовали и участвуют в различных литературных конкурсах, к примеру,
Герасимов Егор, 11 класс (2017 г.) имел возможность участвовать в республиканских
«Лермонтовских чтениях» с исследованием, где отразил разные вехи развития рода
Лермонтов Шотландии и русских Лермонтов в России, опираясь на сформированные
навыки. Он провел огромную работу по поиску информации в библиотеках города.
Доклад был отмечен за оригинальную подачу материала.
Также
имеются несколько публикаций районного и республиканского уровней.
Среди внеурочных
мероприятий хочу выделить: «Лицейскую неделю», «Лицейский бал» ко дню лицея
А.С.Пушкина, где учащиеся творчески подходят к заданиям. На таких мероприятиях
происходит
Развитие творческих способностей
детей, познавательного интереса к предмету, создание условий для проявления
самостоятельности, инициативы. Учащимся дается возможность раскрыть актерские
таланты, участвуя в костюмированных сценках, поучаствовать в исследовательской
деятельности при подготовке презентаций.
«Живая классика» -
международный конкурс юных чтецов. В конкурсе принимают участие учащиеся школы
в возрасте 11-12 лет (5-6 классы), 13-14 лет (7-8 классы). Победители школьного
этапа участвуют в районном, далее в
республиканском этапе.
Цель конкурса:
1.
Формирование у детей читательского кругозора и приобретение опыта
самостоятельной читательской деятельности.
2.
Формирование эстетического отношения к искусству слова.
3.Развитие у
детей художественно-творческих и познавательных способностей, ораторского
мастерства, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений.
4. Воспитание
у детей интереса к книге и чтению.
5. Выявление
и поддержка талантливых детей.
Этот конкурс, ставший традиционным, способствует
повышению интереса школьников к чтению книг не только современных авторов, но и
бессмертных классиков; расширению читательского кругозора детей и
юношества.
«Международный день родного языка» - также способствует
выявлению и развитию творческих способностей среди учащихся. Проводим это мероприятие
с 2011 года в нашей школе. Стараемся приурочить этот день с памятными датами,
такими как: «Блокада Ленинграда», «Год литературы», с юбилейными датами писателей
и поэтов.
С
учителями-предметниками, с классными руководителями стараемся создать условия
для развития творческих способностей и личностного роста учащихся, внедряем
новые образовательные технологии. В дальнейшем планирую расширить количество
тестов для диагностирования учащихся, продолжить изучение круга интересов
деятельности учащихся с помощью анкетирования, наблюдение на уроках. Также
продолжить работу с помощью следующих методик, проводимых мною с 5-11 классы:
·
А.И.Савенков
«Оценка общей одаренности»; «Характеристика ученика» (систематизация
представления о различных сторонах развития ребенка);
·
Анкета
одаренности;
·
«Тип
мышления» (Л.А. Сиротюк);
·
Диагностика
уровня развития познавательных способностей (методика Т.Е. Рыбакова);
·
Анкета
«Уровень воспитанности учащихся (М.И.Рожкова);
·
Методика
обследования связной речи (В.П. Глухов);
·
Консультация
со школьным психологом, который проводит свои профильные тесты в течение
учебного года («Тип темперамента», «Карта интересов, карта креативности
Торренса» и т.д).
Благодаря результатам общей
деятельности, реализованной именно на
творческих достижениях, мы видим результат: нам удаётся добиться устойчивого
интереса учащихся к урокам, развития творческого потенциала и как конечная цель
- воспитание творческой личности, ведь каждый ребенок талантлив по-своему. И я стараюсь в этом помочь своим ученикам.
Литература:
1.
Байбородова Л. В. Внеурочная
деятельность школьников в разновозрастных группах / Л. В. Байбородова. — М.:
Просвещение, 2013. — 177 с.
2.
Вашурина И. А. Диагностика художественных и
творческих способностей личности через тестирование // Астраханский мир науки,
2009, № 1(4). — С. 29–31.
3.
Нурахметова К.С.Вспомогательные средства воздействия
в развитии одаренных детей / К. С. Нурахметова// Одар. ребенок. - 2010. - № 6.
- С. 122-127.