Адаптация ребёнка в школе. (Инна Алексеевна Яковлева) в библиотеке ПроШколу.ру
https://proshkolu.info/


Логин

Регистрация
Пароль
Забыли пароль?

  О портале   Реклама   ТОП-100 школ   ТОП-100 участников   Рейтинги `Источника знаний`  

http://totaltest.ru/?promo=proshkolu&utm_source=site&utm_medium=proshkolu&utm_campaign=250x50 (edited)

https://ginger-cat.ru?from=proshkolu

https://diso.ru/?promo=proshkolu&utm_source=site&utm_medium=proshkolu&utm_campaign=250x50

https://mogu-pisat.ru/kurs/uchitel/?SECTION_ID=&ELEMENT_ID=1759325



ГЛАВНАЯ

ВСЕ ШКОЛЫ

НА КАРТЕ

КЛУБЫ

КОНКУРСЫ

БИБЛИОТЕКА

ИСТОЧНИК ЗНАНИЙ

ПОМОЩЬ





Библиотека - Статьи

Адаптация ребёнка в школе.


ОПИСАНИЕ

Название: Адаптация ребёнка в школе.
Тип: Статья
Автор: Инна Алексеевна Яковлева
Класс: 1 класс
Описание:
Яковлева Инна Алексеевна
Санкт-Петербург, ГБОУ СШ № 314
Адаптация ребёнка в школе.
Наступило Первое сентября. Родители первоклассников задолго до этого дня выбрали школу для своих детей, купили школьные принадлежности, форму, получили учебники. Вся семья с волнением ждала первого учебного дня, родители беспокоились о том, как у детей сложатся отношения с учительницей и одноклассниками.
Трудности в первые дни обучения возникают практически у всех детей. Мы, учителя начальной школы, понимаем, что это очень напряжённый период. Прежде всего, потому, что школа с первых дней ставит перед учеником целый ряд задач, не связанных непосредственно с их опытом, требует максимально мобилизовать интеллектуальные и физические силы.
Адаптация (приспособление) ребёнка к школе происходит не сразу. Для того, чтобы освоиться в школе по-настоящему, требуются не день, не неделя. Это довольно длительный процесс, связанный со значительным напряжением всех систем организма.
Мне хотелось бы поделиться опытом работы с детьми группы риска в начальной школе.
Мой опыт показывает, что оказавшиеся в одном классе дети с разными диагнозами и разными возможностями заставляют меня очень внимательно относиться к особенностям каждого из них. Если вовремя не обратить внимания на затруднения детей и не оказать действенной помощи в период адаптации, проблемы в обучении будут все больше нарастать. Если оставить ребенка без корректной профессиональной поддержки, период приспособления к новым условиям, новым людям, предъявляемым требованиям затягивается, его проявления приобретают стойкий негативный характер. В последние годы отмечается резкое увеличение числа детей с тяжелыми нарушениями процесса адаптации к школе, с выраженными школьными трудностями.
Почему детям трудно учиться? Школьные навыки, в отличие, например, от способности младенца сидеть, удерживать предмет или переворачиваться с живота на спину, не являются только функцией биологического созревания. Их должны преподать и они должны быть усвоены. Поэтому понятно, что уровень приобретения детьми школьных навыков неизбежно будет зависеть не только от семейных обстоятельств и обучения в школе, а также от их индивидуальных особенностей характера. К сожалению, далеко не всегда возможно уверенно отделить школьные трудности, обусловленные внешними обстоятельствами, от школьных трудностей, причинами которых являются некоторые индивидуальные нарушения. Причины, по которым дети не успевают, чрезвычайно многообразны. Они плавно перетекают одна в другую, да ещё и встречаются, как правило, в совокупности. Очень условно их можно разделить на биологические, социальные и эмоциональные.
Одной из самых распространенных причин неуспеваемости в начальной школе является тот факт, что часть детей приходит в первый класс, не достигнув уровня школьной зрелости. Это могут быть ослабленные дети, которые в дошкольном периоде много и часто болели. Это и шестилетние дети, которых родители не захотели больше `держать` в детском саду. К этой категории относятся и дети, достигшие календарных семи лет, но умственный возраст которых на момент поступления в первый класс слегка меньше.
Второй причиной школьной неуспеваемости в начальных классах, относящейся к биологической группе является то, что в школу приходят соматически ослабленные дети. У них достаточно высок уровень интеллекта, календарный возраст соответствует обучению ребёнка в первом классе, но они очень часто болеют и пропускают занятия. Этим детям свойственна быстрая утомляемость и к третьему-четвертому уроку они уже не способны ни на чём сосредоточиться, а значит вторая половина школьного дня проходит для них впустую. Такие дети, без сомнения, должны посещать школу, но нуждаются в специальном режиме.
Следующая причина, тяготеющая к биологической группе - тот или иной неврологический диагноз. Задержка психического развития, легкая степень умственной отсталости, гипер- или гиподинамический синдром, последствия ММД и др. В данном случае все лечебные и коррекционные мероприятия производятся в тесном контакте с лечащим специалистом, а ребенку внушают уверенность в том, что его проблемы решаемы, а отставание - преодолимо. Между тем, практика убедительно показала, так оно и есть.
К социальной группе могут быть условно отнесены две причины. Одна из них - педагогическая запущенность ребенка. Хотелось бы отметить, что педагогически запущенные дети встречаются даже в очень приличных и обеспеченных семьях. Вторая социальная причина - это плохое обучение в школе. Личные проблемы и непрофессионализм педагога, отражающиеся на ребенке, конфликт между педагогом и родителями. Нездоровая атмосфера в классе, также замыкающаяся на педагоге.
И довольно часто встречающаяся причина, чисто эмоциональная - это личный конфликт или просто непонимание между учителем и учеником.
Причиной плохой успеваемости может быть и неправильно выбранная программа для обучения. Например, ребенка с очень средними способностями пытаются обучать по программе для одаренных детей и запихивают в престижную математическую школу. В конце 2 класса ко мне в речевой класс пришла Ира К. Девочку родители пытались обучать в престижной гимназии с углубленным изучением иностранного языка. Девочка оказалась художественно одарённым правополушарником`.
Ещё одна из социальных (и отчасти эмоциональных) причин - это конфликты ребенка с одноклассниками, неумение или нежелание строить с ними дружеские отношения. Ребенок нелюдим или очень застенчив. Он может иметь какой-то недостаток внешности, быть слишком вспыльчивым и агрессивным. Ему не дают проходу, его дразнят, у него нет друзей, он не хочет идти в школу, постоянно испытывает напряжение - в результате страдает успеваемость.
Слабого, тихого и робкого Игоря почти никогда не выбирали в микрогруппу, о нём просто забывали. Во время подготовки классного часа Что умеют ваши руки? каждая группа придумывала и делала свои маски. Игорь работал чётко, быстро и принёс своей группе успех. Авторитет мальчика утвердился. И в дальнейших поручениях, связанных с трудовыми навыками, об Игоре уже не забывали. Формированию отношений содружества способствует проведение коллективных творческих дел.
Вечный вопрос: `Что делать? К сожалению, состав моего класса на протяжении четырёх лет меняется. Приходят новенькие дети. Неправильно выбрана программа обучения, конфликт учителя с учеником, переезжают к новому месту жительства, мамы выходят замуж и воспитанием ребёнка занимается бабушка.
Если ко мне в класс приходит такой ребёнок, для начала, разумеется, необходимо установить причину (или причины) неуспеваемости. Для этого во всех случаях разумно посоветоваться со специалистом. Мой опыт показывает, что оптимальным вариантом здесь бывает `трёхсторонняя` встреча - учительница, родители, школьный психолог. Она предпринимается не для того, чтобы установить `кто виноват?`, а исключительно в интересах ребенка. В зависимости от установленных причин, строится индивидуальный образовательный маршрут ученика. Особенно это значимо для детей с ограниченными возможностями здоровья. Важно осознавать, что чем меньше возраст ребёнка, тем более значимо тесное сотрудничество педагога, логопеда и психолога.
Одним из направлений моей деятельности является работа с семьёй. Сегодня именно на педагога ложится ответственность за поиск новых форм работы с родителями. Формы моей работы самые разнообразные.
Работу с каждой семьёй я начинаю с её диагностики через тестирование, беседы, индивидуальные и групповые консультации родителей специалистами школы. В первом классе родителям предлагается анкета, которая позволяет выявить реальные родительские возможности, трудности в общении с детьми и в оказании им помощи. После анкетирования проводится бинарная лекция совместно с психологом и логопедом, на которой родители получают ряд рекомендаций и советов.
Значимым моментом этого периода являются родительские собрания. Я рассказываю о первых трудностях и успехах детей, проявленных в ходе адаптационного периода, знакомлю с особенностями обучения и спецификой новой учебной ситуации, проясняю ожидания родителей от обучения их ребенка в школе. Родительские собрания в 1 классе я провожу по следующей тематике:
Проблемы школьной адаптации
Как вести себя с ребёнком-первоклассником.
Надо ли делать уроки вместе с ребёнком?
Как учить с гиперактивным ребенком уроки
Разнообразные формы помощи семьям заключаются в том, что ребёнок, не уходя из семьи, включается в единое педагогическое пространство. Родители не лишаются своих основных функций воспитания, а получают дополнительную , всестороннюю и комплексную помощь со стороны педагога.
Добавила:
Инна Алексеевна Яковлева
Инна Алексеевна Яковлева


ЭТОТ МАТЕРИАЛ В ИНТЕРНЕТЕ

Просмотр ссылок доступен только зарегистрированным пользователям


ОБСУЖДЕНИЕ


Комментариев пока нет

Прокомментируйте!

Выскажите Ваше мнение:

Зарегистрироваться




Вакансии для учителей









  Copyright © ПроШколу.ру 2007-2020. Все права защищены.   О проекте | Реклама | Статистика | Контакты | Translate
Использование материалов данного ресурса допустимо только с письменного разрешения администрации сайта.

Поиск по порталу


































 



http://www.roscomsport.com/

https://proshkolu.ru/user/robot/blog/568472/

https://roscomsport.com/

https://roscomsport.com/