Тема: А.Н. Плещеев. Дети и птичка (Инна Алексеевна Яковлева ) в библиотеке ПроШколу.ру
https://proshkolu.info/


Логин

Регистрация
Пароль
Забыли пароль?

  О портале   Реклама   ТОП-100 школ   ТОП-100 участников   Рейтинги `Источника знаний`  

http://totaltest.ru/?promo=proshkolu&utm_source=site&utm_medium=proshkolu&utm_campaign=250x50 (edited)

https://ginger-cat.ru?from=proshkolu

https://diso.ru/?promo=proshkolu&utm_source=site&utm_medium=proshkolu&utm_campaign=250x50

https://mogu-pisat.ru/kurs/uchitel/?SECTION_ID=&ELEMENT_ID=1759325



ГЛАВНАЯ

ВСЕ ШКОЛЫ

НА КАРТЕ

КЛУБЫ

КОНКУРСЫ

БИБЛИОТЕКА

ИСТОЧНИК ЗНАНИЙ

ПОМОЩЬ





Библиотека - Методические материалы

Тема: А.Н. Плещеев. Дети и птичка


ОПИСАНИЕ

Название: Тема: А.Н. Плещеев. Дети и птичка
Тип: Методический материал
Автор: Инна Алексеевна Яковлева
Предмет: Литература
Класс: 4 класс
Описание: ГБОУ СШ № 314 Фрунзенского района
Санкт-Петербурга
Учитель Яковлева И.А.



Урок чтения в 4 классе

Тема: А.Н. Плещеев. Дети и птичка


Цели:
образовательные
- познакомить учащихся с произведением А.Н. Плещеева, добиться понимания смысла
стихотворения;
- развивать умение выражать свои чувства по отношению к прочитанному, видеть
настроение лирического произведения;
- развивать навыки выразительного чтения, творческие способности детей;
- помочь вспомнить определение и найти в тексте образные языковые средства
эпитеты, олицетворения;
- формировать навыки словесного рисования.
коррекционные
- коррекция речевого, зрительного и слухового внимания;
- развитие и обогащение словарного запаса;
- развивать память, речь, воображение и образное мышление;
- развивать творческое воображение учащихся;
воспитательные
- воспитывать художественный вкус, прививать любовь к стихотворениям;
- воспитать бережное отношение к природе.

оборудование: портрет поэта, современный толковый словарь русского языка, книги, учебник, аппликация Осень, магнитофонная запись П.И.Чайковский Времена года, раздаточный материал.



ХОД УРОКА

I.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.

- К нам приехали гости.

- Поздороваемся с ними.

1. Создание эмоционального настроя урока.
- Назовите свои имена. (Дети вслух произносят свои имена)

- Я попрошу сесть того, в чьём имени есть слог КИ, И, ВА, ТЯ, ВЕ, ДА, Я.

- Молодцы!

- Что вы можете сказать о сегодняшней погоде?

-2-
- Несмотря на осеннюю погоду, наше настроение должно быть всегда хорошим, тогда день будет удачным.

- Улыбнитесь друг другу и подарите свои улыбки нашим гостям.


2 . ПОСТАНОВКА ЦЕЛЕЙ УРОКА
- На уроке мы будем следить за своей речью.
- Повторим правила речи (написаны на стенде).

ПРАВИЛА РЕЧИ.
1.Все звуки произноси чётко.
2.Говори выразительно, неторопливо.
3.Не разрывай слова.
4.Перед началом речи сделай вдох и говори равномерно выдыхая.

3.Постановка индивидуальных целей урока:
Никита, Вероника следите за проговариванием звуков
Игорь, Илья следите за своим дыханием.

II.ВВЕДЕНИЕ В ТЕМУ УРОКА.

- Сегодня мы проведем работу над совершенствованием техники чтения, познакомимся с творчеством поэта, прочитаем его стихотворения и проанализируем их.

- Какое время года мы наблюдаем?

- Назовите осенние месяцы.

- Какой сейчас месяц?

- Кто из вас любит осень и почему?

- Какое настроение вам приносит осень?

- Какие народные приметы об осени знаете?
1.Осень пора созревания плодов и сбор урожая.

2. Осенью листья на деревьях меняют окраску и падают. Это явление называется листопадом.

3.Трава желтеет, цветы вянут.

4. Перелетные птицы (ласточки, лебеди, утки, гуси, скворцы, грачи и др.) собираются в стаи и улетают на юг.

5. Звери осенью готовятся к зиме: делают запасы(белки, бурундуки), ищут
место для зимней спячки (медведи, ежи), линяют меняют шубы
(зайцы, волки, лисы).

6. Дни становятся короче, часто идут дожди.
- Рассмотрите внимательно фотографии.



-3-
- Какие краски на них преобладают?

- Какое настроение они создают?

- Озаглавьте пейзажи на этих фотографиях.

- Можно ли к фотографиям сделать подписи, подобрав фразы из Народных примет?


II. РАБОТА НАД СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕМ ТЕХНИКИ ЧТЕНИЯ.

- Для начала сделаем гимнастику для глаз.
- Нарисуйте глазками облако на потолке класса и проследите путь снежинки до земли.

- Проведём речевую разминку. Жужжащее чтение.

- Прочитайте стихотворение Владислава Бахревского медленно, а затем как скороговорку.

У чибиса чудеса:
Чьи леса? Чья лиса?
Чьи вы сами?
Чьи вы сами?
С лисами,
С весной,
С лесами?
С чибисами,
С чудесами?

(После самостоятельной подготовки, учащиеся читают индивидуально, по желанию).

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.
ВЫ, НАВЕРНОЕ, УСТАЛИ? ДА!
И ПОЭТОМУ ВСЕ ВСТАЛИ.
ДРУЖНО ВЫТЯНУЛИ ШЕИ
И, КАК ГУСИ, ЗАШИПЕЛИ: Ш ш ш!
ПОШИПЕЛ. ПОМОЛЧАЛИ
И, КАК ЗАЙЦЫ, ПОСКАКАЛИ.
ПОСКАКАЛИ, ПОСКАКАЛИ
И ЗА КУСТИКОМ ПРОПАЛИ.

IV. РАБОТА НАД НОВЫМ МАТЕРИАЛОМ.

Загадка в пословицах.

- Прочитайте пословицы и отгадайте, о чем или о ком они говорят.

Всякая она своим пером красуется.
Где она ни летает, а своё гнездо знает.
(Птица.)

- Восстановите пословицы и объясните их смысл.

- Ребята, мы продолжаем работать в разделе Поэтическая тетрадь.

-4-
- Сегодня на уроке мы снова отправимся в чудесный мир поэзии, где вы обязательно откроете для себя новую, интересную страничку.

- Задание, которое вы выполните, поможет узнать фамилию поэта, с чьим творчеством мы сегодня познакомимся.

- Возьмите полоски бумаги и зачеркните только одинаковые слоги.
МАПМАЛМАЕМАЩМАЕМАЕМАВ

- Какую фамилию прочитали?
- Плещеев.

- Молодцы, ребята! Сегодня мы познакомимся с творчеством
Алексея Николаевича Плещеева (показываю портрет).

Скучная картина!
Тучи без конца.
Дождик так и льется.
Лужи у крыльца.

- Мы меньше всего думаем о том, кто написал эти строки и вообще принадлежит ли они чьему-либо перу, - они стали нашей собственностью, мы уже мыслим ими. Счастлива судьба поэта, чьи стихи переходят из поколения в поколение! Бессмертно имя его.
- Кто же он, подаривший нам неувядающие строки, проникнутые любовью к России, к ее народу, к родной русской природе и верой в светлое будущее своей Отчизны?

- Даня расскажет нам биографию поэта.
Подготовленный ученик рассказывает о жизни и творчестве
А.Н. Плещеева.

- Молодец!
- Немного добавлю к словам Дани.
Учитель:
- Писать стихи и печататься Плещеев начал еще студентом. В середине 19в. вышла первая книжка его стихов.

В ней было стихотворение Вперед.
Вперед без страха и сомненья
На подвиг доблестный, друзья!
Зарю святого искупленья
Уж в небесах завидел я.
Смелей! Дадим друг другу руки
И вместе двинемся вперед,
И пусть под знаменем науки
Союз наш крепнет и растет.


- Это стихотворение расценивалось современниками Плещеева, как призыв к революционной борьбе против крепостного права.
- Поэт был арестован за участие в тайном политическом кружке и посажен в
Петропавловскую крепость. Ему грозила каторга. Однако суд постановил лишить всех прав состояния и сослать в Сибирь.
-
-5-
Более 9 лет служил Плещеев в Уральске. Лишь спустя 10 лет поэт получил разрешение жить в столице и был взят под строгий надзор полиции.
- Вернувшись в Москву, поэт целиком отдается литературной работе. Он пишет стихотворения, поэмы, повести. Был известен как переводчик и критик.

- Ребята, а какие стихотворения А.Н.Плещеева мы уже читали раньше?
Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою!
Весна
Осень наступила,
Высохли цветы,
И глядят уныло
Голые кусты.
Вянет и желтеет
Травка на лугах.
Только зеленеет
Озимь на полях.
Осень наступила
Травка зеленеет,
Солнышко блестит.
Ласточка с весною
В сени к нам летит.

- О чём эти стихи? (О красоте русской природы, о любви к ней).


-Вы видите книжную (выставку). Здесь помещены стихи автора.
Можете после урока посмотреть их.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
РУКИ ЗА СПИНКУ, ГОЛОВКИ НАЗАД.
ГЛАЗКИ ПУСКАЙ В ПОТОЛОК ПОГЛЯДЯТ.
ГОЛОВКИ ОПУСТИМ НА ПАРТУ ГЛЯДИ.
И СНОВА НАВЕРХ ГДЕ ТАМ МУХА ЛЕТИТ?
ГЛАЗАМИ ПОВЕРТИМ, ПОИЩЕМ ЕЁ


ПЕРВИЧНОЕ ВОСПРИЯТИЕ СТИХОТВОРЕНИЯ.

- Сегодня мы с вами будем читать стихотворение Алексея Николаевича Плещеева Дети и птичка.

- Я буду читать стихотворение, а вы внимательно слушайте.
Учитель читает стихотворение (включается магнитофон).

- Подумайте и ответьте на вопросы, записанные на доске.

1. Какое впечатление произвело на вас это стихотворение?

2. Какие чувства передал автор в этом произведении ?


-6-

Ученики читают вопросы и отвечают на них.

- Ребята, а чем необычно это произведение?
- Написано в форме диалога.

- Назовите собеседников.
- Дети и птичка.


СЛОВАРНО-ЛЕКСИЧЕСКАЯ РАБОТА.
- Прежде, чем вы самостоятельно прочитаете стихотворение, выясним смысл непонятных слов.

Дети выясняют смысл слов с помощью словаря.
Прочь подальше от кого-либо
Стужа сильный холод, мороз
Вешним весенним
Понесёмся следовать очень быстро, стремительно одно за другим


- Сейчас вы самостоятельно будете читать стихотворение.

- С каким настроением его надо читать вначале, и с каким в конце?

Самостоятельное чтение стихотворения. (Включается музыка П.И.
Чайковского )

РАБОТА С ТЕКСТОМ СТИХОТВОРЕНИЯ.
- Что вы чувствовали, читая стихотворение?

- Можем ли мы по этому стихотворению судить о характере автора?

- В какое время года происходит разговор детей и птички?

- Осенью.

- О чём просят дети птичку?
- Не улететь от них.

- Почему просят птичку не улетать?
- Жаль песенок звонких.
- Что она им отвечает?

- Гонят её холода, дожди, нет пищи, насекомых.

- Какой вопрос задают птичке дети?
- Скоро ли, птичка, вернешься ты к нам?

- Как она им объяснила время своего прилета назад?
- С полей снег сойдет, зажурчит ручей.

- Какое это будет время года?


-7-
- Весна.

- Ребята, чтобы мы ярко представили осень, образы птички, детей, какие приёмы использовал поэт? (олицетворение, эпитеты)

На доске определение терминов - ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ
ЭПИТЕТЫ

- Найдите в тексте слова, которые выбирает автор, чтобы передать свое отношение к маленькой крохе.
- Птичка, песенка- уменьшительно- ласкательные суффиксы, чтобы показать, что это крохотное существо.


РАБОТА НАД ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬЮ ЧТЕНИЯ

- Определите, что при чтении стихотворения важно передать слушателям, чтобы показать свое отношение к маленькой птичке?

Важно передать голосом нежные чувства к птичке, передать нежность и в то же время грусть.


- С каким настроением надо прочитать первую часть?

С грустным настроением, с болью и печалью.

- Значит, темп быстрый. Прочитайте первую часть.

Дети выполняют задание.

Меняется ли настроение во второй части стихотворения?
С каким чувством вы будете его читать?

Вторая часть взволнованно, с чувством лёгкой грусти.

Темп плавный, неспешный.

Прочитайте вторую часть.

Дети выполняют задание.


1. Поставим в стихотворении логические ударения и паузы.
(текст стихотворения напечатан на отдельном листе для каждого ученика)

-Карандашом подчеркните важные слова.

Давайте расставим паузы, которые необходимо соблюдать при чтении стихотворения. Воспользуемся обозначениями, изображенными на доске:

Работа выполняется с учителем.



-8-
| малая пауза
/ большая пауза
// очень большая пауза
! -

- Прочитайте так, чтобы понравилось поэту.

-9-
2. Выразительное чтение стихотворения детьми.

- Какое настроение было в начале стихотворения?
- Каким оно стало в конце? (слегка грустным потому, что птичка обещала вернуться).

3. Чтение стихотворения по ролям.

- Если бы было задание - нарисовать рисунок.

- Что можно изобразить?

Какие краски помогут представить это?

- Какими вы представляете детей? Где они живут? Как одеты?

- Опишите, какой вы представляете птичку?


- Опишите, как вы представляете беседу детей и птички? (место, время).

- По вашим рассказам у нас появился маленький уголок леса, где могла произойти эта встреча. В этом уголке есть дерево, но не хватает птички, о которой мы сегодня говорили. Мы с вами делали аппликацию Листопад. Прикрепите к дереву ваших птичек, которых вы готовили на уроке труда.

(Дети подходят к стенду и на свои работы прикрепляют птичек).


РЕФЛЕКСИЯ.
Ребята, поделитесь своими впечатлениями от урока.
- Как вы оцениваете свою работу на уроке? Расскажите по схеме:

узнал, открыл для себя

Сегодня на уроке я: научился, смог

похвалить себя и своих одноклассников за


. Активизация читательского интереса учащихся.

- Если вам интересно узнать о жизни поэта, о его произведениях, пожалуйста, познакомьтесь с ними в библиотеке, прочитайте, потом расскажете нам на следующем уроке.



-10-
. ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ.
- Ребята, в нашем учебнике к стихотворению А.Н.Плещеева нет иллюстрации.

- Давайте оформим это стихотворение в виде книжки-самоделки.

- На обложке напишите фамилию автора.

- На второй странице сделайте иллюстрацию к стихотворению. Это будет вашим домашним заданием.

- И те ребята, кому понравились стихи А.Плещеева напишут в книжку ещё одно стихотворение.

- Спасибо за урок.














Добавила:
Инна Алексеевна Яковлева
Инна Алексеевна Яковлева


ЭТОТ МАТЕРИАЛ В ИНТЕРНЕТЕ

Просмотр ссылок доступен только зарегистрированным пользователям


ОБСУЖДЕНИЕ


Фыва Фывович Фыв2013-11-09 22:50:10 - Фыва Фывович Фыв
:)

Прокомментируйте!

Выскажите Ваше мнение:

Зарегистрироваться




Вакансии для учителей









  Copyright © ПроШколу.ру 2007-2020. Все права защищены.   О проекте | Реклама | Статистика | Контакты | Translate
Использование материалов данного ресурса допустимо только с письменного разрешения администрации сайта.

Поиск по порталу













Новые комментарии



Доброе утро, Юлия Евгеньевна, а уВас нет карточек в электронном виде к этому пособию?
Нина, эта улочка ведёт к храму. На ней множество сувенирных деревянных зданий и лавок, она вымощена булыжником .
А чем Тихановская хуже Лукашенко а Навальный хуже Путина? Вашу перловку по-любому урежут,Константин Борисович.Одни в пользу демократии,другие -в пользу религии и т.н. патриотизма. Так что правильно делаете,что не скулите.Да и все равно на кладбище все будем,Вы ж любите об этом постоянно упоминать)
Ах, женских глаз очарованье, Идёт из космоса их свет, И там, в истоках мирозданья, На всё находим мы ответ. Порою жизнью недовольны, Но лишь взглянув в глаза подруг, Мы как за партой юный школьник, Их мудрость постигаем вдруг. Ведь слов пустых слепые звуки От нас уходят в пустоту, А свет их глаз - добра порука И приглашение в мечту. Когда сидишь с любимой рядом, Пройдя уже немалый путь, Какая ж высшая награда В глаза её в тот миг взглянуть!! Покоем, нежностью, уютом Тогда наполнится Земля, Звездой рождественской как-будто Сверкнёт на гранях хрусталя Огонь свечей, для двух горящих, Пусть неумелый, первый стих, И бронзы в тайну цвет манящий, Что на подсвечниках притих Ах, женских глаз очарованье! Как жаль, в потоке бурном дней, Не часто проявляем мы желанье Взглянуть в глаза, что всех родней
Не могу скачать файлы. Что делать?
Огромное спасибо!





















 



http://www.roscomsport.com/

https://proshkolu.ru/user/robot/blog/568472/

https://roscomsport.com/

https://roscomsport.com/