Каратэ. Авторская образовательная программа дополнительного образования детей. (Александр Викторович Иванов) в библиотеке ПроШколу.ру
https://proshkolu.info/


Логин

Регистрация
Пароль
Забыли пароль?

  О портале   Реклама   ТОП-100 школ   ТОП-100 участников   Рейтинги `Источника знаний`  

http://totaltest.ru/?promo=proshkolu&utm_source=site&utm_medium=proshkolu&utm_campaign=250x50 (edited)

https://ginger-cat.ru?from=proshkolu

https://diso.ru/?promo=proshkolu&utm_source=site&utm_medium=proshkolu&utm_campaign=250x50

https://mogu-pisat.ru/kurs/uchitel/?SECTION_ID=&ELEMENT_ID=1759325



ГЛАВНАЯ

ВСЕ ШКОЛЫ

НА КАРТЕ

КЛУБЫ

КОНКУРСЫ

БИБЛИОТЕКА

ИСТОЧНИК ЗНАНИЙ

ПОМОЩЬ





Библиотека - Программы

Каратэ. Авторская образовательная программа дополнительного образования детей.


ОПИСАНИЕ

Название: Каратэ. Авторская образовательная программа дополнительного образования детей.
Тип: Программа
Автор: Александр Викторович Иванов
Предмет: Физкультура
Описание: Образовательная программа дополнительного образования детей по содержанию является физкультурно-спортивной; по функциональному предназначению специальной; по форме организации индивидуально-ориентированной и групповой;
Программа для детско-юношеских спортивных школ (ДЮСШ) по каратэ-до составлена в соответствии с законом РФ Об образовании, Типовым положением о дополнительном образовании детей (постановление Правительства РФ от 07.03.1995г. № 233), нормативными документами Министерства образования РФ (Нормативно-правовые основы, регулирующие деятельность спортивных школ от 25.01.1995г., с последующими изменениями и дополнениями) и Государственного комитета Российской Федерации по физической, спорту и туризму (за № 390 от 28 июня 2001г.), письма Минобразования России от 11.12.06г. № 061844 О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей.
Настоящая программа содержит нормативно-програмные и правовые основы, регулирующие деятельность детско-юношеских спортивных школ и основополагающие принципы подготовки юных спортсменов.
В процессе разработки содержания настоящей программы использованы нормативные требования по физической и спортивно-технической подготовке юных спортсменов, научно-методические рекомендации по подготовке спортивного резерва.
Учебная программа для ДЮСШ по каратэ-до рассчитана на 15-ти летнее обучение.
Образовательные, воспитательные, развивающие и оздоровительные задачи программы конкретизированы на каждом этапе спортивной подготовки, которые будут освещены далее.
Нормативная часть программы представлена рекомендациями по составу занимающихся, по содержанию основных видов подготовки, участия в соревнованиях, в инструкторской и судейской практике по годам и этапам тренировки.
Методическая часть программы включает содержание учебного материала, его распределения по годам тренировки, рекомендации по методике тренировки при технической, физической, функциональной и морально-волевой подготовке, организации медико-педагогического контроля.
Новизна программы.
Разработка данной программы была обусловлена отсутствием подобных государственных типовых программ.
Она состоит в разработке и обосновании нетрадиционной методики, основанной на дифференцировании тренировочных нагрузок, с учетом физической подготовленности спортсменов, в разделах специальной физической и технико-тактической подготовленности обучающегося.
Новизна данной программы также заключается и в применении большой игровой практики.
Используя полученный опыт не только японских мастеров, но и наших ведущих тренеров, спортсменов, а, также используя литературные данные по построению тренировочного процесса в различных видах единоборств, в течение ряда лет, проводилась нетрадиционная методика тренировок, где основной упор в ранней специализации делался на обучение основам техники каратэ посредством игр, которые подбирались таким образом, что обучающийся играя, одновременно развивал необходимые физические качества и осваивал базовую технику каратэ.
Также необходимо отметить и то, что данная методика основана на строгой дифференциации тренировочных нагрузок с учетом уровня физической подготовленности спортсмена.
Актуальность
Популярность восточных боевых искусств вообще и каратэ в частности обусловлено целым рядом причин. Россия географически располагается между востоком и Западом, и всегда находилась под влиянием восточной и западной культуры. Россия страна многонациональная. Исторически в России каратэ начало развиваться с Сибири и Дальнего востока. По духу Восток ближе к россиянам, чем Запад.
В отличие от других стран, куда каратэ пришло сразу не как вид боевого искусства, а как вид спорта, в Россию каратэ пришло, как способ самосовершенствования, что характерно для российского человека.
Феномен развития каратэ в России состоит в том, что каратэ нельзя назвать видом спорта в полной мере. Каратэ в России развивается в нескольких направлениях: детский спорт, спортивно-оздоровительное направление (сохранение и укрепление здоровья, обучение навыкам самообороны). Кроме того, каратэ предполагает возрастной уровень занимающихся (с 4-6 до лет).
Практически только 20-25 лет назад каратэ в России начало развиваться как вид спорта. В этот же период времени каратэ начало входить в образовательные учреждения. В ДЮСШ, СДЮСШОР, ДЮКФП различной ведомственной принадлежности стали открываться отделения, группы и секции по каратэ, что потребовало разработки соответствующих образовательных программ.
В связи, с чем появляется потребность общества и детей данного возраста (6-21 год) в занятиях каратэ.
При систематических занятиях каратэ создаются благоприятные условия, для развития обучающегося, развивается мотивация к познанию и творчеству. Обеспечивается эмоциональное благополучие ребенка. Идет приобщение детей к общечеловеческим ценностям. Ребенок получает не только физическое, но и духовное и интеллектуальное развитие. И что особенно важно, - происходит создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности обучающегося, ее интеграции в систему мировой и отечественной культур. Ведется профилактика асоциального поведения обучающегося. При систематических занятиях каратэ ведется работа не только с обучающимися, но и с их родителями, всей семьей.
Социальная значимость каратэ проявляется и в воздействии на качество трудовой деятельности, общественные отношения, сферу потребления, организацию досуга, содержание образования и т.п.
Имея высокое прикладное значение, каратэ позволяет тем, кто им занимается, легко и быстро овладевать сложными профессиями, добиваться высокой производительности труда. Навыки каратэ и высокий уровень физической подготовки помогает и в боевой обстановке.
Таким образом, каратэ можно рассматривать как средство формирования физической и духовной гармонии и удовлетворения запросов, как отдельных людей, так и общества в целом.

Педагогическая целесообразность
Многолетняя практика показала, что из не очень одаренных детей можно готовить высококлассных спортсменов. Практика мирового спорта не раз доказывала, что спортсмены, имеющие высокую степень технического мастерства, становились сильнейшими в мире.
Предлагаемая методика, помимо наличия большой игровой практики и индивидуального подхода в дифференцировании тренировочных нагрузок заключается еще и в том, чтобы обучающийся сам поставил перед собой наивысшею цель своих занятий этим видом спорта, т.е. создал отличную мотивацию.
Объясню почему. Чтобы достичь высокого спортивного результата,- необходима серьезная не только физическая работа, но и самое главное мотивация, психологический настрой. Это как планирование и постройка дома. Заложишь малый фундамент построишь одноэтажный дом. Но чтобы сделать из него, потом 2-х или 3-х этажный дом не выйдет, не хватит мощности заложенного для этого фундамента. Поэтому необходимо заранее ставить перед собой цель постройки многоэтажного здания, а соответственно и закладывать для этого очень добротный фундамент (базу).
Также можно провести параллель и с достижением высокой спортивной результативности спортсмена. Поставив, например, перед собой цель стать Олимпийским Чемпионом, необходимо заложить очень крепкую базу. А каждый этаж это как пройденный этап (результат на соревнованиях). И даже проиграв на каком-нибудь соревновании (этапе), вы, имея необходимую начальную базу (фундамент), - добьетесь своего результата!
Имея же маленькую цель добьешься только маленького результата!

Данная образовательная программа дополнительного образования детей строится на таких основных принципах обучения как:
индивидуальность
доступность
преемственность
результативность
При работе с обучающимися используются различные формы и методы обучения:
групповые учебно-тренировочные и теоретические занятия
работа по индивидуальным планам
медико-восстановительные мероприятия
тестирование и медицинский контроль
участие в различных соревнованиях и учебно-тренировочных сборах
инструкторская и судейская практика

Цель программы: Создание оптимальных условий для физического и психического развития, самореализации, укрепления здоровья и формирования позитивных жизненных ценностей обучающихся посредством систематических занятий каратэ.
Программа, опираясь на особенности современного этапа развития спорта, охватывает основные методические положения, на основе которых строится рациональная единая педагогическая система многолетней спортивной подготовки и обучения в ДЮСШ, и предусматривает:
- преемственность задач, средств, методов, организационных форм подготовки всех возрастных групп;
- преемственность в решении задач по формированию личности спортсмена, укреплению здоровья, гармоничному развитию всех органов и систем организма;
- целевую направленность по отношению к высшему спортивному мастерству;
- обеспечение всесторонней и специальной физической подготовки;
- комплексную систему контроля и анализа состояния подготовленности спортсмена, так и на этапах возрастного развития.
Данная программа может являться основным документом при проведении занятий в спортивных школах. В отдельных случаях, исходя из местных социальных условий и наличия материально-технической базы, могут быть внесены частные изменения в содержание данной программы, сохраняя при этом ее основную направленность.
Образовательные, воспитательные, развивающие и оздоровительные задачи программы конкретизированы на каждом этапе спортивной подготовки.
Этих этапов всего пять

Основные задачи на различных этапах обучения

СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
- формирование интереса к занятиям спортом
- овладение основами техники выполнения комплекса физических упражнений и освоение техники подвижных игр
- развитие и совершенствование общих физических качеств
- предварительный отбор детей для занятий спортивным каратэ
- выбор специализации в дальнейшем занятии спортом
- знакомство с требованиями спортивного режима и гигиены
- социализация детей и подростков

ЭТАП НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ
- укрепление здоровья и расширение функциональных возможностей организма
- совершенствование показателей физической подготовленности занимающихся
- совершенствование уровня освоения базовой техники каратэ
- привитие норм личной гигиены и самоконтроля


УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫЙ ЭТАП
- совершенствование физической и функциональной подготовленности
- совершенствование технико-тактического мастерства и приобретение соревновательного опыта
- формирование морально-волевых качеств
- освоение теоретического раздела программы

ЭТАП СПОРТИВНОГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
- совершенствование специальной физической подготовленности
- совершенствование технико-тактического мастерства (применение ударной и бросковой техники в различных условиях)
- совершенствование динамики спортивно-технических показателей
- достижение высоких результатов выступлений на Всероссийских соревнованиях

ЭТАП ВЫСШЕГО СПОРТИВНОГО МАСТЕРСТВА
- совершенствование технико-тактического мастерства с учетом индивидуальных особенностей
- совершенствование функциональной и морально-волевой подготовленности
- формирование специализированных знаний
- отбор в состав сборной России
Отличительные особенности
Отличительной особенностью данной программы является:
отсутствует типовая государственная программа по каратэ
программа рассчитана на более полное изучение, закрепление, совершенствование полученных навыков и расширенное освоение более глубоких приёмов, в течение 15 летнего обучения. Другие же программы рассчитаны на более короткий срок обучения 8 лет. Как правило, набор обучающихся производится с 10 лет и с этапа начальной подготовки. В данной же программе обучение допускается с 6 летнего возраста этап спортивно-оздоровительный. При помощи большой игровой практики и различных ОРУ в СОГ, уже на начальном этапе, обучающийся постепенно подходят к ранней специализации каратэ (учитывая особенности организации УТЗ с детьми 4-6 летнего возраста).
Помимо того, что другие программы, как правило, заканчивают своё обучение на учебно-тренировочном этапе, данная программа продолжает углубленную специализацию на этапах спортивного совершенствования и высшего спортивного мастерства.
На тренировках дети знакомятся не только с изучением того или иного приема, но и изучают теоретическую базу (см. в главе теоретическая подготовка). Практические занятия по программе связаны с использованием необходимого спортивного инвентаря и оборудования, что также помогает завлечь ребенка к занятиям каратэ, и повышает его интерес. В теоретических занятиях также используется различная видеотехника (просмотр соревнований и последующий их анализ).
В структуру образовательной программы входят 8 образовательных блоков, каждый из которых реализует отдельную задачу. Все образовательные блоки предусматривают не только усвоение теоретических знаний, но и формирование деятельностно-практического опыта.
1.Практические занятия (общая физическая подготовка, специальная физическая подготовка, технико-тактическая подготовка)
2.Теоретические занятия
3.Инструкторская и судейская практика
4.Контрольно-переводные испытания
5.Соревновательная практика
6.Восстановительные мероприятия
7.Медицинское обследование
8.Воспитательная работа

На учебно-тренировочных занятиях обучающиеся знакомятся не только с основами каратэ, как вида спорта, но и с восточной культурой. Анализируются и сравниваются основные принципы обучения в восточных и Российских школах каратэ.
Освоение материала в основном происходит в процессе практической деятельности. Так, в работе над освоением базовой техники каратэ, обучающиеся должны добиваться четкого исполнения движений. Необходимо уметь применять полученные знания в практической деятельности (соревновательной практике).
Прохождение каждой новой практической темы предполагает постоянное повторение пройденных тем. Такие методические приемы, как забегание вперед, возвращение к пройденному и т.д. придают объемность линейному, последовательному освоению материала в данной программе.
Обучающийся должен не только грамотно и четко применять полученные знания в соревновательной практике, но и осознавать саму логику их следования. Нельзя необдуманно применять то или иное техническое действие на соревнованиях, отработанное на тренировочном занятии. Все зависит от конкретной ситуации в данный момент. Для этого очень широко используется такой метод, как Моделирование соревновательных ситуаций. Данная методика будет описана в разделе по технико-тактической подготовке на различных ее этапах.

Возраст обучающихся

Возраст обучающихся, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы составляет 6-21 год.
Порядок зачисления обучающихся в группы спортивной подготовки или перевод на следующий этап подготовки определяется непосредственно тренерским советом, по результатам вступительных или контрольно-переводных экзаменов.
Спортивно-оздоровительная (СО) группа формируется как из вновь зачисляемых учащихся, так и из обучающихся, не имеющих по каким-либо причинам возможности продолжать занятия на других этапах подготовки, но желающих заниматься избранным видом спорта. Возраст с 6 лет.
На этап начальной подготовки (НП) зачисляются все желающие, не имеющие медицинских противопоказаний и удачно сдавших контрольные нормативы. Возраст 8-10 лет
На учебно-тренировочный (УТ) этап, зачисляются практически здоровые обучающиеся, прошедшие необходимую подготовку на этапе НП не менее 1 года, при условии выполнения ими контрольно-переводных экзаменов по ОФП и СФП. Возраст 11-15 лет.
На этап спортивного совершенствования (СС) рекомендуется зачислять спортсменов, выполнивших норматив спортивного разряда не ниже кандидата в мастера спорта России и выполнивших контрольные нормативы по ОФП, СФП, ТТП. Возраст 16-18 лет
На этап высшего спортивного мастерства (ВСМ) зачисляются перспективные спортсмены, вошедшие в основной или резервный состав сборной команды России и показывающие стабильные высокие результаты (на уровне норматива Мастера спорта России). Возраст на этом этапе может не ограничиваться, если спортсмен продолжает выступать за данную школу и показывает хорошие результаты, но уже на основе письменного договора. Возраст 19 лет и старше.
Преимущественная направленность тренировочного процесса по годам обучения определяется с учетом наиболее благоприятных периодов развития физических качеств, совершенствующихся в данном возрасте (см. таблица № 3).

Примерные сенситивные (благоприятные) периоды развития двигательных качеств

Таблица № 3

Морфофункциональные показатели, физические качества


В О З Р А С Т ( лет )

7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17

Рост
+
+
+
+

Мышечная масса
+
+
+
+

Быстрота
+
+
+
+
+
+

Скоростно-силовые качества
+
+
+
+
+
+
+

Сила
+
+
+
+

Выносливость (аэробные возможности)
+
+
+
+
+
+
Анаэробные возможности

+
+
+

Гибкость
+
+
+
+
+
+


Координация

+
+
+
+

Равновесие
+
+
+
+
+
+
+
+

Следует также учитывать и особенности учебно-тренировочного процесса при работе с детьми 4-6 летнего возраста.

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА ПРИ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ 4 6 ЛЕТНЕГО ВОЗРАСТА

У детей 4-6 лет, в этот период развития начинают закладываться такие важные физические качества, как гибкость, чувство равновесия развивается вестибулярный аппарат. Но при этом не следует забывать, что ранняя спортивная специализация при недооценке применяемых нагрузок может задержать рост и развитие ребёнка, ограничить спортивные достижения. Поэтому была разработана развивающая программа для детей дошкольного возраста, которая направлена на развитие тех физических качеств, которые совпадают с сенситивными периодами развития ребёнка. Разработаны те базовые элементы (или их составные части), которые для данного возраста наиболее целесообразны. Это, в первую очередь, технические элементы, в которых важным фактором является скорость движения мышц, управляющих дистальными сегментами (мышцы плеча и бедра). Это связано с тем, что старшие ученики создают определённую атмосферу дисциплины и работоспособности, которая стимулирует и дисциплинирует младших воспитанников. Считается, что именно с этого возраста (с 5 до 10 лет) ребёнок усваивает примерно 90% общего объёма приобретаемых в жизни двигательных навыков. Поэтому именно это возраст (вплоть до младшего школьного) является наиболее благоприятным для разучивания новых движений.
В возрасте 4-6 лет здоровые дети много и охотно занимаются упражнениями, требующие проявления физических усилий. Именно в этом возрасте дети обладают повышенным познавательным интересом.
Успех ребёнка этой возрастной группы в разных видах деятельности тесным образом связан с признанием его сверстниками. Успех, обязательно должен быть заслужен хорошим качеством выполненных заданий и замечен, оценен сверстниками и взрослыми. Именно поэтому развивающая программа должна быть разработана таким образом, что те упражнения, которые выполняют дети, в принципе не могут не получаться. В конце же обучающего периода дети сдают экзамен. Данный экзамен не имеет отношения к сдаче контрольно-переводных нормативов по регламенту спортивной школы, а является, своего рода, праздником спортивных достижений детей. Таким образом, дети получают подтверждение своего успеха не просто от сверстников и взрослых, а от независимых наблюдателей.
Смелость ребенка - это та необходимая для осуществления жизни самодостаточность, которая позволяет ему переживать, воспринимать динамичность своего Я как реально существующего и живущего. Смелость - это готовность рисковать с опорой на собственные силы, это отсутствие страха перед собственной ошибкой и одновременно возможность защитить своё Я от воздействия другого человека. Именно этой способности ребёнка необходимо обучить ещё до его прихода в школу. Тогда он не будет испытывать страха перед разными проявлениями жизни.
Дети этого возраста много и охотно играют в войну, если им предложить играть в мир, то они просто не знают, как. Дело здесь, видимо, отчасти в том, что игра в войну выполняет функцию компенсации напряжения, которое, так или иначе, существует у ребёнка в отношении с взрослыми из-за демонстрируемого физического и психологического превосходства их над детьми. В качестве замены данного спонтанного проявления может выступать физическая нагрузка, а изучение таких элементов как удары руками и ногами в большей степени компенсируют психологическое напряжение
ребёнка, даёт возможность выхода его агрессии.
Опасность этого периода состоит в том, что ребёнок ещё не знает меры своим силам, как физическим, так и умственным. Поэтому его воздействие (как на себя, так и на других) может быть чрезмерным, поэтому, с одной стороны, взрослым необходимо пресекать агрессивное манипулирование и насилие. С другой стороны, в какой-то мере, помочь ребёнку самореализоваться.
Данные рекомендации, как составная часть программы носят развивающий характер и базируются на изучаемом материале спортивно-оздоровительного этапа.
Физические нагрузки регламентируются возможностями ребёнка. Педагог обязан выявить границы ближайшей зоны физического развития ребёнка. Спланировав динамику развития ребёнка от его начальных возможностей к ближайшей зоне его развития, постепенно увеличивая нагрузку с позиции успеха, т.е. с обязательным условием успешного выполнения требований ребёнком.
К основным физическим качествам, развивающимся в данном возрастном периоде, необходимым для успешного становления спортсмена-каратиста в будущем, необходимо отнести такие, как равновесие, гибкость, координация (в том числе и пространственная). Данные качества необходимо развивать в двух направлениях:
Игровые упражнения;
Освоение элементарных составляющих технических элементов.
К игровым упражнениям можно отнести такие, как перепрыгивание с ноги на ногу, изменение положения в стойке прыжком (в том числе с изменением пространственного положения), игры в ладушки и другие. К отдельной разновидности игровых элементов необходимо отнести упражнения, несущие соревновательный характер. В данном возрасте ребёнку не столько важен результат соревнования, сколько сам процесс его, с его положительно окрашенным эмоциональным состоянием. При этом неудачи ребёнка могут вызывать у него и отрицательные эмоции. Тренер-преподаватель должен бережно и заботливо относится к переживаниям ребёнка, но при этом не забывать, что данное состояние ребёнка является благоприятным для воспитательной работы, особенно если построить образовательный процесс таким образом, что за неудачей ребёнка обязательно последует успех.
Технический арсенал, изучаемый ребёнком в данный возрастной период, должен состоять из:
элементов на культуру движения;
специально-развивающих упражнений;
освоения простейших составляющих технических элементов.
Элементы на культуру движения должны состоять из таких элементов,
которые закладывали бы необходимую динамику, пространственную ориентацию, правила нанесения элементов автоматически при их исполнении, т.е. без осознанного контроля ребёнка за процессом освоения технических элементов. Такие упражнения можно смело отнести к разряду педагогических технологий, обладающих высокой степенью эффективности. Суть данных упражнений заключается в следующем. Любой технический элемент, даже самый простой (например, прямой удар ногой), содержит большое количество позиций для контроля над правильностью его освоения. Так, для прямого удара ногой, возможно, выделить следующие:
1.Положение ног относительно друг друга;
2.Положение опорной ноги;
3.Вынос бедра;
4.Положение пятки ударной ноги относительно ягодицы;
5.Пространственная ориентация удара;
6.Равновесие;
7. Положение ударной поверхности ноги.
Контроль над правильностью исполнения всех 7-и позиций затруднён даже для детей значительно более старшего возраста, чем для рассматриваемого возрастного ценза. При этом сформировать первые пять позиций возможно при помощи такого упражнения, как прямой удар ногой с позиции на одном колене. Тренер-преподаватель и ребёнок доложены контролировать правильность исполнения только одной позиции данного упражнения (опорная нога при ударе должна оставаться согнутой) при этом пять обозначенных первых позиций прямого удара ногой будут формироваться автоматически. К специальным развивающим упражнениям можно отнести такие, как изометрические упражнения, махи ногами, перепрыгивания с ноги на ногу и другие.
К освоению простейших составляющих технических элементов относятся выполнение упражнений, формирующих отдельные навыки выполнения целостного технического элемента. К таким упражнениям можно отнести:
Выполнение технических элементов по составным частям под счёт;
Имитация технического элемента в медленном темпе;
Выполнение составляющей части технического элемента (например, подъём передней ноги из дзенкутцу-дачи без изменения стойки, вынос бедра в заданной плоскости) и другие.

Сроки реализации программы

Срок реализации данной дополнительной образовательной программы составляет 15 лет.
Причем на каждом этапе спортивной подготовки (а их всего 5) имеются свои временные и возрастные цензы.
Спортивно-оздоровительный этап может занимать весь период (6-21 год).
Этап начальной подготовки (ГНП)- составляет 3 года.
Учебно-тренировочный этап (УТГ) составляет 5 лет
Этап спортивного совершенствования (ГСС) составляет 3 года.
Этап высшего спортивного мастерства (ГВСМ) составляет от 3-х лет.
Режим учебно-тренировочной работы (количество часов в неделю, количество обучающихся по годам обучения, требования по ОФП, СФП и ТТП представлен в таблице № 4










ФОРМЫ И РЕЖИМ ЗАНЯТИЙ

РЕЖИМЫ УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОЙ РАБОТЫ И ТРЕБОВАНИЯ
ПО ОФП, СФП, ТЕХНИЧЕСКОЙ И СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКЕ

Режим учебно-тренировочной работы (количество часов в неделю, количество обучающихся по годам обучения, требования по ОФП, СФП и ТТП представлен в таблице № 4.

Таблица № 4

Наименование этапа

Год обученияМинимальный возраст для зачисления
Максимальное количество часов в неделю
Требования по ОФП и тех.подгот.
Выполнение норм ЕВСККол-во уч-ся в группе

С О Г

Весь период (6-21 г.)
6
6
Выполнение нормативов О Ф П
-
15

Г Н П

До 1 года
8
6Выполнение нормативов
ОФП и СФП
3 юнош.
15
Свыше 1 года

9 - 10
9
2 1 юнош.
13 - 14

У Т Г

До 2 лет
11 - 12

12
О Ф П
С Ф П
Т Т П
3 взр.- 1 взрослый

10 12
Свыше 2 лет

13 - 15
18
К М С
8 9


Г С С
До 1 года
16-17


24
С Ф П
Т Т П
Спортивные
результаты
К М С
М С
5 - 7
Свыше 1 года
18 - 19

28
М С
М С М К
3 - 4

В С МВесь период
20 и старше
32-36СФП
ТТП
Спортивные
результаты
МСМК
ЗМС
1 - 3

Примечание: на спортивно-оздоровительном этапе учащиеся от 8 лет, имеющие необходимый стаж и выполнившие требования для зачисления в ГНП и УТГ, могут быть зачислены в соответствующие группы со следующего учебного года.

Формы занятий
По количеству детей, участвующих в занятии групповые. На этапах спортивного совершенствования и высшего спортивного мастерства допускаются индивидуальные занятия (по индивидуальным планам).
По особенностям коммуникативного взаимодействия тренера и обучающегося теоретические занятия, учебно-тренировочные сборы, выступления на соревнованиях различного уровня, участие в спортивно-массовых мероприятиях и спортивных праздниках, конкурсах и т.д.
По дидактической цели вводное занятие, занятие по совершенствованию теоретической подготовленности, практические занятия, занятия по систематизации и обобщению знаний, по контролю знаний, умений и навыков, комбинированные формы занятий.
Причем учебно-тренировочные занятия по данной программе состоят из теоретической и практической частей (ОФП, СФП, ТТП). Так на начальном этапе, больше внимания уделяется теоретической и общефизической подготовленности. На этапе спортивного совершенствования и этапе высшего спортивного мастерства % объема уходит в сторону увеличения на такие разделы, как: специальная физическая подготовленность и технико-тактическая подготовка.
Процентное распределение соотношения физической и технико-тактической подготовки представлено в таблице № 5.

СООТНОШЕНИЕ СРЕДСТВ ФИЗИЧЕСКОЙ И ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ПО ГОДАМ ОБУЧЕНИЯ (%)
Таблица № 5





Средства подготовкиЭтапы подготовки
СОГГНПУТГГССВСМ
Весь период
до 1 года
св.1 года
до 2-х лет
св. 2-х лет
до 1 года
св. 1 года
Весь период
1ОФП4861503335232524
2СФП3117202830343535
3ТТП1217222834354040

Режим занятий

Организация учебно-тренировочного процесса с обучающимися ведется в течение всего календарного года.
Учебно-тренировочные занятия проводятся в соответствии с годовым учебным планом, рассчитанным на 45 недель учебно-тренировочных занятий, непосредственно в условиях спортивной школы.
Продолжительность одного занятия в группах спортивно-оздоровительной направленности и начальной подготовки не должна превышать 2-х академических часов, в учебно-тренировочных группах 3-х академических часов при менее, чем 4-х разовых тренировочных занятиях в неделю; в группах, где нагрузка составляет 20 часов и более в неделю 4-х академических часов, а при 2-х разовых занятиях в день 3-х академических часов.
Рекомендуется проводить учебно-тренировочные сборы продолжительностью до 12 дней к областным соревнованиям и до 18 дней к всероссийским и международным соревнованиям.
Группы высшего спортивного мастерства могут работать в режиме постоянно действующих учебно-тренировочных сборов по подготовке к всероссийским и международным соревнованиям продолжительностью до 100 дней для выявления и подготовки перспективных спортсменов, кандидатов в сборные области и страны.
Режим занятий и распределение годовой нагрузки (по часам) представлен в таблице № 6.
Учебно-тематический план занятий на 45 недель учебно-тренировочных занятий представлен в таблице № 7.




РЕЖИМ ЗАНЯТИЙ
(распределение годовой нагрузки)

Таблица № 6


Параметры
СОГ
ГНП
УТГ
ГСС
ВСМ
Весь период12312345123Весь период
Кол-во часов в год2702704054055405406307208101080117012601440-
1620
Кол-во занятий в год156156156156208208312312312312468572612
Кол-во часов в неделю6
699121214161824262832-36
Кол-во занятий в неделю
Продолж.одного занятия3

23

23

33

34

34

36

2-36

2-36

38

2-310

2-311

2-313

3-4
Вариант построения недельного цикла3х2ч3х2
ч3х3
ч3х3
ч4х3
ч
4х3
ч5х2
ч
2х2
ч4х3
ч
2х2ч6х3
ч
6х3
ч
3х2
ч6х3
ч
4х2
ч6х3
ч
5х2
ч6х3
ч
7х2
ч


Основные средства обучения

- общеразвивающие упражнения
- подвижные игры и общеразвивающие упражнения
- прыжки и прыжковые упражнения
- элементы акробатики (страховка и самостраховка, кувырки, сальто, кульбиты, фляг, рондад и т.д.)
- метание легких снарядов (теннисных и набивных мячей)
- силовые упражнения (в виде комплексов тренировочных заданий)

Ожидаемые результаты и способы определения их результативности

При создании оптимальных условий для физического и психического развития, самореализации, укрепления здоровья и формирования позитивных жизненных ценностей обучающихся, посредством систематических занятий каратэ, программа ставит своей целью, по окончании ее реализации, подготовить высококлассного спортсмена, который бы показывал стабильно высокий результат, выступая на соревнованиях российского и международного уровня.

Благодаря своей программе мне удалось получить следующие результаты:

Развитие координационных способностей детей
Формирование стойких умений и навыков
Формирование у детей целостного представления о ФК и ее возможностях
Повышение работоспособности и улучшение состояния здоровья занимающихся, посредством систематических занятий каратэ
Воспитание личности, способной к самостоятельной творческой деятельности

По окончании всей программы он должен:

Уметь применять на практике полученные теоретические знания
Уметь управлять своим эмоциональным состоянием
Уметь самостоятельно планировать тренировочный процесс
Уметь организовывать учебно-тренировочный процесс в группах начальной подготовки
Иметь спортивное звание не ниже мастера спорта России.
Получить судейскую категорию (не ниже регионального уровня).

Способы проверки результатов освоения программы

Программа предусматривает промежуточную и итоговую аттестацию результатов обучения детей.
В начале года проводится входное тестирование. Промежуточная аттестация проводится в виде текущего контроля в течение всего учебного года. Она предусматривает 1 раз в полгода зачетное занятие по общей и специальной физической подготовке при выполнении контрольных упражнений.
Итоговая аттестация проводится в конце каждого учебного года обучения и предполагает зачет в форме тестирования уровня ОФП, СФП и ТТП (для ГНП). Для групп УТГ, ГСС и ВСМ к сдаче ОФП, СФП и ТТП добавляется результативность выступления на соревнованиях регионального, Российского и международного уровней.
Итоговый контроль проводится с целью определения степени достижения результатов обучения и получения сведений для совершенствования программы и методов обучения.
В конце учебного года (в мае месяце) все учащиеся группы сдают по общей физической подготовке контрольно-переводные зачеты. Результаты контрольных испытаний являются основой для отбора в группы следующего этапа многолетней подготовки.
Формы и способы фиксации результатов:

дневник достижений учащихся;
портфолио учащихся.

КОМПЛЕКС КОНТРОЛЬНЫХ УПРАЖНЕНИЙ
ПО ТЕСТИРОВАНИЮ
УРОВНЯ ОБЩЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ

Тестирование ОФП, СФП и технико-тактической подготовленности осуществляется 2 раза в год в начале и конце учебного года.
Комплекс контрольных упражнений по ОФП включает в себя следующие тесты:
- бег 30м с низкого старта (сек). Проводится на стадионе в спортивной обуви без шипов. Количество стартующих зависит от количества дорожек. После 10-15 мин. разминки дается старт. Разрешается только одна попытка.
- непрерывный бег 5 минут. Условия проведения те же. Учитывают расстояние, которое преодолевает спортсмен в течение бега за 5 минут.
- челночный бег 3 по 10 м (сек). Тест проводят в спортивном зале. Отмеряют 10-метровый отрезок, начало, и конец которого отмечают линией. За каждой чертой 2 полукруга радиусом 50 см. спортсмен становится за ближней чертой линии и по команде марш начинает бег в сторону финишной черты: обегает полукруг и возвращается к линии старта. Затем также обегает другой полукруг и возвращается обратно.
- бег на месте в максимальном темпе; учитывают кол-во беговых шагов в течении 10 секунд. Подсчет шагов ведется по касанию правым бедром натянутой резины и умножается на 2.
- прыжок в длину с места (см). Выполняют толчком двух ног от линии и края доски на покрытии.
- прыжок в вверх (см). Выполняется толчком двух ног с взмахом рук от поверхности пола. Измерение высоты проводят по методу Абалакова.
- прыжки с прибавками, кол-во минимальных прибавлений в прыжках в длину с места. По максимальному результату прыжка в длину с места определяют границы, в пределах которых предстоит производить прибавки. На расстоянии 1/4 величины максимального результата отмечают мелом первую границу. Линию второй границы отмечают на расстоянии 3/4 максимального результата. В диапазоне отмеченных границ, каждый раз от линии старта, спортсмен совершает прыжки, последовательно увеличивая их дальность. Подсчет прибавок прекращают, как только спортсмен достиг второй границы (дальнего от старта ориентира) или если в 2 прыжках подряд он не прибавил длину прыжка. Засчитывают прыжки (прибавки), которые по своей длине превышают предыдущие. Испытуемый имеет право на пробную попытку.
- подтягивание в висе на перекладине (количество раз). Выполняют из положения вис хватом сверху, руки на ширине плеч. Темп выполнения произвольный. Подтягивание считается выполненным, если при сгибании рук подбородок находится выше перекладины. Не засчитываются попытки при вспомогательных движениях ног и туловища.
- бросок набивного мяча вперед из-за головы (2 кг) (см). Выполняют из положения сидя ноги врозь, мяч в вытянутых руках над головой.
- выкрут рук с палкой (см). На палке нанесены деления с точностью до см. из положения стоя руки внизу хватом палки сверху. Поднимают прямые руки вверх и переводят палку назад за спину. Не сгибая рук в локтевых суставах, возвращают палку в ИП. Определяют расстояние между внутренними точками хвата.
- наклон вперед (см). Выполняется из положения стоя на гимнастической скамейке, ноги вместе, прямые. Глубину наклона измеряют по расстоянию между кончиками пальцев рук и верхней поверхностью скамейки с помощью 2-х укрепленных вертикально к скамейке линеек, таким образом, чтобы нулевые отметки совпадали с верхним краем скамейки. Одна линейка обращена вверх, другая вниз. Если кончики пальчиков испытуемого ниже верхнего края скамейки, результат записывают со знаком (+), если выше со знаком (-). Не разрешается сгибать колени и делать рывковые движения.

Оценка результатов тестирования:
В зачет идут результаты выполнения 6 обязательных и 2 дополнительных теста. В качестве последних могут быть использованы и другие тесты. Обязательными тестами являются: бег 30м, челночный бег 3х10м, прыжок в длину с места, бросок набивного мяча, подтягивание, наклон вперед.
Контрольные оценки по ОФП представлены в приложениях № 4 6

КОМПЛЕКС КОНТРОЛЬНЫХ УПРАЖНЕНИЙ ПО ТЕСТИРОВАНИЮ
УРОВНЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ

- двух и трех ударные серии ударов (двойка и тройка) руками выполняется из боевой стойки. Удары наносятся в лапы в течение 20 сек в левосторонней и правосторонней стойке (дзенкуцу-дачи). Два или три удара считается за один комбинированный удар
- удар задней рукой с продолжением удара передней ногой (цки-маваши) также выполняется из боевой стойки в лапы, по 20 сек на стойку. Одна комбинация (рука + нога) считается за один раз
- отжимания. И.П. упор лежа на горизонтальной поверхности, руки полностью выпрямлены в локтевых суставах, туловище и ноги составляют единую линию. Отжимания производится на кулаках. Засчитывается отжимание, когда обучающийся коснувшись грудью пола, вернулся в исходное положение. При выполнении упражнения запрещены движения в тазобедренных суставах. Отжимание проводятся в течение 30 сек. Учитывается количество выполненных движений.
- кувырок вперед выполняется из положения упор присев, лицом вперед. Тест длится 30 сек. Подсчитывается полное кол-во проделанных кувырков за данное время
- маваши-рен-гери - круговые удары передней ногой в мешок. Удары наносят сначала одной ногой в течении 20 сек., а потом другой за тоже время. Засчитывается количество движений каждой ногой.
- прыжки на скакалке в течение 1 мин. Засчитывается количество полных оборотов скакалки за данное время
- удары двумя руками в мешок в течение 10 сек. Выполняется из фронтальной стойки на средней дистанции (вытянутой руки). Подсчитывается суммарное количество ударов двумя руками за 10 сек.
- выполнение бросковой техники с добиванием соперника в течении 30 сек. Бросковая техника исполняется спортсменом работая 2-м номером. Как правило, это броски: подхват под одну или обе ноги; зацеп изнутри и снаружи; передняя, боковая или задняя подножки. Все броски выполняются как из правосторонней стойки, так и из левосторонней.
- выполнение коронных комбинаций, в скоростном режиме (от 20 сек до 1 мин) в парах и на снарядах
Спортсмен выполняет любую коронную комбинацию, причем, как в атакующем, так и в оборонительном стиле, в течение определенного времени (от 20 сек до 1 минуты) на общее количество раз.
Набор в группы СОГ (спортивно-оздоровительная группа) проводится с 6-8 лет. Для данной категории основным критерием контроля является мотивация, ОФП, укрепление здоровья и гармоничное развитие всех органов и систем организма
Набор в группы ГНП (группа начальной подготовки) определен возрастом в 8-10 лет. При этом зачислять в эту группу можно и более старших и младших детей, которые хотят заниматься каратэ. Для этого предлагаются нормативные требования для разного возраста.
Контроль физической подготовленности в УТГ (учебно-тренировочная группа) необходимо вести с учетом их биологического возраста. А это значит, что важно учитывать не только год обучения, но и фактические возможности юных спортсменов на данном этапе их развития.
Представляется возможным оценить уровень физической подготовленности, опираясь на паспортный возраст и длину тела.
Контроль занимающихся, выходящих за рамки указанных ростовых границ, должны осуществляться по индивидуальным нормам с ориентиром на должные по всей совокупности каждой возрастной группы.

Методы контроля и управления образовательным процессом

Наряду с планированием важнейших функций управления является контроль, определяющий эффективность учебно-тренировочной работы с занимающимися на всех этапах многолетней подготовки. В процессе учебно-тренировочной работы систематически ведется учет подготовленности путем :
а) текущей оценки усвоения изучаемого материала
б) оценки результатов выступления в соревнованиях, индивидуальных показателей и командного выступления
в) выполнение контрольных упражнений по ОФП (общая физическая подготовка) и СФП (специальная физическая подготовка), технико-тактическая подготовленность, для чего организуются специальные соревнования.
г) проведение углубленного медицинского обследования
д) проведение текущего контроля тренировочного процесса

УГЛУБЛЕННОЕ МЕДИЦИНСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ

В задачи медицинского обследования входят:
- диагностика спортивной пригодности ребенка к занятиям каратэ
- оценка его перспективности
- оценка функционального состояния
- контроль переносимости нагрузок
- начальное, углубленное и этапное обследования, врачебно-педагогические наблюдения в процессе занятий.
Два раза в год должно проводиться углубленное обследование, а каждые 3 месяца этапные. Этапные обследования проводятся до начала и в конце УТС и перед соревнованиями. Особого внимания требуют спортсмены, перенесшие травмы и заболевания. Они должны пройти обследование и получить допуск к занятиям.
Большая роль принадлежит медицинским профилактическим мероприятиям. Рекомендуется проводить курсы ультрафиолетового облучения, давать родителям рекомендации по рациональному питанию и режиму детей, занимающихся каратэ. В периоды (сезоны) роста ОРЗ необходимо проводить ультрафиолетовое облучение, давать витаминные смеси, рекомендовать местный и точечный массаж.

ТЕКУЩИЙ КОНТРОЛЬ ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА
С целью устранения возможных срывов адаптационных процессов и своевременного назначения, необходимых лечебно-профилактических мероприятий, а также для эффективной организации анализа данных углубленного медицинского обследования необходимо отслеживать динамику средств и методов тренировочного процесса и контролировать переносимость тренировочных и соревновательных нагрузок.
Текущее обследование, на основании которого проводится индивидуальная коррекция тренировочных нагрузок, рекомендуется проводить на всех тренировочных занятиях.
Рекомендуется проводить и регистрировать следующие параметры тренировочного процесса:
- средства подготовки (ОФП, СФП, специальная подготовка и соревновательная подготовка)
- объем тренировочного задания или применяемых средств подготовки
- интенсивность тренировочного занятия в ЧСС.
При анализе тренировочных нагрузок и определении их преимущественной направленности после каждого задания регистрируется ЧСС. В таблице № 1 представлены значения ЧСС и преимущественной направленности физиологической мощности выполненной работы.

НАПРАВЛЕННОСТЬ ФИЗИОЛОГИЧЕСКОЙ МОЩНОСТИ
Таблица № 1

ЧСС ( уд/мин )
НАПРАВЛЕННОСТЬ

100-130
Аэробная (восстановительная)

140-170
Аэробная (тренирующая)

160-190
Анаэробно-аэробная (выносливость)

170-200
Лактатная-анаэробная (специальная выносливость)

170-190
Алактатная-анаэробная (скорость-сила)

Для оценки адаптации спортсменов к нагрузкам рекомендуется процедура исследования физической работоспособности сердечно-сосудистой системы (ССС) при проведении пробы Руфье. Процедура тестирования начинается с измерения ЧСС в покое, сидя, после 5 мин. отдыха (Р1). Затем выполняется 30 глубоких приседаний за 45 сек., с выпрямленными руками перед собой. Во время подъема руки опускают вдоль туловища. Сразу же после окончания приседания измеряется ЧСС (Р2) в положении стоя, а после минутного отдыха в положении сидя (Р3).

Оценка скорости восстановления ЧСС производится по формуле:
R = (P1 + P2 + P3) 200 / 10
Качественная оценка работоспособности представлена в таблице № 2.


ОЦЕНКА АДАПТАЦИИ ОРГАНИЗМА СПОРТСМЕНА
К РАБОТЕ (РУФЬЕ)
Таблица № 2

Качественная оценка
Индекс Руфье

Отлично
2 и менее

Хорошо
3 6

Удовлетворительно
7 10

Плохо
11 14

Очень плохо
15 17

Критическое
18 и более

Формами подведения итогов реализации образовательной программы являются не только сдача нормативов и тестов ОФП, СФП и ТТП, но и высокие спортивные показатели, выступая на соревнованиях различного уровня.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ
НА 45 НЕДЕЛЬ УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫХ ЗАНЯТИЙ

Таблица № 7









РАЗДЕЛЫ



Э Т А П Ы П О Д Г О Т О В К И

С О Г
Г Н П
У Т Г
Г С С
ВС М
Весь периодДо 1 годаСвыше 1 годаДо
2-х летСвыше 2-х летДо 1 годаСвыше 1 годаВесь период

1
О Ф П
130
128
201
173
163
226
244
295

2
С Ф П
84
80
85
157
288
385
455
528

3
Т Т П
34
46
85
157
288
385
455
532

4
Теория
10
8
10
16
24
28
36
-

5Контрольно-переводные испытания
4
2
4
8
12
12
12
12

6Контрольные соревнования
-
2
3
7
7
8
8
9

7Инструкторская и судейская практика
-
2
2
6
12
14
18
20

8Восстановительные мероприятия
-
-
12
12
12
18
24
32

9Медицинское обследование
8
2
3
4
4
4
8
12

10Воспитательная работа
В процессе занятий

11
И Т О Г О:
270
270
405
540
810
1080
1260
1440






2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ

При построении многолетнего тренировочного процесса необходимо ориентироваться на оптимальные возрастные границы, в пределах которых спортсмены добиваются своих наивысших достижений. Способные спортсмены достигают первых успехов через 4 6 лет, а высших достижений через 7 9 лет специализированной подготовки.
В настоящей программе мы исходим из общепринятых методических положений спортивной подготовки :
- строгое преемственность задач, средств и методов тренировок детей, подростков, юниоров и взрослых спортсменов
- возрастание объема средств ОФП и СФП, соотношение между которыми постепенно изменяется
- непрерывное совершенствование технико-тактического мастерства
- соблюдение принципа постепенности применения тренировочных нагрузок в процессе тренировок
- рациональное планирование тренировочных и соревновательных нагрузок
В технической подготовке могут быть использованы различные методы:
- целостный (обучение технике целостно, в облегченных условиях с последующим овладением его отдельными фазами и элементами)
- расчлененный (раздельное обучение фазам и элементам техники их сочетание в единое целое).
2.1. УЧЕБНЫЙ ПЛАН
Многолетнюю подготовку спортсменов целесообразно рассматривать как единый процесс, как сложную специфическую систему, со свойственными ей особенностями с учетом возрастных особенностей спортсменов.
Учебный план спортивной подготовки рассчитан на 45 недель занятий непосредственно в условиях спортивной школы (в учебном году)
Для спортивных школ, имеющих в штате по одному тренеру-преподавателю, - учебный план может быть рассчитан на 45 рабочих недель (в год). Причем весь учебный материал остается прежним, меняется, только разбивка по часам.
Каждый этап подготовки отражает своеобразие условий жизни и деятельности спортсмена в различные периоды жизненного пути.
Спортивная тренировка юных спортсменов, в отличие от тренировок взрослых, не должна быть ориентирована в первые годы занятий на достижение высокого спортивного результата (СОГ, ГНП).
В процессе многолетней спортивной подготовки необходимо обеспечить рациональный режим, личную гигиену, систематический врачебно-педагогический контроль над состоянием здоровья.
При планировании спортивной тренировки необходимо учитывать особенности и школьного учебного процесса.
Система спортивной подготовки представляет собой организацию регулярных тренировок и соревнований. В течении многолетних тренировок спортсмены должны на основе развития физических качеств овладеть техникой и тактикой ведения спортивного поединка, приобрести опыт и специальные знания, улучшить моральные и волевые качества.







2.1.1 СПОРТИВНО ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

Примерный годовой учебно-тематический план представлен в таблице № 8.
Значительное омоложение, происшедшее в спорте в последние годы, создало предпосылки для обязательного осуществления начальных занятий на спортивно-оздоровительном этапе..
Основные задачи данного этапа:
- укрепление здоровья и гармоничное развитие всех органов и систем организма детей
- формирование стойкого интереса к занятиям спортом
- овладение основами техники выполнения обширных комплексов физических упражнений и освоение техники подвижных игр
- воспитание трудолюбия
- воспитание и совершенствование физических качеств (с преимущественной направленностью на развитие быстроты, силы, ловкости, гибкости)
- отбор перспективных детей для дальнейших занятий каратэ

Основные тренировочные средства:
- общеразвивающие упражнения
- подвижные игры и игровые упражнения
- прыжки и прыжковые упражнения
- элементы акробатики (кувырки, сальто, кульбиты, фляг, рондад)
- метание легких снарядов (теннисных и набивных мячей)
- силовые упражнения (в виде комплексов тренировочных заданий)

Основные методы выполнения упражнений
- игровой
- равномерный
- повторный
- соревновательный
- круговой
Основные направления тренировки
- спортивно-оздоровительный этап подготовки необходим для создания предпосылок к успешной специализации в каратэ. На этом этапе происходит отбор детей для дальнейших занятий спортом
- так как на этом этапе существует опасность перегрузки детского организма, поэтому дозировать нагрузку следует очень осторожно. Особенно это относится к упражнениям с отягощениями. Так детям 7-10 лет доступен вес равный около 20 % собственного веса.
упражнения скоростно-силового характера следует выполнять понемногу (5-8 мин), с чередованием промежутков активного отдыха.

Основные средства и методы тренировки
- главным средством в этом возрасте является подвижные игры
- для обеспечения технической и физической подготовки начинающих спортсменов лучше применять упражнения в комплексе, что даст возможность проводить занятия более организованно и целенаправленно
- комплексы сочетать с проведением игр и игровых упражнений
Применение данных средств, направленных на развитие быстроты (50% основной части урока), позволяет достигнуть более высокого уровня физической подготовленности.
Выполнение упражнений, направленных на развитие быстроты, требует интенсивных движений и большого нервного напряжения. Комплексы упражнений (на скорость) применяют в начале основной части урока после разминки. Вслед за комплексами для развития быстроты включают игровые упражнения, способствующие совершенствованию этого качества.
Комплексы упражнений, направленные на развитие силы, проводят во второй половине урока. Комплексы силовых упражнений дополняют силовыми играми и игровыми упражнениями.
В СОГ с направленностью на каратэ большое внимание уделяется акробатике.

Особенности обучения на спортивно-оздоровительном этапе
- методы игровой и соревновательный направленности является основным на данном этапе
- при изучении ОРУ, комплексов и игр, показ должен быть целостным и образцовым, а объяснение элементарным и простым на основах наглядности
Обучение технике каратэ на этом этапе носит ознакомительный характер и осуществляется на основе обучения базовым элементам:
- стойкам (кибадачи, дзенкуцудачи, хансокудачи, кокутцудачи)
- передвижениям: по прямой, по треугольнику, по квадрату, по кругу из одной стойки в другую (таи-собаки:шаг в сторону, вперед, назад)
- приемам самостраховки при падениях
- удары руками и ногами (ое-цуки, гбяку-цуки на месте в стойках и в движении)
- способам защиты (блокировки: учи-уке, аге-уке, гедан-барай)
- базовым элементам технических действий (защита + контратака, атака + защита, атака + защита + контратака)
Методика контроля на этапе включает использование комплекса методов: педагогических, медико-биологических и др.

Комплекс методик позволит определить:
- уровень физического развития
- уровень подготовленности
- состояние здоровья
- величину выполненной тренировочной нагрузки
На основе полученных данных вносят соответствующие коррективы в тренировочный процесс.
При организации занятий с детьми 4-6 летнего возраста необходимо учитывать их физическое и эмоциональное состояние. Более детально данная проблема описана ниже.

ПРИМЕРНЫЙ ГОДОВОЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН
СПОРТИВНО ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА
(6 ЧАСОВ В НЕДЕЛЮ)
Таблица № 8


Разделы
IX
X
XI
XII
I
II
III
IV
V
VI
VII
Всего

1
О Ф П
10
10
10
12
14
16
16
14
12
10
6
130

2
С Ф П
5
6
6
7
8
8
10
10
9
8
7
84

3
Т Т П
2
2
3
3
4
4
5
4
4
3
-
34

4
Теория
2
-
2
-
2
--
2
-
2
--
--
10

5Контрольно-переводные испытания

2
--
--
--
--
--
--
--
2
--
--
4

6Контрольные соревнования
--
--
--
--
--
--
--
--
--
--
--
--

7Инструкторская и судейская практика
--
--
--
--
--
--
--
--
--
--
--
--

8Восстановительные мероприятия
--
--
--
--
--
--
--
--
--
--
--
--

9Медицинское обследование
4
--
--
--
--
--
--
--
4
-
--
8

10
Воспитательная работа
В процессе занятий

11
Всего за месяц
25
18
21
22
28
28
33
28
33
21
13
270
Всего за год270

2.1.2 ЭТАП НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ
1-ГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ (6 ЧАСОВ В НЕДЕЛЮ)

Этап начальной подготовки один из наиболее важных, поскольку на этом этапе формируется основа дальнейшего овладения спортивным мастерством в избранном виде спорта.
На данном этапе, наряду с различными упражнениями разных видов спорта и спортивных игр следует включать комплексы специально-подготовительных упражнений, близких по структуре к избранному виду спорта. Воздействие этих упражнений должно быть направлено на дальнейшее развитие физических качеств, имеющих важное значение для каратэ.
На данном этапе следует выдвигать на первый план задачу достижения разносторонней физической подготовленности и целенаправленно развивать физические качества, применяя специальные комплексы упражнений и игр с учетом подготовленности спортсмена.
Тем самым достигается единство общей и специальной подготовки.
Учебно-тематический план представлен в таблице № 9.

ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ
- укрепление здоровья и всестороннее развитие учащихся
- обучение технике каратэ
- повышение уровня физической подготовленности
- отбор наиболее перспективных спортсменов для дальнейших занятий каратэ

ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ
- игровой
- соревновательный
- круговой
- повторный
- равномерный
- контрольный

ОСНОВНЫЕ СРЕДСТВА
- общеразвивающие упражнения
- подвижные игры и игровые упражнения с элементами единоборства
- самостраховка и элементы акробатики
- скоростно-силовые упражнения
- школа техники каратэ (кихон)
- прыжки и прыжковые упражнения
- комплексы упражнений для индивидуальных тренировок

ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ
Основной формой учебно-тренировочного процесса являются:
- учебно-тренировочные и теоретические занятия
- занятия по индивидуальным планам
- медико-восстановительные мероприятия (если необходимо)
- тестирование и медицинский контроль
- участие в соревнованиях
- инструкторская и судейская практика

Гигиена. Режим и питание спортсмена. Закаливание.
Личная гигиена. Гигиена одежды, снаряжения. Гигиена жилищ и мест занятий. Гигиеническое значение водных процедур. Вредное влияние на организм курения и употребление спиртных напитков. Режим учебы и отдыха. Питание спортсмена. Значение витаминов и других питательных веществ для организма. Питьевой режим во время и после тренировок и соревнований. Гигиена сна. Механизм закаливания. Методика закаливания.

ПРАВИЛА СОРЕВНОВАНИЙ
Понятие о тактических действиях. Правила выполнения атак, защит и других действий. Запрещенные действия. Оценивающие действия. Площадка и ее разметка. Судейство. Термины судьи. Требования к спортивной форме (кимоно).
Практические занятия: Определение правомерности в атаке. Правильность выполнения атакующих и защитных действий. Судейство с применением терминологии.


Основы физиологии человека
Влияние физических упражнений на организм занимающегося. Краткие сведения о строении организма человека. Костно-связочный аппарат, мышцы, их строение и взаимодействие. Основные сведения о сердечнососудистой системе. Значение дыхания для жизнедеятельности организма. Влияние занятий физическими упражнениями на деятельность опорно-двигательного аппарата, сердечнососудистой системы, дыхания и т.д.

ОБЩАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА
Значение и место ОФП в процессе тренировки. Сдача контрольных нормативов. Характеристика средств, применяемых для повышения уровня ОФП и развития двигательных качеств.

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ
Общеразвивающие упражнения. Упражнения для мышц рук, плечевого пояса, из различных исходных положениях (в стойке, на коленях, сидя, лежа); движения руками сгибание и разгибание, вращения, махи, отведение и приведение, рывки.
Упражнения для мышц ног: приседания, выпрыгивания, подскоки из различных положений, прыжки, пружинистые покачивания в выпадах, маховые движения ногами.
Упражнения для мышц шеи и туловища: наклоны, вращение и повороты головы, повороты, круговые движения туловищем, поднимание ног в положении лежа на спине.
Упражнения с партнером в сопротивлении, переноске, на гимнастической скамейке и стенке.
Упражнения с предметами: резиновый жгут, набивной мяч, гантели (0,5 кг), скакалки.
Упражнения на боксерских мешках, лапах, макиварах.
Элементы акробатики и самостраховка.
Легкая атлетика: бег на короткие дистанции- 30, 60 м, кроссы, прыжки в высоту и длину с разбега и без него, метание ядра.
Спортивные игры : баскетбол, футбол, регби, настольный теннис.
Подвижные игры : перестрелка, мяч по кругу, третий лишний, пятнашки (руки и ноги), мяч на ловле. Эстафета с преодолением препятствий, передачей мяча, различными способами передвижения и др.

СПЕЦИАЛЬНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА
Значение и место СФП в процессе тренировки. Быстрота, ловкость, сила, специальная выносливость, гибкость качества необходимые спортсмену, занимающимся в каратэ. Краткая характеристика средств, применяемая для повышения уровня СФП.

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ
Упражнения для развития скоростно-силовых качеств: броски набивного мяча (1 3 кг) одной и двумя руками из различных положений. В упоре лежа сгибание и разгибание рук (с хлопками перед грудью, над головой, за спиной).
Приседания и выпрыгивание из положения боевой стойки. Различные упражнения в челноке. Прыжки на одной и двух ногах, тоже, но в полуприсяде.
Упражнения для развития быстроты:
Бег с ускорением 25-30 м . Бег с изменением скорости и направления движения. Бег с низкого и высокого старта (15-20м). Рывки, скоростные движения на определенный сигнал. Ловля брошенного мяча из положения боевой стойки, тоже в передвижении. Уход от брошенного мяча. Челночный бег 3 х 10 м.
Упражнения для развития ловкости:
Элементы акробатики. Опорные прыжки через козла. Эстафеты с включением элементов, требующих проявления ловкости и координации движений.
Упражнения для развития гибкости.
Маховые движения ногами и руками, наклоны, круговые движения туловищем, пружинистые покачивания в выпаде, растяжка ног в парах и по одному (динамическая, статическая, изометрическая, на тренажерах), шпагаты.
Упражнения для развития выносливости:
Многократные повторения различных нападающих и защитных действий, работа с легкими весами с многократным выполнением действия, бег на длинные дистанции.
Изучение и совершенствование техники и тактики:
Понятие о технике и тактике. Связь техники и тактики в обучении, тренировке и соревнованиях. Значение своевременного усвоения основ техники. Боевая стойка: левосторонняя, правосторонняя, положение ног и рук, центр тяжести. Шаги вперед, назад, сохранение равновесия и боевой стойки после шагов. Двойные шаги, челнок. Вход и выход из атаки, положение рук и ног при этом. Скорость входа и выхода из атаки.
Простейшие удары руками (верхний, средний, нижний уровни): передняя, задняя рука. Правило выполнения реверса при ударах рукой и ногой. Правильное положение кисти и сжатого кулака при ударах. Сочетание длины атаки с дистанцией до противника.

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ
Боевая стойка. Приседания, выпрыгивания в стойке, не изменяя центр тяжести и положение ног. Челнок движение вперед и назад. Переход из одной стойки в другую и обратно. Короткий и длинный вход и выход из атаки. То же, но с различной скоростью. Уход от прямой атаки рукой (голова, корпус).
Кихон основная базовая техника каратэ.
Разучивание стоек: киба-дачи, дзенцутцу-дачи, хачиджи-дачи, мусуби-дачи. Их последовательная смена с одной стойки в другую и в обратную сторону. Разучивание классических передвижений в стойках. Разучивание прямого удара рукой (гьяку-цуки, ой-цуки). Разучивание техники ударов ногой: мая-гери, маваши-гери, ура-маваши-гери, уширо-гери. Тоже, но в передвижениях. Разучивание техники выполнения блоков (аге-уке, учи-уке, гедан-барай). Тоже, но в движении.
Резкое акцентированное выполнение ударов и блоков с фиксацией в конечной фазе в ритме 1 удар в секунду с интервалом между каждым приемом по 30-60 сек. по 10 раз каждой рукой или ногой.
Простейшие комбинации ударов руками и ногами в два, три движения. Сбив рук противника с последующей атакой. Простейшие атаки разной длины в зависимости от изменяющийся дистанции. Встречные атаки (передняя и задняя рука). Упреждающие удары. Отработка простых атак в парах, защита от этих атак и контратаки (подхват).
Простые обманные движения, смена уровней атаки в нападении и защите. Значение правильной стойки для легкого и быстрого передвижения. Уходы от атак ногой в сторону с последующей контратакой.

ВЫПОЛНЕНИЕ КОНТРОЛЬНЫХ НОРМАТИВОВ

Выполнение нормативов по ОФП, СФП и ТТП проводятся в начале и конце учебного года.

О Ф П
Бег 30м (с)
Челночный бег 3 х 10м (с)
Бросок набивного мяча из-за головы, сидя (см)
Прыжок в длину с места (см)
Подтягивание на перекладине (раз)
Наклон туловища вперед (см)
Результаты по ОФП можно увидеть в Приложении.

С Ф П

- количество ударов передней и задней рукой отдельно за 10 сек 12 - 15
- количество круговых ударов передней ногой (маваши-рен-гери) за 20 сек 17 - 19
- количество 2-х ударной комбинации руками (двойка) по 20 сек на стойку 15-20
- отжимания за 30 сек 21 - 24

Т Т П
- состоит из техники выполнения стоек (киба-дачи, дзенкутцу-дачи, хансоку-дачи, кокутцу-дачи), простых ударов руками (ое-цуки, гьяку-цуки, уракен) и ногами (мая-гери, маваси-гери, ура-маваси-гери, уширо-гери, еко-гери), блоков (аге-уке, учи-уке, гедан-барай). То же, но в передвижении (по прямой вперед-назад, с шагом в сторону, по квадрату и треугольнику).
- техника работы в парах на дальней и средней дистанции
ПРИМЕРНЫЙ ГОДОВОЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН
ДЛЯ ГРУППЫ НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ
1-го ГОДА ОБУЧЕНИЯ (6 ЧАСОВ В НЕДЕЛЮ)

Таблица № 9


Разделы
IX
X
XI
XII
I
II
III
IV
V
VI
VII
Всего

1
О Ф П
12
13
13
12
12
12
12
13
10
10
9
128

2
С Ф П
7
8
9
8
6
6
7
7
7
8
7
80

3
Т Т П
4
4
5
4
4
4
5
5
4
4
3
46

4
Теория
1
-
1
1
1
-
1
1
1
1
--
8

5Контрольно-переводные испытания

1
--
--
--
--
--
--
--
1
--
--
2

6Контрольные соревнования
--
--
1
--
--
--
--
1
--
--
--
2

7Инструкторская и судейская практика
--
--
--
--
--
--
--
2
--
--
--
2

8Восстановительные мероприятия
--
--
--
--
--
--
--
--
--
--
--
--

9Медицинское обследование
1
--
--
--
--
--
--
--
1
-
--
2

10
Воспитательная работа
В процессе занятий

11
Всего за месяц
26
25
29
25
23
22
25
29
24
23
19
270
Всего за год270


ЭТАП НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ
2 3 ГОДА ОБУЧЕНИЯ
(9 ЧАСОВ В НЕДЕЛЮ)

Примерный годовой учебно-тематический план подготовки представлен в таблице
№ 10.
Основные методы, задачи, средства тренировок совпадают с 1-м годом обучения.
Двигательные навыки у спортсменов должны формироваться с развитием физических качеств, необходимых для достижения успеха. Обучение основам техники целесообразно проводить в облегченных условиях.
При этом процесс обучения должен проходить концентрировано, без больших пауз. Обучение каждому техническому действию нужно проводить в течение 10 20 занятий (20 30 минут в каждом).
Эффективность обучения находится в прямой зависимости от уровня физической подготовленности.
Врачебный контроль, самоконтроль, предупреждение травм.
Значение врачебного контроля и самоконтроля в группе. Объективные данные самоконтроля: рост, вес, динамометрия, спирометрия, ЧСС, АД. Субъективные данные самоконтроля: самочувствие, сон, аппетит. Понятие о спортивной форме, тренировке и перетренировке. Методы предупреждения перетренировки. Предупреждение травм на тренировках и соревнованиях. Первая (доврачебная) помощь при ушибах, вывихах, переломах, ранах.
Правила соревнований. Требования к спортивной форме и экипировке. Виды, способы проведения соревнований. Судейская коллегия и ее права. Права и обязанности участников соревнований. Разбор правил соревнований.
Практические занятия. Судейство тренировочных и соревновательных боев в ходе тренировочного процесса в качестве боковых судей и рефери. Судейство городских, областных соревнований в качестве секретарей, секундометриста, судьи-информатора.

Общая и специальная физическая подготовка.
Значение и место ОФП и СФП в процессе тренировки. Характеристика рекомендуемых средств для повышения уровня ОФП и СФП. Дозировка нагрузки.

О Ф П практические занятия
Общеразвивающие упражнения. Различные виды ходьбы и бега. Подскоки и выпрыгивания в беге. Кроссы. Бег на короткие дистанции. Прыжки в длину, высоту, тройной. Упражнения с набивными мячами для развития мышц ног, рук, туловища. Метание теннисных мячей на дальность и точность. Упражнени
Добавил:
Александр Викторович Иванов
Александр Викторович Иванов


ЭТОТ МАТЕРИАЛ В ИНТЕРНЕТЕ

Просмотр ссылок доступен только зарегистрированным пользователям


ОБСУЖДЕНИЕ


Комментариев пока нет

Прокомментируйте!

Выскажите Ваше мнение:

Зарегистрироваться




Вакансии для учителей









  Copyright © ПроШколу.ру 2007-2024. Все права защищены.   О проекте | Реклама | Статистика | Контакты | Translate
Использование материалов данного ресурса допустимо только с письменного разрешения администрации сайта.

Поиск по порталу













Новые комментарии



Астры, астры, господа! Словно дар из космоса Шлёт далёкая звезда Нам с приходом осени. 6813534-a3298085 Все цветы ушли ко сну, С летом попрощались, Заглядевшись на Луну, Астры опоздали Август пальчиком грозит Этим непоседам, Но бутонов яркий вид Не скрыть тумана пледом . Затянулись небеса Цветом серой стали Утром ранняя роса Листья больно жалит. Но цветут назло погоде Синий, белый красный, В ярком этом хороводе - Верный, чистый, страстный Хоть теряет по ночам Листья старый тополь, А космическим цветам С неба слышен шёпот Говорят, совсем не вздор, Сами, мол, слыхали Их душевный разговор С сёстрами в астрале Так что ночью, господа, Если вам Вам не спится, Отправляйтесь к ним тогда, Чтобы в них влюбиться `Астры осенние` Муз. Н. Харито. Слова С. Грей 5477791-a3298085
Спасибо, Фёдор Максимович))
Спасибо, Нина, не мне, а интернету, при всей его вредности. Это я к тому, что раньше нас информировали далеко не о всех выдающихся людях в истории России. Не знаю, почему, может, чтобы не перегружать информацией, может не хватало `мощностЕй`,))) а может, по каким то иным причинам... Вполне определённый круг художников, певцов, поэтов. А сейчас информированные специалисты получили возможность выкладывать материалы в сеть, и это просто сказка, сколько интересного и познавательного можно узнать. И остаётся только жалеть о том, что время у компа ограничено по разным причинам - занятость, здоровье и т.д. Меня поражает, мимо скольких талантливейших художников, например, в русской, самой живой живописи мы могли бы пройти.. А ведь картины, особенно наших художников, от Сороки, Аргунова до Глазунова, Палачева - это рассказы о реальной жизни народа, его быте, традициях, бедах и радостях... Пафосно??? Но это так... А уж песенная культура! Ведь было такое впечатление, что раньше и не пели песен вовсе. Ну там Шаляпин, Собинов, где-то Утёсов, а кроме? А оказывается пели, и как! И ещё где-то находятся записи чуть ли не крепостных певиц. Утрирую, конечно, но имена и истории их жизни становятся известны... Так что спасибо интернету, будь он неладен!))))
Магнолию опыляют жуки! Цветок времён динозавров.
Магнолия в коллаже славном Цветёт себе, цветёт забавно На радость людям, и себе, И труженице пчеле.
Нина Николаевна, удивляюсь вашей памяти! Вот он, Шекспир, и мой в том числе! 6284375-a600823





















 



http://www.roscomsport.com/

https://proshkolu.ru/user/robot/blog/568472/

https://roscomsport.com/

https://roscomsport.com/