Элективный учебный предмет `Актуальные проблемы курса биологии` (Оксана Михайловна Яковлева) в библиотеке ПроШколу.ру
https://proshkolu.info/


Логин

Регистрация
Пароль
Забыли пароль?

  О портале   Реклама   ТОП-100 школ   ТОП-100 участников   Рейтинги `Источника знаний`  

http://totaltest.ru/?promo=proshkolu&utm_source=site&utm_medium=proshkolu&utm_campaign=250x50 (edited)

https://ginger-cat.ru?from=proshkolu

https://diso.ru/?promo=proshkolu&utm_source=site&utm_medium=proshkolu&utm_campaign=250x50

https://mogu-pisat.ru/kurs/uchitel/?SECTION_ID=&ELEMENT_ID=1759325



ГЛАВНАЯ

ВСЕ ШКОЛЫ

НА КАРТЕ

КЛУБЫ

КОНКУРСЫ

БИБЛИОТЕКА

ИСТОЧНИК ЗНАНИЙ

ПОМОЩЬ





Библиотека - Методические материалы

Элективный учебный предмет `Актуальные проблемы курса биологии`


ОПИСАНИЕ

Название: Элективный учебный предмет `Актуальные проблемы курса биологии`
Тип: Методический материал
Автор: Оксана Михайловна Яковлева
Предмет: Биология
Класс: 11 класс
Описание: Предлагаемый курс рассчитан на учащихся 11 класса, планирующих поступать в ВУЗы медицинского, биологического и сельскохозяйственного профилей, а также для учащихся старших классов, интересующихся генетикой. Курс опирается на знания и умения, полученные учащимися при изучении биологии. Во время прохождения курса есть возможность получить знания, направленные на сохранение и укрепление своего здоровья.
Предлагаются схемы решения типовых задач, которые знакомят с основными приемами генетических рассуждений, а многообразие вариантов обеспечивает наилучшее закрепление знаний по различным разделам генетики. Наряду с типовыми задачами ребятам могут быть предложены и нестандартные, которые полнее и содержательнее раскрывают и демонстрируют приемы самостоятельного поиска. Практические задания курса требуют новых методов логического анализа ситуаций, в исследовании того, как проявляются общие законы наследования в зависимости от конкретных различных условий.
Тема Генетика популяций особенно актуальна в связи с интересом к экологическим проблемам и предполагает определенный уровень математического мышления.
Цель курса: создание условий для развития творческого мышления, умения самостоятельно решать учебные и жизненные задачи.
Создание условий для формирования развития у обучающихся:
- интеллектуальных и практических умений в области генетики человека, позволяющих сохранить свое здоровье и здоровье будущих поколений;
- интереса к своей родословной, родословным знаменитых людей в истории человечества;
- умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, применять знания в практической жизни;
- творческих способностей, умения работать в группе, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения; умения рефлексии и самооценки;
- добывания знаний непосредственно из реальности (из родословной, состояния своего организма).
Познание закономерностей изменчивости необходимо для понимания причин многообразия живой природы, процессов эволюции в жизни. Изучение закономерностей изменчивости является теоретической базой селекции, здравоохранения, генной инженерии, биотехнологии.
Задачи курса:
1. формировать умения и навыки критического мышления в условиях работы с большим объемом информации;
2. формировать навыки самообразования, применение исследовательского подхода к познавательной деятельности
3. при подготовке проектов формировать навыки работы в команде, развивать умение сформулировать задачу и кооперативно ее решить;
4. развитие навыка самоконтроля;
5. использование возможностей компьютерных технологий.
В процессе обучения учащиеся приобретают следующие умения:
- применять законы Менделя, Моргана, Харди-Вайнберга к генетике человека и решать задачи на менделирующее скрещивание.
- составлять родословную своей семьи
- объяснять механизм наследования генетических заболеваний человека
- называть возможные генотипы людей
- использовать знания о типах наследования сцепленных с полом генов человека при решении генетических задач
- оценить генетические последствия загрязнения окружающей среды, смешения генофондов ранее изолированных популяций
- научно оценивать соотношение социального и биологического в человеке.

Программа рассчитана на 34 часа, 1 час в неделю. Она рассчитана на вариативное применение в зависимости от решаемых педагогических, жизненных задач, уровня активности, заинтересованности и включения в нее обучающихся.
Содержательным материалом курса является блок Основы генетики.
Предлагаемому курсу присуща развивающая функция, так как содержание его соответствует познавательным возможностям старшеклассников, но предоставляет ученику возможность приобрести опыт работы на уровне повышенных требований, развивать его учебную мотивацию. Программа включает знания, не содержащиеся в базовых программах.
Тестирование и анкетирование учащихся на разных этапах занятий поданному курсу поможет отследить динамику интереса правильность выбора тем занятий. Формой отчета по завершении курса может стать защита проекта.

Содержание курса
Особенности наследования и передачи признаков

1. Краткая история генетики человека.
2. Менделирующие признаки человека.
Решение задач на наследование признаков. Составление и анализ родословной. Определение скрытой леворукости.
3. Методы изучения генетики человека. Краткая характеристика.
4. Генеалогический метод изучения
5. Аутосомно-доминантное, аутосомно-рецессивное наследование.. Признаки, связанные с этим типом наследования. Анализ родословной. Промежуточное наследование. Кодоминирование. Множественный аллелизм. Наследование групп крови.
6. Полигенные признаки. Полимерия. Решение генетических задач. Сцепление генов. Карты хромосом человека
7. Истоки и перспективы международной программы Геном человека. Медико-генетическое консультирование.
8. Наследование генов, сцепленных с полом. Составление и анализ родословных.
9. Популяционно-генетический метод изучения генетики человека. Законы биологии в человеческих популяциях. Биологическая равноценность человеческих рас.
10. Биологическое и социальное в человеке. Наследуются ли способности? Можно ли создать сверхчеловека? Евгеника. Действует ли естественный отбор в человеческом обществе.
11. Этические проблемы генетики. Генная инженерия. Коррекция пола. Пересадка органов. Клонирование. Уродства. Генетика и криминалистика.
Тематическое планирование.
№ занятияТЕМАФорма занятия.
Методы.дата
1Краткая история генетики человека.
Лекция с элементами беседы
2Менделирующие признаки.Решение генетических задач. Составление и анализ родословных.
3Методы изучения генетики человека.Лекция с элементами беседы
4Генеалогический метод.Составление и анализ родословных.
5Аутосомно-доминантное наследование. Полное доминирование.Решение генетических задач. Анализ родословных.
6Аутосомно-рецессивное наследованиеРешение генетических задач. Анализ родословных.
7Биохимический метод изучения генетики человекаРешение генетических задач. Анализ родословных.
8-9Промежуточное наследование признаков. Неполное доминирование признаков у человека. Решение генетических задач.
10Кодоминирование.
Решение генетических задач.
11Полигенные признаки. Полимерия.
Решение генетических задач.
12-13Сцепление генов. Карты хромосом у человека.Решение генетических задач.
14Истоки и перспективы международной программы Геном человекаЛекция
15Мужские и женские хромосомы. Генетический код.Лекция с элементами беседы
16Наследование генов, сцепленных с полом.Решение генетических задач. Составление и анализ родословных.
17Цитогенетический метод изучения генетики человека. Хромосомные заболевания.Лекция с элементами беседы
Решение генетических задач.
18Генетические последствия загрязнения окружающей среды.Лекция с элементами беседы
19Медико-генетическое консультированиеЛекция с элементами беседы
20Популяционно-генетический метод изучения генетики человека.Лекция с элементами беседы
21Закон Харди - Вайнберга в человеческих популяциях.Лекция с элементами беседы
Решение генетических задач.
22Генетическое родство человеческих рас, их биологическая равноценность.Беседа
23Биологическое и социальное в человеке.Лекция с элементами беседы
24Человек общественное животное.
Дискуссия
25Наследуются ли способности?Дискуссия
26Евгеника. Действует ли естественный отбор в человеческом обществе? Беседа, Дискуссия
27Роль среды в развитии личности.Пр.Р. Наследственность и влияние среды на рост человека
28Этические проблемы генетики.
Дискуссия, беседа
29Генная инженерия.
Лекция с элементами беседы
30Коррекция пола. Пересадка органов.
Лекция с элементами беседы
31Клонирование: За и против.
Дискуссия
32Генетика и криминалистика.
Лекция с элементами беседы
33-34Подведение итогов.
Тестирование. Беседа.


Литература:
1. Киселева З.М., Мягкова А.Н. Генетика: учебное пособие по факультативному курсу для учащихся 10 классов. М.: Просвещение, 1983
2. Шишкинская Н.А. Генетика и селекция (теория, задания, ответы). Саратов: издательство Лицей, 2005
3. Гончаров О.В. Генетика. Задачи. Саратов: издательство Лицей, 2005
4. Общая биология . Учебник для 10-11 классов с углубленным изучением биологии в школе под редакцией Шумного В.К., Дымшица Г.М., Рувинского А.О.
5. Элективные курсы по биологии (9 -11 классы). Чебоксары, 2006
6. Пименова И.Н., Пименов А.В. Лекции по общей биологии (учебное пособие). Саратов: издательство Лицей
7. Бобылева Н.А., Булатова Е.Е. Задачи по общей и медицинской генетике (с решениями). Нижний Новгород. Нижегородская государственная медицинская академия, 2000


Добавила:
Оксана Михайловна Яковлева
Оксана Михайловна Яковлева


ЭТОТ МАТЕРИАЛ В ИНТЕРНЕТЕ

Просмотр ссылок доступен только зарегистрированным пользователям


ОБСУЖДЕНИЕ


Комментариев пока нет

Прокомментируйте!

Выскажите Ваше мнение:

Зарегистрироваться




Вакансии для учителей









  Copyright © ПроШколу.ру 2007-2024. Все права защищены.   О проекте | Реклама | Статистика | Контакты | Translate
Использование материалов данного ресурса допустимо только с письменного разрешения администрации сайта.

Поиск по порталу


































 



http://www.roscomsport.com/

https://proshkolu.ru/user/robot/blog/568472/

https://roscomsport.com/

https://roscomsport.com/