Описание: | Урок русского языка,
учителя начальных классов МОУ Гимназия
Заднепровской Светланы Александровны
Тема : Состав слова.
3 класс
Тип урока : обобщение
Вид урока: комбинированный
Методы и технологии: ИКТ.
Цель урока: Обобщить знания о значимых частях слова и способах словообразования. Развивать интерес к языку используя занимательные задания.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, дидактический материал (листья с надписями, два ствола деревьев).
Ход урока.
I. Орг. момент.
Д. Привет, друзья!
Примите приглашенье.
На островах Морфемики.
Познаете вы много разных тайн.
И части слов живут и тут и там.
II. Сообщение цели урока.
(На экране записана тема урока Состав слова)
- Сегодня мы совершим путешествие по океану Знаний. Мы посетим острова: приставка, корень, суффикс и окончание и вспомним всё, что знаем об этих частях слова. Вы готовы к путешествию? (Да)
III. Повторение и закрепление пройденного.
(Звучит запись шума волн.
На экране оявляется кораблик и остров приставок.)
Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет .
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах.
Пушки с острова палят
И причалить нам велят.
- С палубы кричит матрос: При-плыли! При-чаливайте. Вы-ходите.
- На каком острове мы оказались? (На острове приставок.)
- Почему вы так решили? (Матрос как бы специально выделил начало слова, чтобы мы догадались).
- Что такое приставка? (Часть слова, которая стоит перед корнем.)
- А вы знаете, что нужно сделать, чтобы правильно выделить приставку? (Нужно подобрать родственное слово без приставки или с другой приставкой. Например: приплыли, плыли, поплыли)
(На экране появляются слова)
- Прочтите слова на доске и скажите, какое лишнее и почему? (Все слова с приставками, а петь без приставки.)
Приплыли, причаливайте, петь, выходите.
- Запишите слова с приставками и выделите эти приставки. (Дети записывают слова, выделяют приставки, затем читают.)
- Для чего нужны приставки? (Для образования новых слов)
- А теперь внимание! Вот вам слово ХОД. При помощи приставок образуйте новые слова и запишите их. (Дети записывают слова, затем читают.)
- Продолжается наше путешествие.
(Звучит запись шума волн.
На экране оявляется кораблик и остров суфикса.)
Водичка тёпленькая.
Погодка чудненькая.
Вот птичка маленькая
Несёт задание.
Что за остров впереди?
Мы, не сбились ли с пути?
(На экране появляются слова.)
Тёпленькая Погодка
Чудненькая Водичка
Маленькая
- На какой остров мы попали? (Остров суффиксов)
- Почему вы так решили? (Слова с уменьшительно ласкательными суффиксами
- А что такое суффикс? (Часть слова, которая стоит после корня.)
- Для чего нужны суффиксы? (Для образования новых слов)
(Работа с карточками)
- Образуйте от слов с помощью суффиксов новые слова и запишите их.
Сад, волче, ёла, домо, огур.
-чик-, -ик-, -ишк-, - ищ-, -очк-.
(Звучит запись шума волн.
На экране оявляется кораблик и остров корня.)
Море весело шумит,
Судно весело бежит.
Пушки с острова палят,
Кораблю пристать велят.
- А вот на какой остров мы попали, узнаем, когда выполним задание.
(На экране появляется запись.)
В у илась очка.
В у а ла.
- Прочитайте эти предложения. Почему не удаётся прочитать? (Нет корня) В словах нет смысла.
- Давайте вставим в слова подходящие корни.
лес род ёл он рос
- При помощи чего мы восстановили смысл слов? (При помощи корня.)
- Догадались, на какой мы остров попали? (Остров корня)
(На острове появляется значок корня, затем пословица.)
- Прочтите, что здесь написано.
Зри в корень.
- Что значит это выражение? (Надо смотреть на самое важное, самое главное)
- А при чём тут корень? (Корень это главная часть слова, общая часть родственных, однокоренных слов)
(На доске изображения двух деревьев без листьев. У каждого ребёнка листок со словом.)
- А ещё на этом острове есть сад, в котором растут необычные деревья. С них облетели все листья. У вас на столах эти листочки.
Вернём листья на деревья.
- Не забудьте, что у слов, написанных на листьях, такие корни, как у деревьев. Поднимите руки у кого листочки с первого дерева. (Дети выходят по одному, читают слово, и прикрепляют его на дерево)
- Запишите эти слова и выделите корень. 1 вариант записывает слова с первого дерева, 2 вариант со второго дерева.
1 в. Водник, водокачка, водоворот, водолаз, водопой, водоросль, водоём, половодье, заводь, водяной.
2 в. Водитель, наводчик, заводной, вожатый, поводок, провод, завод, заводила, вводный.
(Звучит запись шума волн.
На экране оявляется кораблик и остров окончания.)
Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет.
Пушки с острова палят,
Кораблю пристать велят.
А на острове гулянье.
Нас приглашает окончание.
И у него для нас задание.
А что такое окончание? (Изменяемая часть слова)
- Для чего служит окончание в предложении? (Для связи слов в словосочетании, предложении)
- Прочтите, что написано на доске. Это предложение. Почему? (Слова не на своих местах и не связаны друг с другом по смыслу)
В, хорошо, а, лучше, дом, гости.
- Что нужно сделать, чтобы получилось предложение? (Переставить слова, изменить окончания.) (Дети высказывают свои варианты)
- Что у нас получилось? (Пословица)
- Как вы понимаете эту пословицу? (Как бы хорошо ни было в гостях, дома всегда лучше: ведь это твой дом, здесь всё твоё, всё родное.)
- Перепешите пословицу и выделите окончания.
- Вот и нам пора возвращаться домой.
IV. Заключение.
- В гостях у каких частей слова мы побывали? ( У приставки, корня и окончания)
Д.
В корне смысл, но не весь.
Главный, но не полный.
Потому приставка есть
Смысл она дополнит.
- Рад я в этом ей помочь,
После корня встать не прочь!
Ну и что ж, что после корня,-
Всё равно я всех проворней!
У.
- О какой части слова не было сказано в стихотворении? (Об окончании)
- А вот и окончание. (Выходит ещё один ребёнок.)
Д.
Я слова все свяжу, хоть и временно.
Ведь недаром всю жизнь
Беззаветно служу
Я родному морфемному племени!
- Поиграем немножко?
Скажу я слово: - Высоко!
А ты ответишь: - .! (Низко)
Скажу я слово: - Далеко!
А ты ответишь: - ! (Близко)
Скажу тебе я слово: - Трус!
Ответишь ты: - ! (Храбрец)
Теперь начало я скажу,
Ну, отвечай: - ! (Конец)
- И для нашего урока это конец. Понравился вам урок?
V. Выставление оценок
- У вас на столах конверты с цифрами. Подумайте, как каждый из вас сегодня работал на уроке, поставьте себе оценку и покажите мне.
- Не ленитесь, старайтесь как можно больше узнать обо всём на свете и тогда каждый новый урок будет для вас занимательным, не скучным, а весёлым!
Используемая литература:
Т. Г. Рамзаева. Русский язык. Учебник для 3 класса. В 2-х частях. Рекомендовано МО РФ. Москва: Дрофа
В. Волина. Учимся играя. Новая школа Москва 1994 г.
|