Приемы формирования метапредметных умений на основе работы с текстом на уроках географии в 5 классе (ФГОС) (Людмила Анатольевна Ширинская) в библиотеке ПроШколу.ру
https://proshkolu.info/


Логин

Регистрация
Пароль
Забыли пароль?

  О портале   Реклама   ТОП-100 школ   ТОП-100 участников   Рейтинги `Источника знаний`  

http://totaltest.ru/?promo=proshkolu&utm_source=site&utm_medium=proshkolu&utm_campaign=250x50 (edited)

https://ginger-cat.ru?from=proshkolu

https://diso.ru/?promo=proshkolu&utm_source=site&utm_medium=proshkolu&utm_campaign=250x50

https://mogu-pisat.ru/kurs/uchitel/?SECTION_ID=&ELEMENT_ID=1759325



ГЛАВНАЯ

ВСЕ ШКОЛЫ

НА КАРТЕ

КЛУБЫ

КОНКУРСЫ

БИБЛИОТЕКА

ИСТОЧНИК ЗНАНИЙ

ПОМОЩЬ





Библиотека - Статьи

Приемы формирования метапредметных умений на основе работы с текстом на уроках географии в 5 классе (ФГОС)


ОПИСАНИЕ

Название: Приемы формирования метапредметных умений на основе работы с текстом на уроках географии в 5 классе (ФГОС)
Тип: Статья
Автор: Людмила Анатольевна Ширинская
Предмет: География
Описание: В процессе изучения географии одновременно с географическими умениями формируется немало метапредметных умений, обеспечивающих метапредметные результаты обучения. По содержанию география наука естественнонаучная и обществоведческая, а кроме того гуманитарная, эстетическая, и экологическая. Интеграция вопросов из различных учебных дисциплин и объединение в одном уроке заданий из разных областей знаний позволяют реализовывать и межпредметные связи иными словами наметился переход от существующей практики дробления знаний на предметы к целостному образному восприятию мира, к метадеятельности. Поэтому возможности использования межпредметных связей формирования метапредметных УУД очень велики.
Учебник комплексное средство обучения, где содержание предмета представлено в разной форме. Но все-таки основа любого учебника это текст. Поэтому, организация работы ученика с текстом учебника является важной задачей учителя, и учителя географии в том числе, решение которой позволит достичь результатов, обозначенных в стандарте. Большой потенциал на уроках географии даёт работа с учебно-научными текстами по предмету, пересказ, последующая работа с полученной информацией. Обучение этим умениям, приближающим учащегося к постижению истинного смысла текста, умению использовать его информацию для решения своих задач в учебной и внеучебной деятельности, важная задача, решение которой возможно не только на уроках русского языка, но и на уроках, географии, обществознания. По словам А. А. Кузнецова, метапредметные результаты образовательной деятельности - это способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях, освоенные учащимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов.
При работе с учебником необходимо исходить из того, какой уровень учебных целей поставлен: ознакомление, понимание, применение, анализ, синтез, оценка. Работа с учебником должна усложняться от класса к классу. Например, пятиклассникам, приступающим к изучению географии, знакомы такие приемы, как простое воспроизведение текста, деление текста на части, составление простого плана, ответы на вопросы по тексту, выделение в нем существенного (главной мысли), установление причинно-следственных связей. Поэтому работу с текстом учебника целесообразно начинать с проверки приемов, которыми учащиеся уже владеют.
Воспроизведение:
чтение и пересказ текста учебника;
выборочное чтение;
выделение главной мысли текста;
цитирование;
конспектирование;
составление тезисов к тексту;
комментированное чтение.
Логико-структурный анализ:
деление текста на смысловые блоки;
составление плана (простого и сложного) к тексту;
изложение текста по плану; нахождение в тексте ключевых слов и терминов;
составление по тексту классифицирующих и систематизирующих таблиц;
аннотирование и рецензирование текста;
составление логико-структурных схем;
самостоятельное формулирование выводов и сравнение их с выводами, например, которые представлены в учебнике рубрикой Подведем итоги;
нахождение в тексте слов-связок;
выделение в тексте причин и следствий;
постановка вопросов к тексту;
нахождение ответов на те вопросы, на которые есть прямые ответы и ответы, которые следуют из контекста.
Творческая деятельность:
составление опорных конспектов к тексту;
моделирование текста на контурной карте;
нанесение на контурную карту объектов перечисленных в тексте;
иллюстрирование текста;
перевод учебного текста в другой вид: художественный, публицистический, научный и т.д.;
подготовка аргументов из текста по проблемным вопросам.
При изучении темы Южная Америка с целью формирования умения выбирать из текста необходимую информацию на заданную тему учащиеся получают задание: выбрать из текста описания природных рекордов материка
Образцом для учителя могут служить варианты учебных географических задач, представленных в учебнике:
1. Ознакомление: Вспомните и напишите (нарисуйте), Заполните пропуски, Соотнесите названия и виды равнин Найдите на карте;
2. Понимание: При изучении темы Первое кругосветное плаванье Подумайте, можно ли считать кругосветное путешествие строгим доказательством шарообразности формы Земли;
3. Применение: Сделайте эскиз рисунка (схемы), который показывает, Составьте ленту времени Великие географические открытия;
4. Анализ: Раскройте особенности, Выдели две части в тексте..., Выскажи и объясни своё мнение,
5. Синтез: Изложите в форме, Докажи, что..., Сравните даты наступления астрономических времен года и фенологических сезонов вашей местности;
6. Оценка: Оцените значимость для....
7. Система маркировки текста. Прием Инсерт Учащимся предлагается система маркировки текста, чтобы подразделить заключенную в нем информацию следующим образом: ? - галочкой (?) помечается то, что им уже известно; - знаком минус () помечается то, что противоречит их представлениям; + - знаком плюс (+) помечается то, что является для них интересным и неожиданным. ? - вопросительный знак (?) ставится, если у них возникло желание узнать о чем-то подробнее. Читая текст, учащиеся помечают соответствующим значком на полях отдельные абзацы и предложения.
8. Игра Неиспорченный телефон может разнообразить и оживить урок. Успешно применяется при изучении тем, где присутствует описание объекта или явления (например, природной зоны или страны в 7 классе). Трое учащихся выходят за дверь. Класс внимательно читает абзац изучаемого параграфа. Затем, один из учащихся класса, играет роль телефона передает прочитанную информацию первому вошедшему ученику. Задача слушателя как можно точнее запомнить рассказ и затем передать его следующему вошедшему.
9. Формулировка вопросов к тексту и ответы на них. Формулировать вопросы, отражающие главные существенные признаки понятий и явлений, содержащихся в тексте; Как правило, если ученикам шестого класса предложить подобное задание, можно получить от них
только вопросы репродуктивного характера, отвечающие на вопросы: Как? Какие? Где? Когда? и так далее -Какие крупные реки протекают по территории Африки? -Почему в прошлом Нил был загадкой для жителей Африки? -Почему многие озера Африки имеют вытянутую форму (Прием вопрошание) Типы вопросов: Простые (запоминание фактического материала) Уточняющие (правильно ли я понял, что) Объясняющие (как вы думаете...?, как по вашему...?) Практические (как бы вы поступили?) Творческие (что будет, если?)

Список использованной литературы:
1.География. Примерные программы по учебным предметам: 6-9 классы. М.: Просвещение, 2010. - (Стандарты второго поколения).
2.Громыко Н.В. Метапредметный подход как ядро российского образования [электронный ресурс]
3.Громыко Н. В. Как сценировать учебное метапредметное занятие? М.: Институт опережающих исследований, 2010.
4.Галеева Н.Л. , Мельчук Н.Л. Сто приёмов для учебного успеха ученика на уроках географии: - М.: 5 за знание, 2006.
5.Заир- Бек С.И. Развитие критического мышления на уроке. М.: Просвещение, 2011.
6.Загашев И.О., Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Учим детей мыслить критически.- СПб: Изд-во Альянс-Дельта, 2003.

Добавила:
Людмила Анатольевна Ширинская
Людмила Анатольевна Ширинская


ЭТОТ МАТЕРИАЛ В ИНТЕРНЕТЕ

Просмотр ссылок доступен только зарегистрированным пользователям


ОБСУЖДЕНИЕ


Комментариев пока нет

Прокомментируйте!

Выскажите Ваше мнение:

Зарегистрироваться




Вакансии для учителей









  Copyright © ПроШколу.ру 2007-2024. Все права защищены.   О проекте | Реклама | Статистика | Контакты | Translate
Использование материалов данного ресурса допустимо только с письменного разрешения администрации сайта.

Поиск по порталу













Новые комментарии



.. Лететь по волнам НА быстроходном катере.. Шедевр р-р! :-(((-это о содержании и выводе. Сисадмин эникей?
К чему Вам этот `глобализм`? ;) Смотрите ближе, вокруг себя. Да, вот прочёл Ваш пост от 2022 года, что-то изменилось?
Славный герой. Когда-то пионерский отряд моего класса носил его имя и совершал ради его памяти добрые дела.
А у нас нет пока птиц, у нас паводок, вода поднялась и пока не уходит - Обь пока стоит... Как уточнила местная администрация, река Черная выходит на дорогу в районе дома на улице Советской, 26, Черной Речки. Жителей улицы Городской отрежет от выезда из деревни. Людей просят выключить газ, свет, воду, отвязать собак и покинуть свои дома. Сейчас специалисты песком выстраивают границу вдоль реки Черная.
Хорошая книга!
Спасибо!!! Спасибо!!!





















 



http://www.roscomsport.com/

https://proshkolu.ru/user/robot/blog/568472/

https://roscomsport.com/

https://roscomsport.com/