Приемы формирования метапредметных умений на основе работы с текстом на уроках географии в 6 классе (ФГОС) (Людмила Анатольевна Ширинская) в библиотеке ПроШколу.ру
https://proshkolu.info/


Логин

Регистрация
Пароль
Забыли пароль?

  О портале   Реклама   ТОП-100 школ   ТОП-100 участников   Рейтинги `Источника знаний`  

http://totaltest.ru/?promo=proshkolu&utm_source=site&utm_medium=proshkolu&utm_campaign=250x50 (edited)

https://ginger-cat.ru?from=proshkolu

https://diso.ru/?promo=proshkolu&utm_source=site&utm_medium=proshkolu&utm_campaign=250x50

https://mogu-pisat.ru/kurs/uchitel/?SECTION_ID=&ELEMENT_ID=1759325



ГЛАВНАЯ

ВСЕ ШКОЛЫ

НА КАРТЕ

КЛУБЫ

КОНКУРСЫ

БИБЛИОТЕКА

ИСТОЧНИК ЗНАНИЙ

ПОМОЩЬ





Библиотека - Статьи

Приемы формирования метапредметных умений на основе работы с текстом на уроках географии в 6 классе (ФГОС)


ОПИСАНИЕ

Название: Приемы формирования метапредметных умений на основе работы с текстом на уроках географии в 6 классе (ФГОС)
Тип: Статья
Автор: Людмила Анатольевна Ширинская
Предмет: География
Описание: В процессе изучения географии одновременно с географическими умениями формируется немало метапредметных умений, обеспечивающих метапредметные результаты обучения. По словам А. А. Кузнецова, метапредметные результаты образовательной деятельности - это способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях, освоенные учащимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов.
По содержанию география наука естественнонаучная и обществоведческая, а кроме того гуманитарная, эстетическая, и экологическая. Интеграция вопросов из различных учебных дисциплин и объединение в одном уроке заданий из разных областей знаний позволяют реализовывать и межпредметные связи, иными словами, наметился пе-реход от существующей практики дробления знаний на предметы к цело-стному образному восприятию мира, к метадеятельности. Поэтому возможности использования межпредметных связей формирования метапредметных УУД очень велики.
Учебник комплексное средство обучения, где содержание предмета представлено в разной форме. Но все-таки основа любого учебника это текст. Поэтому, организация работы ученика с текстом учебника является важной задачей учителя, и учителя географии в том числе, решение которой позволит достичь результатов, обозначенных в стандарте. Работа с учебником должна усложняться от класса к классу.
Воспроизведение:
чтение и пересказ текста учебника;
выборочное чтение;
выделение главной мысли текста;
цитирование;
конспектирование;
составление тезисов к тексту;
комментированное чтение.
Логико-структурный анализ:
деление текста на смысловые блоки;
составление плана (простого и сложного) к тексту;
изложение текста по плану; нахождение в тексте ключевых слов и терминов;
составление по тексту классифицирующих и систематизирующих таблиц;
аннотирование и рецензирование текста;
составление логико-структурных схем;
самостоятельное формулирование выводов и сравнение их с выводами, например, которые представлены в учебнике рубрикой Подведем итоги;
нахождение в тексте слов-связок;
выделение в тексте причин и следствий;
постановка вопросов к тексту;
нахождение ответов на те вопросы, на которые есть прямые ответы и ответы, которые следуют из контекста.
Творческая деятельность:
составление опорных конспектов к тексту;
моделирование текста на контурной карте;
нанесение на контурную карту объектов перечисленных в тексте;
иллюстрирование текста;
перевод учебного текста в другой вид: художественный, публицистический, научный и т.д.;
подготовка аргументов из текста по проблемным вопросам.
Образцом для учителя могут служить варианты учебных географических задач, представленных в учебнике:
1. Ознакомление: Вспомните и напишите (нарисуйте), Заполните пропуски, Соотнесите названия и виды равнин Найдите на карте;
2. Понимание: Постройте прогноз развития, Подумайте, можно ли считать кругосветное путешествие строгим доказательством шарообразности формы Земли;
3. Применение: Сделайте эскиз рисунка (схемы), который показывает,
4. Анализ: Раскройте особенности, Выдели две части в тексте..., Выскажи и объясни своё мнение,
5. Синтез: Изложите в форме, Докажи, что...,
6. Оценка: Оцените значимость для.... 22) Составление схем, рисунков, таблиц на основе анализа текста. Краткие сведения о путешественниках и их открытиях
7. Работа с иллюстрациями, фотографиями, текстовыми картами и таблицами учебника. В учебниках географии стало уже традиционным использование различных иллюстраций: карт, схем, рисунков. Задания к иллюстрациям рассчитаны на получение новой информации, ее применение, углубление и дополнение. Работа с текстовыми картами. При организации работы с этими картами, прежде всего определяют связи карты с текстом, ее роль в изучении нового, проводят анализ ее смысловой нагрузки, определяют виды заданий, которые учащиеся могут выполнить по карте. Школьники должны знать, текстовые карты не только поясняют текст, но и носят новую информацию, дополняют его. Задания к работе с картами
помещают как у карт, так и в тексте. Приемы работы с рисунками, фотографиями учебника включают составление описания объектов, явлений, на них изображенных, а также их анализ, сравнение. (6 кл. сравнить снимок и план.)
8. Анализ графиков и диаграмм. Это могут быть ответы на вопросы учителя, задания на постановку вопросов, задания на сравнения различных составляющих диаграммы, объяснение причин различий и т. д. Таким образом, учащихся надо научить следующим умениям чтения графиков и диаграмм: считывать цифровые показатели (т.е. видеть за ними соответствующие конкретные величины), сопоставлять их, завершая сопоставление выводом, и затем объяснять эти выводы, связывая их с определенными причинами и закономерностями.
9. Шпаргалки Учащимся предлагается прочитать текст. Необходимо передать его содержание с помощью рисунков, условных обозначений или схем. Эти шпаргалки (подписанные) отдаются учителю. По желанию ученики подходят к учителю и извлекают шпаргалку. По этой шпаргалке нужно воспроизвести текст. Отмечаются лучшие шпаргалки и докладчик.
10. Составление кластера позволяет учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы. Учащийся записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими, от которых в свою очередь лучи расходятся далее и далее. Луч означает существующую между терминами логическую связь.
Некоторые слова кластера тоже можно соединять друг с другом черточками, иллюстрируя наличие между ними логических связей.
11. Чтение с остановками Учитель выбирает текст для чтения. Текст заранее делится на смысловые части. Прямо в тексте отмечается, где следует прервать чтение и сделать остановку: первая остановка, вторая остановка и т. д.
12. Конструирование предполагаемого текста по опорным словам, обсуждение заглавия рассказа и прогноз его содержания и проблематики. 2. Осмысление. Чтение текста небольшими отрывками с обсуждением содержания каждого и прогнозом развития сюжета. Конструирование предполагаемого текста по опорным словам. 3. Рефлексия. На этой стадии текст опять представляет единое целое. Важно осмыслить этот текст. Формы работы могут быть различными: письмо, дискуссия, совместный поиск. Обязателен вопрос: Что будет дальше и почему? Стратегия может использоваться не только при самостоятельном чтении, но и при восприятии текста на слух.
13. Древо мудрости. Внимательно прочитать текст учебника, написать вопрос и прикрепить к дереву мудрости. После этого каждый подходит, снимает любой вопрос и отвечает на него.
14. ШЕРЛОК ХОЛМС (игра) Учащимся предлагается быстро прочитать текст и составить к нему как можно больше вопросов, не пользуясь самим текстом. Вопросы должны охватить весь материал и учесть малейшие мелочи. Определяется самый длинный список вопросов. Учащиеся дают ответы на них. Учитель отмечает наиболее активных игроков

Список использованной литературы:
1.География. Примерные программы по учебным предметам: 6-9 классы. М.: Просвещение, 2010. - (Стандарты второго поколения).
2.Громыко Н.В. Метапредметный подход как ядро российского образования [электронный ресурс]
3.Громыко Н. В. Как сценировать учебное метапредметное занятие? М.: Институт опережающих исследований, 2010.
4.Галеева Н.Л. , Мельчук Н.Л. Сто приёмов для учебного успеха ученика на уроках географии: - М.: 5 за знание, 2006.
5.Заир- Бек С.И. Развитие критического мышления на уроке. М.: Просвещение, 2011.
6.Загашев И.О., Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Учим детей мыслить критически.- СПб: Изд-во Альянс-Дельта, 2003.


Добавила:
Людмила Анатольевна Ширинская
Людмила Анатольевна Ширинская


ЭТОТ МАТЕРИАЛ В ИНТЕРНЕТЕ

Просмотр ссылок доступен только зарегистрированным пользователям


ОБСУЖДЕНИЕ


Комментариев пока нет

Прокомментируйте!

Выскажите Ваше мнение:

Зарегистрироваться




Вакансии для учителей









  Copyright © ПроШколу.ру 2007-2024. Все права защищены.   О проекте | Реклама | Статистика | Контакты | Translate
Использование материалов данного ресурса допустимо только с письменного разрешения администрации сайта.

Поиск по порталу













Новые комментарии



процветания!
спасибо.
6813342-a2964208
Посмотрела Вашу страницу.Столько материала,посвящённого Вашим внукам.Они должны вам благодарны за любовь.Думаю,у Вас это взаимно...
Большое спасибо!
Красота и доброта. Если провести простенький тест на тему: Где поставить запятую в предложении Эту страничку продолжить нельзя закрыть , то , думаю, 100% -ное одобрение получит запятая после продолжить )))) Ведь это разговор не только о розах, хотя она, безусловно, царица цветов. А шикарный пир для очей пионов, а элегантность тюльпанов, а очаровательная вислоухость ирисов, а спокойствие и уют васильков, а завораживающее многообразие цинний, а фееричность космеи, а нежность и наивность незабудок, а а а.. Можно продолжать до бесконечности. Потому что это разговор о КРАСОТЕ, которая и есть связующая нить между душами людей., потому что красота рождает желание поделиться с ней с кем то, а это в свою очередь рождает доброту, а добрая душа не может быть злочинной. А ведь красота, она повсюду, и во взаимоотношении людей (романтика, любовь), и в музыке, и в живописи, и в общении, и в природе, и в речевом общении, если за ним стоит добросердечие , но нет места ёрничеству, фанфаронству Там, где не правит красота, Там как цветок завянет слово, Ведь для него одна основа Полёт фантазии, мечта Там, где не правит красота, Унынье там царит и хаос, Там сострадание и жалость Съедает будней маета Там, где не правит красота, Зло возникает беспричинно Идей рождение злочинных, И оглушает пустота Когда ж в душе есть красота, К ней не пристанет грамма дряни, Она к добру и свету манит , Как истина бесценна и проста... Но к сожалению, сейчас весь мир находится в возбуждённом состоянии, и КРАСОТА где-то потеряла свою приоритетность, но будем надеяться , что станут пророческими строки Э.Асадова: Впрочем, сколько человек не бегает Средь житейских бурь и суеты, Только сердце всё равно потребует Рано или поздно КРАСОТЫ Хочу предложить ещё одну картину Риты Бекман Колючка. Казалось бы репейник, ну что с него возьмёшь А вот ночь, серебро Луны и мастерство художника что сделали!!! Кустик как будто светится каким то внутренним светом, уж и Луна не такая яркая, озорные ночные облака-непоседы, гоняясь друг за другом, прикрыли её, но репейник будто бы успел впитать тот волшебный лунный свет, которым одарила его Луна в начале ночи И вот он дарит теперь это серебро всем, кому не спится в этот час. Это ли не волшебство, которое дарит нам КРАСОТА! 6813336-a3298085 Бежит себе, как будто в никуда, Пыля под жарким Солнышком дорога, А по обочинам лопух и лебеда, Колючками репей цепляется за ноги Невзрачный, Приставучий, как репей Иной раз о зануде скажут люди, Искать в нём красоту, всего скорей, Никто, пожалуй что, не будет Но отгорит малиновый закат, Сгустятся сумерки, и звёзды засверкают, Цикад вечерних песни отзвучат, И выйдет к людям спутница ночная Вот заливая мир весь серебром, Послав привет всем тем, кому не спиться,, Колючку обласкает вдруг лучом, И та в царицу ночи превратится Вот-вот взойдёт она несуетливо На подиум моделью длинноногой, В наряд одета лунного пошива, Пленяя взор красоткой-недотрогой. Так красоту не надо где-то там искать, Она во всём, и царствует повсюду, Лишь только надо душу открывать Всему простому, как большому чуду И всегда при мыслях о красоте и доброте вспоминается наша Валя Толкунова, слушать которую можно до бесконечности. Вот очень красивая песня В омут головой, которую я нашёл только в студийной записи. 6813335-a3298085





















 



http://www.roscomsport.com/

https://proshkolu.ru/user/robot/blog/568472/

https://roscomsport.com/

https://roscomsport.com/