Применение технологии проблемного обучения на уроках географии в 5 классе (Людмила Анатольевна Ширинская) в библиотеке ПроШколу.ру
https://proshkolu.info/


Логин

Регистрация
Пароль
Забыли пароль?

  О портале   Реклама   ТОП-100 школ   ТОП-100 участников   Рейтинги `Источника знаний`  

http://totaltest.ru/?promo=proshkolu&utm_source=site&utm_medium=proshkolu&utm_campaign=250x50 (edited)

https://ginger-cat.ru?from=proshkolu

https://diso.ru/?promo=proshkolu&utm_source=site&utm_medium=proshkolu&utm_campaign=250x50

https://mogu-pisat.ru/kurs/uchitel/?SECTION_ID=&ELEMENT_ID=1759325



ГЛАВНАЯ

ВСЕ ШКОЛЫ

НА КАРТЕ

КЛУБЫ

КОНКУРСЫ

БИБЛИОТЕКА

ИСТОЧНИК ЗНАНИЙ

ПОМОЩЬ





Библиотека - Статьи

Применение технологии проблемного обучения на уроках географии в 5 классе


ОПИСАНИЕ

Название: Применение технологии проблемного обучения на уроках географии в 5 классе
Тип: Статья
Автор: Людмила Анатольевна Ширинская
Предмет: География
Класс: 5 класс
Описание: Применение технологии проблемного обучения на уроках географии в 5 классе

Вопрос это форма мышления,
ведущая от незнания к знанию.

Сегодня под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей. Вариантами проблемного обучения на уроке географии являются поисковые и исследовательские технологии, при которых учащиеся ведут самостоятельный поиск и исследование проблем, творчески добывают и применяют знания. Одним из важнейших педагогических условий становления индивидуальности ученика в процессе обучения является создание на уроке ситуации выбора. Применительно к проблемному обучению ситуация выбора это спроектированный учителем элемент (этап) урока, когда ученики поставлены перед необходимостью отдать свое предпочтение одному из вариантов учебных задач и способов их решения для проявления своей активности, самостоятельности и индивидуального стиля познания. Ситуация выбора на уроке не возникает случайно. Она выстраивается и моделируется и учителем. Алгоритм деятельности по проектированию и построению ситуации выбора на проблемном уроке должен включать следующие этапы и действия: 1. Формулировка цели (задач) применение ситуации выбора на учебном занятии.
2. Определение этапов урока, на котором целесообразно создавать ту или
иную ситуацию выбора.
3. Выявление конкретного содержания учебного материала, при изучении
которого следует применить ситуацию выбора.
4. Разработка определенного множества вариантов заданий, необходимого для ее осуществления.
5. Предварительный анализ каждой учебной задачи с цепью выяснения
соответствия разработанных заданий возможностям учащихся.
Педагогу надо учитывать:
- развитость творческих способностей учеников;
сформированность в классном сообществе навыков индивидуальной и
коллективной (групповой) учебной деятельности;
готовность детей осознанно и умело совершать выбор.
познавательные интересы и потребности учащихся;
наличие у них опорных знаний и умений;
6. Решение учителем избранных заданий всеми возможными способами.
7. Окончательный выбор вариантов учебных заданий.
8. Продумывание отдельных деталей эффективного использования
ситуации выбора на уроке:
подбор приемов и методов стимулирования учащихся к свершению
выбора;
определение конкретных форм выполнения учебных заданий;
расчет времени протекания ситуации выбора; определение степени
свободы действий учащихся в данной ситуации;
разработка критериев и способов анализа и оценки результатов
решения учебных задач и т.п.
9. Включение разработанной ситуации выбора в технологическую карту урока.
10. Определение в ходе учебного занятия оптимального момента для
создания ситуации выбора.
11. Реализация учителем на уроке географии своих проектных разработок.
12. Анализ и оценка эффективности использования ситуации выбора.
Способность адекватно действовать в ситуации выбора развивается у
человека постепенно. Поэтому одной из важных задач учителя,
использующего проблемные технологии обучения, является формирование у учащихся умений делать выбор, принимать самостоятельное решение.
Виды проблемных ситуаций:
1) По содержанию неизвестного Х:
Х-цель
Х-объект деятельности
Х-способ деятельности
Х-условие выполнения деятельности
2) По уровню проблемности:
Возникающие независимо от приемов
Вызываемые и разрешаемые учителем
Вызываемые учителем, разрешаемые учеником
Самостоятельное формирование проблемы и решение, выполненные учеником
3) По виду рассогласования информации проблемная ситуация
Неожиданности
Конфликта
Предположения
Опровержения
Несоответствия
Неопределенности
4) По методическим особенностям
Непреднамеренные
Целевые
Проблемное изложение
Эвристическая беседа
Проблемные демонстрации
Исследовательские лабораторные работы
Мысленный проблемный эксперимент
Проблемные задания
Игровые проблемные ситуации.

Примеры проблемного изложения на уроке географии, разработанные Автором.
5 класс. Введение в географию УМК Е. М. Домогацких Русское Слово 2015.
Фрагмент технологической карты урока по теме: Ориентирование
Этап урокаДеятельность учителяДеятельность учащихся
2. Постановка цели и задач урока
Раскрывает цели урока. Предлагаю вам послушать, подумать и ответить на вопрос:
В древнем Китае соответственно этому были окрашены городские ворота.
Они были: красные, чёрные, зелёные, голубые.
Что это значило?

Взаимодействие с учителем. Выделение главного из слов учителя. Отвечают на вопросы учителя. Называют тему урока.
8. Итог урокаПовторяет вопрос, заданный в начале урока:
Почему в древнем Китае городские ворота красили в разные цвета?
Подводит итог учебного занятия.Взаимодействуют с учителем.
Отвечают на вопрос
Потому, что каждый цвет на китайских воротах ассоциировался с разными сторонами горизонта т. е. помогал ориентироваться в пространстве.

Фрагмент технологической карты урока по теме: Мировой океан
Этап урокаДеятельность учителяДеятельность учащихся
2. Постановка цели и задач урока
У настенной карты Карта океанов Раскрывает цели урока. Учитель подводит школьников к противоречию и предлагает им самим
найти способ его разрешения.
Предлагаю вам посмотреть, подумать и ответить на вопрос: Почему на разных картах: в атласе, на слайде презентации, на настенной карте показано разное количество океанов? То их 4, а то их 5. Южный океан то показан, то нет
Вопрос: Сколько же океанов на Земле?Взаимодействие с учителем. Выделение главного из слов учителя. Отвечают на вопросы учителя. Называют тему урока.
8. Итог урокаПодводит итог учебного занятия.
Приведите свои доводы в пользу и против выделения Южного океана.Взаимодействуют с учителем.
Приводят свои суждения.

Методические приемы создания проблемных ситуаций:
1) Учитель подводит школьников к противоречию и предлагает им самим
найти способ его разрешения;
2) Сталкивает противоречия практической деятельности;
3) Излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос;
4) Предлагает классу рассмотреть явление с различных позиций(
например, литературного героя, юриста, критика, педагога, современника);
5) Побуждает учащихся делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты;
6) Ставит конкретные вопросы (на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения);
7) Определяет проблемные теоретические и практические задания (например, исследовательские);
8) Ставит проблемные задачи (например, с избыточными, или недостаточными, с неопределенностью в постановке
вопроса, с противоречивыми данными, с заведомо допущенными
ошибками, с ограниченным временем решения).
Для реализации проблемной технологии необходимы:
Отбор самых актуальных, сущностных задач
Определение особенностей проблемного обучения в различных
видах учебной работы
Построение оптимальной системы проблемного обучения.
Создание учебных и методических пособий и руководств
Личностный подход и мастерство учителя, способные вызвать
активную познавательную деятельность ребенка.

Использованные источники:

1.Желтова О. А. статья Технологии проблемного обучения на уроках
русского языка и литературы Громыко Н. В. Как сценировать учебное метапредметное занятие? М.: Институт опережающих исследований, 2010.
2.Галеева Н.Л. , Мельчук Н.Л. Сто приёмов для учебного успеха ученика на уроках географии: - М.: 5 за знание, 2006.
3.Заир- Бек С.И. Развитие критического мышления на уроке. М.: Просвещение, 2011.
4.Загашев И.О., Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Учим детей мыслить критически.- СПб: Изд-во Альянс-Дельта, 2003.



Добавила:
Людмила Анатольевна Ширинская
Людмила Анатольевна Ширинская


ЭТОТ МАТЕРИАЛ В ИНТЕРНЕТЕ

Просмотр ссылок доступен только зарегистрированным пользователям


ОБСУЖДЕНИЕ


Комментариев пока нет

Прокомментируйте!

Выскажите Ваше мнение:

Зарегистрироваться




Вакансии для учителей









  Copyright © ПроШколу.ру 2007-2024. Все права защищены.   О проекте | Реклама | Статистика | Контакты | Translate
Использование материалов данного ресурса допустимо только с письменного разрешения администрации сайта.

Поиск по порталу













Новые комментарии



Добрый день, Алла Олеговна, можно минус этой песенки на почту? Почему то здесь перестало скачиваться, раньше проблемы не было . Заранее спасибо , вот адрес- [email protected]
.. Лететь по волнам НА быстроходном катере.. Шедевр р-р! :-(((-это о содержании и выводе. Сисадмин эникей?
К чему Вам этот `глобализм`? ;) Смотрите ближе, вокруг себя. Да, вот прочёл Ваш пост от 2022 года, что-то изменилось?
Славный герой. Когда-то пионерский отряд моего класса носил его имя и совершал ради его памяти добрые дела.
А у нас нет пока птиц, у нас паводок, вода поднялась и пока не уходит - Обь пока стоит... Как уточнила местная администрация, река Черная выходит на дорогу в районе дома на улице Советской, 26, Черной Речки. Жителей улицы Городской отрежет от выезда из деревни. Людей просят выключить газ, свет, воду, отвязать собак и покинуть свои дома. Сейчас специалисты песком выстраивают границу вдоль реки Черная.
Хорошая книга!





















 



http://www.roscomsport.com/

https://proshkolu.ru/user/robot/blog/568472/

https://roscomsport.com/

https://roscomsport.com/