Растительный и животный мир заказника `Западный Котлин` (Андрей Сергеевич Самохвалов) в библиотеке ПроШколу.ру
https://proshkolu.info/


Логин

Регистрация
Пароль
Забыли пароль?

  О портале   Реклама   ТОП-100 школ   ТОП-100 участников   Рейтинги `Источника знаний`  

http://totaltest.ru/?promo=proshkolu&utm_source=site&utm_medium=proshkolu&utm_campaign=250x50 (edited)

https://ginger-cat.ru?from=proshkolu

https://diso.ru/?promo=proshkolu&utm_source=site&utm_medium=proshkolu&utm_campaign=250x50

https://mogu-pisat.ru/kurs/uchitel/?SECTION_ID=&ELEMENT_ID=1759325



ГЛАВНАЯ

ВСЕ ШКОЛЫ

НА КАРТЕ

КЛУБЫ

КОНКУРСЫ

БИБЛИОТЕКА

ИСТОЧНИК ЗНАНИЙ

ПОМОЩЬ





Библиотека - Методические материалы

Растительный и животный мир заказника `Западный Котлин`


ОПИСАНИЕ

Название: Растительный и животный мир заказника `Западный Котлин`
Тип: Методический материал
Автор: Андрей Сергеевич Самохвалов
Жанр: Рассказ
Класс: 7 класс
Описание: Система дистанционного образования в России
Методическая разработка внеурочного мероприятия по биологии командной интеллектуальной игры для обучающихся 7 классов

`Растительный и животный мир заказника Западный Котлин`

Самохвалов Андрей Сергеевич,
учитель биологии и химии


-2-
СОДЕРЖАНИЕ


Введение .... 3
Замысел методической разработки ..... 4
Идеи и методические подходы автора ....... 4
Аннотация к методической разработке .............................. 4
Характеристика целевой группы .... 4
Правила игры ........ 4
Краткие сведения о заказнике ″Западный Котлин″ ...... 5
План-конспект занятия .... 8
Форма организации ...... 8
Цели и задачи занятия, прогнозируемые результаты ....... 8
Образовательные технологии и методические приёмы ....... 9
Оценка результатов .... 11
Опыт апробации ...... 11
Материалы, подтверждающие эффективность методической разработки ... 11
Заключение ...... 12
Список используемой литературы ........ 13
Приложение 1 ...... 14
Приложение 2 ...... 17
Приложение 3 ...... 22
План мероприятия ...... 22
I тур: ″Разминка″ ... 25
II тур: ″Такие удивительные растения″ ....... 27
III тур: ″Фотозагадки″ ....... 34
IV тур: ″Охрана природы″ ........ 37
V тур: ″Разгадай кроссворд″ ..... 39
VI тур: ″Мир животных″ ....... 40
VII тур: ″Природные врачеватели″ ...... 52
VIII тур: ″Фотовопрос″ ..... 53
IX тур: ″Загадки про растения″ .... 54
Итоги интеллектуальной игры .. 56
Заключительный этап занятия ............................... 57
Ответы на интеллектуальную игру ... 59
Приложение 4 .. 65
Приложение 5 ...... 66




-3-
ВВЕДЕНИЕ

Актуальность.
Данная методическая разработка актуальна, так как обучающиеся продуктивно и деятельностно работают на уроках и внеурочных мероприятиях.

Новизна.
Изложенный в настоящей методической разработке педагогический опыт является комбинаторным, новаторским. Изюминка педагогической деятельности в том, что обучающиеся выполняют самостоятельно экспериментальные задания и лабораторные опыты с выездом на природу (в заказники).

Оригинальность методической разработки в том, что в ней представлены удачно подобранные цитаты, афоризмы, различный иллюстративный материал, методические приёмы.

Педагогическая целесообразность методической разработки заключается в социальной адаптации обучающихся, в их дальнейшей самостоятельной творческой жизни (педагогический опыт направлен на развитие ″интеллектуалов″).

Востребованность.
Данная методическая разработка является востребованной, так как занятия-игры способствуют интеллектуальному развитию детей, расширяют словарный запас и раскрывают индивидуальный потенциал каждого ребёнка. Учитель же, в свою очередь, чутко реагирует на требования общества к обучению и воспитанию подрастающего поколения и находит эффективные пути совершенствования и модернизации педагогического процесса в соответствии с этими требованиями.

Целесообразность использования ИКТ в том, что:
1). Педагог создаёт наглядно, красочно, информативно собственные дидактические программные продукты;
2). У детей повышается интерес к обучению;
3). Активизируется внимание обучающихся в новых условиях;
4). У детей развиваются умения и навыки работы с информационными ресурсами;
5). У детей повышается информационная культура и самооценка;
6). У детей развивается критическое мышление и навыки самообразования;
7). Обучающиеся приобретают опыт публичных выступлений;
8). Занятие с применением ИКТ позволяет педагогу работать с детьми дифференцированно и индивидуально;
9). Занятие с применением ИКТ даёт возможность педагогу оперативно проконтролировать и оценить результативность обучения, экономит его и обучающихся время.











-4-
ЗАМЫСЕЛ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАЗРАБОТКИ

Идея автора в том, что:
1) происходит увеличение полезного времени на занятии;
2) с помощью интеграции развиваются и совершенствуются мыслительные способности детей;
3) создаются ситуации, в которых активизируется мыслительная позиция каждого ребёнка.

Методический подход автора состоит в умении создать собственную систему обучения детей и представить её в методических рекомендациях. Это также способность автора применять свою методику обучения ребят на практике.

Аннотация к методической разработке.
У каждого интересующегося или изучающего биологию может появиться желание проверить свои знания. Это можно легко и с достаточной надёжностью сделать с помощью интеллектуальной игры с тестовыми заданиями. Такой метод самоконтроля способствует сознательному изучению биологии, исключает формальный подход к усвоению фундаментальных биологических понятий и фактического материала. Тестовые задания не только помогают реализовать самоконтроль, но и позволяют самостоятельно совершенствовать и углублять знания по биологии, что в свою очередь способствует развитию интереса к этому предмету, к использованию полученных знаний в повседневной жизни, на практике.
В интеллектуальной игре собраны тесты с выборочным типом ответа, тесты соотнесения, тесты с самостоятельно конструируемым ответом.
Тестовые задания с выборочным типом ответа предполагают обязательное наличие в каждом наборе альтернативных ответов лишь одного, который является полным и правильным. В тестах соотнесения необходимо выбрать правильные ответы для каждого случая. Тестовые задания с самостоятельно конструируемым ответом составлены таким образом, чтобы можно было сконструировать максимально краткий и однозначный ответ.
Используемое в тестах обозначение () означает, что здесь должно быть либо текстовое его продолжение, сконструированное вами, либо соответствующее числовое или буквенное значение ответа. На каждом столе игроков лежат листы для письменных ответов формата А4 с номерами и названиями туров. Для облегчения работы, лучшего восприятия материала, экономии времени игрокам на листах для письменных ответов приведены таблицы, рисунки.
В конце игры содержатся ответы и пояснения к тестам. В тех случаях, когда ответ очевиден и не требует каких-либо пояснений, приведён только его номер (буква), в других же случаях дано либо краткое, либо подробное пояснение к нему.

Место проведение занятия: классная комната в школе.

Характеристика целевой группы.
Возраст участников занятия-игры 13 14 лет. Участвуют 2 команды игроков в составе по 4 6 человек. Учителем заранее, до дня проведения занятия, на адреса электронной почты игрокам высылалось задание для подготовки (смотрите в интернет-источниках позиции [1], [2]).

Правила игры.
Интеллектуальная игра по биологии `Растительный и животный мир заказника Западный Котлин` представляет собой сборник комплектов проверочных заданий по биологии, составленных в виде разнообразных тестов и индивидуальных заданий (с возможностью работать с биологическими объектами как с объектами культуры).
-5-
В игре участвуют: команды обучающихся 7 класса в составе по 4 6 человек (количество команд от 2 до 5); 2 3 человека члены жюри (заранее приглашаются учителем-предметником свободные на данный момент времени учителя); один ведущий учитель-предметник.
Учитель-предметник заранее расставляет в классе `круглые` столы от 2 до 5 (в зависимости от количества обучающихся в данном классе) и раскладывает на каждом из столов карточки с номерами команд и наглядный раздаточный материал (листы для письменных ответов формата А4 с номерами и названиями туров, листы формата А4 с заданиями некоторых туров, а также рефлексивные листы-карточки на каждого из обучающихся в классе). На листах у каждой командной группы определённым цветом для удобства проверки написаны её название, номера и названия туров. Для облегчения работы, лучшего восприятия материала, экономии времени игрокам на листах для письменных ответов приведены таблицы, рисунки.
Отдельно для жюри учитель также ставит стол, сценарии игры с ответами и критериями оценивания и итоговой таблицей результативности, грамоты для командных групп.
При работе с заданиями каждого тура важно, чтобы вы их внимательно изучили (слушали вопросы), так как в них содержится большая и полезная информация. Иногда эта информация помогает составить правильный ответ.
Задания (туры) с помощью проекционной системы демонстрируются учителем на интерактивной доске.
Задания (туры) построены так, что дают возможность учителю обширно обобщить, систематизировать и проверить знания обучающихся по ботанике и зоологии.
Тестовые и индивидуальные задания для каждого тура записаны на листах формата А4 и положены на игровые столы каждой из команд (на листах у каждой командной группы определённым цветом для удобства проверки написаны её название, номера и названия туров).
Каждая из групп выбирает себе капитана команды. Участники команд внимательно выслушав ведущего, обсуждают между собой варианты ответов, пишут ответы на листах формата А4 данного тура и после времени, отведённого на размышления, капитаны команд несут листки с ответами членам жюри для проверки. Критерии оценивания каждого тура изложены на листках с заданиями. У каждого члена жюри имеется по экземпляру распечатанной игры, листки с ответами, итоговая таблица результатов игры, итоговый критерий оценивания игры.
В игре 9 туров. Длительность игры 1,9 часа (111,5 минут). В конце занятия после работы над всеми турами кто-нибудь из членов жюри озвучивает общее количество баллов, набранное каждой командой игроков, место, которое заняла каждая из команд, и оценки за работу на занятии, которые получает каждый из обучающихся данной командной группы в зависимости от набранного ими общего количества баллов за игру.
В заключение игры проводится награждение команд игроков-победителей почётными грамотами.

Краткие сведения о заказнике `Западный Котлин`.
Остров Котлин расположен в восточной части Финского Залива Балтийского моря у входа в Невскую губу. Он вытянут в направлении северо-запад юго-восток. Остров Котлин невысокий: его абсолютная высота не более 4 м. Остров окаймлен каменистой отмелью с глубинами от 0,2 м до 4 м. Проектируемая особо охраняемая природная территория `Западный Котлин` расположена в Кронштадтском районе Санкт-Петербурга и занимает западную, суженную и наиболее низменную часть острова, с прилегающей акваторией, с абсолютными высотами естественного рельефа, не превышающими 2 м над уровнем моря. Территория характеризуется оригинальными ландшафтами и растительностью, существующими в условиях частого затопления и подвижности субстрата в прибрежных
-6-
зонах. Акватория залива с обширными зарослями тростника и камыша служит местом массовых стоянок многих видов перелётных водоплавающих птиц. Большое количество видов птиц и растений, обитающих на этой территории, являются редкими и внесены в
Красные книги природы города и области. Площадь особо охраняемой природной территории (далее ООПТ) составляет 102 га (смотрите приложение 1).
Небольшую площадь занимают кустарниковые, луговые и болотные сообщества. На ООПТ расположены семь водных объектов прудов без названия. Границы заказника `Западный Котлин` обозначаются специальными информационными знаками и отображены на карте в приложении (смотрите рисунки 1, 2, 3 в приложении 1).
В зоне Финского залива, в которой находится ООПТ, практически пресная вода, по гидрологическим и гидробиологическим показателям она сходная с мезотрофными озёрами. Глубины в пределах обследованной акватории обычно не превышают 2 м. Дно песчаное с отдельными каменистыми участками.
В пределах ООПТ не ведётся коммерческий промысел рыбы, а большая её часть расценивается как зона любительского рыболовства. Здесь обитают следующие виды рыб: плотва, густера, окунь, краснопёрка, ёрш, чехонь, лещ, судак, минога, трёхиглая колюшка, щука. Обследованная акватория имеет большое значение для нереста рыб ряда видов, в особенности карповых. Примерно половину акватории занимают заросли макрофитов, которые являются субстратом для откладывания их икры. В связи с этим, акватория нуждается в специальных мерах охраны.
Климат на острове переходный от морского к умеренно-континентальному. Здесь наиболее тёплые зимы и продолжительный вегетационный период на территории Санкт-Петербурга.
Государственный природный заказник регионального значения `Западный Котлин` образован постановлением правительства Санкт-Петербурга от 26 июня 2012 года №648 в целях сохранения в естественном состоянии существующих в черте города ценных природных комплексов, включающих разнообразные лесные массивы, приморские растительные сообщества и часть акватории Финского залива с местами стоянок водоплавающих и околоводных птиц во время их миграций и местами гнездования. Природные комплексы `Западного Котлина` играют важнейшую роль в поддержании экологического баланса городской территории и имеют важнейшее рекреационное значение.
Важнейшие объекты охраны:
1. Мелководья вблизи острова Котлин с тростниковыми и камышовыми зарослями и пространствами открытой воды являются ценными биотопами для водоплавающих и околоводных птиц. Они выполняют важную роль как место стоянки водоплавающих птиц на весеннем пролете. Наиболее многочисленными видами, использующими акваторию этого района для длительных остановок и кормёжек, являются: обыкновенная чайка, лысуха, хохлатая чернеть, красноголовый нырок и кряква. Регулярно использует эту территорию для весенних миграционных остановок ряд редких и немногочисленных в Ленинградской области видов: лебедь-кликун, серая утка, шилохвость, большой, средний и малый крохали, галстучник, клуша, полярная и малая крачки.
2. Формирующиеся береговые валы, на которых произрастают древесные ивняки из ивы пятитычинковой и осинники с травяным покровом из длиннокорневищных злаков; они являются уникальными природными комплексами побережий острова, нигде не встречающиеся на берегах восточной части Финского залива.
3. Черноольховые леса и топи характерный и широко распространённый в прошлом компонент растительного покрова побережий Финского залива хорошо сохранились в западной части острова Котлин и разнообразны по своему составу. Черноольховые леса служат биотопом для некоторых редких видов птиц (белоспинный дятел).
4. На песчаных берегах острова представлен комплекс приморской псаммофитной растительности. Ни на одной ООПТ Санкт-Петербурга, расположенной на побережье
-7-
Финского залива, псаммофитнотравяные сообщества и заросли шиповника морщинистого не занимают такой площади, как на побережье Западного Котлина. Эти сообщества отличаются от сходных сообществ на побережье Карельского перешейка более богатым флористическим составом. Высокая рекреационная ценность песчаных пляжей Западного Котлина требует, с одной стороны, принятия мер по их охране как ценного рекреационного ресурса, а с другой стороны регулирования потока отдыхающих для сохранения природных комплексов.
5. Водные, прибрежные, лесные природные комплексы включают в себя большое число редких и особо ценных (нуждающихся в охране и включенных в Красные книги) видов растений (10) и животных (17). Их сохранение имеет огромное значение с точки зрения поддержания должного уровня биоразнообразия.
6. На территории проектируемого заказника находятся объекты историко-культурного наследия, являющиеся памятниками федерального значения:
а) береговой форт Шанец (основан в 1706 г., впоследствии неоднократно перестраивался); б) маяк Толбухин (основан в 1719 г., впоследствии неоднократно перестраивался); в) Северная батарея №1 (18551856 гг., впоследствии перестраивалась); г) форт Обручев (19011914 гг.); д) береговой форт Риф (17981912 гг.).
Кроме того, в юго-восточной части проектируемой ООПТ находится комплекс так называемых `Южных оборонительных укреплений` конца XIXначала ХХ вв. (мортирные батареи, капониры и прочее), сооружения которого официально не признаны памятниками. Все эти сооружения обладают крайне высокой привлекательностью в качестве объектов познавательного и военно-патриотического туризма. Северная батарея №1, кроме того, может быть использована для наблюдения за птицами в период весенних и осенних миграций. Современное состояние исторических оборонительных сооружений неудовлетворительное.
На ООПТ расположен один земельный участок, предоставленный юридическому лицу, площадью 43663 м2, кадастровый номер 78:34:10229:1108, по адресу: г. Кронштадт, ул. Кронштадтское шоссе, участок 14 (южнее дома N60, литера А), вид права аренда, вид разрешённого использования для размещения объектов физической культуры и спорта.
Территория заказника Западный Котлин является литоральной зоной и вместе с прилегающей к острову акваторией Финского залива представляет собой уникальный для Санкт-Петербурга природно-антропогенный комплекс. Охраняемые объекты этой территории уникальны и разнообразны: это редкие растительные сообщества на суше, специфические природные комплексы мелководий, места стоянок перелётных птиц на акватории, исторические фортификационные и навигационные сооружения XVII XX веков. Поэтому здесь и организована правительством Санкт-Петербурга особо охраняемая природная территория в ранге регионального комплексного заказника.
Управление заказником Западный Котлин осуществляется государственным казённым учреждением Дирекция особо охраняемых природных территорий Санкт-Петербурга, подведомственным комитету по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности.










-8-
ПЛАН-КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

Тема занятия: `Растительный и животный мир заказника Западный Котлин`.

Тип занятия: занятие общеметодологической направленности (по дидактической цели занятие совершенствования знаний, по способу организации обобщающее занятие).

Вид занятия: занятие-интеллектуальная игра, занятие на основе групповой технологии.

Форма занятия: занятие-игра с элементами беседы и самостоятельной работы обучающихся.

Цели занятия:
1). Приобщить обучающихся к экологической культуре и расширить их знания об особо охраняемых природных территориях;
2). Пробудить у школьников интерес к предмету, расширить их кругозор, выявить смекалистых, пытливых, наблюдательных обучающихся, побудить их к чтению и изучению биологической литературы.

Задачи занятия:
1). Повысить творческий потенциал детей, раскрыть их как индивидуальностей и личностей;
2). Развить у ребят умение работать в команде, отвечать за свои действия;
3). Развить у школьников умения слышать и слушать;
4). Формировать и совершенствовать навыки самостоятельной и коллективной творческой работы;
5). Формировать у обучающихся ценностное отношение к природе и активную жизненную позицию в деле её охраны.

Прогнозируемые результаты:
1). Ребёнок проявляет любознательность и интерес к изучению биологии, экологии, памятников ООПТ;
2). У ребёнка обогащается личный опыт положительного гуманного взаимодействия с природой, расширяются ценностные контакты с природными памятниками, закрепляется познавательный интерес к окружающему миру;
3). Ребёнок самостоятельно размышляет о важности природы для жизни человека в настоящем и в будущем, бережно и заботливо относится к объектам окружающей природной среды;
4). Ребёнок самостоятельно объясняет явление природы и поступки людей, наблюдает, замечает и сравнивает природные объекты, находит необходимую информацию при слушании и исследовании и делает выводы на её основе;
5). Ребёнок понимает уникальность создания заказников в охране окружающей природной среды, осознаёт и понимает, как он может помочь сохранить памятники природы, какие проблемы может решить;
6). Ребёнок умеет работать в группе со сверстниками и взрослыми, уважает их и их мнения и высказывания, способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности;
7). Ребёнок развивает самостоятельность и ответственность за свои поступки, в том числе и при соблюдении общепринятых норм поведения на природе;
8). Ребёнок мотивирован к творческому труду, логически размышляет, адаптируется к окружающей обстановке, излагает и оценивает свои ответы и ответы товарищей, проявляет сообразительность и быстроту реакций в принятии решений;
-9-
9). Ребёнок извлекает информацию при чтении и изучении биологической литературы, а также материалов экологического обследования по государственным природным заказникам регионального значения;
10). Ребёнок обладает развитым воображением, различает условную и реальную ситуацию, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам.

Средства обучения: учебник авторов В.Б. Захарова, Н.И. Сонина Биология: Многообразие живых организмов. Учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений. М.: Дрофа, 2015; интерактивная доска, проекционная система для демонстрации слайдов (таблиц, рисунков, цитат, тестовых вопросов).

Оборудование: тетради, ручки, наглядный раздаточный материал, листы формата А4 для письменных ответов обучающихся.

Форма работы с обучающимися: фронтальная, групповая.

Методы обучения: словесный (беседа, описание, объяснение), проблемный (мотивация для формулирование темы, целей и задач занятия, выполнение некоторых заданий учебных туров), наглядный (эвристическая беседа с использованием иллюстраций в презентации), дедуктивный (на примере изложения и исследования темы к частному личностная значимость для каждого обучающегося), самоконтроль (выполнение заданий туров).

Методы контроля и самоконтроля: устный, письменный, наблюдение.

Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: самостоятельная работа, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый.

Образовательные технологии: диалог, беседа, игровые технологии, обучение в сотрудничестве, проблемное обучение, технология критического мышления, самостоятельная работа обучающихся.

Методические приёмы: рассказ учителя, беседа, диалог, мозговой штурм, интеллектуальная разминка, работа с иллюстративным материалом, групповая дискуссия, перепутанные логические цепочки, тестовый опрос, кроссворд, ассоциация, опрос-итог.

Каналы общения: `ученик-литературный источник`, `родитель-литературный источник`, `ученик-ученик`, `ученик-родитель`, `ученик-учитель`, `родитель-учитель`.

Ход занятия
I.Организационный момент: приветствие друг друга, проверка готовности учащихся к уроку, работа с журналом (`отсутствующие`). [Методический приём `диалог`] {0,5 мин}

II.Мотивация учебной деятельности: формулирование темы занятия, постановка целей и задач (вызов). [Приёмы: `мозговой штурм`, `беседа`, `диалог`] {4 мин}
Создание ситуации, в результате которой обучающиеся самостоятельно выдвинут цели занятия в виде вопросов или гипотез. Демонстрация слайдов на интерактивной доске.
Учитель просит обучающихся отгадать загадку:
″Скатерть зелена
На весь мир расстелена″.
Ответ обучающихся: растительный покров на Земле (растения).

Затем учитель просит обучающихся подобрать синоним к слову ″братья наши меньшие″.
-10-
Ответ обучающихся: животные.

Учитель просит обучающихся подобрать антоним к слову ″ссора″.
Ответ обучающихся: мир.

Далее учитель просит обучающихся дать названия (назвать слова-термины) и зачитывает им определения:
- Природная территория или акватория, частично исключённая из хозяйственного пользования, созданная с целью сохранения, воспроизводства и восстановления отдельных или нескольких компонентов природы и поддержания экологического баланса, называется
Ответ обучающихся: заказником.

- Умственная способность, включающая возможность делать заключения, планировать, решать проблемы, абстрактно мыслить, понимать сложные идеи, быстро обучаться и учиться на основании опыта, называется
Ответ обучающихся: интеллектом.

- Вид осмысленной непродуктивной деятельности, мотив которой лежит как в её результате, так и в самом процессе, называется
Ответ обучающихся: игрой.

Ведущий учитель задаёт вопросы обучающимся.
- А теперь, уважаемые ребята, как вы думаете, как называется тема нашего занятия?

- Обучающиеся излагают свои варианты ответов.

Далее учитель спрашивает: `Исходя из темы, что мы будем изучать на занятии`?

- Обучающиеся излагают свои варианты ответов.

III.Осмысление: выполнение интеллектуальной игры по учебным турам (по составленному сценарию, смотрите приложение 3). [Методические приёмы: `рассказ учителя`, `беседа`, `диалог`, `мозговой штурм`, `интеллектуальная разминка`, `работа с иллюстративным материалом`, `групповая дискуссия`, `перепутанные логические цепочки`, `тестовый опрос`, `кроссворд`, `ассоциация` при работе обучающихся в группах] {92,5 мин}

IV.Рефлексия. [Методический приём `опрос-итог`] {4 мин}
Пока члены жюри проверяют последний тур, считают общее число баллов, заработанное каждой командой игроков за игру, определяют призовые места и ставят оценки каждой из командных групп, ведущий учитель просит каждого обучающегося взять со стола рефлексивные карточки, заполнить и сдать ему их после занятия.

Обучающиеся внимательно слушают учителя и заполняют рефлексивные карточки (смотрите приложение 5).

V.Домашнее задание. [Методический приём `беседа`] {1 мин}
Учитель задаёт домашнее задание написать мини-сочинение по теме: `Каждый из нас в силах изменить`.

Обучающиеся внимательно слушают учителя и записывают домашнее задание.

VI.Подведение итогов. {1 мин}


-11-
Кто-нибудь из членов жюри озвучивает призовые места командных групп, называет общее число баллов, набранное каждой из командных групп, и оценки каждому из игроков данной командной группы.
Ведущий учитель благодарит обучающихся за работу на занятии, членов жюри за помощь при проведении занятия и прощается с классом.
Обучающиеся сдают учителю рефлексивные листы-карточки.

Оценка результатов.
Результаты работы детей на занятии-игре оцениваются учителем (смотрите описание оценивания в приложении 1 после итоговой таблицы результативности занятия-игры).

Опыт апробации разработки.
Представленная методическая разработка апробирована в реальном учебном процессе с 2 группами школьников 7 класса и их родителями 21 мая 2018 года (смотрите фотографии в приложении 4). На всём протяжении занятия команды обучающихся и их родителей ожидали заданий по различным турам игры, в которых им пришлось проявить не только свои знания, но и смекалку, творчество, умение работать вместе в команде.

Эффективность методической разработки.
Для того, чтобы обучающиеся продуктивно и деятельно работали на уроках биологии, были заинтересованы в изучении этого предмета, воспитывали в себе хотя бы некоторые черты интеллектуалов, развивали коммуникабельность, ориентировались в вопросах биологических и экологических понятий, процессов и тому подобного, необходимо проводить систематически на протяжении учебного года в учебном процессе интеллектуальные игры. В таких играх интеграция знании обучающихся осуществляется за счёт комплексного использования материала различных областей знаний (биологии, экологии, химии, истории, медицины, географии) и активного поиска новой информации.

Материалы, подтверждающие эффективность настоящей методической разработки, представлены в приложении 2 (это составленные методические разработки внеклассных мероприятий, которые были проведены с детьми в 2014 2015, 2015 2016, 2016 2017 учебных годах).





















-12-
Заключение

Основные выводы по теме разработки.
Через игру и в игре постепенно готовится сознание ребёнка к предстоящим изменениям условий жизни, отношений со сверстниками и взрослыми, формируются качества личности, необходимые будущему школьнику. В игре формируются такие качества, как самостоятельность, инициативность, организованность, развиваются творческие способности, умение работать коллективно. Игра вызывает у школьника живой интерес к предмету, позволяет развивать индивидуальные особенности каждого обучающегося, воспитывает познавательную активность и способствует повышению уровня успеваемости детей: они легко переносят усвоенный опыт в новые ситуации. Так же мы хотим отметить, что игра помогает сдружиться классу, учит оказывать взаимопомощь, поддержку: ребёнок может не бояться быть отвергнутым, так как, если работает команда, то место в ней, для достижения высокого результата, найдется всем.

Рекомендации автора по использованию методической разработки.
Интеллектуальная игра по биологии `Растительный и животный мир заказника Западный Котлин` представляет собой сборник комплектов проверочных заданий по биологии, составленных в виде разнообразных тестов и индивидуальных заданий (с возможностью работать с биологическими объектами как с объектами культуры). Методическая разработка носит практический характер и может быть использована педагогами для работы с детьми среднего и старшего звена для ознакомления обучающихся с основами экологической культуры, приобщению к историческому наследию и сохранению природоохранных объектов. Интеллектуальная игра может быть применима не только к условиям заказника `Западный Котлин`, но и к другим ООПТ с небольшими изменениями некоторых исторических фактов и экологических объектов. В данной игре все задания универсальны и не требуют специальной подготовки детей.
При формировании команд игроков для участия в игре нужно учитывать разновозрастной состав детей и различные уровни их подготовки (в каждой команде игроков должны быть участники разного возраста и уровня подготовки при условии смешанных групп по возрасту их участников).
Настоящая методическая разработка предназначена учителям биологии для организации внеклассной работы, при проведении предметных недель, может быть полезна организаторам детского досуга. Коллеги могут использовать в своей работе какую-то часть предложенного занятия, уже ориентируясь на свои цели и задачи и уровень подготовки детей.
















-13-
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1). Балабанова В.В. Предметные недели в школе: биология, экология, здоровый образ жизни. Волгоград: Учитель, 2015. 186 с.
2). Васильева Л.С. В союзе с природой. Экологические игры-занятия с детьми. М.: Илекса, Ставрополь: Сервисшкола, 2013. 320 с, илл.
3). Загашев И.О., Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Учим детей мыслить критически. Санкт-Петербург: `Альянс Дельта`, 2016. 138 с., илл.
4). Зак А.З. Развитие интеллектуальных способностей у детей. М.: Новая школа, 2015. 116 с.
5). Захаров В.Б., Сонин Н.И. Биология: 7 класс. Многообразие живых организмов. Учебник для общеобразовательных учреждений. 4-е издание, стереотипное. М.: Дрофа, 2016. 256 с., илл.
6). Касаткина Н.А. Биология: 6 7 классы: Нестандартные уроки и внеклассные мероприятия. Волгоград: Учитель, 2015. 228 с, илл.
7). Кельбас Р.В. Воспитание экологического сознания обучающихся посредством включения их в интеллектуальные игры. М.: Педагогика, 2014. 104 с., илл.
8). Материалы комплексного экологического обследования планируемой к организации особо охраняемой природной территории Санкт-Петербурга `Западный Котлин` // Санкт-Петербургский научный центр Российской Академии наук. Центр независимой экологической экспертизы. Санкт-Петербург, 2008. 150 с., илл.
9). Полат Е.С., Бухаркина М.Ю. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие для учителя. 2-е издание, стереотип. М.: Академия, 2013. 378 с., илл.
10). Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий. М.: НИИ школьных технологий, 2009. 870 с.
11). Сорокина Л.В. Тематические игры и праздники по биологии. М.: ТЦ Сфера, 2013. 96 с.
12). Шуркова Н.Е. Воспитание детей в школе: Новые подходы и новые технологии. М.: Новая школа, 2015. 210 с., илл.
13). Щербакова Ю.В. Занимательная биология на уроках и внеклассных мероприятиях: 6 9 классы. М.: Глобус, 2013. 386 с., илл.


ИНТЕРНЕТ-ИСТОЧНИКИ

1.oopt.spb.ru/protected_apeas/
2.kcsonmiloserdie.ru/docs/pravila_povedenija_na_prirode.pdf
3.biouroki.ru/workshop/crossgen.html
4.birdwatch.org.ua/Ukraine
5.lib.usfeu.ru/index.php/tsitaty-aforizmy-o-prirode
ПРИЛОЖЕНИЕ 1




Рис. 1. Особо охраняемые природные территории Санкт-Петербурга


















-14-




Рис. 2. Карта границ государственного природного заказника регионального значения `Западный Котлин`























-15-




Условные обозначения:

- граница государственного природного заказника регионального значения `Западный Котлин`

- земельный участок и его кадастровый номер


Рис. 3. Карта границ государственного природного заказника регионального значения `Западный Котлин`















-16-
ПРИЛОЖЕНИЕ 2



-17-


-18-


-19-


-20-


-21-
ПРИЛОЖЕНИЕ 3

ПЛАН МЕРОПРИЯТИЯ



Атрибуты игры: [Методический приём `беседа`] {2,25 мин}
Оформление кабинета (при условии, что игра проводится в классе):
1). На интерактивной доске:
а). Название мероприятия: интеллектуальная игра по биологии `Растительный и животный мир заказника Западный Котлин`;
б). Эпиграфы к мероприятию:

эпиграф 1: `Невежа не может быть свободен, ибо ему противостоит непонятный мир, нечто
стоящее выше и вне его, от которого он зависит Любознательность влечение к
познанию, происходит из стремления устранить это состояние несвободы`.
(Г.В. Регель)

эпиграф 2: `Любовь не только к одному человечеству, но и ко всему живому вот высшее
проявление этого благородного атрибута нравственного развития человека
гуманности`.
(А.Н. Бекетов)

эпиграф 3: `Надо любить всё: зверей, птиц, растения в этом красота и мудрость жизни`.
(А.И. Куприн)


эпиграф 4: `Берегите эту землю, эти воды,
Даже малую былиночку любя.
Берегите всех зверей и птиц природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя`.
(Евгений Евтушенко)


эпиграф 5: `Цветы, как море, на добро щедры,
И, щедро нежность людям отдавая,
Они цветут, сердца отогревая,
Как маленькие тёплые костры.
Давай пройдёмся медленно по лугу
И `здравствуй` скажем каждому цветку.
Я должен над цветами наклониться
Не для того, чтобы сорвать их или срезать,
А чтоб увидеть добрые их лица
И доброе лицо им показать`.
(Неизвестный автор)


Девизы игры: [Методический приём `беседа`] {1,25 мин}
девиз 1: `Человек добивается успеха, прикладывая усилия к преодолению препятствий и
применяя способности к служению потребностям других людей. Большинство
людей думают об успехе как о чём-то, чего надо добиться, а на самом деле успех
начинается с отдачи`.
(Генри Форд)
-22-
девиз 2: `Люди всегда винят обстоятельства за то, какие они есть. Я не верю в обстоятельства.
Люди, которые добиваются успеха в этом мире, это люди, которые могут подняться
и поискать нужные им обстоятельства и, если не могут найти, то создадут их сами`.
(Бернард Шоу)

девиз 3: `Если у вас есть желание добиться в жизни успеха, то сделайте настойчивость своим
лучшим другом, опыт мудрым советником, осторожность старшим братом, а
надежду ангелом-хранителем`.
(Джозеф Аддисон)

девиз 4: `Если человек уверенно движется по направлению к своей мечте и стремится жить
такой жизнью, какую он себе вообразил, то успех придёт к нему в самый обычный
час и совсем неожиданно`.
(Генри Дэвид Торо)

девиз 5: `Три слагаемых успеха на Н: напор, наглость и независимость`.
(Фредерик Бегбедер)

2). В классе симметрично стоят от 2 до 5 столов (в зависимости от количества команд игроков) с табличками, на которых написаны названия команд, невдалеке стол для членов жюри. У каждой команды на столе лежит звоночек. В течение определённого времени команды будут совещаться и звонком извещать о готовности к ответу;
3). Раздаточный материал: листы формата А4 с названиями туров для письменных ответов игроков;
4). Проекционная система для демонстрации слайдов: цитат, таблиц, рисунков;
5). Интерактивная доска;
6). Грамоты для игроков команд-победителей.

Ход занятия-игры [Методический приём `беседа`] {2 мин}
Ведущий учитель начинает игру со слов: `Добрый день, дорогие ребята и уважаемые учителя! Мы рады приветствовать всех тех, кто собрался сегодня на нашу интеллектуальную игру: зрителей, жюри, команды игроков. Игра посвящена природе родного края и проводится для выявления лучших знатоков природы своего края.
Цели нашей игры создать условия для развития и саморазвития личности, усилить эмоциональный аспект изучения биологии, повысить эрудицию и в увлекательной форме провести саму игру. Сегодня мы проведём игру и проверим ваши знания, умения и навыки, ребята, по учебным турам. Выступление команд будет оценивать жюри. При выступлении команд будет учитываться не только глубина знаний, но и остроумие, находчивость, оригинальность ответов, активность и сплочённость. Пусть этот праздник откроет для каждого что-то новое и интересное, пусть запомнятся улыбки и шутки, крепче станет дружба между вами`.
Затем ведущий учитель демонстрирует на интерактивной доске слайд:

`Как-то, собравшись с последними силами,
Создал Господь планету красивую.
Дал ей форму шара большого,
И посадил там деревья, цветы,
Травы невиданной красоты.
Много животных там стало водиться:
Змеи, слоны, черепахи и птицы.
Вот вам подарок, люди, владейте.
Землю вспашите, хлебом засейте.
Всем завещаю вам я отныне
Вы берегите эту святыню!`

-23-
`Не разоряйте птичьего гнезда!
Так счастлива в своём жилище птица!
Она в гнезде спокойна и тогда,
Когда над рощей буря злится.

Храните дерево от топора:
Оно высокое и вековое,
Даёт нам тень, когда стоит жара,
Оно чарует всё живое.
Не разоряйте птичьего гнезда!
Мне больше, чем другому, боль знакома
Того, чья песня глохнет в холода,
Того, кто на земле живёт без дома`.
(К. Кулиев)


Затем ведущий учитель переходит по плану мероприятия к самой игре, начиная её с I тура.




































-24-

I ТУР: `РАЗМИНКА`



`Природа так обо всём позаботилась, что повсюду
ты находишь то, чему ещё нужно учиться`
(Леонардо да Винчи)



I тур проводится ведущим учителем для команд игроков под диктовку.
[Методические приёмы: `интеллектуальная разминка`, `мозговой штурм`] {9 мин}

Задание: заслушав вопрос, подумайте и обсудите его в команде, а затем напишите ответ на листах для письменных ответов.

1). Этого пятнистого красавца хищника, похожего на большую кошку, раньше часто можно было встретить в лесах Сибири. В настоящее время из этих зверей осталось всего 15 35 особей. Что это за зверь?

2). Этому растению приписывали чудодейственную силу и называли одолень-травой. Своё название растение получило в честь мифологических нимф. Оно растёт в водоёмах со стоячей водой, а сорванный цветок быстро закрывается и вянет. Назовите это растение.

3). В России этого жучка издавна называли `солнышко`. Он красный и круглый, добродушный и безобидный и кроме тли ни для кого не опасный. На сгибах ножек у него появляется похожая на молочко жидкость. Назовите этого жучка.

4). Это животное живёт в горах, а его добыча косули, пятнистые олени, горные козлы и бараны. В названии этого животного есть прилагательное `красный`. Что это за зверь?

5). В начале цветения в мае у этого растения нет ни листьев, ни стебля, а только мохнатый венчик фиолетового цвета. Существует поверье, что это растение обладает усыпляющим действием. Назовите данное растение.

6). Этих птиц любят за их весёлый нрав: они прекрасные звукоподражатели и часто поют зябликом, дроздом, квакают лягушкой, лают собакой, приносят пользу человеку. Весной эти птицы ходят по полям и собирают зимовавших в земле личинок и насекомых, а летом поедают большое количество гусениц и жуков-листоедов. Назовите этих птиц.

7). В Древней Руси этого зверька называли `векша`. Он грациозен, красив и очень доверчив. Его детёныши рождаются голенькими, а повзрослев, щеголяют в пушистых нарядах. Назовите данного зверька.

8). Этот сильно пахнущий до 2 метров высоты кустарник является декоративным растением, а в массе обламывается на букеты. Цветёт он розовыми цветами до распускания листьев. Назовите это растение.

9). Это животное является самым крупным из наземных хищников редко выходящий на сушу морской зверь. Всю свою жизнь он проводит во льдах арктических морей, бродя в поисках тюленей и другой пищи. Назовите это животное.


-25-
10). В лесах Северной Америки можно встретить небольшого зверька с пышным хвостом. Почуяв опасность, он выпускает струю отвратительно пахнущей и очень стойкой жидкости, распространяющей свой запах до 6 метров. Ни животные, ни люди не способны вынести этот запах. Назовите этого зверька.

11). В тропическом лесу живёт маленькая птичка, питающаяся нектаром и способная летать задом наперёд. Назовите эту птичку.

12). Назовите рыбу, голос которой в разных ситуациях может быть похож на лай собаки, карканье вороны и даже на удар барабана.

13). Эти птицы кормят своих птенцов не насекомыми, а измельченными семенами, поэтому и выводят птенцов зимой, когда в шишках много семян. А уж извлекать вкусные орешки из шишек эти птицы настоящие мастера. Их клюв специально устроен для этого. Как называются эти птицы?

14). Этот крупный зверь живёт в лиственных и смешанных лесах и чем-то похож на буйвола, имеет на спине большой горб. Сейчас его можно встретить только в Кавказском заповеднике. Что это за зверь?

15). Это совершенно удивительные организмы. В среднем они живут около 2000 лет. Они растут там, где другие организмы не выживают: на камнях, скалах, в Арктике и высокогорье, в тундре, на песках и болотах, и даже на таких малопригодных для жизни предметах, как стекло и фарфор, железо и кирпич, смола и кожа, капрон и шелковая ткань. Они первыми осваивают вулканическую лаву, прокладывая дорогу растениям. Они легко переносят жару и холод, но не выдерживают загрязнениях атмосферы. Как называются эти растения?

16). В Европе это растение наравне с пищей, рисом и картофелем называют кормилицей человечества, так как всё, что собрано с поля (`вершки` и `корешки`), идёт в дело и ничего не пропадает: стеблями и листьями кормят скот, а золотые зёрна подают на стол. Если перечислить все блюда, которые можно приготовить из этой замечательной культуры, то получится целая кулинарная книга. Назовите это растение.

17). Это растение широко используется в кулинарии в качестве приправы: его добавляют в первые и во вторые блюда перед их подачей на стол. Именем этого растения назван персонаж русских народных кукольных представлений. О каком растении идёт речь?

18). Это животное, населяющее северное побережье Тихоокеанского бассейна (от Южной Калифорнии до Японии), весит до 40 кг, а длина его тела вместе с хвостом достигает до 1,5 метров. Питается оно морскими ежами, моллюсками, крабами, доставая их со дна, и поэтому держится вблизи берегов. Животное, достав с морского дна моллюска или морского ежа, ложится в воде на спину, и ловко орудуя передними лапами, разбивает их твёрдые оболочки камнями, извлекает моллюсков или ежей из панциря. О каком животном идёт речь?








КРИТЕРИЙ ОЦЕНИВАНИЯ I ТУРА: за каждый правильный ответ команде игроков ставится 1 балл.

-26-
II ТУР: `ТАКИЕ УДИВИТЕЛЬНЫЕ РАСТЕНИЯ`


`Природа не имеет органов речи, но создаёт языки и сердца,
при посредстве которых говорит и чувствует`
(Иоганн Вольфганг Гёте)


II тур даётся командам игроков устно и на обсуждение между собой.
[Методический приём `работа с иллюстративным материалом`] {30 мин}

Задание: на рисунках, расположенных ниже, изображены фотографии редких видов растений. Установите соответствие между фотографиями растений и названиями их видов: поставьте в III столбик таблицы, расположенной ниже, только цифру, над которой находится фотография данного растения.



Порядковый номер растенияНазвание вида растенияОтвет команды игроков
1Бедренец камнеломковый (дягельник)
2Бриория сивоватая
3Бузина
4Василёк
5Вейник незамечаемый
6Вербейник обыкновенный
7Волоснец песчаный
8Гонкения
9Гравилат жёлтый
10Гриммия подушковидная
11Дербенник иволистый (плакун-трава)
12Донник белый
13Дрема
14Дуб
15Ежа обыкновенная
16Земляника лесная
17Зюзник европейский
18Ива плакучая
19Ива пятитычинковая
20Ива филиколистная
21Иван-чай
22Икотник серый
23Камыш
24Касатик жёлтый (ирис)
25Кипрей болотный
26Клён


-27-

Порядковый номер растенияНазвание вида растенияОтвет команды игроков
27Кострец береговой
28Крапива
29Купырь бутенелистная
30Липа
31Луговик дернистый
32Малина дикорастущая
33Мелколистник едкий
34Морская горчица балтийская
35Мниум годовалый
36Мятлик луговой
37Овсяничник луговой
38Ольха чёрная
39Ортотрихум карликовый
40Осина
41Папоротник
42Паслён сладко-горький
43Пижма обыкновенная
44Полевица обыкновенная
45Полынь горькая
46Пырей
47Рябина
48Ряска болотная
49Сабельник болотный (аир болотный)
50Свербига восточная
51Ситник нитевидный
52Сныть обыкновенная
53Сфагнум
54Тиллея водная
55Тростник
56Улота курчавая
57Черёмуха
58Чина морская
59Шиповник морщинистый
60Ясень








-28-



1 2 3 4





5 6 7 8





9 10 11 12











-29-



13 14 15 16




17 18 19 20




21 22 23 24













-30-



25 26 27 28




29 30 31 32




33 34 35 36













-31-



37 38 39 40





41 42 43 44





45 46 47 48











-32-



49 50 51 52




53 54 55 56




57 58 59 60









КРИТЕРИЙ ОЦЕНИВАНИЯ II ТУРА: за каждый правильный ответ команде игроков ставится 1 балл.


-33-
III ТУР: `ФОТОЗАГАДКИ`


`Всё лучшее в природе принадлежит всем вместе`
(Гай Петроний Арбитр)


III тур даётся командам игроков письменно на самостоятельную работу и обсуждение.
[Методические приёмы `работа с иллюстративным материалом`, `групповая дискуссия`] {6 мин}

Задание: по стихотворению и рисунку разгадай загадку.


1
Неспроста хвостом виляю
В толще сумрачной воды:
Я хвостом определяю
Вкус попавшейся еды.


2

Я живу в подводной тине,
Страшен с виду я небось:
Пасть да хвост, а между ними
Только игл колючих горсть.


3

От плотвы, ершей, уклеек
Я пропалывать умею
Свой подводный огород.


4

Под водою проплыла
Рыба с пастью, как игла.
Всех пугала эта злюка.
Кто она, скажите?...



5



С серебристой чешуёй,
Не плотва. Какой большой!
А копчёный это вещь!
Догадались? Это

-34-


6

И с голавлем и с язем однородна.
Бывает лески рвёт как нитки.
А до чего ж окраской благородна,
Не рыба, а серебряные слитки!


7

Щука б сразу задохнулась
Без воды на берегу.
Я же и в пустой кастрюле
День и два пожить могу.


8

Я в пятнах вся такая,
Но рыба не речная.
Я хищница морская,
Скажите, кто я такая?

9

Он в самом омуте живёт,
Хозяин глубины.
Имеет он огромный рот,
А глазки чуть видны.


10

В Скандинавии дожди
И таки бывали:
Рыбки падали с небес,
И как же рыбок звали?


11


Нагулявшись в океане,
Насмотревшись на других
Обитателей морских,
Возвращается домой
Нереститься, в край родной.




-35-


12

На рыбалку мы ходили,
Рыбу дружно все удили.
Свой рассказ ты как не крась,
Но ловился лишь

13
Была объёмной, плоской стала,
Фигуру время поменяло.
И маскируется отлично
Под стать морскому дну обычно.


14

По морям всю жизнь скитаюсь,
Но бывает, что тайком
По земле передвигаюсь
По-змеиному, ползком.
15Потеплеет, чуть не плачу:
По весне, с уходом льдин.
От воды прогретой прячусь
Только я из рыб один.
16Все любят эту рыбку ловить
И ловят даже в сборной.
И неприятно говорить:
Считают рыбу сорной.








Критерий оценивания III тура: за каждую правильно разгаданную загадку команде игроков ставится 1 балл.

-36-
IV ТУР: `ОХРАНА ПРИРОДЫ`

`Не будем слишком обольщаться нашими победами над природой.
За каждую такую победу она нам мстит`.
(Фридрих Энгельс)


IV тур проводится учителем для команд игроков устно.
[Методический приём `тестовый опрос`] {8 мин}

Задание: заслушав вопрос, подумайте и обсудите его в команде, а затем напишите ответ на листе для письменных ответов.

1). Заказник это:
а). территория, на которой охраняются ландшафты и уникальные объекты природы; посещение разрешено всем в целях отдыха;
б). территория, на которой охраняется вся природа: почвы, водоёмы, животные, растения; посещение разрешено только по специальному разрешению;
в). территория, на которой охраняются отдельные виды животных и растений; посещение разрешено для всех людей?

2). Мурманский тундровый заказник расположен:
а). в Красноярском крае; б). в Приморском крае; в). на Кольском полуострове?

3). `Нижняя Кама` это:
а). заповедник, расположенный в Бурятии;
б). заказник, расположенный в Московской области;
в). национальный парк, расположенный в республике Татарстан?

4). Укажите, какой единственный в Российской Федерации заповедник расположен на одной из крупнейших рек мира, в котором на протяжении 60 км охраняется живая природа по обоим берегам этой реки:
а). Центральносибирский; б). Кроноцкий; в). Уссурийский?

5). Это единственный в нашем крае заказник федерального значения. Он находится в Туруханском районе и подчинён Центрально-Сибирскому заповеднику. На территории этого заказника выделена зона традиционного природопользования для народа кето. Этим заказником является:
а). Сочинский; б). Остров `Врангеля`; в). Елогуйский?

6). По территории этого заповедника проходят миграции самой крупной в мире популяции диких северных оленей до 700 тысяч голов. Этот заповедник:
а). Астраханский; б). Таймырский; в). Командорский?

7). `Западный Котлин` это:
а). заказник, расположенный в Воронежской области;
б). заказник, расположенный на территории Санкт-Петербурга;
в). заказник, расположенный в Московской области?

8). Укажите животных, которые охраняются в заказнике `Западный Котлин`:
а). белый аист; б). чёрный аист; в). белоспинный дятел;
г). малая крачка; д). малоазиатский тритон?



-37-
9). Укажите растения, которые охраняются в заказнике `Западный Котлин`:
а). улота курчавая; б). чёрная ольха; в). ортотрихум карликовый;
г). волоснец песчаный; д). бриория сивоватая?

10). Что способствует загрязнению водоёмов:
а). дым с фабрик и заводов; б). водный транспорт;
в). вырубка лесов; г). охота на животных?

11). Укажите, что способствует истреблению животных:
а). строительство очистных сооружений; б). переоборудование заводов и фабрик;
в). охота и браконьерство; г). посадка деревьев?

12). Укажите, что способствует уничтожению лесов:
а). сплошная вырубка деревьев; б). усиливающийся пресс туризма;
в). лесные пожары и выжигание растительности;
г). рост количества целлюлозно-бумажных предприятий?

13). Укажите действия людей по охране природы:
а). строительство дорог; б). возделывание полей;
в). охрана редких животных в заповедниках, заказниках и национальных парках;
г). занесение в Красные книги исчезающих животных?

14). Верны ли следующие суждения об угрозах природе:
А. Загрязнение воздуха происходит из-за попадания дыма с фабрик и заводов.
Б. Истребление животных происходит потому, что человек охотится на них ради вкусного мяса, красивого меха или кожи.
а). верны оба суждения; б). оба суждения неверны;
в). верно только А; г). верно только Б?

15). Верны ли следующие суждения о заказниках:
А. На территории заказника нельзя оборудовать стоянки отдыха, ставить палатки, разжигать костры.
Б. На территории заказника нельзя ездить на машинах и мотоциклах.
а). верно только А; б). верно только Б;
в). верны оба суждения; г). оба суждения неверны?

16). Верны ли следующие суждения о заповедниках:
А. На территории заповедника запрещена хозяйственная деятельность человека.
Б. На территории заповедника разрешена охота на некоторые виды животных.
а). оба суждения неверны; б). верно только А;
в). верно только Б; г). верны оба суждения?

17). Верны ли следующие суждения о национальных парках:
А. На территории национального парка можно проводить экскурсии, строить гостиницы, дороги.
Б. На территории национального парка можно отдыхать и любоваться природой.
а). верно только Б; б). верны оба суждения;
в). оба суждения неверны; г). верно только А?

Критерий оценивания IV тура: команде игроков ставится 1 балл за каждый из вопросов только в том случае, если они правильно выбрали все вариант(ы) ответа.


-38-
V ТУР: `РАЗГАДАЙ КРОССВОРД`

`Кажется, что по мере того как человечество подчиняет себе природу,
человек становится рабом других людей, либо же рабом своей собственной подлости`.
(Карл Маркс)

V тур даётся командам игроков письменно на самостоятельную работу и обсуждение.
[Методические приёмы: `кроссворд`, `групповая дискуссия`] {6 мин}

Задание: у команд игроков на столах лежат одинаковые кроссворды. Необходимо внимательно прочитав каждый вопрос, предложить все возможные варианты ответов и, обсудив их, выбрать правильный и записать его в клетки кроссвордной сетки по горизонтали. Из букв в выделенных клетках необходимо составить ключевое слово.

4
37
2
16

85









1 2 3 4



5 6 7 8


КРИТЕРИЙ ОЦЕНИВАНИЯ V ТУРА: за каждый правильный ответ команде игроков ставится 1 балл, за правильно составленное ключевое слово также 1 балл.
-39-
VI ТУР: `МИР ЖИВОТНЫХ`


`Природа не признаёт шуток: она всегда правдива, всегда серьёзна,
всегда права; ошибки же и заблуждения исходят от людей`
(Иоганн Вольфганг Гёте)


VI тур даётся командам игроков устно и на обсуждение между собой.
[Методический приём `работа с иллюстративным материалом`] {25 мин}

Задание: на рисунках, расположенных ниже, изображены фотографии редких видов растений. Установите соответствие между фотографиями растений и названиями их видов: поставьте в III столбик таблицы, расположенной ниже, только цифру, над которой находится фотография данного растения.

Порядковый номер животногоНазвание вида животногоОтвет команды игроков
1Баклан
2Бекас
3Белая трясогузка
4Белобровик
5Белоспинный дятел
6Белощёкая казарка
7Болотная гаичка
8Болотный лунь
9Большая синица
10Большой кроншнеп
11Большой крохаль
12Большой подорлик
13Большой улит
14Выпь малая
15Выпь обыкновенная
16Галстучник
17Гоголь обыкновенный
18Гуменник
19Деревенская ласточка
20Длинноносый крохаль
21Дроздовидная камышевка
22Дятел чёрный
23Жёлтая трясогузка
24Живородящая ящерица
25Жулан обыкновенный
26Зелёная пересмешка
27Зелёный дятел
28Зяблик

-40-

Порядковый номер животногоНазвание вида животногоОтвет команды игроков
29Каменка обыкновенная
30Камышевка-барсучок
31Камышовая овсянка
32Клуша
33Кольчатая нерпа
34Красноголовый нырок
35Кряква
36Кулик
37Кулик-воробей
38Лазоревка
39Лебедь-кликун
40Лебедь-шипун
41Луток
42Лысуха
43Лягушка озёрная
44Лягушка травяная
45Малая крачка
46Малая чайка
47Малый пёстрый дятел
48Морская чайка
49Морская чернеть
50Мухоловка-пеструшка
51Ночница Брандта
52Обыкновенная горихвостка
53Обыкновенная чечевица
54Озёрная лягушка
55Озёрная чайка
56Орлан-белохвост
57Остромордая лягушка
58Пеночка-весничка
59Пеночка-теньковка
60Перевозчик
61Погоныш
62Полевой лунь
63Полярная крачка
64Поморник большой
65Поморник длиннохвостый
66Поморник короткохвостый
67Поморник средний
68Поползень

-41-

Порядковый номер животногоНазвание вида животногоОтвет команды игроков
69Пуночка
70Речная крачка
71Речной сверчок
72Рябинник
73Садовая славка
74Свиязь
75Седой дятел
76Серая ворона
77Серая утка
78Серая цапля
79Серебристая чайка
80Серый гусь
81Сизая чайка
82Скворец обыкновенный
83Скопа
84Сорока
85Средний крохаль
86Травник
87Тритон обыкновенный
88Тростниковая камышевка
89Тундровый лебедь
90Турпан
91Турухтан
92Фифи
93Хохлатая чернеть
94Чеглок
95Черноголовая славка
96Чернозобая гагара
97Чернозобик
98Чёрная крачка
99Чёрный дрозд
100Чёрный коршун
101Чибис
102Чирок-трескунок
103Чистик обыкновенный
104Чомга
105Шилохвость
106Широконоска
107Щёголь
108Ястреб-перепелятник

-42-



1 2 3 4





5 6 7 8





9 10 11 12











-43-



13 14 15 16




17 18 19 20




21 22 23 24













-44-



25 26 27 28




29 30 31 32




33 34 35 36













-45-



37 38 39 40





41 42 43 44





45 46 47 48











-46-



49 50 51 52




53 54 55 56




57 58 59 60













-47-



61 62 63 64





65 66 67 68





69 70 71 72











-48-



73 74 75 76




77 78 79
Добавил:
Андрей Сергеевич Самохвалов
Андрей Сергеевич Самохвалов


ЭТОТ МАТЕРИАЛ В ИНТЕРНЕТЕ

Просмотр ссылок доступен только зарегистрированным пользователям


ОБСУЖДЕНИЕ


Марина Вадимовна Козлова2021-01-06 00:09:58 - Марина Вадимовна Козлова
Здравствуйте, Андрей Сергеевич!
Андрей Сергеевич, я являюсь руководителем МО учителей естественнонаучного цикла 138 школы города Москвы. Меня зовут Марина Вадимовна Козлова. Андрей Сергеевич, я сама и мои коллеги хотим выразить Вам огромную признательность и благодарность за такую поистине кропотливую и качественную методическую работу по составлению серии командных интеллектуальных игр по биологии, экологии, химии, которые Вы придумываете буквально из ничего вот уже на протяжении с осени 2012 года и по настоящее время и, проведя их в своей школе, выкладываете разработки игр на личной странице образовательного портала социально-методической сети работников образования Невского района 2Berega.spb.ru.
Андрей Сергеевич, я и мои коллеги-естественники на предметных неделях и на днях открытых дверей в нашей школе использовали и используем ваши игры и отдельные элементы игр. Особенно нам понравились ваши методические разработки `Растительный и животный мир заказника Западный Котлин` и `Мир амфибий и рептилий`. У Вас подобраны интересные загадки, цитаты учёных, вопросы, стихи, много также иллюстративного материала. Дети с удовольствием играют в смешанных возрастных командных группах с родителями. Успеваемость детей по биологии и по химии у меня и у коллег повышается на уроках при использовании каких-либо элементов Ваших игр.
Спасибо Вам, Андрей Сергеевич, большое! Побольше бы таких педагогов как Вы. Ждём от Вас новых методических разработок.
С уважением к Вам, Козлова Марина Вадимовна и учителя методического объединения естественнонаучного цикла 138 школы.
Вячеслав Николаевич Таштеков2021-01-06 22:41:52 - Вячеслав Николаевич Таштеков
Здравствуйте, Андрей Сергеевич!
Андрей Сергеевич, я также, как и Вы, работаю учителем биологии и химии, но в 102 школе Дзержинского района города Волгограда. Меня зовут Таштеков Вячеслав Николаевич.
Андрей Сергеевич, у Вас методически грамотно продуман и подобран материал различных туров командных интеллектуальных игр по биологии, экологии, химии, краеведению, истории. Сценарии Ваших игр начинаются с цитат, афоризмов, стихотворений. Заканчиваются игры рейтинговой таблицей, стихотворениями, рефлексией обучающихся. Андрей Сергеевич, в вашей серии интеллектуальных игр мне больше всего понравились разработки `Растительный и животный мир заказника Западный Котлин`, `Животный мир`, `Мир амфибий и рептилий`. Андрей Сергеевич, я тоже составляю сценарии интеллектуальных игр по биологии, химии с элементами экологии, но они у меня по объёму рассчитаны на 45 минут, а у вас - на 1-2 часа. Вы - молодец! Я представляю, какой усидчивостью нужно обладать, чтобы составить такие большие по продолжительности сценарии игр! Андрей Сергеевич, я при составлении своих сценариев командных интеллектуальных игр заимствую из ваших разработок некоторые методические приёмы, стихотворения, учебные туры, рейтинговую таблицу, лист рефлексии.
Андрей Сергеевич, ваш методический материал оказался для меня полезным. Я жду очередного сценария составленной Вами командной интеллектуальной игры, который Вы апробируете у себя с детьми на рабочем месте и опубликуете его на личной странице образовательного портала социально-методической сети работников образования Невского района 2Berega.spb.ru.
С уважением к Вам, учитель биологии и химии 102 школы Дзержинского района города Волгограда Таштеков Вячеслав Николаевич.
Ольга Игоревна Гордеева2021-01-07 20:10:38 - Ольга Игоревна Гордеева
Здравствуйте, Андрей Сергеевич!
Андрей Сергеевич, это Гордеева Оля, ваша бывшая ученица. Андрей Сергеевич, я хочу поблагодарить Вас за такой кропотливый и нелёгкий труд по составлению сценариев командных интеллектуальных игр по биологии, экологии, химии, краеведению.
Андрей Сергеевич, Вы всегда приглашали меня с моими одноклассниками, пока мы учились в 6, 7, 8, 9, 10 классах, к себе на интеллектуальные игры по субботам - на дни открытых дверей школы (в октябре и в ноябре). Я хорошо помню, как я и мои одноклассники с удовольствием приходили к Вам вместе с нашими родителями играть в командные интеллектуальные игры, как наши команды соревновались между собой за то, чтобы выдать больше правильных ответов и получить больше баллов за каждый из туров игр. Особенно мне понравились сценарии игр по биологии `Растительный и животный мир заказника Западный Котлин`, `Растительный и животный мир заказника Сестрорецкое болото`. Я помню, что мы заранее готовились к этим играм: читали литературу и материал с интернет-ресурсов, которые Вы нам рекомендовали, просматривали и изучали высланные Вами каждому из нас по электронной почте полезную информацию по растениям, грибам, рыбам, животным, птицам, заповедникам, заказникам, национальным паркам.
Андрей Сергеевич, я Вам очень признательна за обширные школьные знания, которые Вы так грамотно преподносили на уроках за эти четыре с лишним года. Хоть я и не знаю биологию и химию на `отлично`, но всегда старалась понять, учить, выполнять работы, заданные Вами. За это время я написала довольно-таки мало олимпиад, но под Вашим руководством заняла призовое место в районном туре олимпиады по экологии, за что Вам отдельно благодарна. Без Вашей методической помощи и консультаций призового места я бы точно не заняла.
Андрей Сергеевич, я очень ценила Ваш труд! Ваши старания сделать нас умнее в области химии и биологии не прошли просто так.
Андрей Сергеевич, из-за чего бы Вы не покинули стены 353 школы, я буду вспоминать Ваши уроки и внеурочные мероприятия.
Спасибо Вам, Андрей Сергеевич, за Ваш профессионализм!
С уважением к Вам, Гордеева Ольга, ученица 11А класса 353 школы.
Татьяна Львовна Сурина2021-01-22 21:15:06 - Татьяна Львовна Сурина
Андрей Сергеевич, здравствуйте!
Андрей Сергеевич, я, Сурина Татьяна Львовна, являюсь учителем биологии и химии и руководителем методического объединения учителей естествознания в 48 школе Московского района города Твери.
Андрей Сергеевич, я и мои коллеги, учителя естествознания, хотим выразить Вам свою благодарность за методически грамотно составленные сценарии командных интеллектуальных игр (`Растительный и животный мир заказника Западный Котлин`, `Мир амфибий и рептилий`, `Животный мир`, `Юный химик` и другие). Андрей Сергеевич, я и мои коллеги также благодарим Вас и за Ваши методические разработки сценариев уроков по биологии с элементами интеллектуальных игр (`Абиотические факторы среды`, `Проблемы устойчивого развития общества и биосферы` и другие).
Андрей Сергеевич, особенно нам понравилась Ваша методическая разработка `Растительный и животный мир заказника Западный Котлин` (Вы в турах подобрали вопросы про редких и исчезающих видов растений и животных с их фотографиями, а также использовали красивые стихотворения в начале и в конце игры про исчезающие виды растительного и животного мира как такового).
Андрей Сергеевич, я и мои коллеги, - мы использовали сценарии Ваших методических разработок на своих внеурочных мероприятиях у себя в школе. Детям нравилось играть в командах, отвечать на вопросы туров, соревноваться между собой за получение баллов.
Андрей Сергеевич, мне самой очень нравится по Вашему образцу интеллектуальных игр (Вашей методической системе) составлять собственные туры своих командных интеллектуальных игр для использования их на предметных неделях, днях открытых дверей нашей школы.
Андрей Сергеевич, мои коллеги, учителя естествознания, применяют отдельные элементы из Ваших методических разработок (методические приёмы, некоторые туры, цитаты, афоризмы, стихотворения) у себя на уроках, и опираясь на них как на образец (по Вашему подобию), разрабатывают свои элементы сценариев уроков, командных игр, для работы с детьми.
Андрей Сергеевич, я с коллегами ещё раз благодарим Вас за все Ваши методические разработки. Мы ждём в будущем от Вас ещё каких-либо разработок сценариев интеллектуальных игр, которые Вы (мы надеемся) разместите на портале 2Берега.
С уважением к Вам, руководитель МО учителей естествознания, учитель биологии и химии 48 школы Московского района города Твери Сурина Татьяна Львовна.

Прокомментируйте!

Выскажите Ваше мнение:

Зарегистрироваться




Вакансии для учителей









  Copyright © ПроШколу.ру 2007-2024. Все права защищены.   О проекте | Реклама | Статистика | Контакты | Translate
Использование материалов данного ресурса допустимо только с письменного разрешения администрации сайта.

Поиск по порталу













Новые комментарии



Спасибо большое
Хризантемы - Лили Иванова 6730746-a3298085 Золотистые хризантемы - Януш Поплавский 5487423-a3298085
То, что магнолия видела динозавров, не может не удивлять. Значит этому растению миллионы лет, если учесть, что динозавры существовали 170 миллионов лет назад. Но, наверно, магнолия тогда была другой: не могла же она не эволюционировать за столько лет. У вас, Татьяна Павловна, как и должно быть: апрель же только.
У нас гиацинты и нарциссы отцветают, уже цветут лилиецветные тюльпаны. Цветёт виола, незабудка, маргаритка,императорский рябчик и примула. Отцветает жимолость.
Любите тех, с кем хочется проснуться, Молчать, обнявшись, в комнате пустой! Любите, когда хочется коснуться, До сердца - сердцем, до руки - рукой! Любите тех, кто вас в минуту грусти, Обнимет, пожалеет! Не предаст! И если все на свете отвернутся, - Всегда вам руку помощи подаст!!! Любите тех, кто любит и не ранит, Не обижает глупо, невпопад! Любите тех, кто, все изъяны зная, Быть рядом с вами несказанно рад! Любите тех, кому нет страха верить, С кем хорошо и просто, без затей! Любовь и страсть, увы, нельзя измерить! Любите тех, с кем хочется детей! Любите тех, которые как воздух, Как солнце, иль, как в засуху вода! За поцелуи! Ласки! Несвободу! Любите тех, кто с вами навсегда! Любите тех, с кем хочется проснуться.. Эдуард Асадов Говорят, не живи своим прошлым Говорят, не живи своим прошлым, Не гневи понапрасну судьбу. Кто ушёл, их вернуть невозможно, Жизни вновь не зажечь нам звезду. Всё ушло в пустоту, безвозвратно, Оставляя свой в памяти след. Оттого-то так больно, отвратно, Что к былому возврата уж нет. Ночью сны безутешно тревожат, Окуная назад в те года, В омут лет, что всего нам дороже, Их уже не вернуть никогда. В них рассветы страстей и туманы, С пеленою волнующей кровь. Романтичной любви океаны Возвращают нас к радости вновь. Миром правят любовь и искусство, Миром правит души красота. Жизни свет это яркие чувства, Что рождает к любимым тропа. Путь наш сложен и в чём-то трагичен, То ты счастлив бываешь порой, Но сбиваясь, ты в нём безразличен, Ко всему утеряв свой покой. Пусть не ладилось в жизни всё гладко, Не сбылись пусть надежды, мечты. Но нельзя путь пройти без остатка Ощущения вечной любви. Одиноко бывает отчасти, Оттого, что замкнёшься в кругу, И не можешь найти своё счастье, Словно в Богом забытом углу. Оттого на душе неуютно, Оттого и идти тяжело, Что мы верим всегда безрассудно В то, что с прошлым от нас всё ушло. Как забыть можно то, где ты счастлив Был когда-то своею душой https://www.litres.ru/book/aleksandr-foks/tut-ne-odno-vospominane-tut-zhizn-zagovorila-vnov-stihi-48711883/chitat-onlayn/page-2/
У вас все цветет и растет. А у нас выпал снова снег)





















 



http://www.roscomsport.com/

https://proshkolu.ru/user/robot/blog/568472/

https://roscomsport.com/

https://roscomsport.com/