Точная линия (Ирина Александровна Матюхина) в библиотеке ПроШколу.ру
https://proshkolu.info/


Логин

Регистрация
Пароль
Забыли пароль?

  О портале   Реклама   ТОП-100 школ   ТОП-100 участников   Рейтинги `Источника знаний`  

http://totaltest.ru/?promo=proshkolu&utm_source=site&utm_medium=proshkolu&utm_campaign=250x50 (edited)

https://ginger-cat.ru?from=proshkolu

https://diso.ru/?promo=proshkolu&utm_source=site&utm_medium=proshkolu&utm_campaign=250x50

https://mogu-pisat.ru/kurs/uchitel/?SECTION_ID=&ELEMENT_ID=1759325



ГЛАВНАЯ

ВСЕ ШКОЛЫ

НА КАРТЕ

КЛУБЫ

КОНКУРСЫ

БИБЛИОТЕКА

ИСТОЧНИК ЗНАНИЙ

ПОМОЩЬ





Библиотека - Программы

Точная линия


ОПИСАНИЕ

Название: Точная линия
Тип: Программа
Автор: Ирина Александровна Матюхина
Предмет: Черчение
Класс: 8 класс
Описание: Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 29
города Ставрополя
с углубленным изучением отдельных предметов


Утверждена
на заседании МО учителей
математики и информатики
МБОУ СОШ № 29
г. Ставрополя
от ______________2011г

Номинация 6. Программы факультативов
(для детей 5-9-х классов)

ТОЧНАЯ ЛИНИЯ
ПРОГРАММА ФАКУЛЬТАТИВА (спецкурса)
для учащихся 8 класса
34 ч в год





Автор - составитель
Матюхина Ирина
Александровна
учитель математики







город Ставрополь
2011г
Пояснительная записка
Отсутствие на протяжении последних лет в школьном базисном плане предмета Черчение несомненно, оказало свое влияние на возникшие трудности при изучении в 10-11 классах раздела геометрии Стереометрия. На уроках геометрии 7-9 класса школьники получают простейшие навыки построения геометрических фигур, решения задач на построение с помощью циркуля и линейки, но этого совершенно недостаточно при изучении геометрии в 10-11 классах. От верно выполненного чертежа к задаче, обоснованного выбора нужных элементов, правильного представления о расположении прямых и плоскостей в пространстве (ребра, грани многогранников) зависит правильность решения задач.
Факультативный курс Точная линия направлен на формирование графической культуры учащихся, развитие мышления, а также творческого потенциала личности. Понятие графическая культура широко и многогранно. В широком значении графическая культура понимается как совокупность достижений человечества в области освоения графических способов передачи информации. Применительно к обучению школьников, формирование графической культуры учащихся есть процесс овладения графическим языком, используемым в технике, науке, производстве, дизайне и других областях деятельности. Формирование графической культуры школьников неотделимо от развития образного (пространственного), логического, абстрактного мышления средствами предмета, что реализуется при решении графических задач. Творческий потенциал личности развивается посредством включения школьников в различные виды творческой деятельности, связанные с применением графических знаний и умений в процессе решения проблемных ситуаций и творческих задач. Процесс усвоения знаний включает в себя четыре этапа: понимание, запоминание, применение знаний по правилу и решение творческих задач.
Знакомство с данным курсом целесообразно в 8/9 классе, так как у учащихся достаточно опыта для восприятия изучаемого материала (полученного на уроках геометрии, технологии) и он является пропедевтическим курсом для изучения стереометрии. Кроме того материал имеет практическую направленность и связь с другими школьными предметами, что расширяет кругозор учащихся и позволяет формировать представление о единой картине мира.
Цель и задачи
Основная цель курса формирование и развитие у школьников пространственного мышления, навыков выполнения графических работ (чертежей, схем, планов), развитие творческого потенциала учащихся.
Для достижения поставленной цели необходимо будет:
научить школьников читать и выполнять несложные чертежи, эскизы, аксонометрические проекции, технические рисунки деталей;
развивать статические и динамические пространственные представления, образное мышление, умение анализировать формы предметов, мысленное воссоздание пространственных образов предметов по проекционным изображениям, словесному описанию и т.д.;
формировать умение применять выработанные навыки выполнения графических работ, полученные знания в новых нестандартных ситуация.
Обучение начинается с введения, цель которого помочь учащимся правильно осмыслить имеющиеся у них представления о способах изображений окружающих их предметов и подготовить к усвоению системы знаний, излагаемых в факультативном курсе. Особенность программы заключается в том, что школьники учатся выполнять графические работы в ручную, программа позволяет максимально организовать индивидуальную работу учащихся (применение карточек, индивидуальных проектов), учитывать интересы каждого ребенка. Выполнение чертежей предметов с преобразованием формы и пространственного положения предметов или их частей и решение занимательных задач с введением элементов конструирования способствует развитию подвижности образного мышления учащихся и их творческих способностей. Содержание упражнений и практических работ должно быть напрвлено на усвоение учащимися приемов чтения и выполнения чертежей, эскизов, технических рисунков, на развитие умение моделировать по их условным обозначениям, на выполнение несложных конструктивных преобразований, что необходимо для успешного осуществления межпредметных связей с математикой, физикой и технологией, а так же для предпрофильной подготовки школьников.
Геометрические построения необходимо изучать в течение всего курса в соответствии с изучаемой темой. Например, если по теме Проецирование на одну, две и три плоскости проекций выбрана форма деталей (моделей деталей), отображение которой требует знания какого-либо геометрического построения, то этот материал изучается при объяснении последовательности построения изображений на чертеже.
Сроки реализации программы
Возраст детей, участвующих в реализации дополнительной образовательной программы 14 15 лет. Варианты реализации программы:
Второе полугодие 8 класса, первое полугодие 9 класса;
В течение всего года в 8 классе или
В течение всего года в 9 классе.
Наиболее целесообразным является первый вариант - реализация программы в два этапа. Первый этап второе полугодие 8 класса 17 часов, второй первое полугодие 9 класса 17 часов.
Эффективность курса
К концу изучения курса учащиеся должны:
знать методы изображений;
выполнять несложные чертежи, эскизы;
читать чертежи, анализировать геометрическую форму детали, предмета и воссоздавать их образ по чертежу;
проводить проектную работу;
повысить эстетический уровень, культуру выполнения чертежей.
Формы и режим занятий
теоретические и практические занятия;
исследовательская работа;
тесты, дидактические игры, графические работы;
тематические проекты.
Ожидаемые результаты и способы их достижения
По окончании курса у учащихся должны быть сформированы
основы метода прямоугольных проекций и построения аксонометрических изображений;
развиться пространственные представления, сформированы понятия о важнейших правилах, условных изображениях и обозначениях применяемых в техническом черчении;
привита культура труда;
аккуратность и точность в работе.
Формы подведения итогов реализации программы
текущий контроль,
выставка,
защита проекта,
изготовление моделей и т.п.
Учебно-тематический план

№ п/п
Тема
Всего часов
Примечание
IВведение в курс Точная линия

Роль черчения в жизни человека. Чертежные инструменты, материалы и принадлежности.
Шрифт для надписей чертежа. Нанесение размеров на чертежи.3

Графическая работа № 1


IIСпособы проецирования

Общие сведения о проекциях.
Проецирование на одну, две и три взаимноперпендикулярные плоскости.2Тест1
IIIЧертежи в системе прямоугольных проекций

Чертежи в технике.
Приемы построения чертежей в системе прямоугольных проекций.2Графическая работа №2
IVНаглядные изображения

Получение наглядных изображений.
Построение аксонорметрических проекций
Изображение окружностей в аксонометрии.
Технический рисунок3Графическая работа №3
Графическая работа №4
VАнализ чертежа. Приемы выполнения и чтения чертежей

Как анализировать по чертежу форму предмета и графический состав изображений
Чертежи и наглядные изображения геометрических тел. Правильные треугольная и шестиугольная призмы. Развертки поверхностей призм.
Анализ формы предмета по чертежу5Графическая работа №5
Тест 2
VIГеометрические построения, необходимые при выполнении простейших чертежей 2Выставка, защита проектов
VIIЭскизы и чертежи деталей

Общие сведения об эскизах. Приемы выполнения эскизов.
Выполнение чертежей по эскизам.3Графическая работа №6
VIIIСечения

Общие сведения осечениях. Определение сечения. Расположение сечений.
Сечения призмы (правильной треугольной, четырехугольной, произвольной прямой призмы)
Сечение правильной пирамиды.
Сечение цилиндра, конуса, шара.6Графическая работа №7 Графическая работа №8
IXРазрезы

Общие сведения о разрезах. Обозначения разрезов.Различие между разрезом и сечением.
Простые разрезы. Местные разрезы
Соединение на чертеже части вида и части разреза.
Особые случаи разрезов
Сложные разрезы4Графическая работа №9
XСтроительные и топографические чертежи.

Особенности строительных чертежей.
Особенности топографических чертежей.
Основные условные графические обозначения на строительных и топографических чертежах3Работа на проектами
XIИтоговое занятие1Выстав
ка
Содержание программы
I. Введение: Роль черчения в жизни человека. Чертежные инструменты, материалы и принадлежности. Основные правила оформления чертежей. Стандарты на чертежи. Формат, рамка и основная надпись чертежа. Шрифт для надписей на чертежах. Правила нанесения размеров на чертежи. Применение масштаба в черчении.
Воспитывающее значение этого раздела состоит в том, что в нем отчетливо показаны связь черчения с современной техникой и самобытная история развития чертежа в России. Учащимся важно показать, что на чертеже не одно, а несколько взаимосвязанных между собой изображений предмета и что каждое из них показывает предмет с какой либо одной стороны.
Использование исторического материала в процессе преподавания черчения в школе позволяет глубже изучить тот или иной вопрос программы, повышает интерес учащихся к изучаемому курсу. Элементы истории чертежа дают школьникам представление о развитии графики, связи с другими науками, о роли российских ученых в развитии методов изображения и совершенствовании графики.
Следует иметь в виду, что учащиеся уже многое знают об отдельных чертежных инструментах, но целесообразно показать приемы построения прямых, тупых и острых углов (1200, 300, 600, 750 и др), проведение горизонтальных, вертикальных и наклонных прямых линий и дуг окружностей.
Правила оформления чертежей установлены стандартами. Для формирования целостного представления о чертеже, его оформлении, линиях и т.д. целесообразно демонстрировать учащимся образцы конструкторских документов.
II. Способы проецирования. Общие сведения о проекциях. Проецирование на одну, две и три взаимно перпендикулярные плоскости проекций.
Основное значение данной темы закрепить и развить у учащихся теоретические знания о способе прямоугольного проецирования и показать практические приемы выполнения чертежей в системе прямоугольных проекций.
Начать изучение этого раздела целесообразно с определения процесса проецирования, на основе чего ввести понятие проекция как результат этого процесса. Опираясь на общие сведения о проецировании и проекции, формируем понятие и навыки построения чертежей сначала на одну, затем на две и три плоскости проекций.
III. Чертежи в системе прямоугольных проекций. Прямоугольное проецирование как основной способ построения изображений. Расположение видов на чертеже. Приемы построения чертежей в системе прямоугольных проекций. Последовательность построения чертежа детали.
В процессе изучения теоретического материала и выполнения графических заданий учащиеся знакомятся с названиями видов, расположением их на чертеже согласно правилам стандарта учатся делать выводы о достаточном количестве видов на чертеже для полного выявления формы и размеров детали. Моделирование по чертежу из пластилина, картона, проволоки развивает пространственное мышление учащихся.
IV. Наглядные изображения. Получение наглядных изображений. Положение осей. Построение аксонометрических проекций. Аксонометрические изображения плоских фигур. Изображение окружностей в аксонометрии. Построение овала, вписанного в ромб. Технический рисунок.
При изучении аксонометрических проекций основной упор делается на способы построения этих изображений. Материал изучается в параллельном сопоставлении, подчеркиваются общие принципы построения фронтальной диметрической и изометрической проекций объектов. Анализируется поэтапное построение для формирования знания алгоритма построения аксонометрических проекций.
Построение в аксонометрии начинают с изображения плоских фигур оснований этих предметов или граней. Поэтому надо разъяснить учащимся правила изображения наиболее часто встречающихся плоских фигур.
V. Анализ чертежа. Приемы выполнения и чтения чертежей. Как анализировать по чертежу форму предмета и графический состав изображений. Чертежи и наглядные изображения геометрических тел. Призма. Правильные треугольная и шестиугольная призмы. Развертки поверхностей призм. Пирамида. Правильная четырехугольная пирамида. Развертка поверхности пирамиды. Цилиндр. Конус. Развертка поверхности цилиндра и конуса. Шар. Анализ формы предмета по чертежу. Изображение точек, лежащих на поверхности предмета. Вырезы на геометрических телах.
Анализ графического материала ведется по двум направлениям. Первое мысленное расчленение изображенного предмета на отдельные составляющие его геометрические тела, т.е. анализ геометрической формы предмета по чертежу. Второе определение графических построений, необходимых для выполнения изображений предмета, т.е. анализ графического состава изображений. Оба эти направления анализа необходимы в процессе графической деятельности, так как любая графическая задача на построение решается на основе знания плоских и пространственных геометрических фигур.
Изображение геометрических тел (прямоугольные проекции, наглядные изображения), построение разверток поверхностей имеет большое пропидевтическое значение для изучения свойств этих тел в стереометрии, способствуют развитию пространственных представлений, лучшему пониманию формы предметов. Рассматривание демонстрационных моделей, самостоятельное изготовление геометрических тел, выполнение упражнений на предметах представляющих собой сочетание нескольких геометрических тел, раскрашивание граней деталей и их проекций позволит преодолеть формальное восприятие учащимися изучаемого материала.
VI. Геометрические построения, необходимые при выполнении простейших чертежей Деление окружности на равные части (4, 8, 3, 6, 5 и т.д.). Сопряжение.
Учитывая, что многие геометричекие построения изучались по мере практической необходимости в них при выполнении чертежей предметов, упор необходимо делать на анализ графического состава изображений с той целью, чтобы учащиеся могли определять, какими именно должны быть эти построения. Необходимо обучать школьников рациональным приемам построений, выбору чертежных инструментов, а для этого уместно показать разные способы построений. Например, деление окружности на равные части можно производить с помощью циркуля и линейки, применяя линейку и прямоугольные треугольники и, рассчитав углы по формуле, воспользоваться транспортиром. В любом случае анализируем удобство выполнения построения и его точность.
VII. Эскизы и чертежи деталей. Общие сведения об эскизах. Материалы, необходимые для выполнения эскиза. Приемы выполнения эскизов. Выполнение чертежей по эскизам.
Необходимо формировать у учащихся навык наблюдения предмета с целью выполнения его чертежа, умение мысленного преобразования положения предмета с целью нахождения более удобного его расположения.
Весь процесс наблюдения предмета включает следующие этапы:
(До начала выполнения эскиза.)
Беглое рассмотрение предмета со всех сторон, для того чтобы получить представление об общей его форме.
Внимательное изучение частей предмета, уточнение формы и положения выступов, углублений, отверстий и т.п.
Повторный беглый осмотр предмета, установленного в таком положении, в каком будет с него снят эскиз.
(В процессе выполнения эскиза.)
Периодический осмотр предмета с целью уточнения формы какой-либо его части.
(После окончания выполнения эскиза.)
Внимательное рассмотрение формы предмета для проверки полноты и правильности выполнения изображений.
VIII. Сечения. Общие сведения о сечениях. Расположение сечений. Штриховка в сечении. Сечение геометрических тел (призмы, пирамиды, цилиндра, конуса, шара).
Не всегда изученные ранее изображения виды детали дают полное представление о форме и особенностях этого объекта. Изображение предмета, полученное при мысленном расчленении предмета одной или несколькими плоскостями (сечение) дает более полную информацию.
Для развития чертежных навыков, пространственного мышления будут уместны задания следующих типов:
1) вычертить только главный вид с наложенным сечением,
2) начертить вынесенное сечение,
3) найти ошибки в сечениях,
4) построить сечение тех участков предмета, в которых изображены секущие плоскости. Задания 1 и 2 можно выполнять от руки.
Материал, связанный с сечениями геометрических тел является пропидевтическим. В курсе стереометрии при решении многих задач часто приходится строить сечение призмы, пирамиды плоскостью, проходящей определенным образом. Поэтому уместно обсудить какой многоугольник может получиться в сечении призмы (пирамиды) в случае если секущая плоскость параллельна основанию или нет, проходит через ребро и точку, три точки и т.п. Необходимо показать, как строится сечение многогранника с применением следа секущей плоскости на плоскости основания. Выполнение несложных упражнений значительно расширит пространственные представления учащихся.
Рассмотрение материала связанного с сечением тел вращения расширяет представления учащихся об особенностях пространственных тел, позволит показать связь с алгеброй, а именно с функциями второго порядка. Построение сечений цилиндра и конуса достаточно сложно, но учащимся можно показать, как это производится.
IX. Разрезы. Общие сведения о разрезах. Обозначения разрезов. Различие между разрезом и сечением. Простые разрезы. Местные разрезы. Соединение на чертеже части вида и части разреза. Особые случаи разрезов. Сложные разрезы.
Изучение материала проводится с достаточным количеством иллюстраций для более полного формирования представлений о разрезах и их отличии от сечений. Учащиеся знакомятся с классификацией разрезов, выполняют графические работы. Темы отмеченные могут быть рассмотрены обзорно.
X. Строительные и топографические чертежи. Понятие об архитектурно-строительных чертежах. Фасады, планы, разрезы, масштабы. Особенности строительных чертежей. Особенности топографических чертежей. Основные условные графические обозначения на строительных и топографических чертежах.
В начале изучения темы даются общие понятия, относящиеся к строительным чертежам, рассматриваются их особенности, сравниваются с машиностроительными чертежами. Уделяется внимание рассматриванию строительных чертежей, их чтению. Учитывая особенность изучаемого материала, занятия можно проводить в игровой форме, можно предложить учащимся работу над проектами, начертить генеральный план школы, дачи, типовой проект детского сада, детской площадки и т.п., изготовить макеты по готовым планам.
Изучение топологических чертежей так же может сопровождаться работой над групповыми и индивидуальными проектами учащихся.
XI. Итоговое занятие. Защита проектов, организация выставки моделей, макетов и т.д.
Методическое обеспечение программы:
Список графических работ
Графическая работа №1: Чертежные шрифты. Оформление чертежа.
Коментарий: Работу выполняем на чертежных листах А4.
Графическая работа №2: Моделирование по чертежу.
Коментарий: Изготовление деталей производится по готовых чертежам из картона, пластилина, проволоки.
Графическая работа №3: Построение аксонометрических проекций плоских фигур.
Коментарий: построения можно выполнять в тетрадях в клеточку.
Графическая работа №4: Технический рисунок
Графическая работа №5: Изображение геометрических тел. Построение их разверток.
Графическая работа №6: Построение эскизов по чертежам.
Графическая работа №7: Построение сечения детали.
Графическая работа №8: Построение сечений многогранников.
Графическая работа №9: Разрезы
Ресурсное обеспечение программы
Список используемой литературы
Ботвинников А.Д., Виноградов В.Н. Черчение, 7-8 класс, 2004 год, Москва
Гордеенко Н.А., В.В. Степанова Черчение, 9 класс, 2004 г. Москва
В.Н. Виноградова Черчение, 7-8 класс, 1986 год
В.О. Гордон, М.А. Семенов Огиевский Курс начертательной геометрии, 1977 год
С.Н. Боголюбов, Воинов А.В. Машиностроительное черчение, 1976г. Москва
А.А. Чекмарев, В.К. Осипов Справочник по машиностроительному черчению, 2002 год, Москва, Высшая школа
Ботвинников А. Д., Виноградов В. Н. Черчение в средней школе Пособие для учителя М.: Просвещение, 1984.
Ботвинников А. Д., Вышнепольский И. С. Черчение в средней школе: Пособие для учителя М.: Просвещение, 1989.
Методические и практические материалы для уроков черчения выполнены Лимониным Александром Григорьевичем - учителем черчения МОУ `Макарьевская СОШ`. http://limonin.ucoz.ru/index/0-10
Онлайн учебник http://www.cherch.ru/
В помощь учителю ИЗО и черчения http://pedagogu.ucoz.ru/news/1-0-2
Добавила:
Ирина Александровна Матюхина
Ирина Александровна Матюхина


ЭТОТ МАТЕРИАЛ В ИНТЕРНЕТЕ

Просмотр ссылок доступен только зарегистрированным пользователям


ОБСУЖДЕНИЕ


Комментариев пока нет

Прокомментируйте!

Выскажите Ваше мнение:

Зарегистрироваться




Вакансии для учителей









  Copyright © ПроШколу.ру 2007-2024. Все права защищены.   О проекте | Реклама | Статистика | Контакты | Translate
Использование материалов данного ресурса допустимо только с письменного разрешения администрации сайта.

Поиск по порталу













Новые комментарии



Валентина Васильевна, Вы уж простите, на фото трудно понять - натуральный букет, или Ваше мастерство... Если первое - то просто изумительная по красоте композиция, надолго захватывающая взгляд.. Ну а если второе - то изумительно в кубе, хотя бы потому, что отличить от живых цветов практически невозможно. Моя жена в последнее время увлеклась этим красивым делом - изготовлением цветов, красота по всей квартире, как у Матроскина молоко. Спасибо за настроение в эти сложные времена, красота, она вечна и непобедима!
Спасибо!
А я тут вот, буквально сегодня, изучал историю `Белых акаций...` Сколько противоречий, сколько `непоняток`, сколько ставшего обязательным оскорбительного ёрничества по поводу истории своей страны.... Хотя история интересная своим многообразием этих самых противоречий. И фактически так и не нашёл истоков, все авторы статей трактуют по своему. Кто написал первый текст, музыку? Кто потом кардинально переделывал тексты, подгонял музыку. Современный вариант пошёл от `Дней Турбиных` В.Басова, а вот раньше... Варианты Красной армии, варианты Белой армии, изначальный вариант 1903года... да и мелодии не очень то убедительно идентичны... Вобщем, наворочено... А хочется собрать целостную картинку.. Будем искать дальше...
Подари мне хризантемы - Белые как снег, С горьким запахом метели, Слез остывших след. Явью или сновиденьем Ты ко мне вернись, Горьким запахом и прелью - В осень обернись. Тихим утренним туманом Подойди ко мне И согрей меня губами В зябкой тишине. Copyright: Л.Текьерос 5841695-a151550
Царский букетик! Все цветочки узнаваемы! Весенние! Отлично подобраны фоновые тона! Все сделано со вкусом! Молодец, Валюша!
Астры, астры, господа!(с) 6561221-a151550 Понравилось с первой строки....и все стихотворение в целом! Учтем на будущее и твое предложение, Дима, заключенное в последней строфе... СУПЕР! Огромное СПАСИБО за твои авторские стихи! Вот бы про них Галина Улетова узнала как-то и включила их в свой репертуар... Хотя она сама тоже пишет стихи...у нее много наград... Современная наша ЗВЕЗДОЧКА ! https://goo.su/zhEKK Здесь обалденный репертуар. Удобно слушать, переключение на автомате... занимаешься своими делами и наслаждаешься романсами...давно, кстати, не слушала... БЛАГОДАРЮ СЕРДЕЧНО!





















 



http://www.roscomsport.com/

https://proshkolu.ru/user/robot/blog/568472/

https://roscomsport.com/

https://roscomsport.com/